Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Готовимся заранее: EГЭ, сочинение в школе и вузе


Информационный Канал Subscribe.Ru

Ресурс "Культура письменной речи"

Экзамен по русскому языку и литературе. Готовимся заранее

Выпуск 41

6 декабря 2005 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

В выпуске:

1. ЭКЗАМЕН 2006: о подготовке к проведению итоговой аттестации по литературе в 2005-2006 учебном году в устной форме - форме защиты реферата
2. Словарь литературоведческих терминов
3. Конкурсы
4. Информация

ЭКЗАМЕН 2006


      I. Реферат (от лат. referre – докладывать, сообщать) – 1) краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги; 2) доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных или других источников (например. других докладов или сообщений по теме реферата).
      Ученический реферат – это творческая работа учащегося, в которой на основании краткого письменного изложения и оценке различных источников проводится самостоятельное исследование определённой темы (проблемы).
      Реферат позволяет проверить не только знания учащихся, но и их умения самостоятельно находить учебный материал, работать с источниками информации, что предусмотрено Образовательным стандартом, предлагать собственные аргументированные оценки этих источников, собственную интерпретацию художественных текстов и прочитанных литературоведческих, историко- литературных, критических материалов и др.
      Форму устной аттестации по литературе выбирает образовательное учреждение, а реферирование – это сложная для школьников работа, требующая высокого уровня подготовки и хорошо сформированных интеллектуальных умений работы с текстами разных стилей и жанров, поэтому экзамен в форме защиты реферата может быть предложен только учащимся, которые освоили учебный материал на «4» и «5», обладающим аналитическими способностями.

      II. Тема реферата определяется в начале учебного года (не позднее первой декады октября), до 1 ноября текущего года тема должна быть утверждена на педагогическом совете образовательного учреждения.
      Работа над рефератом предполагает предварительный выбор учащимся интересующей его темы с учётом рекомендаций учителя. Необходимое условие при утверждении темы - наличие литературы по теме (не менее 3-4 источников). Тема реферата не должна повторять программный материал, то есть рассматривать те источники, которые использовались в учебниках литературы. Поэтому очевидно, что темой реферата не могут быть темы типа «Творчество А.П.Чехова» (И.Тургенева, Л.Толстого и др.) или «Поэзия Н.С.Гумилёва» (А.Фета, Ф. Тютчева и др.).
      Тема должна содержать проблему
, которую исследует учащийся и излагает выводы о её состоянии. Например, «Ремарка в пьесах А.Чехова»; «Время и пространство в произведениях А.П.Чехова»; «Жанр идеологической повести в творчестве А.Чехова» (повесть «Дуэль»); «Музыка в произведениях А.Чехова»; «Модель мира в произведениях Н.Ст. Гумилёва».
      Поскольку устная итоговая аттестация проводится по курсу русской литературы, реферат по зарубежной литературе возможен в том случае, если для решения исследуемой проблемы необходимо сопоставление отечественных и зарубежных произведений.
      Некоторые учащиеся, проявившие особенно глубокий интерес к литературе, обладающие критическим мышлением, склонные к исследовательской работе и обоснованным оценкам, могут выполнить самостоятельное филологическое исследование с элементами анализа. Такой вид работы выходит за рамки требований, предъявляемых к реферату. В этом случае «По решению педагогического совета образовательного учреждения возможна защита тематического проекта». («Вестник образования», № 3-4, 2005г., стр. 4). Например, темы «Ланнеровский вальс в произведениях И.С. Тургенева («Дым», «Как хороши, как свежи были розы» ); «Типология образов крестьян в творчестве В.Шукшина» могут быть исследованы в этом жанре.
      При определении источников реферата следует учитывать наличие в этих источниках развёрнутой интерпретации или анализа историко-литературных фактов, особенностей творчества писателей, эстетических закономерностей развития литературы или эстетических и мировоззренческих особенностей отдельных художественных произведений. Например, энциклопедическая или словарная статья не может быть источником для реферата. Точно так же не может служить источником для реферата журнальная заметка, содержащая общеизвестные факты биографии писателя.
      Реферат предполагает диалог пишущего с авторами приводимых материалов, поэтому автор реферата должен чётко сформулировать свою личную точку зрения на выдвинутую проблему. При этом необходимо учесть, что содержание реферируемого произведения излагается от имени его автора, (например, как считает Ю.М. Лотман; по мнению Ю. Айхенвальда; как предполагает Ю. Зобнин; по словам Ю. Верховского и др.). Обязательны ссылки на используемые источники.

      III. Учитель является руководителем, консультантом и помощником ученика в создании реферата. В его задачи входит помощь ученику в определении темы реферата, в организации поиска и отбора значимых источников ,а также в оформлении библиографии; обсуждение содержания реферата и содержания источников для реферирования; обсуждение композиции реферата, речевого оформления.
      Ученический реферат может быть разделён на части, главы, параграфы и пр. Это зависит от количества используемых источников и от замысла пишущего. Но при любом композиционном делении в начале реферата учащемуся необходимо:
- сформулировать исследуемую проблему;
- определить своё отношение к ней;
- дать общий обзор литературы по теме, которая будет проанализирована в реферате.
      Следует помнить, что в реферате важно объективно и аргументированно(т. е. подкрепляя выводы и обобщения цитатами) изложить содержание источников, проанализировав научные и мировоззренческие позиции их авторов, а также высказать собственную точку зрения на источник.
      Заключительная часть ученического реферата должна содержать обобщение о наблюдениях и анализе источников и наиболее существенные выводы из этого анализа, т. е. в заключительной части реферата подводятся итоги исследования.

      Объём реферата строго не регламентируется, но он не должен превышать 12-15 страниц печатного текста (размер шрифта №14, расстояние между строчками – полтора интервала) или 20 страницы рукописного текста формата А4.

      IV. Не позднее чем за неделю до экзамена реферат сдаётся на рецензию (от лат. recensio – оценка) учителю, руководившему подготовкой реферата. Учитель пишет рецензию на реферат и составляет не более 3-4 ключевых вопросов по теме реферата.
      Защита реферата проводится в период итоговой аттестации.
      Для защиты реферата на устном экзамене ученик должен подготовить доклад (5 – 7 мин.), опираясь на рецензию учителя и те вопросы, которые будут поставлены учителем по теме реферата. Доклад готовится отдельным текстом. Доклад по реферату – это не пересказ реферата. В докладе чётко формулируется поставленная проблема, причины обращения к ней, цели реферативного исследования и выводы. Речь школьника во время доклада должна соответствовать стилевым особенностям языка реферата и включать в себя ту терминологию, которая используется в реферате.
      После доклада ученика аттестационная комиссия может задать докладчику дополнительные вопросы по теме реферата. Завершает процедуру защиты выступление учителя-предметника.
      Решение об оценке реферата комиссия выносит в отсутствие учащегося. При этом учитывается:
- необходимость, достаточность и значимость использованных в реферате источников;
- содержание реферата, ясность изложения и глубина проработки источников;
- самостоятельность в работе над рефератом;
- оригинальность подходов в решении проблемы;
- речевая культура реферата и устного доклада;
- грамотность; - оформление работы (в том числе наличие правильно оформленной библиографии).



Пример реферата, получившего в 2005 году оценку «отлично» "Николай Гумилев: модель мира", опубликован на сайте www.gramma.ru.


По материалам gramma.ru

ИНФОРМАЦИЯ



Наш сайт принимает участие в конкурсе "ГРАМОТНО, ПО-РУССКИ!".
Если вам интересен и полезен наш ресурс, проголосуйте, пожалуйста, за нас!



СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


      Опубликована новая полная версия Словаря литературоведческих терминов (Автор-составитель С. Белокурова, © 2005 г.) Он включает более 440 словарных статей об основных терминах и понятиях теории и истории литературы, объясняет их происхождение и дает современное толкование. В словник включены такие новейшие и не находившие отражения в предшествующих изданиях подобного типа понятия, как альтернативно-историческая проза, андеграунд, интертекстуальность, гипертекст, массовая литература, китч, римейк, хронотоп и др.
      Полную версию словаря вы можете прочитать на сайте, в рассылке же будут публиковаться его фрагменты, содержащие ключевые термины и понятия.


АБСТРАКЦИОНИЗМ - (от лат. abstraktus - отвлеченный) - авангардистское (см. Авангардизм) течение в изобразительном искусстве XX века. Представители А. декларируют, что они не отражают действительность, а творят свою собственную "новую реальность", принципиально отказываясь от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Авторы А. оперируют исключительно формальными элементами: линиями, цветовыми пятнами, отвлеченными конфигурациями и т. п.

АБСУРД - (от лат. absurdum - нелепость, бессмыслица) - способ изображения действительности, для которого характерны подчеркнутое нарушение причинно-следственных связей, гротескность, продиктованные стремлением продемонстрировать нелепость и бессмысленность человеческого существования (например, поэтические опыты ОБЭРИУтов).

АВАНГАРДИЗМ (АВАНГАРДНОЕ ИСКУССТВО, АВАНГАРД) - (от фр. avant-garde - передовой отряд) - широкое понятие, объединяющее экспериментальные, принципиально разрывающие связи с классической традицией, подчеркнуто новаторские поиски в искусстве XX в. Включает в себя такие направления, как футуризм (см.), экспрессионизм (см.), сюрреализм (см.) и др. Общие черты: отказ от норм изобразительности, свойственных реализму (см.), часто - от завершенности произведения, субъективизм, стремление к новизне форм, выразительных средств. Поиск новых художественных средств ("выразить невыразимое"), с точки зрения представителей А., является самоценным и самодостаточным. Нередко целью произведения А. становится воздействие на публику, эпатаж. К представителям А. относят, в частности, В. Маяковского в поэзии, Сальвадора Дали в живописи. Противопоставлено понятию модернизм (Ср. МОДЕРНИЗМ).


КОНКУРСЫ


      ПРОХИНДЕЙ - "Рамаяна", ОГОЛЕЦ - стриптизёр, ВЕРСТАК - спидометр...

     Завершен очередной этап конкурса веселых этимологий. Мы поздравляем победителя конкурса Андрея Парошина (Москва), а также Машу Фролкову (Львов) и Елену Каныгину (Москва), занявших второе и третье места. Приглашаем всех прочитать новые толкования в "Веселом этимологическом словарике", а также принять участие в новом этапе конкурса.

ИНФОРМАЦИЯ

      В разделе "Книжные новинки" - новые поступления: словари, книги и мультимедийные материалы, учебные пособия по русскому языку и литературе.

     Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены ABL2001-2005.
Воспроизведение материалов допускается только c разрешения администрации
и со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.education.lit
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное