Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Передовые технологии и немного физики от М.Фарадея Выпуск 6. Доклад - это интересно!


Мыслю, следовательно существую. Р. Декарт...


Здравствуйте, уважаемый подписчик!
С Вами снова Филимонов Михаил, автор рассылки "Передовые технологии и немного физики от М.Фарадея" .

Выпуск номер 6: "Доклад! Учитель, торжествуя, читает Карцева труды... ".

Наверное, Вам приходилось участвовать в оценивании докладов учащихся. Если Вы - учитель, то обычно, выслушивая сообщение о жизни того или иного ученого, размышляли: "Вроде, неплохо. Но что ставить?" Если же Вы были учеником, то ждали только "5", поскольку читали аж 3 страницы печатного текста. Где же баланс между количеством страниц и качеством восприятия?

Предлагаю свой взгляд на проблему.

1. К работе учеников предъявляются определенные требования:

1. Основная цель при работе над докладом или оформлением газеты (здесь надо понимать как обобщенное название всех видов наглядных пособий, портретов, плакатов и схем) – получить для себя и донести до читателей или слушателей интересную информацию, отличающуюся относительной новизной.

2. Следить за тем, чтобы необычные факты из биографии великих ученых не заслоняли главное дело их жизни. Например, все знают Д.И. Менделеева как великого химика, создателя таблицы, носящей его имя. Доклад или газета об исследованиях Менделеева в области технологии изготовления чемоданов вызывает в классе искреннее удивление и неподдельный интерес. Необходимо, однако, добавить, что говорить о «чемоданных дел мастере Менделееве» возможно лишь после того, как ученики ознакомятся с главным делом жизни нашего великого соотечественника - периодической системой элементов, чтобы приоритеты разносторонней деятельности ученого были четко расставлены. Иначе возможны ситуации, в которых ученики относят ученого к совершенно другой отрасли науки. М. Фарадея, скажем, они считают чистым химиком, а Р.Бойля - физиком.

3. Нет смысла готовить доклады или газеты, написанные на основании прочтения одной - двух книг. Дело здесь не в механическом подсчете литературных источников. Ученики, поставив себя на место ученого, должны «выслушать» различные точки зрения на предмет их исследования. Затем сформировать собственное мнение или, что чаще всего и бывает, согласиться с одной из сторон. Например, рассматривая вопрос о полетах спутников вокруг нашей планеты, имеет смысл обратиться к мыслям древних ученых о форме Земли; сообщая об опытах Г. Галилея, необходимо поспорить с Аристотелем и т.д.

4. Оформление газет и, особенно, докладов может слегка отступать от строгих научных норм, но, по мере взросления учеников, требования должны возрастать. Это приведет к выработке определенных навыков оформления научных работ у учащихся, облегчит их дальнейшую исследовательскую деятельность и поможет при защите рефератов на научно-практических конференциях всех уровней. Тем же ребятам, которые не планируют дальнейшей работы по данному предмету, знания этих требований будут способствовать проведению научной деятельности по другим предметам. Еще один аргумент - всегда приятно держать в руках и сдавать на проверку аккуратно оформленную работу, содержание которой не оставило равнодушными ни одноклассников, ни учителя, ни самого ученика. Образец оформления титульного листа доклада и форма газеты вывешиваются в кабинете и не снимаются в течение всего учебного года. Можно сделать заготовки, в которые ребята будут вписывать тему доклада, фамилии исполнителей и руководителей. Со временем ребята сами будут оформлять свои доклады в школьном кабинете информатики.

5. Сроки выпуска газеты или написания доклада и подготовки их к защите должны быть заранее оговорены и варьироваться от недели до месяца. На консультацию ученик должен принести эскиз газеты, готовый оформленный доклад или хотя бы материалы для защиты.

6. Отметка за газету или доклад выставляется в зависимости от полноты раскрытия темы и решения задач, стоявших перед учеником. После защиты работы и получения отметки, ученик сдает текст доклада или газету  на хранение в кабинет. Тема доклада или газеты вносится в каталог, и, таким образом, прочитать сообщение или посмотреть газету смогут все желающие.

С удовольствием даю Вам ссылки  на две прекрасные книги Владимира Карцева, чудесные материалы из которых я сам постоянно использую при изучении соответствующих тем курса физики. Но почитать эти замечательные книги будет интересно всем - и учителям, и ученикам; и физикам, и лирикам.

2. Владимир Карцев. "Приключения великих уравнений"

Книга удостоена премии и диплома на Всесоюзном конкурсе общества «Знание» на лучшее произведение научно-популярной литературы (1971 г.).

 ... Вдруг моя правая рука была поражена с такой силой, что все тело содрогнулось, как от удара молнии. Сосуд, хотя и из тонкого стекла, обыкновенно сотрясением этим не разбивается, но рука и все тело поражаются столь страшным образом, что и сказать не могу, одним словом, я думал, что пришел конец...

Итак, новость о лейденской банке с быстротой электрического удара начала распространяться по Европе и не слишком просвещенной тогда Америке. В лабораториях, аристократических салонах, на ярмарках ставились удивительнее опыты, неприятные, забавные и волнующие одновременно.

Французская столица, разумеется, не могла остаться в стороне от «лейденского поветрия». 700 парижских монахов, взявшись за руки, провели лейденский эксперимент. В тот момент, когда первый монах прикоснулся к головке банки, все 700 монахов, сведенные одной судорогой, вскрикнули с ужасом.

180 королевских мушкетеров тоже провели перед королем подобный опыт в Версале. Даже гвардейская дисциплина оказалась бессильной перед ударом лейденской банки: «Первый держал в свободной руке банку, а последний извлекал искру; удар почувствовался всеми в один момент. Было очень курьезно видеть разнообразие жестов и слышать мгновенный вскрик, исторгаемый неожиданностью у большей части получающих удар».

Провел этот эксперимент придворный «электрик» короля, специально ведавший различными электрическими увеселениями, аббат Нолле...

Владимир Карцев. "Магнит за три тысячелетия".

...В Филадельфии (США) в 1782 г. было установлено 400 громоотводов (всего в Филадельфии было в то время 1300 домов). Крыши всех общественных зданий, за исключением, разумеется, гостиницы французского посольства, были увенчаны металлическими штырями громоотводов. Во время грозы 27 марта 1782 г. именно в дом-исключение ударила молния. Гостиница была частично разрушена, а живший в ней французский офицер убит. После этого случая, вызвавшего широкий общественный резонанс, даже Франция официально признала громоотвод...

3. Нельзя обойтись и без ссылки на один из вариантов биографий Майкла Фарадея.



С огромным уважением к вам, Михаил Филимонов
mailto:Faraday215@yandex.ru       Сайт: http://faraday215.ru

В избранное