Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Передовые технологии и немного физики от М.Фарадея Выпуск 77


Выпуск № 77
Фарадей Майкл

Передовые технологии
и немного физики от Майкла Фарадея

12.01.11

Наука - это спорт, гимнастика ума, доставляющая мне удовольствие.
Альберт Эйнштейн.

Здравствуйте, уважаемый читатель!
С Вами Михаил Рулев и рассылка
"Передовые технологии и немного физики от Майкла Фарадея

Сегодня в рассылке

1. Учёные - физики, родившиеся в январе.
2. Образовательный рейтинг, по версии международного исследования: Хуже нас только Африка?

 

1. Учёные - физики, родившиеся в январе:

02.01.1862 – 15.11.1919: Доливо-Добровольский Михаил Иосифович (149)
04.01.1643 – 31.03.1727: Ньютон Исаак (368)
12.01.1903 – 07.02.1960: Курчатов Игорь Васильевич (108)
17.01.1706 – 17.04.1790: Франклин Бенджамин (305)

19.01.1736 – 19.08.1819: Уатт, Джеймс (275 лет) Празднуем!!

22.01.1775 - 10.06.1836: Ампер Андре Мари (236)
22.01.1908 – 01.04.1968: Ландау Лев Давыдович (103), Ноб.пр.1962 (физ)
22.01.1890 – 02.02.1957: Ландсберг Григорий Самуилович (121)
25.01.1917 – 28.05.2003: Пригожин Илья (Илья Романович) (94), Ноб.пр.1977 (хим)
26.01.1911 – 20.03.1993: Каш (Куш) Поликарп (100 лет ), Ноб.пр.1955 (физ)
31.01.1911 – 22.01.1980: Буроп Эрик (100 лет)

Весь список именинников января - здесь.

 

Блестяще пройти аттестацию,
повысить квалификационную категорию,
дать открытый урок?

Познакомьтесь с книгой
"Парад воплощенных идей,
или
как учить и учиться
интересно и результативно"
,
которая может изменить и обогатить
методику Вашего преподавания!

Кликните
СЮДА...

А лучше не кликайте
и ждите 30 января!

 

2. Образовательный рейтинг, по версии международного исследования: Хуже нас только Африка?
10 Января 2011
http://www.eurekanet.ru/ewww/promo/14470.html

 

Накануне Нового года были обнародованы результаты международного исследования PISA-2009, по которому российские школьники оказались, мягко говоря, далеко не самыми умными и грамотными по сравнению со сверстниками из других стран.
Российское образование - самое лучшее в мире. А в западных школах дети-то и считать толком не умеют. Знакомые фразы, не так ли? Их не перестают повторять как мантры и учителя, и ректоры ведущих вузов, и чиновники. А что на самом деле? Результаты международного тестирования PISA для стран, входящих в ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития), показали, что наша страна сегодня - в хвосте. Лучше нас учатся не только в Европе, но и в странах Восточной Азии.

ПЕРВЫЕ С КОНЦА...
PISA хоть и тест, но проверяет не знание формул, как наш родной ЕГЭ, а способность детей использовать приобретенные в школе знания в реальной жизни. Недостаточно заучить формулу и механически решать задачки. Например, надо уметь выбрать из тарифов мобильной связи наиболее подходящий.
Тесты PISA проверяют школьников по трем направлениям: читательская, математическая и естественно-научная грамотность. Конечно, когда не первый год ездишь по школам и видишь, как там сегодня живут, удивить меня чем-то сложно. Но эти результаты поразили. Наша страна самая читающая в мире? Ага... По данным тестов по читательской грамотности Россия заняла «почетное» 41 - 43-е место из 65. Рядом с нами в рейтинге ОАЭ и Чили. Нет-нет, читать, и не только по слогам, наши детки умеют. Но вот проблема: не понимают прочитанного. Как рассказали в Российской академии образования (РАО), школьники отечественного производства не смогли правильно использовать информацию из только что прочитанной газетной статьи. Да что газетная заметка - пятнадцатилетние школьники не разобрались в расписании поездов! Педагоги говорят: ребята не смогли выделить главное, отбросить второстепенное, переварить и дать оценку.

На таких же отстающих местах наши школьники по математической и по естественно-научной грамотности. Не могут большинство старшеклассников ответить на вопросы, требующие элементарных жизненных рассуждений вроде: «Если 40% населения - старше 60 лет, может ли средний возраст населения быть 30 лет?» «Как могут одновременно расти доход на душу населения и падать семейные доходы?»
- Тестирование показало, что в нашей стране учеников, получивших крайне низкие баллы, на треть больше, чем в развитых странах, - подводит итоги вице-президент РАО Виктор Болотов. - А одаренных детей ровно на треть меньше.

ГУБИТЕЛЬНАЯ УНИФИКАЦИЯ
PISA в итоге отвечает на два вопроса: каково состояние образования в стране и что изменилось за прошедшее десятилетие. Сороковое место наглядно развенчивает мифы о качестве обучения в школах. Так что же все-таки не так? Вроде и учителя хорошие есть, и грамотные учебники написаны, и в школах современное оборудование заводят... Может быть, дело в самих детях?
Нет. Просто задачи у PISA совсем не те, которые ставит наша школьная программа. У нас - ясно сформулированное условие, и четко заданный алгоритм как и где применить формулу. А в тестах PISA надо из жизненной ситуации с большим набором данных отобрать те, которые нужны для решения, и только потом искать ответ. Задачки из российских учебников напоминают детское яблочное пюре - положил в рот и отправил в желудок. А в PISA - свежее яблоко, которое надо сначала откусить и прожевать.
С учителями тоже все непросто. Педагоги не стараются учить думать над условием, над текстом. Они верят в единственную и непоколебимую правду учебника - все, что нужно знать школьнику, написано в нем. За рассуждения «не по теме» ученик-бузотер может быть и вовсе удален из класса.
- У нас один ЕГЭ для всех детей без разделения на базовый и профильный уровни. Один на всех детей стандарт. Одна программа. Будущие поэты и художники все равно учат интегралы. А как? Никого не интересует, - считает Болотов. - И в этом главная причина провала России на международном тестировании. С нашей дурной унификацией всех и вся мы идем по провальному пути. Мы и одаренных, и отстающих детей запихиваем под один каток. Именно поэтому необходимо вводить разный уровень экзаменов - это один из основных уроков PISA.

ДОГНАТЬ ПАРОВОЗ
В лидерах PISA-2009 - Китай, Финляндия, Гонконг, Сингапур, Канада. При этом в сравнении с последним исследованием PISA-2006 результаты Южной Кореи подросли на 30 баллов, Германия, проведя реформу образования, существенно сократила разрыв между хорошо и слабо подготовленными детьми. Польша, которая в 2000 году была рядом с нами на первых местах с конца, сейчас уверенно заняла 11-е место. Чили улучшила показатели на 50 баллов. А мы? Мы даже не пытаемся догнать паровоз. Точнее, в 2006 году мы его совсем упустили и скатились в самый конец, а сейчас вернулись на уровень... 2000 года.
- Сейчас наконец в новых стандартах образования идет курс на развитие у детей учения применять школьные знания в жизни. Например, это переход на ведение проектного метода дисциплин. Ребенок должен будет не выучить и ответить, что на странице 28 в пятом абзаце сверху написано то-то и то-то, а выполнить проект, совместное открытие, разработку. Ему для этого понадобятся дополнительные знания, за которыми ребенок пойдет к учителю и станет искать ответы в дополнительной литературе, - надеется Болотов.
Кстати, на конкурсе «Учитель года-2010» педагог по истории из Московской области Наталья Талаева как раз наглядно демонстрировала, как по портрету полководца можно буквально перенести детей в XVIII век, дать почувствовать ту атмосферу.
- Понятно, что большая часть педагогов сразу не смогут перейти на новые методы работы. Но в каждом районе надо создавать показательные школы. И процесс пойдет, - оптимистично настроен вице-президент РАО. - Вспомните ситуацию с компьютерами. 15 лет назад начали их вводить в школах. Сопротивление было жуткое. А сейчас большая часть учителей используют компьютерные технологии на уроках... Не приходится говорить, что через год-два мы выбьемся в лидеры PISA. Сейчас мы должны выбрать направление и начать движение. Создать новое поколение учебной литературы. Новых педагогов мы не привезем из Китая или Финляндии. Надо заставить учителей проходить курсы повышения квалификации. Причем не раз в пять лет по замшелым конспектам, а постоянно, в интерактивной форме по коротким курсам. Только полностью меняя систему, мы сможем сократить чудовищный разрыв.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
За 10 лет, пока мы участвуем в тестировании PISA, мы научились только латать дыры. Еще в 2003 году выяснилось, что наши ученики вообще не знают, что такое диаграммы. В учебниках появились диаграммы. Плохо читают? Добавили художественных произведений в программу. А вот про газеты и расписание поездов что-то не догадались. Но все это скорее напоминало желание исправить очередной недочет, нежели стремление принципиально изменить систему обучения.
Сейчас в России начинают внедрять президентскую инициативу «Наша новая школа». Там прописан переход на «исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать новое, выражать собственные мысли, принимать решения». Для этого нужны «новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет», и «современная инфраструктура». В идеале, как записано в описании инициативы, «школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с добротной и функциональной школьной архитектурой - столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством».
Красиво сказано... Но когда сбудутся эти мечты, если до сих пор в четверти наших школ туалеты - на улице, а учителей старше 50 лет в школах больше 40 процентов?

СПРАВКА «КП»
В международных исследованиях PISA Россия участвует с 2000 года. Исследования проводятся в форме тестов в 64 странах мира. В России тесты писали пятнадцатилетние ученики 45 регионов - ребята из городских, сельских школ и гимназий. Исследование проверяет не столько знание школьной программы, сколько умение применять в жизни математику, естественно-научные дисциплины, понимать прочитанное.

Комсомольская правда

Все "Вести образования"

 

С уважением, Рулев Михаил, faraday215@yandex.ru
учитель высшей категории (стаж 19,5 лет),
кандидат педагогических наук (с 2002 года),
руководитель проекта
http://faraday215.ru.
Сайт книги:
http://bestlesson.msk.ru

 


В избранное