Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Культура письменной речи. Помощь: русский язык и литература.


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Ресурс "Культура письменной речи"
Выпуск 11 7 октября 2001 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Мы поздравляем учителей, преподавателей, всех, имеющих отношение к образовательному процессу, с праздником - Днем учителя.
Успехов вам в нелегком и благородном труде.


В выпуске:
1. Орфография
2. Готовимся заранее. Экзамен по литературе (сочинение). Типичные ошибки (продолжение)
3. Ликбез от GRAMMA.RU
4. Реформа орфографии
5. Новости "Культуры письменной речи"
6. Информация

Орфография


         Ознакомившись с морфологическим принципом орфографии русского языка, перейдем к рассмотрению ряда правил, основанных на этом принципе.

Правила правописания гласных в корне
Непроверяемые безударные гласные

      Написание безударных гласных, не проверяемых ударением, определяется по орфографическому словарю. Их содержат как русские, так и заимствованные слова:

антагонизм, апартеид, абракадабра, бадминтон, бравада, валидол, ватрушка, возражать, диапазон, каморка, каракатица, катаклизм, катастрофа, катавасия, кабала, лампас, мадаполам, макака, макулатура, мастодонт, наваждение, нафталин, панегирик, палисадник, палитра, панорама, пантеон, парапет, партитура, пластилин, трафарет, филателист, эстакада, эскалация;

абордаж, абориген, афоризм, бордюр, вояж, досконально, кобура, когорта, колибри, компоновать, конгломерат, кордебалет, корифей, кощей, новокаин, нотация, обаяние, обоняние, понтон;

вентиляция, вестибюль, деликатес, дегенерат, интеллигент, клептоман, кретин, менингит, мегера, меценат, пеликан, периферия, пескарь, президиум, резюме, снегирь, снеток, трепанг, увертюра, фюзеляж, энцефалит, эксперимент, эсперанто;

бифштекс, бриолин, винегрет, виртуоз, диабет, дифирамб, диапазон, дизентерия, дивиденд, дивертисмент, диорама, иждивение, инициатива, криминология, контингент, корифей, манипуляция, милитарист, нигилизм, нивелировать, привилегия, утилитарный, филигранный, экипировать, эликсир.

Примечание:
1. Устаревшими являются написания туннель, эксплоатация, нумер. Следует писать тоннель, эксплуатация, номер; слова нумеровать, нумерация, нумеровка, нумератор пишутся только через у.

2. Адекватными по значению являются слова ноль и нуль, но написание их зависит от формы слова: в именительном и винительном падежах допускаются написания с о и у, в остальных падежах — написание только у: равняться нулю, свести к нулю, держаться на нуле. Производные слова образуются от основы нул'- : нулевая температура, нулевой цикл, нуллифицировать, нуллификация. Только с о: ноль-ноль (в пять ноль-ноль), ноль внимания, ноль целых (хотя слово ноль здесь в именительном падеже).

Продолжение в следующем выпуске


по материалам www.gramma.ru

Готовимся заранее. Экзамен по литературе (сочинение)


Типичные ошибки (продолжение)
Речевые ошибки

4. Употребление омонимов.

      Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Но все же в определенных речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно.
Пример: Экипаж находится в отличном состоянии. Экипаж - это повозка или команда? Само слово экипаж употреблено правильно. Но для раскрытия смысла этого слова необходимо расширить контекст.
Очень часто к двусмысленности приводит употребление в речи (особенно устной) омофонов (одинаково звучащих, но по-разному пишущихся) и омоформ (слов, совпадающих по звучанию и написанию в отдельных формах). Так что, выбирая слова для какой-либо фразы, мы должны обращать внимание и на контекст, который в некоторых речевых ситуациях призван раскрывать смысл слов.

5. Употребление многозначных слов.

     Включая в свою речь многозначные слова, мы должны быть очень внимательны, должны следить, понятно ли именно то значение, которое мы хотели раскрыть в этой речевой ситуации. При употреблении многозначных слов (как и при употреблении омонимов) очень важен контекст. Именно благодаря контексту ясно то или иное значение слова. И если контекст отвечает своим требованиям (законченный в смысловом отношении отрезок речи, позволяющий установить значения входящих в него слов или фраз), то каждое слово в предложении понятно. Но бывает и иначе.
Пример: Он уже распелся. Непонятно: или он начал петь, увлекся; или, пропев некоторое время, начал петь свободно, легко.


Продолжение - в следующем выпуске.

      Если в процессе работы с нашими рекомендациями и заданиями у вас возникли вопросы - задайте их нам на сайте www.gramma.ru


по материалам www.gramma.ru.

Ликбез от GRAMMA.RU


      По просьбе той части наших подписчиков, которые не имеют возможности просмотреть материал на сайте, публикуем статью предыдущего выпуска рассылки полностью.

      Пернатые птицы
        Можно ли сказать или написать "экспонат выставки"? А "пернатые птицы"? Дублируется ли информация в словосочетаниях коллега по работе, ноябрь месяц, патриот Родины, передовой авангард?
      Словосочетания патриот Родины, передовой авангард, памятный сувенир, совместное сотрудничество, своя автобиография, взаимно вежливы друг к другу, пернатые птицы и многие другие представляют типичные случаи лексического плеоназма. Плеоназм (от греч. pleonasmos - избыток, чрезмерность) - употребление в речи близких по смыслу и поэтому логически излишних слов. Такие словосочетания, в которых составные части содержат один и тот же смысловой компонент, с точки зрения языковой нормы, строго говоря, недопустимы.
      Скажем, птица - это "покрытое пухом и перьями животное из класса позвоночных с крыльями, двумя ногами и клювом" (Словарь русского языка: В 4-х тт. Под ред. А.П. Евгеньевой - М.: 1985-1988). Очевидно, что никакое другое животное пернатым называться не может, поэтому следует выбрать один из вариантов: либо - пернатые, либо - птицы.
      Однако некоторые плеонастические сочетания закрепились в языке, например: "экспонат выставки" (лат. exponatus - выставленный напоказ), "народная демократия" (греч. демос - народ). Первоначальные значения слов (как правило, иноязычных), составляющих такие словосочетания, стерлись в памяти носителей языка, а сами сочетания закрепились как нормативные для конкретных языковых ситуаций. К подобному типу плеоназмов относятся также выражения, как "коллега по работе" (лат. collega - товарищ по работе, совместной учебе, по профессии) и "ноябрь месяц" (в официально-деловом стиле речи).


      "НИ и НЕ" (прочитать)

Реформа орфографии
      Слово Владимиру Владимировичу Лопатину - доктору филологических наук, главному научному сотруднику Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, председателю Орфографической комиссии РАН. (по материалам статей "Русская орфография: задачи корректировки" - "Новый Мир", №5, 2001, "О работе над новой редакцией правил русского правописания" - Справочно-информационный портал "Русский язык" (www.gramota.ru).

(продолжение)

       Авторы проекта исходят из того, что упорядочение орфографических правил обусловлено постоянным и естественным развитием как языка, так и самого правописания. Появилась в языке приставка пост- (в правилах 1956 г. даже не упомянутая) – значит, ее надо добавить к списку приставок, после которых в необходимых случаях пишется разделительный ъ: постъядерный, постъельцинский. Появились новые элементы (первые части) сложных слов аудио, видео, медиа – их надо добавить к списку первых частей сложных слов, таких, как авиа, авто, аэро, радио, теле, фото и многие другие, которые все пишутся слитно, и писать их тоже слитно, например: аудиокассета, видеопродукция, медиахолдинг, медиамагнат. Отмечено и подтверждено достаточно длительным употреблением несохранение удвоенной согласной перед суффиксом -к- в уменьшительных и фамильярных формах личных имен типа Алка, Жанка, Римка, Кирилка (от Алла, Жанна, Римма, Кирилл) – значит, для них надо сформулировать особое частное правило, не соответствующее более общему правилу сохранения удвоенных согласных перед суффиксами: ср. программный, программка, классный и др. И в этой работе не может быть мелочей. Чем детальнее сформулировано правило, тем меньше будет непонятных случаев, недоумений по поводу правильного написания тех или иных слов и словосочетаний, тем последовательнее и логичнее будет письмо, тем меньше будет и орфографических ошибок.

      Вот еще интересные примеры. Как писать притяжательные прилагательные типа дяди-Васин, тети-Валин, тети-Машин, бабы-Дусин? Так, как здесь написано, или слитно, а тогда вторую часть писать с маленькой буквы? Предлагаем писать: дяди-Васин и т.п., ведь сами по себе притяжательные прилагательные от личных собственных имен (Васин, Петин, Машин) пишутся с большой буквы.
      Или как писать сочетания с усилительными повторами типа стираный-перестираный, штопаный-перештопаный? Сохранять ли во второй части таких сочетаний одно н, как и в первой части, или всё же писать в ней двойное н? Вводится такое правило: писать во второй части столько же н, сколько в первой, например: читаный-перечитаный, но решённый-перерешённый. Ведь приставка имеет здесь чисто усилительное значение, такое же, как, например, в случаях умница-разумница или крепко-накрепко. Но ничего этого мы не найдем в правилах 1956 г., в которых эти случаи вовсе не упомянуты. Не отмечен в них (среди раздельно пишущихся служебных слов – союзов, частиц) и союз как то, имеющий примерно то же значение, что и “а именно”, и употребляющийся перед перечислением. Его, конечно, надо писать раздельно: ни по значению, ни по происхождению он не имеет ничего общего с неопределенным местоименным словом как-то. По смыслу союз как то близок к сочетаниям как такое, как это. Но в действующих правилах он не упомянут, а в дальнейшем составители словарей и справочников попросту не обратили на него внимания и стали предлагать писать любое сочетание как-то через дефис. Вот такое вышло недоразумение.

(Продолжение в следующем выпуске)

Материалы статей в сокращенном варианте представлены на www.gramma.ru, в полном объеме их можно прочитать в Архиве петербургской русистики и на страницах информационно-справочного портала "Русский язык".

Мнения наших читателей
Ждем ваших писем
Новости "Культуры письменной речи"


             С 1 по 6 октября:

Информация


            Дорогие подписчики и посетители www.gramma.ru!

       Продолжает работать рубрика "Из уст в уста". Благодарая вам эта рубрика регулярно пополняется новыми материалами.
Ждем Ваших писем. Обязательно подпишитесь и укажите место жительства.

Из новых поступлений...

"Начинаем заканчивать!"; "в принципе, это не принципиально" (фразы, рожденные на совещаниях); "дешевые цены" (из рекламы в СМИ) - прислала Елена.


      Подписчикам рассылки "Культура письменной речи"

      Дорогие друзья! Судя по вашим письмам, не всех устраивает рассылка в ее нынешнем виде. Поэтому мы планируем выпускать несколько самостоятельных тематических рассылок:
1. Говорим и пишем правильно (сложные вопросы русского языка).
2. Готовимся заранее (подготовка к экзамену по литературе в школе и вузе).
3. Новости сайта (анонсы недели).
4. Мир деловых бумаг (типология, языковые особенности и правила оформления документов)

      Предлагаем вам очертить круг своих интересов и помочь определиться нам, проголосовав в пользу тех или иных тем из формы, размещенной ниже, или на нашем сайте. При голосовании можно отметить несколько интересующих вас тем. Общее количество голосов послужит нам главным аргументом при создании рассылок. Если у вас возникнут другие предложения (по тематике, содержанию и т.п.) напишите нам о них.

Какой вы хотели бы видеть нашу рассылку?
Ничего не нужно менять
Говорим и пишем  правильно
Готовимся заранее
Новости сайта (анонсы недели)
Мир деловых бумаг
Рассылка не нужна

 
     Рабочая группа проекта готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству преподавателей-словесников. Ваши идеи, находки и наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.gramma.ru

Ведущий рассылки А. Белокуров
Все права защищены © ABL-2001.
Воспроизведение материалов допускается только со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное