Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Готовимся заранее. Сочинение в школе и вузе.


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Ресурс "Культура письменной речи"

Готовимся заранее. Сочинение в школе и вузе.

Выпуск 4 14 ноября 2001 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

      Этим выпуском мы продолжаем рассылку, материалы которой предназначены в первую очередь для помощи школьникам, абитуриентам, студентам в подготовке к устному и письменному экзамену по русскому языку и литературе в школе и вузе: сочинение, изложение, диктант, тесты. Здесь мы прокомментируем темы письменных работ, вопросы билетов для устного экзамена, дадим рекомендации, покажем примеры сочинений, постараемся сделать все для предупреждения типичных речевых и грамматических ошибок. Предыдущие двенадцать выпусков этой рассылки можно найти в нашем архиве на www.gramma.ru
     Если при перечислении вопросов расылки мы что-то упустили, напишите нам. Если вас заинтересовали рассылки нашего сайта по другой тематике, вы сможете подписаться, используя представленную ниже форму или форму подписки на сайте.

Говорим и пишем правильно
Язык деловых бумаг (особенности, нормы и правила)
Анонсы недели (новости сайта)
Архив рассылок

В выпуске:
1.Типичные ошибки: логические, грамматические и синтаксические ошибки
2.Козлы в театре
3.Перлы


Типичные ошибки

Логические ошибки


      Нарушение последовательности (логики) изложения приводит к появлению логических ошибок. Логические ошибки состоят в нарушении правил логического мышления.
      К этому типу ошибок относятся следующие недочеты в содержании работы:
      1) нарушения последовательности высказывания;
      2) отсутствие связи меду частями и предложениями;
      3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
      4) раздробление одной микротемы другой микротемой;
      5) несоразмерность частей высказывания;
      6) отсутствие необходимых частей;
      7) перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
      8) неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица).

Грамматические ошибки

      Грамматические ошибки - это неcоблюдение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении. Грамматические ошибки могут быть трех видов:       Словообразовательные. Нарушена структура слова: "беспощадство", "бессмертность", "заместо", "публицизм".
      Морфологические. Ошибки, связанные с ненормативным образованием форм слова. К этому виду ошибок относятся:
      а) ошибки в образовании форм существительных: "облеки", "англичаны", "два знамя", "на мосте", "Гринев жил недорослью", "Он не боялся опасностей и рисков", "Во дворе построили большую качель";
      б) ошибки в образовании форм прилагательных: "Один брат был богатей другого", "Эта книга более интересная";
      в) ошибки в образовании местоимений: "Я пошел к ему", "ихний дом";
      г) ошибки в образовании глагола: "Он ни разу не ошибился", "Мама всегда радовается гостям", "Вышев на середину комнаты, он заговорил", "В дальнем углу сидел улыбающий ребенок";
     
д) неправильное конструирование видовой пары, чаще всего парного глагола несовершенного вида: "Мы с братом отпиляем все лишние ветки, ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее".

      Дополнительные сведения о типологии ошибок и методах их исправления смотрите в разделах сайта "Лексика" и "Морфология".

Синтаксические ошибки

      Синтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.

Ошибки в структуре словосочетаний:

  • Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением: "Нынешнее летом я был в степном Заволжье".

  • Нарушение управления. Ошибки в беспредложном управлении (неправильный выбор предлога): "Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладный ствол".

  • Неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге: "Он был похож на смертельно усталым человеком".

  • Пропуск предлога: "Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле".

  • Употребление лишнего предлога "Жажда к славе".

  • Пропуск зависимого компонента словосочетания: "Снова садится в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать".


Ошибки в строении и значении предложения:

  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: "Но не вечно ни юность, ни лето", "Солнце уже села, когда мы вернулись".

  • Отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ: "Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд".

  • Синтаксическая двузначность: "Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись".

  • Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения: "Гринев видит, как Пугачев садился в карету".

Ошибки в простом двусоставном предложении:

  • Подлежащее:
    - Местоименное дублирование подлежащего: "Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца".
    - Нарушение согласования подлежащего и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении: "Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей".

  • Сказуемое:
    - Ошибки в конструировании сказуемого: "Все были счастливые".
    - Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным, количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным местоимением: "Я с мамой остались дома", "В комнату проникли сноп лучей солнца".
    - Местоименное дублирование дополнения: "Многие книги их можно читать несколько раз".

  • Определение:
    - Неправильное использование несогласованного определения: "Справа висят светильник и мой портрет из садика".
    - Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения: "Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг".
    - Неверный выбор морфологической формы обстоятельства: "Я учу уроки на столе" (за столом).

Продолжение следует...

      Если в процессе работы с нашими рекомендациями и заданиями у вас возникли вопросы - задайте их нам на сайте www.gramma.ru


по материалам www.gramma.ru

А вы знаете, что...


Козлы в театре

      Нет, речь сейчас пойдет не о козлетоне и не о другом просторечном выражении петь козлом (или драть козла). Напротив, мы сейчас перейдем к рассмотрению таких возвышенных слов, связанных с театром, как трагедия и каприччо.

Что такое трагедия - мы знаем все. А вот какова этимология этого слова, видимо, знают не все. В древнегреческом языке (а трагедия, как известно, родилась именно в Древней Греции) слово tragos [трагос] означало «козел», ode [о:дe:] - «песнь» (отсюда в русском языке берет начало слово ода). Таким образом, tragodia [траго:диа] - «трагедия» буквально значило «песня козлов». Какое же отношение могли иметь козлы к театру? Оказывается, самое непосредственное. Древнейшие театральные постановки были неразрывно связаны с культом греческого бога плодородия Диониса. Сначала на этих постановках излагались различные предания о Дионисе в форме диалога между хором и его предводителем - корифеем. Хор обычно состоял из сатиров - козлоногих спутников Диониса. Актеры, изображавшие сатиров, этих полулюдей-полукозлов, были наряжены в козьи шкуры. Пение хора козлоногих сатиров и получило первоначальное название tragodia. Впоследствии развитие трагедии продолжалось, но старое название сохранилось до наших дней.

Другим «козьим» словом, пришедшим в русский язык на сей раз из итальянского языка, является слово каприччо. В основе этого музыкального названия, как, кстати, и в основе слова каприз, лежит итальянcк. capra [капра] «коза». Что же общего между каприччо и капризом? Свободный, полный неожиданных оборотов характер музыки как бы передает своенравные повадки козы. Что же касается каприза, то это, если угодно, проявление козьего характера...

      "Космос и косметика" (прочитать)

 
Перлы
Л.Н. Толстой "Война и мир"
  • Одним из средств раскрытия образа являются монологи князя Андрея с Пьером, внебрачным сыном старого графа, в которых раскрывается внутренний мир князя.
  • "Самый нужный человек" в отряде, он (Тихон Щербатый) поднял "дубину народной войны" сознательно, по-деловому.
  • Стоят они (герои) особняком, как два полюса.
  • После встречи с Курагиным она (Наташа) видит себя уже матерью с ребенком.
  • Перед читателем открыта вся жизнь этого героя: от радужного детства до глубокой эволюции.
  • Как заразительна радость Наташи при возвращении брата с войны под пером Толстого.
  • Уже с детских лет в ней были зачатки материнства.
Читайте на сайте "Культура письменной речи"
 
 
     Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству специалистов. Ваши наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены © ABL-2001.
Воспроизведение материалов допускается только со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное