Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Культура письменной речи. Помощь: русский язык и литература.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Ресурс "Культура письменной речи"
Выпуск 5 25 августа 2001 г.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

В выпуске:
1. Морфемный анализ. (Продолжение: основа и суффикс)
2. Готовимся заранее. Экзамен по литературе (сочинение). Определение идеи сочинения и подбор материала
3. Новости "Культуры письменной речи"
4. И очень-очень важная информация

План морфемного анализа


       

Разбор слова по составу (морфемный анализ) ч. 2.

      Итак, продолжим. Рассмотрим следующие две части слова: основу и суффикс.

         II. Основа - это часть слова без окончания. Следовательно, изменяемые слова состоят из основы и окончания (боль_, бол[и]), а неизменяемые - только из основы (вчера, шоссе). В личных и причастных глагольных формах, имеющих возвратный суффикс -ся (-сь), основа прерывается окончанием: захотелось, оканчивающихся.

         III. Суффикс - значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов  (исключением является суффикс -ся (-сь), который находится после окончания). Суффиксы, так же как и окончания, могут быть материально выраженными и нулевыми.
       Понятие нулевого суффикса не используется в школьной программе, однако практически, при разборе слов, учащиеся сталкиваются с явлениями, которые трудно объяснить без данного понятия. Это важно и при интерпретации такого явления, как бессуфиксный способ образования слов. Нулевой суффикс выделяется в следующих случаях:
1) форма прош. вр. и условного наклонения глаголов: берег^ (ср. берег-л-а ), занес^ бы (ср. занес-л-а бы);
2) ж.р. им.п. ед.ч. существительных, образованных от соответствующих прилагательных: синь^ (ср. синий -> синь, синий -> син- ев -а);
3) им.п. ед.ч. м.р. отглагольных существительных: бег^ (ср. бегать -> бег^, бегать -> бег-отн-я).

      Суффиксы разных частей речи имеют свои особенности. У существительных они многочисленны, довольно конкретны и разнообразны по значению, которое вносят в слово: например, -тель- суффикс лица (читатель), -к- суффикс предмета (терка), -ость- суффикс отвлеченного признака (жизненность), -ний- суффикс действия (горение), -ушк- суффикс субъективной оценки (категория субъективной оценки - категория, выражающая отношение говорящего к предмету речи) (головушка).
      Для суффиксов имен существительных характерно явление омонимии, например, суффикс -к- может иметь значение субъективной оценки (речка) и действия (пилка дров).
      Суффиксы прилагательных по своей семантике более отвлеченны, чем суффиксы существительных. Можно указать на свойство суффиксов определять тот или иной разряд прилагательных, например, -лив- суффикс качественных прилагательных (терпеливый, надоедливый), -ск- суффикс относительных прилагательных (пушкинский (стиль), морской), -ое-, -ин-, -й- суффиксы притяжательных прилагательных: (отцов, Петин, бычий).
      Глагольные суффиксы, как правило, лишены многозначности, они не создают разнородных семантических классов внутри категории глагола. В слове глагольные суффиксы легко узнаются и выделяются благодаря своему грамматическому значению, например:
1) суффиксы временных форм: -л- (прошедшее время) - шел, пила; -й- (настоящее время) — чита[йу]т, летай;
2) суффиксы основы инфинитива, или неопределенной формы глагола: -а-, -е-, -и-: гнать, темнеть, служить;
3) видовые суффиксы -и-, -а-, -ну-, -ива-, -ива-, -ва-: украсить, украшать, крикнуть, сливать, прочитывать;
4) суффиксы причастий -ущ-, -ащ-, -в-, -вш-, -н-, -ен-, -т, -ом-, -ем-, -им-: тонущий, купивший, забытый;
5) суффиксы деепричастий -а-, -учи-, -в-, -вши-: спеша, летя, прочитав, пригнувшись.

      В следующем выпуске мы рассмотрим еще две части слова: приставку и корень и завершим изучение разбора слова по составу.

 

по материалам www.likbez.hut.ru

Готовимся заранее. Экзамен по литературе (сочинение)


Методические рекомендации (часть 3)
Определение идеи сочинения и подбор материала


       Прежде чем составлять план будущей работы, необходимо определить и сформулировать идею сочинения, т. е. найти ту главную мысль, доказательством которой и явится написанное сочинение. Четко сформулированная и осознанная идея сочинения поможет сконцентрировать внимание на определенном, конкретном аспекте избранной темы.
       Надо иметь в виду, что определение идеи сочинения - процесс неоднозначный, для раскрытия темы можно выделить не одну, а несколько идей, найти несколько направлений, в связи с которыми может быть реализована конкретная тема. Уже при анализе темы идея сочинения обычно выступает в качестве гипотезы, предположения. Если не ограничить себя выбором какого-либо одного направления, то тема будет раскрыта неглубоко хотя бы потому, что невозможно в одном сочинении одинаково полно и всесторонне раскрыть тему по всем направлениям. Таким образом, выбор направления помогает определить границы сочинения и более конкретно с формулировать идею, которая будет доказана, мотивирована в сочинении.
      Так, например, при раскрытии темы "Образ родины в поэзии А. Блока" за основу могут быть взяты разные идеи, позволяющие по-разному раскрыть данную тему:
1. Историческая судьба России в поэзии А. Блока. Эта идея дает возможность связать тему родины и тему революции у Блока и говорить об образе родины в связи с важнейшими историческими событиями в национальной истории;
2. Образ родины сквозь образ родного города (Петербурга) у Блока. Сформулированная таким образом идея работы позволяет конкретизировать достаточно обширную тему и раскрыть ее через образ близкого Блоку города;
3. "О, Русь моя, жена моя..." Здесь идея выводит на первый план субъективный ракурс восприятия поэтом родины.
      Каждая из предложенных идей сочинения может быть избрана в качестве определяющей, другие же могут стать дополнениями к ней. Но в любом случае, учитывая возможность многоаспектного раскрытия темы сочинения, лучше всего оговорить (обосновать) выбор доминирующего направления во введении (вступлении) к работе. Это позволит избежать упреков в неполном раскрытии темы и подведет проверяющего к необходимости оценивать сочинение с той точки зрения, которая была избрана и обоснована пишущим.

Задание: Определите идеи сочинений на следующие темы:
1. Тема "божества" и "вдохновения" в лирике А. Пушкина.
2. "Вся Россия" в поэме Н. Гоголя "Мертвые души".
3. "...природа есть, была и будет источником жизни..." (по лирике
Ф. Тютчева и А. Фета).
4. "Невозможно понять историю России во II-ой половине XIX века без помощи Салтыкова-Щедрина"
     (Л. Толстой).
5. Тема любви в произведениях А.И. Куприна и И.А. Бунина.
6. Образ Родины в лирике А. Блока и В. Маяковского.
7. Проблема гуманизма в творчестве А. Платонова.
8. Мой современник на страницах русской литературы (80 - 90-е годы XX в.).
9. Человек на войне (по произведениям современной русской поэзии).
10. Тема "отцов и детей" в русской драматургии 70-90-х годов XX в.


Подбор материала

      Избрав и обдумав тему, определив основную идею сочинения, необходимо обратиться к подбору возможно большего (с последующим сокращением) материала, фактов, сведений, имеющих прямое отношение к данному сочинению.
      Подбор материала приходится производить каждому пишущему сочинение; другое дело, что нередко этот процесс протекает "стихийно", необдуманно, по ходу написания сочинения. Естественно, что при отборе материала доминантная роль отводится идее сочинения, а не теме.
      В качестве примера можно обратиться к теме "Внесценические персонажи в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"" и попытаться проанализировать, что необходимо написать в работе, чтобы наиболее полно и глубоко раскрыть тему данного сочинения.
      Итак, в комедии огромное количество внесценических (находящихся "вне сцены", упоминаемых) персонажей. Часто пишущий ограничивается тем, что называет пять-шесть имен, относящихся к "фамусовскому обществу" (Максим Петрович, Татьяна Юрьевна, "французик из Бордо", "княгиня Марья Алексевна"), дает им характеристику, а затем переходит к тем героям, которые "созвучны" Чацкому (князь Федор, двоюродный брат Скалозуба). Однако без ответа остается главный вопрос (и, по сути, нереализованной идея): почему в "Горе от ума" так много внесценических персонажей? Только исходя из этой задачи можно начинать отбор материала. Заметим во вступлении, что Грибоедов сделал все, чтобы, сохранив (согласно требованиям классицизма) единство места и времени, расширить пространственно-временные границы произведения. И внесценические персонажи оказались едва ли не ключевыми в этом решении. В комедию, благодаря им, полноправно "входит" не только Москва начала века ("французик из Бордо", арапка-девка, Ипполит Маркелыч Удушьев и др.), но и Петербург (например, "известная" Татьяна Юрьевна).
      Еще интереснее при помощи внесценических героев автор раздвигает временные рамки действия, заставляя вспомнить вельмож "времен очаковских и покоренья Крыма", упоминая родителей Чацкого и отца Молчалина, сравнивая "век нынешний и век минувший". Эпизоды, контекст, в котором возникает тот или иной внесценический образ, очень важны для раскрытия темы сочинения. Эти эпизоды и могут стать материалом для исследования.
      И еще одна рекомендация перед составлением плана. Следует помнить, что отобранный цитатный материал должен быть не только необходимым, но и достаточным: перегружать сочинение цитатами, приводить громоздкие цитаты не рекомендуется.

Задание: Подберите материал, определите круг произведений, которые следует проанализировать, работая над темой:
1. "Герой" своего времени (по произведениям русской литературы XIX в.).
2. Образ Наполеона в русской литературе XIX в.
3. "Печально я гляжу на наше поколенье..." (по лирике М. Лермонтова).
4. Русская столица и русская деревня в произведениях Н. Некрасова.
5. "Дворянские гнезда" в изображении И. Тургенева и Л. Толстого.
6. Проблемы русской жизни конца XIX - начала XX в. в пьесе М. Горького "На дне".
7. Революция и гражданская война в русской поэзии 20-30-х годов XX в.
8. Образ родины в поэзии А. Блока.
9. Петербург в русской поэзии 80- 90-х годов XX в.
10. "Обратимся еще раз к истории. Она ключ к пониманию народов" (по произведениям русской литературы
       70 -90-х годов XX в.).

В очередном выпуске нашей рассылки - о самом трудном этапе работы: составлении плана сочинения.

Если в процессе работы с нашими рекомендациями и заданиями у Вас возникли вопросы - задайте их нам на сайте www.likbez.hut.ru


по материалам www.likbez.hut.ru.
Новости "Культуры письменной речи"

      С 18 по 25 августа на сайте опубликованы статьи:
Информация


      Два важных момента:
1. В конце следующей недели наш ресурс "Культура письменной речи" ("www.likbez.hut.ru) переместится на другой сервер и будет виден по адресу http://www.gramma.ru . Этот сервер уже функционирует, но не в полном объеме. Завершить технические работы по переносу информации мы планируем 2 сентября сего года. Добро пожаловать на WWW.GRAMMA.RU! Мы надеемся, что на новом месте сервис ресурса будет более функциональным и удобным.
Если у Вас возникли предложения по развитию и улучшению нашей деятельности - мы ждем Ваших писем.

2. На сегодняшний день наша рассылка насчитывает около 2000 подписчиков. Естественно, что, ознакомившись с материалами рассылки, далеко не всякий читатель оказался полностью удовлетворенным увиденным.
      Мы хотели бы, чтобы материал, который готовится нами, приносил максимальную пользу. А это значит, что нам нужно иметь обратную связь: знать Ваше мнение о том, какие материалы Вы хотели бы увидеть на страницах нашей рассылки, какие темы интересуют Вас в первую очередь. Мы готовы изменить существующую рассылку, сделать целый ряд тематических рассылок для разного круга наших читателей. Чтобы наш труд не оказался бесполезным, пишите нам. Нам очень важно конкретно Ваше мнение. Ждем Ваших предложений.


Рабочая группа проекта "Культура письменной речи"

 
     Рабочая группа проекта "Культура письменной речи" готова ответить на ваши вопросы и выслушать ваши предложения. Приглашаем к сотрудничеству преподавателей-словесников. Ваши идеи, находки и наработки мы сможем разместить на сайте.  Добро пожаловать к нам: http://www.likbez.hut.ru (http://www.likbez.h1.ru)

Ведущий рассылки А. Белокуров
 
Все права защищены © ABL-2001.
Воспроизведение материалов допускается только со ссылкой на сайт "Культура письменной речи" .


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное