Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Пэчворк использует иную систему мышления, чем лоскутное шитьё


Лоскутное шитьё

Давно хотелось поговорить на такие тему как, пэчворк, квилтинг и лоскутное шитье. Определить между ними разницу, и то, почему нас принуждают к тому, чтобы приравнивать лоскутное шитье к пэчворку и квилтингу? Эти вещи никак нельзя ставить на один уровень в силу того, что и по своему историческому происхождению, и по их современным проявлениям они слишком далеко отстоят друг от друга. Лоскутное шитье ведёт свою родословную из наших краёв, а вот пэчворк и квилтинг, это чужеземное явление. И в этом нет ничего ни плохого, ни хорошего. В каждой из техник можно создавать прекрасные изделия и даже довести их до уровня произведений искусства. Примеров тому много. Однако, всё же следует чётко понимать, что для того, чтобы творческая работа стала возможной, необходимо очень хорошо осознавать сущность каждой из техник.

На современном этапе наши девочки изучают всего-навсего только техническую сторону данных видов прикладного искусства, которая касается больше всего только способов кройки и шитья, что не предоставляет им возможность перешагнуть ремесленную черту и встать на путь творческий. В целом, если быть объективным, то работа, которой занимаются так называемые мастерицы лоскутного шитья, на самом деле является работой обычной швеи, но никак не человека творческого. Вся разница только в том, что для кроя используются готовые схемы, и почти все они создаются на уровне геометрического повторения какого-либо модуля в рамках большого полотна. Работа чисто механическая, но требующая усидчивости и скрупулёзности. За такую работу можно памятник ставить многим лоскутницам, но, только памятник ремесленного трудяги, ломовой лошади, а не человека-творца.

Так что же нужно для того, чтобы выйти из под давления ремесленного? Нужно изменить своё сознание, понять, что работа работе рознь. Художник, который сотворит произведение искусства из ткани, внешне ничем не будет отличаться от той же лоскутницы, которая строчит на своей швейной машинке блоки, многократно тиражируя их. Но вот процесс подготовки, сама система мышления при составлении композиции будущей картины будет разной. Казалось бы,- ну и что, что художник иначе думает, в результате-то всё одно выходит? А вот и не так совсем. Система мышления меняет всё. И это легко доказать. Оперируя с одними и теми же техническими приёмами, при использовании различных художественных средств выражения получаются в результате совершенно не сопоставимые между собой произведения. Одно из них будет шитые куски тканей, второе,- произведение искусства. Обо всём это я рассказываю и наглядно показываю на своих практических курсах по обучению композиции в лоскутном шитье.

Но, давайте тут, как говорится, не отходя от кассы, рассмотрим немного простенький пример того, что может дать в техническом плане, изменение идейного акцента в какой-либо технике. Чуть выше мы говорили о такой технике как пэчворк. Многие ставят между ней и лоскутным шитьём знак равенства. Ну что ж, в некотором смысле можно и это принять. И там и тут работа ведётся с лоскутками, однако… Пэчворк – это то, что по-русски следовало бы назвать «искусством ставить заплатки». Таким нам и представляется этот вид декоративно-прикладного… ремесла, и именно под этим углом он и ведёт свою уничтожительную работу против того, чтобы женщины расширили своё сознание за пределы заплаток и стали создавать произведения искусства. Именно накладывание заплаток или их сшивание-пришивание друг к дружке и даёт в результате то, что на современном уровне многие называют «пэчворк». Но, если вдуматься в сущность или этимологию русского словосочетания «лоскутное шитьё», нам придётся признать, что оно более широкое по смыслу, чем простое «шитьё заплаток», или даже «сшивание заплаток в отдельное полотно».

Лоскутное шитьё это как целая отрасль, причём по сути своей отделившееся от простого, обычного шитья, в силу того, что требует немного иного к себе отношения, чем шитьё в рамках одеждостроения. Почему мы дерзнули на такое утверждение? А вы попробуйте представить себе только одну вещь,- измениться ли ваше сознание при мысли о том, что вам придётся сшить не просто несколько идентичных или даже одинаковых кусочков или лоскутков вместе, или же, что ещё менее привлекательно (с моей точки зрения), пришить заплатку, а придётся создавать отдельное произведение искусства? Уже одна эта мысль должна привести к тому, что у вас полностью измениться и сознание, и отношение к выполняемой работе. Наши бабушки вполне могли себе позволить такое смещение сознания, при котором они переставали думать о лоскутках, как об отбросах, а рассматривали лоскут как элемент будущего предмета быта,- будь то одеяло, юбка или какой-либо иной предмет. Западная же женщина себе такое позволить не могла, в силу многих причин. Для неё лоскуток был лоскутком и не более. Что вполне читаемо из этимологии слова «пэчворк». Они работали из чувства бережливости, то есть в основе пэчворка стоит корысть, а наши бабушки шили даже заплатки, не только ради бережливости, ибо, если кто помнит своих прабабушек, даже заплатку ставить старались не абы дыру прикрыть, а так, чтобы она что-то выражала.

В моих курсах, я, прежде всего предлагаю изменить своё мышление, перестать думать стереотипно, и начать перестраивать своё сознание так, чтобы оно возвратилось к своему естеству, то к тому первоначальному состоянию, которое даровано каждому из нас от природы. Работа, связанная с композицией, в этом случае, будет происходить как бы сама собой, так, будто бы и придумывать ничего не нужно. Всё выстраивается в единую систему,- начиная от взгляда на окружающее, и заканчивая переносом увиденного в лоскутное произведение. Девочки с правильно поставленным сознанием не испытывают никаких трудностей ни при составлении геометрических композиций, ни при создании произведений на уровне художественной картины. Правда, чаще всего, после прохождения курсов, всем становится скучным работать в «геометрии».


В избранное