ANO "FAR-EASTERN CENTER OF ORIENTAL STUDIES"
АНО "ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЦЕНТР ВОСТОКОВЕДЕНИЯ"
http://fecos.da.ru
Астрономические Сиддханты
Поскольку космология астрономических сиддхантх более или
менее подобна традиционной западной космологии, с краткого
описания этих работ и их статуса в Ваишнавской традиции мы и
начнем наше обсуждение Ведической астрономии. В ряде коментариев
к Чаитанйа-чаритамрите Шрила Прабхупада обращается к двум из
основных работ, принадлежащих к этой школе астрономии:
Сурйа-сиддханте и Сиддханта-широмани. Наиболее важна из этих
ссылок следующая:
Эти расчеты даны в аутентичной работе по астрономии,
нзываемой Сурйа-сиддханта. Эта книга была создана великим
профессором астрономии и математики Бимал Прасад Даттом,
нашим милостивым духовным учителем, позднее известного под
именем Бхактисиддханты Сарасвати Госвами. За написание
Сурйа-сиддханты ему был присужден почетный титул Сиддханта
Сарасвати ,а когда он принял саннйасу, отреченный уклад
жизни, был добавлен титул Госвами Махараджа. [ЧЧ АЛ 1.3.8к]
Здесь видно, что Сурйа-сиддханта связана с Шрилой
Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром и однозначно принимается как
аутентичный астрономический трактат. Сурйа-сиддханта - это
древняя работа на санскрите, которая, согласно самому тексту,
была поведана посланцем бога солнца, Сурьи, знаменитому асуру
Майа Данаве в конце прошлой Сатйа-йуги. Она была переведена на
бенгальский Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати, который был
искусен в Ведической астрономии и астрологии.
Немного проникнуть в связь Бхактисиддханты с Ведической
астрономией можно с помощью библиографии его работ. Там
утверждается:
В 1897 году он открыл "Тол" под названием "Сарасвата
Чатуспати" на Маникола Стрит для обучения Индуистской
Астрономии, содержащей превосходные расчеты, независимые от
Греческих и других европейских астрономических находок и
расчетов. В это время он редактировал два ежемесячных
журнала под названием "Джойтирид" и "Брихаспати" (1896), и
он опубликовал несколько авторитетных трктатов по
Индуистской Астрономии. Ему было предложено профессорское
место в Калькуттском Университете сэром Асутошем
Мукхерджии, от которого он отказался [BS1, стр.1-2]. Эти
утверждения показывают, что Бхактисиддханта проявлял
значительный интерес к Ведической астрономии и астрологии в
последней части девятнадцатого столетия, и из них следует, что
одним из мотивов этого было установить, что Ведическая
астрономическая традиция независима от греческого и европейского
влияния. В добавлении к своему переводу на бенгали
Сурйа-сиддханты Шрила Бхактисиддханта Сарасвати опубликовал
следующие работы в своих двух журналах:
(a)Перевод на бенгали и объяснение Сиддханты-Широмани
Голадхйайи с Басанабхасйей,
(b) Перевод на бенгали Рави- чандрасайанаспашты,
Лагхуджаты, с аннотацией Бхаттотпалы,
(c) Перевод на бенгали Лагхупарашарийа, или Удудйа-Прадипы,
с аннотацией Бхирава Датты,
(d) Вся Бхаума-Сиддхнта, согласно западным расчетам,
(e) Вся Арйа-Сиддханта Арйабхаты,
(f) Бхатт Дипика-Тика, Динакаумуди, Чамараткара-Чинтамони,
и Джйотиш - Таттва - Самхита Парамадишвары [BS1, стр.26].
Этот список включает перевод Сиддханты-широмани астронома
XI века Бхаскарачарйи и Арйа-сиддханты астронома VI века
Арйабхаты. Бхаттотпала также был хорошо известным астрономом,
жившим в X столетии. Другие составляющие этого списка также
относятся к астрономии и астрологии, но у нас нет дополнительной
информации по ним.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати также публиковал
Бхактибхавана Панджику и Шри Навадвипа Панджику (BS2, стр.56,
180). Панджика - это альманах, включающий даты различных
религиозных праздников и особых дней, таких как Экадаши. Эти
даты трдиционно расчитывают согласно правилам, данным в джйотиша
шастрах.
Во времена своей активной проповеди в качестве главы
Гаудийа Матхи, Шрила Бхактисиддханта прекратил публиковать
работы, связанные исключительно с астрономией и астрологией.
Однако, как мы позднее заметим, Шрила Бхактисиддханта цитирует и
Сурйа-сиддханту, и Сиддханту-широмани несколько раз в своем
коментарии Анубхашйа к Чаитанйа-чаритамрите.
Ясно, что в предыдущие столетия Сурйа-сиддханта и подобные
работы играли в индийской культуре значительную роль. Они
регулярно использовались для составления календарей и выполнения
астрологических расчетов. В Части 1.c мы приведем доказательство
из Бхагаватам, из которого следует, что сложные астрологические
и календарные расчеты также регулярно проводились в Ведические
времена. Поэтому мы делаем вывод, что подобные или же идентичные
системы астрономичских расчетов должны были быть известны в этот
период.
Здесь нам следует обсудить потенциальное ложное понимание.
Мы утверждали, что Ваишнавы традиционно использовали
астрономические сиддханты, и что и Шрила Прабхупада, и Шрила
Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура ссылались на них. В то же
самое время, мы отмечали, что авторы астромомических сиддхант,
таких как Бхаскарачарйа, были неспособны принять некоторые из
космологических утверждений Пуран. Как же могли бы Ваишнавские
ачарйи принять работы, критикующие Пураны?
Ответ в том, что астрономические сиддханты имеют иной
статус, чем трансцендентная литература, такая как Шримад
Бхагаватам. Они аутентичны в том смысле, что они прнадлежат к
истинной Ведической астрономической традиции, но тем не менее
они есть плод человеческой деятельности, которая может содержать
несовершенства. Многие из этих работ, таких как
Сиддханта-широмани, были созданы в недавние столетия и
используют эмпирические наблюдения. Другие, такие как
Сурйа-сиддханта, приписываются полубогам, но были переданы нам
личностями, которые не обладают духовным совершенством. Таким
образом Сурйа-сиддханта была записана Майа Данавой. Шрила
Прабхупада говорил, что Майа Данава "всегда материально счастлив
из-за благосклонности Господа Шивы, но он не сможет достчь
духовного счастья никогда" (ШБ 5.24кс).
Астрономические сиддханты составляют практический раздел
Ведической науки, и использовались как таковые ваишнавами на
протяжении всей истории. Тезис этой книги состоит в том, что эти
работы являются сохранившимися остатками существовавшей раннее
астрономической науки, которая была полностью совместима с
космологией Пуран, и которая была передана в человеческое
общество полубогами и великими мудрцами. С развитием Кали-йуги
это астрономическое знание было в основном утрачено. В недавние
столетия сохранившееся знание было переработано различными
индийскими астрономами и модернизировано с помощью эмпирически
наблюдений.
Хотя мы ничего не знаем о методах расчетов,
использовавшихся до Кали-йуги, они должны были иметь по меньшей
мере такие же возможности и порядок сложности, что и методы,
представленные в Сурйа-сиддханте. В противном случае они не
могли бы привести к сравнимым результатам. В доступной в
настоящее время Ведической литературе такие расчетные методы
представлены только в астрономических сиддхантах и джйотиша
шастрах. Итихасы и Пураны (включая Бхагаватам) не содержат
правил проведения астрономических расчетов, а Веды содержат
только Веданга-джйотиша, которая является джйотиша шастрой, но
только очень короткой и рудиментарной (VJ).
Вот краткое описание предметов, включенных в
Сурйа-сиддханту: (1) расчет среднего и истинного положений
планет на небе, (2) определение широты, долготы и местных
астрономических координат,(3) предсказание полных и частичных
лунных и солнечных затмений, (4) предсказание соединения планет
со звездами и другими планетами, (5) расчет времен восхода и
захода планет и звезд, (6) расчет фаз луны, (7) расчет дат
разнообразных астрологически значимых сочетаний планет (таких
как Вйатипата), (8) обсуждение космографии, (9) обсуждение
астрономических инструментов и (10) обсуждение видов времени.
Сперва мы обсудим расчет средних и истинных положнений планет,
так как это вводит основную модель Сурйа-сиддханты, описывающую
планеты и их движение в пространстве.
Продолжение следует...