Сайт "Дистанционный консалтинг" представляетновоепособиедляделовыхлюдей —«Управление
качеством» . Каждый предприниматель сталкивался с проблемой
конкурентоспособности, которая сегодня зависит, в первую очередь, от качества
продукции и соизмеримости ее цены с предлагаемым качеством. И если вы способны
внедрить современные технологии управления качеством быстрее, чем конкуренты, у
вас появится реальный шанс оставить их позади.
Пособие «Управление качеством» обратит внимание на
актуальность совершенствования качества продукции или услуг тех, кто еще не
понял всей важности этой проблемы. А для того, кто уже задумался о повышении
качества своей продукции, но не знает, что можно предпринять именно в его
ситуации, наше пособие станет руководством к действию. В пособии подробно
рассмотрены современные концепции и модели управления качеством;
инструменты планирования и контроля качества на производственном
предприятии. Отдельный раздел посвящён самостоятельнойоценке качества работ и планированию деятельности
предприятия. В Приложении собраны все законодательные акты,
составляющие правовые основы управления качеством, стандартизации и сертификаци
в России.
Преобладающее
большинство занятого в экономике населения работает на предприятиях численностью
менее 500 человек. Однако практически все исследования, касающиеся вопросов
управления, ориентированы на менеджеров крупных структур. Поэтому возникает
необходимость рассмотреть особенности управления малыми
предприятиями.
Вместе
с тем, несмотря на относительный рост численности персонала и объема выпускаемой
продукции на малых предприятиях по сравнению с крупными, доля прибыли последних
в общем объеме неуклонно растет.
Объяснение
подобного рода эффектов лежит в области макроэкономики и выходит за рамки
настоящего курса, однако мы можем отсюда заключить, что положения менеджера
крупной компании и менеджера мелкого предприятия различаются не только уровнем
их заработной платы или размахом работы, но и рядом других качеств, которые
рассмотрим несколько подробнее.
Например,
в нашей стране важным моментом является реакция руководителя на вынужденную
замену. Влияние вынужденной замены на работу менеджера особенно заметно на
отечественных предприятиях машиностроительных отраслей. Ситуации, когда
отсутствуют нужное сырье, необходимая комплектация, выходит из строя уникальное
оборудование, настолько распространены, что являются нормой для повседневной
деятельности администрации. При отсутствии "вдруг" на предприятии, например,
резисторов (конденсаторов, болтов, резины, клея и т. д.) требуемой марки работа
не останавливается — происходит процесс вынужденной замены. Либо в ущерб
качеству требуемый резистор меняют на резистор похуже, либо используют более
качественный (например, более долговечный, хотя в данном случае долговечность
может быть не критичным параметром) и дорогостоящий. Таким образом, риск потери
в качестве или в затратах не приводит к остановке в
производстве.
Процедура
вынужденной замены пронизывает всю работу предприятия. Функции подсобного
рабочего, находящегося в загуле, выполняет квалифицированный станочник (бывает и
наоборот, но реже), неисправное оборудование одного типа меняют на менее
производительное оборудование другого типа и т. д.
Происходит
замена поставщиков и потребителей, разработчиков и смежников, потребляемых
ресурсов и выпускаемой продукции и т. д.
В
рыночной экономике подобного рода явления существенно сглажены, но в переходный
период с ними необходимо считаться. Поэтому следует иметь в виду, что если в
настоящее время крупные предприятия относительно устойчивы и способны, пусть и с
потерями, выдержать процесс вынужденной замены, то малым фирмам оперативно
произвести замену порой просто нечем. Статистики разорения малых фирм в нашей
стране не ведется, но можно предположить, что процент обанкротившихся малых
предприятий из-за неприспособленности к требуемым заменам достаточно
велик.
Почему
же малые фирмы, находясь в условиях, куда менее привилегированных, имея гораздо
меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, тем
не менее отвоевывают свою долю на рынке? Вероятно потому, что малые
предприятия имеют свои достоинства. Эти достоинства не слишком бросаются в
глаза, но они весьма существенны.
Прежде
всего, это известный предпринимательский дух. Люди, пришедшие работать на
малое предприятие, гораздо ощутимее чувствуют успехи и неудачи фирмы. По данным
многих исследований, производительность труда у работников предприятий с
численностью занятых менее 500 человек по крайней мере на 50% выше, чем на
предприятиях с числом занятых свыше 4,5 тыс. человек.
Существует
множество критериев отнесения предприятия к группе малых: численность
работающих, объем продаж, величина капиталовложений и т.
д.
С точки зрения вопросов
управления к малым имеет смысл относить предприятия, которые управляются
одним-двумя руководителями, что обеспечивает оперативность
управления.
Другим
не менее важным преимуществом малых фирм является более высокая скорость
прохождения информации. В первую очередь это обстоятельство объясняется
значительно меньшим объемом информации на малых фирмах. Менеджеры крупной
компании на различных уровнях управления в условиях дефицита времени и
интенсивного потока информации вынуждены подразделять информацию на срочную и
долговременную (которая иной раз попадает под "сукно"), причем вероятность того,
что в разряд последней попадет срочная информация, достаточно велика, а не
принятое, равно как и невыполненное, вовремя решение оборачивается значительными
потерями. Менеджер мелкой фирмы может себе позволить подходить ко всей
информации относительно равноценно, что существенно снижает риск возможных
потерь.
Кроме
того, наличие большого числа уровней управления в крупных корпорациях
увеличивает протяженность между объектом и субъектом управления, что
также снижает оперативность в работе. Хотя компьютеризация и внедрение
различного рода гибких организационных структур в определенной степени
компенсируют эти недостатки, преимущества малых фирм в этом отношении
очевидны.
Все
сотрудники на виду, их работа происходит на глазах у всего предприятия.
Поскольку фирма может постоянно пребывать в зоне риска (а средний срок жизни
малых фирм— шесть лет), то это стимулирует сотрудников на непрерывные поиски
улучшений.
Недаром
существует достаточно тесная корреляционная связь между размерами фирм и
нарушениями трудовой дисциплины, текучестью кадров и другими сопутствующими
явлениями. Работая в огромном коллективе, менеджер сталкивается с массой
вопросов, которые легче всего решаются их дроблением.
Если
малое предприятие не является дочерней организацией и предоставлено само себе,
то оно имеет гораздо большую маневренность, поскольку ограничения,
накладываемые головной компанией, не сковывают ее. Однако при неудачах
отсутствуют страховка и поддержка, которые головная компания оказывает дочерним
фирмам.
Следующий
выпуск рассылки с материалами пособия "Менеджмент для предпринимателей" выйдет
5
марта.
Напоминаем, что публикуемые в рассылке и многие другие учебные
материалы располагаются на сайте "Дистанционный
консалтинг". В разделе "Вопросы и ответы"
сайта вы также можете задать интересующий вас
вопрос специалистам Московского агентства по развитию предпринимательства, а
на Конференции обсудить
актуальные для вас темы и поделиться своими замечаниями и пожеланиями по
данной рассылке.