Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Передовые технологии и немного физики от М.Фарадея Выпуск 24. Коменский!


Выпуск № 24 Фарадей
Передовые технологии и немного физики
от
Майкла Фарадея.
17.12.07

Учиться интересно и результативно!

Блестяще пройти аттестацию, повысить квалификационную категорию, дать открытый урок? Познакомьтесь с новой книгой "Парад воплощенных идей, или как учить и учиться интересно и результативно", которая может изменить и обогатить методику Вашего преподавания! Кликните СЮДА...

Доброго времени суток!

 

С вами Михаил Рулев и рассылка
"Передовые технологии и немного физики от Майкла Фарадея".

Сегодня в рассылке: Ян Амос Коменский - знакомый и великий.

Оглавление:
1. Холмс и Мориарти - белое и черное.
2. Знакомимся с потрясающей книжной серией "Антология гуманной педагогики". Сегодня - Ян Амос Коменский.
3 . "Кодекс педагога" по Я. А. Коменскому.
4. Новости образования. Открытие бесплатной библиотеки
http://www.iqlib.ru/

 

Авторская статья

1) Холмс и Мориарти - белое и черное.

В чем отличие профессора Мориарти от Шерлока Холмса?

Оба – блестящие интеллектуалы, обладающие обширными познаниями (правда, Холмс имеет более узкую специализацию: химия, криминалистика и т.п.). Почему они оказались по разные стороны баррикад?

Что важнее – обучение или воспитание? Точнее, что приоритетнее?

Послушаем Яна Амоса Коменского: «Словом, должна быть твердо установлена троякая цель воспитания юношества: 1) Вера и благочестие. 2) Добрые нравы. 3) Знание языков и наук. И все это в том самом порядке, в котором предлагается здесь, а не наоборот [Я. А. Коменский. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. – 224 с. – (Антология гуманной педагогики), с.22].

Рассмотрим принципы построения системы личностно-развивающего обучения:
1. Личностное развитие ребенка.
2. Интеллектуальное развитие ребенка.
3. Формирование целостной картины мира на основе предметных знаний и умений.

(Подробнее о системе личностно-развивающего обучения - здесь).

Как видим, сходство поразительное. И это говорит не только о гении Коменского, но и о разумности ведущих педагогов современности, не разрушающих «до основания, а затем…» основы педагогической системы великого чешского педагога и гуманиста.

Если представить, что мы реализовали предложенную схему, то у нас получается превосходно воспитанный, уважающий общечеловеческие ценности, интеллектуально развитый человек, имеющий неплохие знания.
Пример – человечнейший интеллектуал Шерлок Холмс, не знавший, однако, что Земля вращается вокруг Солнца.

Поменяем местами приоритеты.
1. Формирование целостной картины мира на основе пред­метных знаний и умений.
2. Интеллектуальное развитие ребенка.
3. Личностное развитие ребенка.Интеллектуал с блестящим образованием, но не считающий соблюдение общечеловеческих ценностей чем-то необходимым – профессор Мориарти.

Как раз для этого случая Дмитрий Иванович Менделеев считал, что знание без образования – меч в руках сумасшедшего.

Можно сделать следующие выводы:
1. Приоритетность воспитания перед обучением была обозначена триста с лишним лет назад, и в наше время это положение также не подвергается пересмотру.
2. Если приоритеты меняются, мы вместо Шерлока Холмса получаем профессора Мориарти. Вместо благодарных выпускников получаем напыщенных «отличников», которые не желают здороваться с учителями, которым они так многим обязаны.

Не забывайте о необходимости правильно расставлять приоритеты!

 С уважением, Рулев Михаил, faraday215@yandex.ru
«Учить и учиться интересно и результативно!»
Сайт проекта:
http://faraday215.ru
Сайт книги:
http://bestlesson.spb.ru

 

Блестяще пройти аттестацию, повысить квалификационную категорию, дать открытый урок? Познакомьтесь с новой книгой "Парад воплощенных идей, или как учить и учиться интересно и результативно", которая может изменить и обогатить методику Вашего преподавания! Кликните СЮДА...

2. Знакомимся с потрясающей книжной серией "Антология гуманной педагогики". Сегодня - Ян Амос Коменский.

Я. А. Коменский. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. – 224 с. – (Антология гуманной педагогики).В этом томе «Антологии гуманной педагогики» читатель познакомится с великим Учителем, проповедником, философом – Яном Амосом Коменским. На страницах книги вы встретите мыслителя, предпринявшего попытку способствовать духовному возрождению молодого поколения. Размышления первого читателя – Народного учителя СССР В.А. Караковского помогут увидеть сегодняшнего Коменского, ощутить бессмертие его идей.Предисловие (с. 5)
Великий чешский педагог Ян Амос Комеский (1592-1670) жил в далекие средние века. Почти четыреста лет отделяют нас от тех дней, когда творили Кампанелла и Департ, Джордано Бруно и Галилей, Френсис Бэкон и Спиноза, когда великие научные открытия существовали рядом с жаркими кострами инквизиции, сжигающими еретиков и вольнодумцев. Ян Амос Коменский был современником первых проникновений человека в тайны природы, участником крупнейших политических событий в Западной Европе XVII в.
1. Эпоха Яна Коменского (с. 5 - 7).
2. Жизнь и творчество Яна Амоса Коменского (с.7 – 15).

Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества
в первые шесть лет (в сокращении) (с. 16 – 41)

Глава I. Так как дети являются драгоценнейшим даром Божиим и ни с чем ни сравнимым сокровищем, то к ним нужно относиться с величайшей заботливостью.
…12. Что для родителей дети должны быть милее и дороже, чем золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни (с. 19)…
Глава II. Для каких целей бог дает детей и к чему следует стремиться при их воспитании.
…8. Словом, должна быть твердо установлена троякая цель воспитания юношества: 1) Вера и благочестие. 2) Добрые нравы. 3) Знание языков и наук. И все это в том самом порядке, в котором предлагается здесь, а не наоборот (с. 22)…
Глава III. Юношество неизбежно нуждается в воспитании и в правильном обучении.
1. Однако никто не должен думать, что юношество само по себе и без усиленного труда может быть воспитано (в благочестии, добродетелях и науках)… Как показано в VI главе «Дидактики», это совершенно невозможно (с. 22)…
Глава IV. В каких занятиях постепенно должны упражняться дети с самого рождения, чтобы на шестом году своей жизни они оказались усвоившими эти упражнения. (Это ключевая глава концепции Коменского – прим. Чит.)
3. …родители не должны откладывать воспитание до обучения своих детей учителями (с. 24)…
Глава VIII. Каким образом нужно искусно упражнять детей в развитии речи.
Глава IX. Каким образом нужно упражнять детей в нравственности и добродетелях.
5. Здесь я не могу воздержаться от того, чтобы не выразить сурового порицания обезьяньей или ослиной любви со стороны некоторых родителей по отношению к детям. Закрывая на все глаза, такие родители позволяют детям расти без всякой дисциплины и без всякого наказания (с. 33)…
Глава XII. Каким образом родители должны готовить своих детей к школе.
…Итак, родители должны отдавать своих детей для образования в школу обдуманно, и прежде всего сами должны подумать, что предстоит здесь делать, и открыть глаза детям, чтобы они поразмыслили о том же самом (с. 39)…

ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА,
содержащая универсальное искусство учить всех всему, ИЛИ…
верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого, где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни.
 (В сокращении)(с.42 – 107)

Польза дидактического искусства

ДИДАКТИКА

Глава I. Человек есть самое высшее, самое совершеннейшее творение природы.
Глава II. Последняя цель человека находится за пределами этой жизни.
…Ибо в этой жизни нельзя найти какого-либо предела желаниям и стремлениям (с. 51).
Глава III. Эта жизнь является только подготовлением к вечной жизни.
Глава IV. Есть три ступени приготовления к вечности: познание себя (и вместе с собой – всего), управление собой и стремление к Богу.
Глава V. Семена образования, добродетели и благочестия заложены в нас от природы.
Глава VI. Человека, если он должен стать человеком, необходимо формировать.
Глава VII. Формирование человека легче всего происходит в раннем возрасте. Оно даже только в этом возрасте и может происходить.
Глава VIII. Юношество следует формировать совместно, и для этого нужны школы.
Глава X. Образование в школах должно быть универсальным.
Глава XIII. Основою преобразования школ является точный порядок во всем.
Глава XVI. Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться наверняка, чтобы не мог не последовать положительный результат.
Глава XVII. Основы легкости обучения и учения.
13. Итак:
I. Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению.
II. Метод обучения должен уменьшать трудности учения, с тем чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий (с. 93).
Глава XVIII. Основы прочности обучения и учения.
Глава XXIII. Метод нравов.
Глава XXXIII. Об условиях, необходимых для практического применения этого всеобщего метода.

О РАЗВИТИИ ПРИРОДНЫХ ДАРОВАНИЙ
(DE INGENIORUM CULTURA) (с. 108-119)

ОБ ИСКУСНОМ ПОЛЬЗОВАНИИ КНИГАМИ – ПЕРВЕЙШИМ ИНСТРУМЕНТОМ РАЗВИТИЯ ПРИРОДНЫХ ДАРОВАНИЙ (с. 120 – 128).

ПАНСОФИЧЕСКАЯ ШКОЛА, ТО ЕСТЬ ШКОЛА ВСЕОБЩЕЙ МУДРОСТИ (с. 129 – 137)

ВОСКРЕСШИЙ ФОРЦИЙ, ИЛИ ОБ ИЗГНАНИИ ИЗ ШКОЛ КОСНОСТИ
( с. 138 – 143)

 

Блестяще пройти аттестацию, повысить квалификационную категорию, дать открытый урок? Познакомьтесь с новой книгой "Парад воплощенных идей, или как учить и учиться интересно и результативно", которая может изменить и обогатить методику Вашего преподавания! Кликните СЮДА...

3."Кодекс педагога" по Я. А. Коменскому.

Я. А. Коменский. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. – 224 с. – (Антология гуманной педагогики).

ЗАКОНЫ ХОРОШО ОРГАНИЗОВАННОЙ ШКОЛЫ (в сокращении)
(с. 144 – 153)
I. Законы школьного порядка, касающиеся работы лиц и дисциплины.
II. Законы относительно целей школы, подлежащих предпочтительному осуществлению.
III. Законы о месте занятий.
IV. Законы о надлежащем распределении времени.
V. Законы об образцах для проведения работы.
VI. Законы о книгах.
XI. Законы относительно поведения.
XXI. Законы для учителей.
1. Учителями должны быть люди набожные, честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить другим. (Ничто притворное не может быть продолжительным.)
2. Чтобы быть в состоянии бодро выполнять обязанности своей профессии и предохранить себя от скуки и отвращения, они должны, во-первых, остерегаться слишком низко ценить себя и относиться к самим себе с презрением.
Кто сам считает постыдным быть учителем и остается им только ради денег, конечно, бежит оттуда, как с жерновой мельницы, лишь только найдет другой род занятий, обеспечивающий большее вознаграждение.
Но наши полагают, что они поставлены на высоко почетном месте, что им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем (с. 150)…
4. …чтобы ученики воспитывались (se componant) по образцу учителя (с. 151).
6. …Подобным образом учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности – примером бодрости и трудолюбия, в поведении – скромности и благонравия, в речах – искусства разговора и молчания, словом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни (с. 151).
7. …А потому учителя должны знать, хотеть и уметь сделать умы всех своих учеников мудрыми, языки – красноречивыми, руки – искусными для письма и других действий, и опять-таки при помощи постоянных примеров наставлений и практики (с. 151).
8. …Итак, пусть хорошие учителя полагают, что (заметить хорошенько) самые маловажные обязанности – диктовать что-либо, гораздо же более важные – наблюдать, внимательны ли ученики, частым спрашиванием возбуждать силу ума, чтобы они понимали, и в процессе исправления, когда ученики сбиваются, искусно исправлять (с. 152).
9. Чтобы быть в состоянии выполнить все это без скуки, необходимо относиться к ученикам по-отечески, с серьезным, страстным желанием им успехов, как будто бы учителя являлись родителями духовного развития учащихся (с. 152).
10. Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научить чему-либо полезному. …Школьный учитель должен быть одинаково учителем всех (с. 152).

16. Каждый учитель должен в особенности иметь перед глазами цель и задачи своего класса, чтобы, хорошо зная, чего он должен достигнуть, все направлять сообразно с этим; он добьется похвалы, если всех своих учеников доведет до этой цели, заслужит позор, если допустит, чтобы кто-либо не достиг ее (с. 153).
XXV. Законы о соблюдении законов.

ВСЕОБЩИЙ СОВЕТ ОБ ИСПРАВЛЕНИИ ДЕЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
 (В сокращении) (с. 154 – 211)

 

Блестяще пройти аттестацию, повысить квалификационную категорию, дать открытый урок? Познакомьтесь с новой книгой "Парад воплощенных идей, или как учить и учиться интересно и результативно", которая может изменить и обогатить методику Вашего преподавания! Кликните СЮДА...

4. Новости образования. Открытие бесплатной библиотеки!

Образование - новости сми > Архив > Образование - 2007 ГОД > Общее >

15.12.07:

На естественнонаучной олимпиаде в Китае российские школьники были лучшими

http://www.eduhelp.ru/page.php?pageid=994 02:53 15-12-2007
На 4-ой Международной естественнонаучной олимпиаде школьников, прошедшей на днях в Китае, сборная российских школьников показала высокий результат. На ее счету – четыре золотые и две серебряные медали. Таким образом, по общему числу наград российские школьники заняли первое место в неофициальном общекомандном зачете.

Школьники из 33 стран мира соревновались в знаниях по следующим дисциплинам – физика, химия и биология. Задания по каждому из этих предметов состояли из трех частей – тестового тура, теоретического тур и эксперимента. При этом для того, чтобы решить все поставленные перед школьниками задачи, им необходимы были знания куда более обширные, нежели те, что предполагает школьная программа, пишет Газета.ru.

В сборную России-2007 вошли шесть школьников из Ростова-на-Дону, Урая (Ханты-Мансийский автономный округ), Белорецка (Башкортостан), Вологды и Москвы. Все они – победители и призеры всероссийских олимпиад среди школьников. Прежде чем поехать в Китай на олимпиаду, школьники прошли целый курс так называемых обучающих тренировок под руководством доцентов Московского физико-технического института и преподавателей московской школы №192.

Международная естественнонаучная олимпиада школьников проводится уже в четвертый раз, начиная с 2004 года. В роли ее инициаторов выступило правительство Индонезии в Джакарте, где и прошли первые две олимпиады. Источник: www.eduhelp.ru

13.12.07 :

В интернете появилась третья по счету легальная электронная библиотека http://www.eduhelp.ru/page.php?pageid=993 04:04 13-12-2007
По словам создателей ресурса, фонд библиотеки включает более 2 тысяч полнотекстовых цифровых версий печатных изданий - как современных, так и редких книг прошлых лет. Все издания сохраняют «полную идентичность печатным оригиналам по содержанию и структуре».

10 декабря начала работу электронная библиотека IQlib, созданная «независимой группой разработчиков ООО «Интегратор авторского права» (ИАП). Главной целью существования ресурса разработчики называют «содействие обеспечению публичной доступности образовательных, просветительских и иных общественно значимых материалов, имеющих объективно ограниченное обращение в виде печатных изданий».

В информационном сообщении особенно подчеркивается, что IQlib является первым российским он-лайн ресурсом, электронная библиотека которого формируются на основе прямых договоров с авторами и правообладателями в соответствии с действующим законодательством в области авторских и смежных прав. Генеральный директор компании «ЛитРес» Алексей Кузьмин подчеркнул, что «вообще в массовом масштабе первой была все-таки компания «КМ-Онлайн». Потом компания «Литрес». Они как минимум третьи, кто заявляет о подобном». В целом, считает Алексей Кузьмин, для рынка это позитивное явление».

Среди минусов нового проекта гендиректор «ЛитРес» отметил «явные проблемы с контентом». Речь идет об отсутствии защиты от копирования, и о том, что сами тексты выложены в формате «как дали»: от простого текста до графических форматов в виде сканов. Вполне возможно, пишет «Вебпланета», что IQlib разрабатывается в рамках какой-нибудь из целевых госпрограмм, что едва ли поможет ему развиваться и конкурировать с коммерческими игроками на зарождающемся «белом» рынке электронных книг.

Новый ресурс ориентирован он на широкую пользовательскую аудиторию: учащуюся молодежь и преподавательский состав, молодых специалистов в различных отраслях и тех, кто стремится расширить свой кругозор и углубить знания. Источник: www.eduhelp.ru

ЗНАКОМИМСЯ!

Электронная библиотека образовательных и просветительских изданий
http://www.iqlib.ru/

Новости библиотеки.
http://www.iqlib.ru/news/news/65712
07.12.2007
Уважаемые друзья и коллеги!
В понедельник 10 декабря 2007 г. электронная библиотека IQlib начинает работу в тестовом режиме.
IQlib является информационным проектом нового поколения. Этот ресурс включает в себя полнотекстовую он-лайн библиотеку, основанную на постоянно пополняющейся коллекции образовательных, научных, просветительских и иных изданий, которые можно охарактеризовать как «интеллектуальную литературу», а также разнообразные пользовательские сервисы, позволяющие осуществлять полноценную работу с библиотечными фондами. Так, поиск необходимой Вам информации может производиться не только по фамилии автора и/или названию книги, но и по слову или фразе, встречающейся в тексте издания, в названии отдельной главы или словарной статьи.
Все возможности, предоставляемые ресурсом IQlib, описаны в разделе «Помощь». Проект ориентирован на обширную пользовательскую аудиторию – учащуюся молодежь и преподавателей учебных заведений, сотрудников научных учреждений, технических специалистов, наконец, на широкий круг людей, стремящихся расширить свой кругозор и углубить знания. Надеемся, Вы по достоинству оцените возможности, предоставляемые ресурсом, и станете постоянным читателем электронной библиотеки IQlib. Для этого необходимо пройти бесплатную регистрацию, после чего Вам будет открыт доступ к текстам книг, имеющихся в библиотечном фонде.
Коллектив IQlib.


Ну вот, кажется, на сегодня и все!

Жду от вас пожелания и замечания, а возможно и критику!

С уважением, Рулев Михаил, faraday215@yandex.ru
«Учить и учиться интересно и результативно!»
Сайт проекта: http://faraday215.ru
Сайт книги: http://bestlesson.spb.ru

 

 

 


В избранное