Выпуск 63. Что мне дает скорочтение: Опыт пользователя
«Самая большая глупость – это делать то же самое и надеяться на другой результат» А. Эйнштейн.
Здравствуйте!
Со скорочтением я знакома уже около 15 лет. В 90-е
годы прошлого уже века информации об этом методе я практически не встречала, только редкие статьи в печати. И конечно, никаких компьютерных программ, аутотренингов и прочего.
Первое высшее образование я получала в пединституте, на факультете географии и биологии. Помню, что мы учились днем и ночью, тексты были сложные, с латынью, рисунками, графиками, чертежами. Никому из моих однокурсников тогда и в голову не приходило,
что можно ускорить обработку информации. Мы просто зубрили, как могли.
Поработав год в школе, я поняла, что это не мое, и поступила на факультет экономического права. Я сразу заметила разницу в характере учебных текстов. В пединституте это были практически научные теории, изобиловавшие классификациями, определениями и фактами. Их невозможно было взять наскоком. Необходимо было не только запомнить их, а постоянно
удерживать в памяти, потому что они были основой для изучения следующих дисциплин. Юридические науки поглощали нас своими объемами, языком, который был попроще биологического, но будто ускользал от понимания.
Тогда-то я и выписала по почте какую-то книжицу по скорочтению. Сразу скажу, что я ни разу не проходила целый курс по скорочтению, не замеряла начальную и конечную скорость чтения. Я просто брала
приемы, которые мне больше нравились, и использовала их бессистемно.
Первое, что я стала делать – подавление артикуляции при чтении. В пособии объяснялось, что главное препятствие к увеличению скорости чтения – это проговаривание прочитываемого текста. Связано это с тем, что учили нас читать вслух, четко артикулируя звуки, да еще и с выражением. Для того чтобы разорвать связь между прочитыванием текста
глазами и проговариванием, рекомендовалось во время чтения произносить про себя или вслух какое-нибудь простенькое стихотворение или напевать песенку.
Сначала я терялась, сбивалась в счете, нарушала рифму, и совершенно не понимала, о чем читаю. Но какой-то момент случился катарсис, я вдруг почувствовала, что взгляд легко скользит по тексту, я все понимаю, да еще и слышу, как кто-то бубнит. Бубнила, конечно, я :)
После подавления артикуляции мое внимание привлекли таблицы Шульте. Это было забавно и интересно, и сначала мне показалось, что именно они значительно увеличат мою скорость. Потом я поняла, что таблицы хорошо тренируют навык быстрого перемещения взгляда по тексту, но пользуясь ими, учишься фокусироваться на маленьком фрагменте
текста, в данном случае на цифре.
К тому времени я уже знала, что прогресс в скорочтении связан как раз с обратным – с увеличением поля восприятия. Поэтому перешла к вертикальному чтению. Надо было фиксировать взгляд только в центре строки, и быстро перескакивать с одной строчки на другую. Сначала воспринимаешь только пару слов в середине строки, потом видишь соседние слова, а затем начинаешь понимать не только
всю строку, но и пару верхних и нижних.
Скорочтение – это инструмент, потенциал которого для меня еще во многом не раскрыт. Хотя я использовала лишь немногие его приемы, тем не менее, могу назвать себя достаточно продвинутым пользователем печатного слова. Какова скорость моего чтения сейчас, сказать объективно не берусь. Я проходила несколько бесплатных тестов в Интернете, и они показывали 1700-3000 знаков
в минуту.
Но могу судить об эффективности моих навыков скорочтения по другим критериям. За годы учебы в вузах я сдала около 100 экзаменов и еще больше зачетов. И хотя не была круглой отличницей, ГОСы и диплом защитила на «5». В прошлом году я сдала достаточно сложный профессиональный экзамен на получение аттестата налогового консультанта. Чтобы экзамен был сдан, надо было набрать 45 баллов, я получила 49.
Результаты моей работы напрямую зависят от того, как быстро и качественно я смогу обработать большие массивы текстов. Я использую следующий прием, в основном с компьютера: сначала просто просматриваю текст минут 10-15, читаю содержание, знакомлюсь с языком автора, ищу - освещены ли интересные мне вопросы. После этого я могу решить читать не весь текст, а отдельные главы. Когда определяюсь с выбором, то читаю в режиме сканирования,
но если нахожу интересные или значимые моменты – притормаживаю и выделяю их красным цветом.
Когда весь текст проработан, я копирую выделенные фрагменты в новый файл. После чего составляю еще один документ, в виде тезисов самого конспекта. Таким образом, у меня получается 3 документа – первоисточник, конспект и тезисы. Я стараюсь сводить тексты в 250-300 страниц к конспектам в 30-40 страниц. Тезисы занимают
около 5 страниц.
Мои интересы в чтении не ограничиваются только профессиональными. Меня всегда привлекала практическая психология, нетрадиционная медицина, биоэнергетика, а теперь еще и инфобизнес. Как каждой женщине, мне интересна литература о моде и по уходу за собой. Иногда просто гуляю по Интернету, переписываюсь со знакомыми и друзьями. При этом не утратила навыка обычного вдумчивого чтения, также могу читать для удовольствия,
книги авторов, чьим слогом наслаждаюсь.
Тем, кто задумывается, стоит ли заниматься скорочтением, однозначно – да, стоит. Если Вы заняты интеллектуальным трудом, работаете с большими объемами информации, если Вам предстоит получение профессионального образования, то освоить эти навыки просто необходимо. Без этого Вы будете похожи на дровосека из притчи, который с усилием пилил дерево тупой пилой, а на предложение
прохожего слезть и наточить пилу, отвечал, что ему некогда и он должен работать. Слезьте с дерева и наточите свою пилу!
Найдите курс или программу, которая уже доказала свою эффективность на других пользователях. Обратите внимание на то, чтобы в ней обязательно были не только приемы скорочтения, но и методы правильного конспектирования, развития памяти и проверки полученных знаний. Пройдите этот курс целиком, так, как
советуют авторы, не пожалейте усилий, и Вы получите замечательный инструмент, просто волшебный посох для путешествия по мирам, которые открывает нам книга!