Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Дальневосточного Центра Востоковедения.


Информационный Канал Subscribe.Ru

ANO "FAR-EASTERN CENTER OF ORIENTAL STUDIES"
АНО "ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЦЕНТР ВОСТОКОВЕДЕНИЯ"

http://fecos.da.ru


                   Астрономические  Сиддханты

   Поскольку  космология  астрономических  сиддхантх  более  или
менее  подобна  традиционной  западной  космологии,  с  краткого
описания этих работ и их статуса в  Ваишнавской  традиции  мы  и
начнем наше обсуждение Ведической астрономии. В ряде коментариев
к Чаитанйа-чаритамрите Шрила Прабхупада  обращается  к  двум  из
основных  работ,  принадлежащих  к  этой    школе    астрономии:
Сурйа-сиддханте и Сиддханта-широмани.  Наиболее  важна  из  этих
ссылок следующая:
          Эти расчеты даны в аутентичной работе  по  астрономии,
     нзываемой Сурйа-сиддханта. Эта книга была  создана  великим
     профессором астрономии и математики  Бимал  Прасад  Даттом,
     нашим милостивым духовным учителем, позднее известного  под
     именем  Бхактисиддханты  Сарасвати  Госвами.  За  написание
     Сурйа-сиддханты ему был присужден почетный титул  Сиддханта
     Сарасвати ,а когда он  принял  саннйасу,  отреченный  уклад
     жизни, был добавлен титул Госвами Махараджа. [ЧЧ АЛ 1.3.8к]
     Здесь  видно,  что  Сурйа-сиддханта  связана    с    Шрилой
Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром и однозначно принимается как
аутентичный  астрономический  трактат.  Сурйа-сиддханта  -   это
древняя работа на санскрите, которая,  согласно  самому  тексту,
была поведана посланцем бога солнца,  Сурьи,  знаменитому  асуру
Майа Данаве в конце прошлой Сатйа-йуги. Она была  переведена  на
бенгальский  Шрилой  Бхактисиддхантой  Сарасвати,  который   был
искусен в Ведической астрономии и астрологии.
     Немного проникнуть в  связь  Бхактисиддханты  с  Ведической
астрономией  можно  с  помощью  библиографии  его  работ.    Там
утверждается:
          В 1897 году он открыл "Тол" под  названием  "Сарасвата
     Чатуспати"  на  Маникола  Стрит  для  обучения  Индуистской
     Астрономии, содержащей превосходные расчеты, независимые от
     Греческих и других европейских  астрономических  находок  и
     расчетов. В  это  время  он  редактировал  два  ежемесячных
     журнала под названием "Джойтирид" и "Брихаспати" (1896),  и
     он  опубликовал  несколько   авторитетных    трктатов    по
     Индуистской Астрономии. Ему было  предложено  профессорское
     место  в  Калькуттском    Университете    сэром    Асутошем
     Мукхерджии, от которого он отказался  [BS1,  стр.1-2].  Эти
     утверждения  показывают,  что   Бхактисиддханта    проявлял
значительный интерес к  Ведической  астрономии  и  астрологии  в
последней части девятнадцатого столетия, и из них  следует,  что
одним  из  мотивов  этого  было  установить,   что    Ведическая
астрономическая традиция независима от греческого и европейского
влияния.  В  добавлении  к   своему    переводу    на    бенгали
Сурйа-сиддханты  Шрила  Бхактисиддханта  Сарасвати   опубликовал
следующие работы в своих двух журналах:
     (a)Перевод  на  бенгали  и  объяснение   Сиддханты-Широмани
Голадхйайи с Басанабхасйей,
     (b) Перевод   на    бенгали    Рави-    чандрасайанаспашты,
Лагхуджаты, с аннотацией Бхаттотпалы,
     (c) Перевод на бенгали Лагхупарашарийа, или Удудйа-Прадипы,
с аннотацией Бхирава Датты,
     (d) Вся Бхаума-Сиддхнта, согласно западным расчетам,
     (e) Вся Арйа-Сиддханта Арйабхаты,
     (f) Бхатт Дипика-Тика, Динакаумуди,  Чамараткара-Чинтамони,
и Джйотиш - Таттва - Самхита Парамадишвары [BS1, стр.26].
     Этот список включает перевод  Сиддханты-широмани  астронома
XI  века  Бхаскарачарйи  и  Арйа-сиддханты  астронома  VI   века
Арйабхаты. Бхаттотпала также был  хорошо  известным  астрономом,
жившим в X столетии.  Другие  составляющие  этого  списка  также
относятся к астрономии и астрологии, но у нас нет дополнительной
информации по ним.
     Шрила   Бхактисиддханта    Сарасвати    также    публиковал
Бхактибхавана Панджику и Шри Навадвипа  Панджику  (BS2,  стр.56,
180).  Панджика  -  это  альманах,  включающий  даты   различных
религиозных праздников и особых дней,  таких  как  Экадаши.  Эти
даты трдиционно расчитывают согласно правилам, данным в джйотиша
шастрах.
     Во  времена  своей  активной  проповеди  в  качестве  главы
Гаудийа  Матхи,  Шрила  Бхактисиддханта  прекратил   публиковать
работы, связанные исключительно  с  астрономией  и  астрологией.
Однако, как мы позднее заметим, Шрила Бхактисиддханта цитирует и
Сурйа-сиддханту, и  Сиддханту-широмани  несколько  раз  в  своем
коментарии Анубхашйа к Чаитанйа-чаритамрите.
     Ясно, что в предыдущие столетия Сурйа-сиддханта и  подобные
работы  играли  в  индийской  культуре  значительную  роль.  Они
регулярно использовались для составления календарей и выполнения
астрологических расчетов. В Части 1.c мы приведем доказательство
из Бхагаватам, из которого следует, что сложные  астрологические
и календарные расчеты также регулярно проводились  в  Ведические
времена. Поэтому мы делаем вывод, что подобные или же идентичные
системы астрономичских расчетов должны были быть известны в этот
период.
     Здесь нам следует обсудить потенциальное ложное  понимание.
Мы  утверждали,   что    Ваишнавы    традиционно    использовали
астрономические сиддханты, и что и  Шрила  Прабхупада,  и  Шрила
Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура ссылались  на  них.  В  то  же
самое время, мы отмечали, что авторы  астромомических  сиддхант,
таких как Бхаскарачарйа, были неспособны  принять  некоторые  из
космологических утверждений Пуран. Как же могли  бы  Ваишнавские
ачарйи принять работы, критикующие Пураны?
     Ответ в  том,  что  астрономические  сиддханты  имеют  иной
статус,  чем  трансцендентная  литература,  такая  как    Шримад
Бхагаватам. Они аутентичны в том смысле, что  они  прнадлежат  к
истинной Ведической астрономической традиции, но  тем  не  менее
они есть плод человеческой деятельности, которая может содержать
несовершенства.   Многие    из    этих    работ,    таких    как
Сиддханта-широмани,  были  созданы  в  недавние    столетия    и
используют  эмпирические  наблюдения.    Другие,    такие    как
Сурйа-сиддханта, приписываются полубогам, но были  переданы  нам
личностями, которые не обладают  духовным  совершенством.  Таким
образом  Сурйа-сиддханта  была  записана  Майа  Данавой.   Шрила
Прабхупада говорил, что Майа Данава "всегда материально счастлив
из-за благосклонности Господа  Шивы,  но  он  не  сможет  достчь
духовного счастья никогда" (ШБ 5.24кс).
     Астрономические сиддханты  составляют  практический  раздел
Ведической науки, и использовались  как  таковые  ваишнавами  на
протяжении всей истории. Тезис этой книги состоит в том, что эти
работы являются сохранившимися остатками  существовавшей  раннее
астрономической  науки,  которая  была  полностью  совместима  с
космологией  Пуран,  и  которая  была  передана  в  человеческое
общество полубогами и великими мудрцами. С  развитием  Кали-йуги
это астрономическое знание было в основном утрачено. В  недавние
столетия  сохранившееся  знание  было  переработано   различными
индийскими астрономами и модернизировано с  помощью  эмпирически
наблюдений.
     Хотя  мы  ничего   не    знаем    о    методах    расчетов,
использовавшихся до Кали-йуги, они должны были иметь по  меньшей
мере такие же возможности и порядок  сложности,  что  и  методы,
представленные в Сурйа-сиддханте.  В  противном  случае  они  не
могли  бы  привести  к  сравнимым  результатам.  В  доступной  в
настоящее время Ведической  литературе  такие  расчетные  методы
представлены только  в  астрономических  сиддхантах  и  джйотиша
шастрах. Итихасы  и  Пураны  (включая  Бхагаватам)  не  содержат
правил проведения  астрономических  расчетов,  а  Веды  содержат
только Веданга-джйотиша, которая является джйотиша  шастрой,  но
только очень короткой и рудиментарной (VJ).
     Вот    краткое    описание    предметов,    включенных    в
Сурйа-сиддханту:  (1)  расчет  среднего  и  истинного  положений
планет на  небе,  (2)  определение  широты,  долготы  и  местных
астрономических координат,(3) предсказание  полных  и  частичных
лунных и солнечных затмений, (4) предсказание соединения  планет
со звездами и другими планетами, (5)  расчет  времен  восхода  и
захода планет и звезд, (6)  расчет  фаз  луны,  (7)  расчет  дат
разнообразных астрологически значимых  сочетаний  планет  (таких
как  Вйатипата),  (8)  обсуждение  космографии,  (9)  обсуждение
астрономических инструментов и (10)  обсуждение  видов  времени.
Сперва мы обсудим расчет средних и истинных  положнений  планет,
так как это вводит основную модель Сурйа-сиддханты,  описывающую
планеты и их движение в пространстве.

Продолжение следует...


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное