Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск 111. Особенности развития памяти


Здравствуйте!

Вы наверняка замечали, что способность к запоминанию меняется в течении жизни и не одинакова в различных ситуациях. Это действительно так, потому что память, как умственная деятельность человека, преобразуется вместе с ним на протяжении всей его жизни.

Проявляется память в закреплении, сохранении и воспроизведении зафиксированной информации. Благодаря ей мы постоянно расширяем круг своих знаний и пользуемся ими по мере необходимости.

Память зависит от особенностей развития нервной системы, воспитания, обучения и деятельности человека. Те виды памяти, которые чаще всего используются, совершенствуются. Обычно, это связано с профессиональной деятельностью: у врачей хорошая память на лица, у ученых - великолепная смысловая и логическая память.

Особенность развития памяти у ребенка заключается в том, что у него сначала действует эмоциональная и моторная память, которая постепенно дополняется и замещается образной и логической. Естественное для детей непосредственное запоминание постепенно превращается в опосредованное, когда осознанно используются различные мнемотехнические приемы. Непроизвольное запоминание у взрослого человека превращается в произвольное.

Для запоминания ребенок использует различные предметы, рисунки, записи и т.п., по мере взросления он переключается на такие «инструменты», как чувства, образы, мысли. Речь постепенно превращается из чисто внешней функции общения во внутреннюю.

В основе памяти лежат ассоциации. Связанные предметы или явления, связываются и в нашей памяти. Например, встретив один из предметов, человек по ассоциации может вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то – значит образовать ассоциацию того, что нужно запомнить с тем, что уже известно.

Особенностью развития памяти является то, что ей можно управлять, подбирая подходящие методы. Произвольным запоминание называется тогда, когда есть сознательная цель выучить материал. В таком случае для заучивания используйте специальные приемы - выделение основных мыслей, составление плана, схем и т. д. и прилагайте усилия воли.

Механическое запоминание - закрепление материала  путем многократного повторения. Таким способом пользуйтесь при изучении  иностранных слов и различных правил.

Осмысленное запоминание основано на установлении смысловых связей между частями изучаемого материала. Отдельные части анализируются и обобщаются – такое запоминание наиболее быстрое и прочное. Когда его недостаточно, материал многократно повторяйте после того, как он понят - в обучении нельзя полностью обойтись без механического запоминания.

На успешность запоминания влияет цель, стоящая перед человеком: насколько близко к тексту надо запоминать материал, в той же последовательности или нет? Заучивание будет зависеть от цели: если требуется точно воспроизвести текст – повторяйте  отдельные фразы и слова; если важна точность в последовательности воспроизведения – устанавливайте смысловые связи и логику материала.

Еще одна особенность развития памяти, которую можно использовать для ее улучшения: настрой на прочность запоминания. Если у человека нет намерения прочно усвоить материал, он заучивается по мере необходимости и быстро забывается. Чтобы избежать этого, приучайте себя или ребенка проверять прежние знания в процессе изучения нового материала.

Встречаются люди с разными типами памяти. Кому-то достаточно услышать новое название или термин, кому-то нужно произнести его, кому-то – записать или зарисовать сложившиеся ассоциации. Зная свои индивидуальные особенности запоминания, осваивайте приемы, компенсирующие слабые стороны памяти.

В памяти удерживается то, что соответствует нашим интересам и забывается то, что не имеет для нас существенного значения или непонятно. При заучивании материала проясните для себя все непонятные моменты и термины. Найдите причину, почему вам важно это выучить.

Развитие памяти происходит в процессе обучения и является результатом запаса знаний, развития отвлеченного мышления, воли и самосознания, т.е. личности в целом. Личность формируется на протяжении всей жизни человека, следовательно и память тоже.

Знание основных особенностей развития памяти поможет достичь хороших результатов желающим усовершенствовать свои интеллектуальные способности.

Источник>>

Ближайшие мероприятия:

До конца месяца - Бесплатный курс "Как развить внимание себе и ребенку - 5 золотых упражнений">>

12, 14, 19, 21 августа – веб-тренинг «Мастер слова on-line» в Ораторике>>.

С уважением,
Татьяна Бадя
E-mail: skorochtenie@gmail.com
tatiana-badya.ru – сайт об эффективной работе с информацией

В избранное