5-9
июля - Научная школа А.В.Хуторского и Центр дистанционного
образования «Эйдос» под эгидой Российской академии образования
проводят 2010 года научно-практический семинар в Санкт-Петербурге.
Тема семинара «ИННОВАЦИИ В ШКОЛЕ» -
http://eidos-tour.ru/tours/conf/2010/Spb.htm
Почему
нужно поехать на семинар ЦДО "Эйдос"
"Инновации в школе" в Санкт-Петербург 5-9 июля 2010 года?
1 причина. Тема семинара "Инновации в
школе". Вы - современный и квалифицированный
педагог и руководитель? Тогда Вы узнаете, как внедрять инновационные
процессы в школе, как ведут в течение 2-х лет эксперимент по
инновациям экспериментальные школы, сможете разработать основы план
экспериментальной деятельности для своей школы на следующий учебный
год.
2 причина. Ведущий семинара чл.-корр
РАО, д.п.н. А.В.Хуторской. Если Вы посещали форумы и
видеоконференции
Научной школы Андрея Викторовича Хуторского, читали его книги, но,
ни разу не видели его очно?! Вы - счастливчик, потому что на
семинаре в СПб Вы сможете наслаждаться плодотворным общением с
содержательным ученым в течение нескольких дней!
3 причина. Свидетельство и фото. Вам нужно пополнить свое портфолио для
аттестации или для подачи заявки на грант? Вы получите официальное
Свидетельство об участии в этом престижном семинаре. Вы сможете
сфотографироваться на семинаре с сотрудниками ЦДО "Эйдос", с
которыми вы давно переписываетесь по электронной почте, сделать
памятные снимки на экскурсиях.
4 причина. Северная столица России.
Вы ещё не были в Петербурге? Тогда Вам
повезло - Вы увидите достопримечательности, о которых Вы читали или
смотрели по телевизору. Вы уже были в Петербурге? Тогда Вам
повезло вдвойне! Вы вновь посетите полюбившиеся и новые места,
вдохнете полной грудью удивительную атмосферу этого чудного и
доброжелательного города.
5 причина. Белые ночи и экскурсионная
программа Аничков мост, Петропавловская крепость,
сокровищница мира - Эрмитаж, Кунсткамера, фонтаны Петергофа,
Екатерининский дворец, Царскосельский лицей - эти места подарят вам
столько потрясающих впечатлений! А знаменитые Белые ночи? Вы
увидите, как разводят мосты над Невой, погуляете по ее набережным в
"гражданские сумерки"- подарите себе эту романтику...
6 причина. Проживание в центре и
экономия. Хотите сэкономить? Регистрируйтесь в
семинаре по льготной цене 12 999 руб. за 1 чел. с проживанием в
центре города. Вы будете жить на Невском проспекте и сэкономите на
проезде, не будете тратить время на толкотню в метро и маршрутках, а
будете гулять вечерами и ночью по Дворцовой площади - самому центру
города!
7 причина. Отдых с пользой. Ученые установили факт, что запоминается
только тот отдых, который приносит вам пользу. Вы сможете отдохнуть
и поучиться в приятной, неформальной обстановке. Совместите обучение
на семинаре с посещением памятных мест Санкт-Петербурга, подарите
себе незабываемую поездку - Вы её заслужили!
II.
О
ПУТЯХ РУТИННОЙ РАБОТЫ ПО ШЛИФОВКЕ ГРАНЕЙ УРОКА-АЛМАЗА ДО ПРИДАНИЯ
ЕМУ СОВЕРШЕННЫХ ФОРМ И БЛЕСКА.
Завершён первый
Всероссийский конкурс "Современный урок - 2010". В нём приняли
участие 87 уроков, разработанных педагогами из многих городов и сёл
России, из Казахстана. Так же, в нем приняли участие представители
школ, ведущих экспериментальную деятельность вместе с Научной школой
ЦДО "Эйдос". Данный опыт оказал продуктивное влияние на результаты
их участия – 5 учителей из таких школ (гимназии № 13 п. Краснообска,
МОУ «Лицей №1» г. Братска, МОУ № 99 г. Челябинска) стали лауреатами
в различных номинациях конкурса. В ходе творческого соревнования
происходило сравнение, переосмысление, стремительное развитие и
осознание перспектив дальнейшей деятельности. Немаловажную роль в
этом сыграл опыт освоения основ эвристического обучения,
компетентностного подхода, разработок эвристических элементов в
процессе экспериментальной работы. Этот этап стал новой качественной
ступенью их исследования. Лауреаты конкурса будут награждены
дипломами и научно-методической литературой. Лучшие уроки
рекомендованы к изданию. Кроме
того, все участники конкурса награждаются бесценным личным опытом
участия в дистанционном педагогическом конкурсе ЦДО «Эйдос».
По решению жюри
конкурса лауреатами 1-го Всероссийского конкурса "Современный
урок-2010" стали следующие педагоги:
Номинация
«Современный урок истории»
Калинина Ирина
Александровна, учитель истории и обществознания, МОУ "Добрянская СОШ
№2", г. Добрянка
Базалук Ольга
Сергеевна, учитель истории и обществознания, МОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 2 п. Пангоды», п. Пангоды Надымского
района ЯНАО
Номинация
«Современный урок русского языка»
Фефелова Галина
Владимировна, учитель русского языка и литературы гимназии № 13, п.
Краснообск.
Номинация
«Современный урок МХК»
Клокова Елена
Федоровна, учитель русского языка, литературы, МХК муниципального
общеобразовательного учреждения "Открытая (сменная)
общеобразовательная школа г. Надыма" ЯНАО.
Номинация
«Современный урок информатики»
Калинина Татьяна
Валерьевна, учитель начальных классов, МОУ «Ликино-Дулевский лицей»,
г. Ликино-Дулёво.
Номинация
«Современный урок математики»
Клещева Ирина
Владиславовна, учитель математики, МОУ СОШ №1, г. Нерюнгрин, РС (Я)
Номинация
«Современный урок литературы»
Пономарева Ирина
Петровна, учитель литературы и русского языка гимназии №3 г.
Архангельска
Номинация
«Современный урок тьютора»
Иванова Елена
Васильевна, методист по внедрению ИКТ, МОУ «Лицей №1», г. Братск
Номинация
«Современный урок биологии»
Васильева Оксана
Сергеевна, учитель биологии и химии МОУ № 99, г. Челябинск
Номинация
«Современный урок химии»
Сазонова Татьяна
Анатольевна, учитель химии, МОУ «Лицей №1», г. Братск
Номинация
«Современный урок физики»
Рунова Елена
Владимировна, учитель физики МОУ «Лицей №1», г. Братск
Поздравляем!
Желаем
продолжения начатого!
Хроника чувств, переживаний, преодолений и побед в рефлексиях
участников конкурса:
---
Калинина Ирина
Александровна, учитель истории
и обществознания МОУ «Добрянская СОШ № 2», г. Добрянка, Пермский
край.
Когда-то
давным-давно я изобрела отговорку для наиболее назойливых
организаторов разных дел, что «я – неконкурсный педагог», и
удерживала данную позицию достаточно длительное время. Но, все
течет, все изменяется, и, заявить о себе сегодня подобное уже не
смею. Конкурс «Современный урок-2010» увлек настолько, что выходить
из этого состояния так же сложно как, наверное, космонавту после
полета на орбиту. Убедить себя так потрудиться по отношению к самой
себе, вряд ли бы удалось в обычной обстановке. Только условия
конкурса заставили пересмотреть всю свою учительскую карьеру,
заглянуть внутрь своего педагогического «Я», изрядно поплутать в
лабиринтах своих идей и фантазий, и, естественно, сделать множество
открытий. От конкурса ожидала эмоций - они были, новых идей –
посещали, единомышленников – обрела, содержательных заданий –
получила, встряску мировоззрения – прочувствовала. Удалось взять,
установленную центром «Эйдос», планку по технологической основе
урока. Спуску себе не давала, главный ориентир конкурса - урок как
путь реализации педагогической технологии, не был потерян. В очном
конкурсе вряд ли бы это удалось сделать, так как захотелось бы
естественной для женщины-педагога парадности, красивости. А так, на
первом месте, оказалась рутинная работа по шлифовке граней
урока-алмаза до придания ему совершенных форм и блеска.
Главными
трудностями, с которыми пришлось столкнуться в ходе конкурса, был
вопрос целеполагания. Он так и остался для меня открытым. В
принципе, с его решением, можно было бы смело заявлять себя
революционером в педагогике. Все-таки, на этапе постановки целей, мы
заигрываем с педагогикой, подтягиваем имеющиеся формы и методы к
желаемым целям, и, радуемся, если между ними возникает какая-то
гармония. Проблему целеполагания решала при помощи логических задач:
дана тема, надо отыскать в ней смысл, увидеть проблему. Попробуем
решить проблему путем постановки вопросов и обнаружения ответов. Не
получилось – ищем новые пути. Какова же цель этого поиска? А вот и
правильно! Что-то надо прирастить, раскрыть, объяснить, научить, и,
наконец, открыть. Логика – великая сила. Задумываешься не только об
уроке, но и о многом другом. Мысли перестают путаться, а
выстраиваются стройными рядами соответственно своим рангам. А
организация ума, знаете ли, высвобождает из плена такую армию идей,
что остается только командовать им: «На первый, второй,
рассчитайся..» и направлять на самый горячие участки.
Конкурсное
приращение - это рост уверенности в своих силах, это стильность и
технологичность ведения сегодняшних занятий. Уроки наполнились новым
смыслом, а это: диалог с учеником – не бесследен, радость открытия
будет проявляться и в дальнейшем, уровень образования в российских
школах зависит от тех, кто сидит у меня сейчас на уроке.
Общение с
коллегами произвело двоякое впечатление. В первую очередь, появился
шанс прочувствовать и увидеть уровень мастерства наших российских
педагогов, как-никак представленные уроки объединили учителей от
Чукотки до Калининграда. Но, в то же время, проснулся какой-то
интуитивный голос, который постоянно призывал соотносить все, что,
выставляли учителя на форуме к себе, к своей действительности. Это
соотношение иногда приводило в уныние, посмотрите, в каких условиях
творят люди, как многого они достигли, а иногда и к уверенности в
своих силах, так мы еще и неплохо работаем, и у нас есть свои
рациональные зерна.
Содержательными
и продуктивными, на мой взгляд, оказались страницы Татьяны
Анатольевны Сазоновой из Братска, Галины Владимировны Фефеловой из
Краснообска, моей однофамилицы Татьяны Валерьевны Калининой из г.
Ликино-Дулево. Т.А. Сазонова – продемонстрировала высокую культуру и
талант педагога-методиста, Т.В. Калинина – трепетную любовь к детям
и к своему педагогическому ремеслу. О Г.В. Фефеловой стоит сказать
отдельно, это какой-то протуберанец конкурса, необыкновенный
педагог, оригинальная, сильная личность, невероятно близка мне по
духу и стилю работы.
Как оппонента,
сразу же заземлила первоначальная позиция Ирины Владиславовны
Клещевой из г. Нерюнгри, также насторожила переписка между
некоторыми участниками «ни о чем», которые торопились обмениваться
взаимными комплиментами в ущерб ведения конструктивного диалога.
С помощью
современного урока наиболее эффективно решаются следующие
общеобразовательные задачи: раскрытие потенциала ученика в учебной,
творческой деятельности; самореализация ученика как личности,
индивидуальности; осознание учеником миссии человека в мире, в
обществе. Данные идеи подробно изложены на форуме Научной школы А.В.
Хуторского при обсуждении человекосообразности в образовании.
Рассуждая о современности урока, хочется подчеркнуть, что урок – это
средство и одновременно цель развития образования. Пульс урока – это
ключевой показатель жизнеспособности всей системы.
Для решения
инновационных задач внедрения человекосообразного образования,
эвристического обучения в массовую практику предлагаю несколько
«рецептов»:
1.Установить глобальную сеть рядовых педагогов. Очень важно,
чтобы каждый имел ежедневный свободный доступ в интернет для общения
с коллегами по всем вопросам обучения и образования. Любая
локализация, замыкание сети на уровне методистов и функционеров,
отрыв идеи от рядовых тружеников образования к внедрению
человекосообразности и эвристики не приведет;
2.Пересмотр государственных стандартов образования и параметров
сдачи ЕГЭ в соответствии с концепцией человекосообразного
образования;
3.Создание сети человекосообразных и эвристических школ под
эгидой авторской научной школы.
Конкурс
«Современный урок» имеет простую, доступную и понятную структуру.
Его содержание соответствует заявленным целям. Дальнейшее развитие
конкурса связано с развитием средств телекоммуникации. Хотелось бы
провести урок как мастер-класс на коллегах-конкурсантах, встретиться
для обсуждения у экранов мониторов в
Skype,
попробовать на своих детях провести чужой урок или использую чужой
конспект, дописать его и выдать как совместный урок. Также всегда
привлекала идея интеграции педагогов в уроке. Ну и, конечно, здорово
поменяться ролями со своими школьниками. Почему бы не
проанализировать проведенный урок с точки зрения своего ученика?!
Продолжение
конкурса следует… Нужен ликбез по всему программному обеспечению под
название «Урок, учитель и компьютер». Надо как-то решать вопрос с
переоборудованием кабинета. На педагогической студии подробно
рассмотрим содержание эвристической технологии. Всю эвристику на
уроках попробуем каким-то образом замерять, отслеживать, соотносить
с результатами. Себе после конкурса предлагаю не успокаиваться,
коллегам - вернуться к конкурсным урокам и провести внеконкурсную
модернизацию, не терять связи с теми, с кем вас познакомил конкурс,
оргкомитету – второго конкурса «Современный урок-2011». Всем – любви
к себе, к детям, к людям, к жизни…
---
Базалук Ольга
Сергеевна,
учитель истории и обществознания, МОУ СОШ № 2 п. Пангоды Надымского
района ЯНАО
Уважаемые
организаторы конкурса «Современный урок- 2010». Разрешите
поблагодарить вас за организацию данного конкурса. Все было четко,
организовано, возможно, нам самим недостаточно было опыта участия в
форумах. Вы дали нам, учителям, возможность оторваться от устаревшей
реальности и попытаться представить современные уроки, многие из
которых останутся в памяти наших ребят на всю жизнь. Вы дали нам
возможность ознакомиться с опытом коллег со всей России, пообщаться
друг с другом, увидеть свою работу другими глазами, услышать отзыв о
своей деятельности от вас, дали возможность ощутить себя не только
учителем, но и учеником, которому еще многому нужно учиться -
инновационным формам и методам проведения урока, созданию
личностного обучения и индивидуальной траектории образования наших
учеников, формированию их компетенций и накоплению их
деятельностного опыта. Лично я стремилась не на соревнование уроков,
я хотела сравнить свой урок с уроками коллег (не только преподающих
историю, но и литературу, изобразительное искусство, ОБЖ, физику,
английский язык и др.), ознакомиться с их опытом, взять многие
«изюминки» в свой арсенал, получить рекомендации профессионалов по
усовершенствованию урока, квалифицированную помощь от вас,
организаторов, ведь не каждый учитель имеет возможность пообщаться
(пусть даже и на Форуме) с самим Андреем Викторовичем Хуторским,
даже в чем-то с ним поспорить
Я очень
благодарна
Одинец Карине Аскеровне и Рыскуловой Марине Николаевне, педагогам
центра «Эйдос», за внимание к моему уроку и возможность
почувствовать себя ученицей.
Прорекламировала
конкурс коллегам в своей школе. Рассказала им о самом конкурсе, о
возможности общаться с коллегами. Ведь многие из нас, участвуя в
конкурсах различного уровня, отсылают работу, но не имеют обратной
связи. Мы не знаем, кто смотрел материал, как к нему отнеслись,
какие рекомендации по его переработке, усовершенствованию мог бы
получить. А ваш конкурс, единственный самый действенный,
продуктивный и эффект от него неимоверный. Мы, учителя, ждем новых
конкурсов центра «Эйдос». Желаю вам, коллеги, творческих
успехов!
---
Фефелова
Галина Владимировна,
учитель русского языка и литературы гимназии № 13 п. Краснообска
Новосибирской области
Участие в
конкурсе для меня стало продолжением работы в рамках педагогического
эксперимента. На смену только что освоенным и апробированным в
практике эвристическим заданиям пришла более крупная форма – урок.
Меня интересовал ряд проблем: как «вырастить» из эвристического
задания урок? Как могут соотноситься в рамках одного занятия
эвристические и неэвристические методы обучения? Какие вызовы для
педагога скрыты в неопределенности эвристической ситуации? Какими
новыми качествами он должен обладать? Я не могу сказать, что
довольна своими результатами. Урок построила на основе экстенсивного
подхода – на нескольких «перетекающих» друг в друга эвристических
заданиях. Сейчас бы уже сделала иначе, сосредоточив внимание на
более тщательной проработке таких элементов урока, как целеполагание
учащихся и их рефлексия.
Ожидала, что
окунусь на форуме в эвристическую среду, что большая часть педагогов
окажется с опытом такой деятельности. Оказалось – с точностью «до
наоборот». В сущности, расклад уроков на форуме отразил реальное
положение дел: 10-20 % действительно современных уроков и
традиционные под маской инновации. Не в первый раз поражаюсь такому
распространенному явлению в педагогической среде, как словесная
мимикрия. И потому самым важным в процессе конкурса было осмысление
точности и выверенности собственной педагогической позиции. На
форуме мне не хватало общей ветки для обсуждения вопросов
методологического характера, было какое-то ощущение запертости в
узком пространстве своей темы. Конечно, на отдельных страницах
стихийно вспыхивали интересные дискуссии, но мне думается, при
наличии общего пространства этот процесс мог бы быть более
интенсивным и содержательным.
Интереснее всего
было наблюдать за приращением педагогов. В числе самых интересных
для меня рефлексий – эмоциональные и образные И. Калининой, точные и
сдержанные ответы – рассуждения Т. Сазоновой, И.Чашиной, интересные
идеи И.Пономаревой.
Важным элементом
общей работы было консультирование педагогов «Эйдоса». Хорошо, что
оно было разноплановым: критическое суждение, предложение по
модернизации урока, просто эмоциональная поддержка. Я благодарна за
помощь и Андрею Викторовичу Хуторскому, и Елене Владимировне
Шерстовой, и, конечно, доброму ангелу нашей группы Ольге Алексеевне
Завьяловой.
Мера продвижения
каждого была очень индивидуальной. Что для меня определилось,
устоялось в процессе конкурса, было опознано как «свое»? Прежде
всего, ориентация на образовательный продукт и оценивание достижений
ребенка относительно него самого. Для меня всегда показателем того,
что я научила ребенка мыслить, выражать свою точку, является
неповторимость его творческой манеры, индивидуальность голоса. И
потому открытость заданий, безусловно, мною принята.
Как наиболее
проблемную зону определила для себя системную работу с
целеполаганием и рефлексией детей. Думаю, что следующий учебный год
будет посвящен решению этой задачи. Во время конкурса в целом были
переосмыслены многие теоретические положения с учетом опыта
практической деятельности, пусть и совсем небольшим.
Мне кажется
удачной идея этого конкурса – отразить в одном уроке, как в капле
воды, всю сложную архитектонику эвристического обучения. Что
хотелось бы увидеть еще? Теоретический раунд участников конкурса, в
котором уточнялись бы понятия педагогической деятельности, ее
основания. Хорошо, если бы была возможность у конкурсантов создавать
отдельные ветки форума по волнующим их проблемам. Уже существующие
форумы Центра «Эйдос» и Научной школы все-таки, на мой взгляд, не
могут служить равнозначной заменой. Мне кажется, уместной была бы и
страничка «Консультация педагога «Эйдоса», на которой можно было бы
задать вопрос сотрудникам кафедр «Центра».
Что в итоге дал
мне конкурс? Знакомство с яркими, интересными педагогами, приток
новых идей и впечатлений, насыщенность интеллектуальной и
эмоциональной жизни. Хочется выразить благодарность организаторам
конкурса за их способность фонтанировать творческими идеями, за
предоставленную возможность профессионального общения, за четкую и
продуманную организацию. Хочется пожелать конкурсу - стать
традиционным и любимым в педагогической среде.
---
Клокова Елена
Федоровна,
учитель русского языка, литературы, МХК МОУ «Открытая (сменная)
общеобразовательная школа г. Надыма» ЯНАО.
Соперничество?
Сотрудничество!
Конкурс
изначально предполагает соревнование, конкуренцию, соперничество.
«Эйдос»
трансформировал мероприятие в плодотворное сотрудничество. Почти в
течение месяца спонтанно сложившееся сообщество участников конкурса,
в активном взаимодействии, последовательно и целенаправленно искало
ответ на вопрос: что собой представляет современный урок?
Каждый привнёс свое видение идеального урока. Понятно, что
«современный урок - это урок, который проходит СОВРЕМЕННО», а так ли
уж ПОЛЕЗНА погоня за прогрессивностью, «продвинутостью»,
супероригинальностью? Ясно, что не оргтехника, мобильная связь и
Интернет – главные составляющие понятия «современность». Обращение к
Человеку как феномену мироздания, предсказанное мыслителями XIX-XX
веков, наблюдается сегодня во всех сферах науки, искусства,
общественной жизни и… системы образования. Не академическая глубина
научных знаний выступает сейчас на первый план для учителя в урочном
целеполагании, а адаптация теории к реальным нуждам обучающихся.
Поэтому не удивительно, что пришедшие на конкурс педагоги оказались
единодушны во мнении: современный урок в учениках «развивает
необходимые для успешной жизни качества».
О его
особенностях только и говорили, перечисляли многое: креативное
мышление и познавательная активность; современные технологии и
деятельностный подход; умение анализировать, классифицировать
полученные знания и оптимальное применение знаний урока в
повседневной жизни, Получалось, что и сам его величество Урок тоже
нам кое-что должен:
быть
интересным для учеников;
быть
воспитывающим, развивающим личность ученика;
учить
учиться;
учить
самостоятельно, добывать знания;
учить
«отсеивать» ложное;
выделять
необходимое с практической точки зрения;
научить
детей быть мобильными в применении своих знаний и умений в самых
различных областях деятельности;
научить
творчески подходить к решению задач разного уровня;
научить быть
ответственными перед окружающими людьми и природой;
обеспечивать
максимальную самостоятельность в учении.
И так далее – до
бесконечности. Ведь современный урок – это «знания, накопленные
цивилизацией, и пути их познания». Вот тут-то и поджидает каждого
учителя сильнейший соблазн: вложить в ученика готовые знания,
уберечь от «изобретения велосипеда», не дать набить лишних шишек! И
трудно педагогу понять, что «лишних» шишек не бывает, что каждая
шишка на пользу ученику, изобретающему СВОЙ велосипед. Вспомните
себя! Трудно, но нужно. Поэтому Урок ещё ОБЯЗАН «стимулировать к
саморазвитию не только учеников, но и педагога».
Различные мнения
интегрировали, преобразуясь в синкретически ёмкое понимание, старое,
как мир: «Современный урок - это сотворчество учителя и ученика. Для
ученика важно педагогическое сопровождение его учебы. … Современный
урок - это урок выбора источников знаний, выбора самостоятельной
траектории обучения». Учить учеников этому и УЧИТ «Эйдос». Какова
тавтология! Это «приёмчик» организаторов: повторением, возвращением
в ученические годы НАУЧИТЬ. Целью конкурса было объявлено
«выявление, популяризация и поддержка лучших уроков, в которых
воплощены современные педагогические достижения и инновации. Поэтому
и заработало латинское concursus — стечение, столкновение для
получения лучшего результата.
Отправляясь на
этот ответственный Всероссийский конкурс, каждый учитель ожидал
полезного знакомства с квалифицированными специалистами и их опытом,
постижения основ педагогической системы Новой школы А.В.Хуторского,
«работы над ошибками», допущенными в своих разработках = приращения
собственного педагогического багажа.
Реально каждый
учитель получил гораздо больше: всё запланированное + бесценные
конкретные советы по вариантам своих заготовок; удовольствие от
постижения тончайших механизмов конструирования различных прекрасных
уроков коллег; «беспроигрышный» алгоритм построения эвристического
урока; суть педагогического применения принципа человекосообразности;
инициирование драгоценного процесса собственной перестройки.
Самым
неожиданным было предложение оргкомитета конкурса «модернизировать
уроки» сообразно направлению научно-практической деятельности ЦДО
«Эйдос».
Это было возвращением в детство, в школу, к домашним заданиям – это
было реальное исполнение подсознательной мечты пройти заново, более
качественно и результативно, свой учебный путь. Выполнялось такое
домашнее задание с радостью и вдохновением. Принесло удовлетворение
и, вместе с тем, стимул идти вперёд. ЦДО «Эйдос» для многих – страна
обетованная, где делают то же, что и мы пытаемся у себя, но
ГРАМОТНО, продуманно, разумно, последовательно. Стоим у двери,
решаясь, наконец, постучаться и войти. Для тех, кто решился впервые,
прежде всего попытка провести эвристический урок принесла массу
переживаний. Это были, в основном, положительные эмоции: приятное
удивление, удовольствие взаимопонимания, азарт поиска, радостное
открытие в ученике задатков ученого или рационального практика. Если
учитель радовался тому, что всё с самого начала пошло не
запланированным, а оригинальным, неожиданным путём, то есть
гарантия, что конкурс принёс свои положительные плоды.
Неожиданной была
кажущаяся лёгкость получения результата при соблюдении заданного
алгоритма урока. Как будто воспользовались чужой волшебной палочкой.
От этого – некоторая неловкость и обещание себе: сконструировать
СОБСТВЕННУЮ волшебную палочку. Эмоциональным фоном было волнение,
тревога, желание вмешаться, исправить, отредактировать, сдерживание
своих «училкиных» порывов = горькое понимание, что считающие себя
либералами и демократами на самом деле – махровые авторитарные
тираны. Ещё, конечно, радость сопереживания на этапе защиты
учащимися своих работ и неуемное желание поставить всем «5», выдать
красный аттестат, золотую медаль, премию и путёвку куда-нибудь на
элитный пляж вместо ЕГЭ! Это всего лишь благодарность за тяжкий
учебный труд.
В качестве
иллюстрации ко всему вышесказанному – пример переписки на форуме
конкурса.
Учитель –
автор урока.К
идее урока МХК по фильму Дж. Кэмерона «Аватар» мы с учениками пришли
неожиданно для меня: жестокие законы экономики – тяжелый труд ради
добывания новых энергетических ресурсов – завоевательная экспансия
технократической цивилизации – при всей мощи такой цивилизации
отдельная человеческая личность перемалывается в ней, как зерно
жерновами; очаровывающая гармония инобытия – доведённое до
совершенства владение изящным сильным телом – вместо страха высоты
наслаждение безбрежным пространством – чуткое вслушивание в
окружающий мир – считывание информации с каждой детали пейзажа, с
каждого движения, шороха, шепота населяющих его существ и растений –
личность, взлелеянная поколениями мудрого рода прекрасна, по-своему
совершенна; толерантное восприятие продуктивнее «ксенофобского» -
доброжелательный интерес к иному обогащает любую личность – на почве
гуманной «бережности» расцветает дружеское взаимопонимание – искры
симпатии перерастают в любовь, готовую к самопожертвованию – подвиг
во имя сохранения разумного племени планеты Пандора (и в целом
жизнеспособности её биосферы) гарантирует увечному землянину
продолжение полноценной жизни в новом здоровом теле = ЛЮБОВЬ
ПОБЕЖДАЕТ СМЕРТЬ!
Учитель –
оппонент.
Думала об уроке. А ведь прекрасная возможность провести анти или
не-анти "Оскар". Материал располагает. Пригласить разных
кинокритиков-учеников; психологов; мастеров спецэффектов и т.д.
Может быть, создавать не рецензию, а газетные заголовки, которые
появились на утро после премьеры. Это мобильнее, ярче,
интеллектуальнее. Пересмотрела фильм и уснула от скуки, но,
возможно, дети в восторге. А это уже поле для спора. Может быть, они
сами разработают критерии оценки "хорошего фильма" и тут же и
оценят. Если доска электронная, все динамично выводится через
несколько минут перед участниками. Хорошо удается на таких уроках
роль режиссера, которого заваливают вопросами зрители. Хороший
материал для урока, это правда.
Учитель –
автор урока.Фильм
«Аватар» не для домашнего просмотра. В специально оборудованном
кинотеатре его создатели добиваются требуемых видео, стерео и т.д.
эффектов, иллюзии объёмности, глубины, простора. Зритель испытывает
ощущения полёта, свободы, владения пространством, эстетическое
наслаждение. Да что я Вам рассказываю! Понятно, что именно эта,
техническая сторона волновала Кэмерона больше всего. Но его с
детства лелеемая мечта показать ВСЕМ, что он увидел в воображении,
читая Э.Берроуза и П.Андерсона, стоит того, чтобы и дети заглянули,
в кои то веки, в обыкновенные бумажные книжки. А рецензии они
обязаны УМЕТЬ писать согласно госстандартам образования. Почему бы
не поучиться на материале, который им показался интересным? В общем,
урок я кардинально перекроила, спасибо за Ваши свежие мысли.
Учитель –
оппонент. Ознакомилась с
Вашим уроком, замысел грандиозен, если всё задуманное с добавлением
театральности и романтики осуществится, то результативность урока
будет высокой. Но уточните, пожалуйста, тип урока и цель. И ещё
вопрос, все ли учащиеся этого класса владеют компьютерной
грамотностью на требуемом Вами уровне?
Учитель –
автор урока.В
классе 12 человек, на уроке присутствовало 10. Столько же
компьютеров (10). Не все ребята одинаково владеют компьютерной
грамотностью. Для меня (филолога) особенно огорчительно, что им
труднее всего набирать текст. В других аспектах они меня обгоняют.
Это поиск нужных сайтов, вычленение нужной информации. Опять же, не
вчитываются пристально в обнаруженные блоки материала, а готовы всё
целиком включить в свой СОП. Скорость работы у всех своя. Поэтому
набор заданий пёстрый, с раной степенью сложности – разноуровневый.
Новая моя цель – стремиться к Вашему уровню педагогический и
методической грамотности.
Учитель –
оппонент.Прочитала Ваш отчет об уроке - замечательно! Как интересно
раскрылись дети, какие творческие рефлексии получились! Отдаю себе
отчет, как сложно Вам было перестраивать урок фактически заново.
Вызывает искреннее уважение Ваше трудолюбие и желание учиться.
Поделитесь опытом: писали дети такие объемные рефлексии на уроке или
доделывали дома? Обычно к концу насыщенного интенсивного урока, тем
более сдвоенного, все-таки возникает усталость, и это сказывается в
нежелании детей работать с крупными формами рефлексий, которые сами
по себе являются эвристическим заданием креативного типа. Как вы
решили эту проблему?
Учитель –
автор урока.
Спасибо за высочайшую оценку моего выстраданного урока! Он выстрадан
не фактом «перестройки» («Эйдос» дал готовую беспроигрышную схему,
которой стыдно было не воспользоваться и, с другой стороны, - стыдно
пользоваться так бесстыдно!), а выползанием из методического тупика,
в который я сама себя загнала. Что касается ребят - они
почувствовали важность момента, откуда-то зарядились огромным
запасом энергии, сделали всё предельно быстро (обычно – отличаются
медлительностью и рассеянностью). А потом просили разрешения
затратить большую перемену на дописывание. Самые объёмные «Трактаты»
принесли день и два спустя. Думаю, здесь нам помогли ещё азарт
вдохновения и ощущение новизны. Здесь прослеживается процесс
творческого переосмысления системы профессиональной деятельности не
только учителя-автора, но и учителя-оппонента – всех участников
этого грандиозного конкурса.
Конкурса
открытий, созидания, вдохновения! С благодарностью подчеркиваю, что
в представленном тексте цитировались мнения и использовались
формулировки Алексеевой Н.И., Нечаевой Ю.В., Руновой Е.В., Батиной
В.А., Клещевой И.В., Заманухиной Н.М., Калининой И.А.
---
Калинина
Татьяна Валерьевна,
учитель начальных классов, МОУ «Ликино-Дулевский лицей», г.
Ликино-Дулево.
Вот и
заканчивается конкурс. Много различных эмоций и чувств переполняют
меня, как участника конкурса. Еще месяц назад я и не могла
предположить, что мои мнения о педагогическом процессе, учительстве,
методах и подходах к обучению детей так координально изменятся. Что
я буду совсем по-другому смотреть на себя и свою работу
Первоначальное
мое мнение о конкурсе было таково, что это очередной конкурс, на
который нужно отослать разработанный урок и ждать результатов.
Поэтому главная моя цель была – поучаствовать в конкурсе,
попробовать свои силы. Ни о каком профессиональном росте я и не
думала. Что я получила в результате? Главными результатами,
достигнутыми мной в процессе участия в конкурсе, я считаю получение
богатейшего опыта в различных областях педагогической деятельности
(теоретические знания, инновационные подходы, новые методы и приемы
работы, и многое другое), общение с коллегами, знакомство с их
опытом работы, приобретение коммуникативных навыков. Я четко
определила для себя, что такое современный урок. Не просто написала
определение, а проникла в суть данного понятия, сформировала в своих
мыслях четкий образ. Раньше все было поверхностно и размыто.
Познакомилась с критериями и требованиями, по которым урок можно
считать современным. Я познакомилась с технологией деятельности ЦДО
«Эйдос». Через общение на форуме я по-другому оценила свой урок и
попыталась его модернизировать. Все было для меня ново и интересно.
Все это я смогу применить на практике.
Для меня участие
в конкурсе своеобразное прохождение курсов повышения квалификации.
Ни на одних курсах я не получила столько новой информации, которую в
дальнейшем постараюсь использовать в своей работе. Самым неожиданным
для меня считаю само мое участие в таком конкурсе. Я человек
непубличный. Выступление перед аудиторией всегда вызывает
затруднение. И перед конкурсом я думала, что дистанционная форма –
это то, что мне нужно. Прямого общения нет, отсылай конспект, может
быть, отвечай на вопросы и все. С технологией деятельности ЦДО
«Эйдос» я была не знакома. В ходе конкурса мне пришлось, и отвечать
на вопросы (довольно серьезные и глубокие), самой задавать вопросы,
идти на контакт с незнакомыми мне людьми. Так что конкурс в какой-то
мере повысил мои коммуникативные возможности и повысил мою
самооценку.
Наиболее яркие
ощущения получала при работе на форуме. Было приятно одобрение
коллег, заставили о многом задуматься их комментарии и мнения по
поводу моего урока. Все это помогло изменить урок, улучшить его,
сделать интересным для меня и учеников.
Интересно было
познакомиться с технологией деятельности ЦДО «Эйдос». Вся наша
работа на конкурсе была построена на этой технологии. В ходе
конкурса мы получали различные задания, которые мы должны были
выполнить в определенный срок. Многие знания, которых мне не
хватало, я добывала сама. Провела много часов в сети Интернет.
Переработала огромное количество информации. В результате много
новых интересных мыслей в голове, которыми хочется поделиться с
коллегами по работе. Первоначально мой урок представлял собой хорошо
продуманный, тщательно проработанный конспект плюс красочно
составленная презентация. Но это был чисто традиционный урок.
Никакой современности, кроме использования ИКТ, там не было. В
процессе работы на форуме, знакомства с работами коллег, осмысления
происходящего я попыталась перестроить ход урока, добавить
самостоятельности в деятельность учеников, включить в ход урока
творческую деятельность. Что у меня получилось - судить
специалистам. Но я довольна, что произошли эти изменения. Урок
прошел очень интересно и по-новому. Это было отмечено коллегами. Но,
я считаю, это только мои первые шаги к проведению по-настоящему
современных уроков.
А.В.Хуторской
написал в своем обращении к конкурсантам: «Будет
трудно, но интересно». Да, было трудно, порой очень, но ужасно
интересно. Целый месяц прошел для меня под знаком конкурса. Все
домашние дела были отложены до мая. За компьютером проводилось
огромное количество часов. Времени катастрофически не хватало.
Пришлось пожертвовать часами ночного сна. Все мысли были заняты
конкурсными заданиями, ответами коллегам, идеями модернизации урока.
Основными трудностями считаю мою теоретическую неподготовленность и
безграмотность в некоторых вопросах. Приходилось обучаться
параллельно с участием в конкурсе. Порой, чтобы разобраться в
какой-то одной фразе, нужно было переработать огромное количество
информации. (Что бы мы делали без Интернета!) Сложно было отойти от
традиционных установок и стереотипов. Сложно было понять, а что же я
должна сделать, чтобы урок получил творческую, деятельностную
направленность. Помогали разработки коллег, теоретические материалы
Интернет-журнала «Эйдос». Но эта работа не закончена, она только
начата и будет мной продолжаться. Уже сейчас обучаюсь на курсах
центра. Конкурс дал большой толчок к моему самосовершенствованию и
повышению моего профессионально уровня.
За время работы
на форуме познакомилась и пообщалась с очень интересными увлеченными
своей профессией людьми. Спасибо за помощь в работе педагогам центра
Барышевой Л.В и Полищук С.Г. Очень помогла и поддержала меня моя
коллега-конкурсант Калинина И.А. Ее вопросы и комментарии помогли
мне пересмотреть многие мои взгляды на творчесткость урока на его
структуру. Очень понравился урок Ирины Александровны. Это настоящий
эвристический урок! На протяжении всего конкурса обращалась к
материалам урока Ирина Александровны, как к образцу. Я уже
познакомилась с итоговыми материалами ее урока и еще больше
утвердилась в своем мнении. Мне хотелось бы пожелать Ирине
Александровне победы в конкурсе и дальнейших творческих успехов.
Меня заинтересовали работы Нечаевой Ю.В. («Жизнь и творчество Марины
Цветаевой»), Клоковой Е.Ф.(«Старомодное приключение (урок по фильму
«Аватар»), Клещевой И.В.(Золотое сечение за страницами школьного
учебника), Петровой Л.И.(«Весенние изменения в природе»). Во всех
работах прослеживается деятельностный подход, элементы
эвристического обучения, исследовательская деятельность учеников на
уроке. Много интересного и полезного почерпнула из работ коллег.
Так как конкурс
«Современный урок – 2010» проходит в первый раз, конечно, в
дальнейшем он будет улучшаться и модернизироваться. Но уже сейчас
можно говорить, что та форма, в которой конкурс проводился, работает
и приносит результаты. У некоторых участников были проблемы
организационного характера. Но все это будет усовершенствоваться и в
дальнейшем таких проблем, я думаю, возникать не будет.
Современный урок
– это урок сотворчества. Современный урок – это урок, который
позволяет ребёнку не только получить знания, но и проявить свои
способности и таланты, обогатить себя духовно, а также уметь
выражать свои мысли и чувства. От традиционного урок современный
отличается возможностью ученика проявить свою индивидуальность,
раскрыть интеллектуальные и творческие способности и созданием
личной образовательной траектории. Конкурс помог нам осознать все
это, попробовать на практике и задал направление нашей дальнейшей
работы.
Себе хочу
пожелать дальнейшего самосовершенствования, продолжения работы по
внедрению инноваций, творчества, новых идей и планов. Своим коллегам
пожелаю не останавливаться на достигнутом, всегда идти в ногу со
временем. Огромное спасибо оргкомитету за создание этого конкурса,
за помощь, оказанную конкурсантам, за богатейший опыт, который
приобрел каждый конкурсант, за те эмоции, которые мы все пережили в
ходе конкурса. Успехов вам! СПАСИБО!
---
Клещёва Ирина
Владиславовна,
учитель математики, Саха (Якутия), г. Нерюнгри.
Принимая участие в
данном конкурсе, я мечтала поделиться собственным опытом и получить
советы от коллег по уроку за страницами школьного учебника «Золотое
сечение или Божественная пропорция». Урок планировался, как
исследование.
Когда пишешь сама
себе план занятия в нетрадиционной форме, кажется, что всё
продумала, всё замечательно и идея твоя, лучше не бывает. Ан, нет.
Начинают коллеги задавать вопросы в ходе конференции, и оказывается,
что ты не такая уж и звезда и кое-что не учла, и можно сделать лучше
и урок твой не исследование, а констатация фактов. Первоначально
мной был запланирован урок, позволяющий развить учащихся чуть больше
стандартных учебных компетенций. А идеи коллег помогли мне его
сделать современным развивающим уроком.. Благодаря обсуждению плана
урока в ходе конференции и, модернизируя план, я смогла провести
урок на эвристическом уровне. Учащиеся сами исследовали разные
параметры и делали выводы. Это очень нравилось детям, присутствующим
коллегам, администрации и, конечно же, мне. Особое удовольствие
получили дети и я, когда учителя и администрация школы изучали
пропорции собственного тела.
Я безмерно
благодарна тем, кто помог мне своими советами. Это они достигли тех
результатов, которые показали дети на уроке. Отдельное спасибо за
методические рекомендации по «Современному уроку». ЦДО «Эйдос» и
лично А.В.Хуторскому.
Участвовать в
конференции для меня было не легко. Тяжело было анализировать уроки
по предметам, не входящим в естественно-математический цикл. Мне
вообще достались уроки по литературе, МХК и национальной культуре
народов Ямала. Я была в шоке, когда пришлось писать рецензию на один
из этих уроков. Хотелось, что бы уроки распределялись в соответствии
специализации учителя, ну хотя бы естественного цикла предметов.
Обычно математики считаются сухарями, может это и правда. В любом
уроке меня интересует конечный результат, с этой позиции я и
анализировала урок. Может жёстко, но по-другому не умею.
В целом идея
конкурса мне понравилась. Структура грамотная, позволяющая повысить
профессиональный уровень педагога. Только в общении можно прийти к
консенсусу и достичь высоких результатов.
---
Иванова Елена
Васильевна,
методист по внедрению ИКТ, МОУ «Лицей №1», город Братск
Что я ожидала от
участия в конкурсе? С первых же занятий появилось ощущение, что я
вне конкурса. Участие в конкурсе предполагало разработку и
проведение современного урока для учащихся, а мною было заявлено
занятие по курсовой переподготовке учителей, сказывается невнимание
и спешка, но отступать было уже поздно. Ближе ознакомившись с
этапами проведения конкурса, появился интерес поучаствовать,
особенно привлекла внимание тема: «Оппонент, защитник, рецензент».
Интересно было узнать мнения других участников форума о твоём
разработанном уроке, является ли он с их точки зрения современным,
какие можно внести дополнения, изменения; выступать в роли
оппонента, рецензента работ коллег. Ещё раз приходишь к выводу,
какие у нас креативные люди работают в школах, сколько замечательных
нестандартных идей рождается и воплощается ими. Безусловно, что
знания, мнения, размышления участников конкурсного марафона позволят
взглянуть с другой стороны на свою деятельность, подкорректировать
направления работы в дальнейшем.
Неожиданным и
новым
оказалось непосредственно сама технология проведения конкурса:
возможность в течение конкурса усовершенствовать свой конечный
продукт, учитывая мнения, предложения, советы коллег, результаты
проведённого урока. Динамику моих чувств и ощущений можно выразить
словами: волнение (всё ли получится), интерес, удовлетворение от
проделанной работы, приятная усталость, любопытство (ожидание
результата).
В конкурсе, на мой
взгляд, успешнее всего удался этап проведения занятия. В процессе
проведения занятия осуществлялась «живая» обратная связь с
обучающимися, видишь результаты как своей, так и деятельности
педагогов. Наиболее яркими, содержательными элементами занятия, как
уже говорилось, были непосредственно процесс конструирования
учителями образовательного продукта, а также его демонстрация на
интерактивной доске с обсуждением. Наблюдался неподдельный интерес
педагогов к процессу обучения, достигнутым результатам.
Собственное
приращение как педагога вижу в дальнейшем освоении современных
педагогических технологий, в использовании активных методов обучения
на занятиях (творческих заданий и др.), в стимулировании и повышении
профессионального роста педагогов в сфере применения
информационно-коммуникационных технологий.
Во время
конкурсного марафона особых проблем не возникало, за исключением
нехватки времени, так как необходимо было в первую очередь выполнять
основную работу.
На форуме
участвовала в обсуждении пяти уроков. Понравился урок Т.Н. Паравян
«Умножение и деление десятичных дробей», 5 класс. Это нетрадиционный
урок, который основан на применении нестандартных форм обучения. На
протяжении всего урока используются разные формы работы учащихся:
групповая работа, работа в парах постоянного и сменного состава,
самостоятельная индивидуальная работа. Учитель на занятии использует
элементы ролевой игры. Урок ориентирован на формирование ключевых
компетенций (коммуникативных, учебно-познавательных, личностного
самосовершенствования). Также на уроке прослеживается дифференциация
обучения. Используя активные формы организации учебного труда,
«сапёрские» задания, учитель в течение всего урока поддерживает
активность и внимание учащихся, способствует повышению мотивации к
учению, побуждает интерес к предмету. Включение в урок динамических
форм работы (игра «Ручеёк»), смена деятельности идёт на пользу
сохранения здоровья ребят, исключая перегрузки. Конечно, в
разработке данного урока есть и недостатки: нецелесообразное
использование техники, дидактический материал не соответствует
заявленному типу урока - компетентностному, не отражены критерии
оценивания компетенций. Думаю, что педагог модернизировал конспект
урока и удачно провёл его. Жаль, что невозможно увидеть результаты
проведённого урока.
Конкурс насыщен,
интересен, полезен. Предложение: прикреплять на форум отчёты о
проведении уроков, желание увидеть результат. Спасибо.
---
Васильева Оксана
Сергеевна,
учитель биологии и химии МОУ СОШ №99, г. Челябинск
современность, творчество, учительство…
Вот и подошел к
концу конкурс «Современный урок 2010». Как, оказалось, создать
поистине современный урок, не так уж и просто. Не смотря на то, что
современность
– это действительность настоящего, данного времени, то, что
происходит и существует сейчас, это объективный мир во всем
многообразии его связей, бытие, окружающая обстановка. То есть любой
педагог на сегодняшний день и является современным, а значит и его
уроки тоже, но это только наша педагогическая иллюзия! А вот еще
одно определение энциклопедического словаря понятия «современный» –
это стоящий на уровне своего века, не отсталый; и, как мне кажется,
наиболее правильно отражает всю суть педагогической деятельности.
Осталось выяснить, что же такое современный урок, и получилось ли у
меня как у современного педагога его создать и воплотить в жизнь?!
Современный урок
должен быть готов к перемене ролей, то есть ученик должен не просто
выступать в роли «писаря», послушно фиксирующего материал у себя в
тетради, а быть искателем знаний, соавтором урока, если хотите. И
учителю принадлежит роль не транслятора знаний, а
путеводителя-помощника по миру информации, а самостоятельно добытая
учеником информация из разных источников куда важнее для него и
полезнее, даже при наличии ошибок.
Этот урок еще
раз доказал мне важность внедрения дистанционного обучения в школу,
еще раз убедилась, что технологии деятельности ЦДО «Эйдос»
направлены на развитие творческого потенциала каждого ребенка, что
мотив урока, которым мы так долго прикрывались, объясняя не желание
детей работать на уроке, нужно найти в себе, сменить свое отношение
к детям, которые как оказывается способны творить не зависимо от
оценок-ярлыков, оставленных на них самим учителем!
Наша школа второй
год работает в эксперименте по теме: «Исследование динамики
образовательных приращений личности школьника посредством его
участия в очных, очно-дистантных и дистанционных мероприятиях ЦДО
«Эйдос».
Благодаря учебным модулям мы многое внесли в образовательный
процесс, изменили подход к урочной деятельности. И как один их
этапов модернизации обучения в школе
активно внедряется в практику дистанционная форма обучения. Учителя
используют дистанционную работу при отработке различных коммуникаций
на уроках, используя школьный форум. Это позволяет более плодотворно
поработать над определенной трудной темой, расширить межпредметные
знания и умения, внедрять региональный компонент, использовать
иллюстрации, Интернет-ссылки на различные источники, использовать
различные творческие вопросы и задания, которые требуют некоторого
времени для их выполнения, ведь иногда на традиционных уроках мы
гонимся за программой. Дистанционное обучение позволяет в этом плане
расширить знания и умения. Лично я применяю такую форму на
элективных курсах, при подготовке к ЕГЭ по предмету, при отработке
домашнего задания. Это позволяет ребятам в спокойной домашней
обстановке поработать над своим творческим «Я». Для меня, как для
педагога, находящегося в «творческом отпуске» такая форма позволяет
развиваться профессионально, не отставать от коллег, быть в курсе
деятельности школы, детей!
Для меня конкурс
оказался на столько нестандартным, что эмоции меня поглотили,
особенно работа на форуме, с ее противоположными мнениями. Бурю
эмоций вызвал тип моего урока, который я выбрала по трем причинам:
во-первых, я нахожусь в «творческом отпуске», и мое рабочее место
удалено от ребят; во-вторых, такая форма урока как Интернет-урок, не
каждый из учителей будет предоставлять на конкурс; и, в-третьих,
совершенствование работы со средствами образовательных
телекоммуникаций: дистанционное общение, работа с
Интернет-публикациями документов
Google,
использование
Skype –
программное обеспечение, обеспечивающее голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами
учителя и учеников. Поэтому время, данное на модернизацию
уроков, было как никогда кстати. Урок был переработан, «прожит»,
осмыслен.
Работы
других конкурсантов, просмотренные мною, порадовали меня, все-таки
есть неравнодушные педагоги, стремящиеся к развитию предметных
компетенций через создание творческой ситуации на своем уроке,
развитие личностного потенциала каждого ребенка. Некоторые моменты:
формы, изюминки, можно взять себе на заметку для дальнейшей работы!
Конечно, есть уроки, которые вызвали недоумение, но таких было мало.
Для внедрения
эвристического обучения в массовую практику надо рассмотреть
преподавание в педагогических вузах, я относительно недавно его
закончила, но и подумать не могла на методике своего предмета, что
возможно такое обучение детей, об инновациях и человекосообразности
не говорилось ни слова, а жаль!
Конкурс “Современный урок” должен проложать жить и набирать обороты!
Согласна
с тем, что «это не столько конкурс, сколько школа-мастерская
учителя».
Он прошел достаточно быстро, не отягощая длинными временными
периодами. Возможно надо более подробно расписать типы уроков, дать
им мини-характеристику, так как многие педагоги это не учли, и
выбирали типы привычные для их уроков в повседневной пратике, а
все-таки конкурс подразумевает проведение нестандартных типичных
уроков, а творческих, “летящих”, искрометных, с большим раскрытием
личностных потенциалов учеников.
---
Сазонова Татьяна
Анатольевна,
учитель химии, МОУ «Лицей№1» , г. Братск
Целью участия в
конкурсе было повышение компетенций:
В теории и
практике компетентностного обучения через планирование, проведение
занятия, через общение с коллегами разных предметов, педагогами
центра «Эйдос»; в области информационно-коммуникационных технологий
(особенно общение через форум). Осмысление исследовательской
деятельности в области компетентностного подхода (работа в
творческой (экспериментальной группе) под руководством педагогов
центра.
Результатами на
данный момент своими удовлетворена, так как удалось реализовать
намеченное на занятии с учащимися. Через форум, общение с коллегами,
оппонентами, знакомство с комментариями, материалами уроков
произошло приращение знаний, более полное понимание смысла
компетентностного подхода и личностно ориентированного обучения.
Знакомясь с материалами некоторых уроков, видела себя, так как очень
часто увлекалась своей ролью на уроке, а не осмыслением и
организацией деятельности учащихся. Участие в конкурсе, несомненно,
для меня имеет практическое значение. Жаль, что работать осталось не
так уж много, но, надеюсь, что это будут самые интересные годы
работы.
Самым
неожиданным в конкурсе оказалось участие в оппонировании, написании
рецензии. Думала, что эту роль выполнять будут члены оргкомитета. Но
этому очень рада, потому что именно эта работа оказалась самой
трудной, но полезной, вызвала самые яркие ощущения. Пришлось еще не
раз возвращаться к теоретическим материалам эвристического обучения,
компетентностного подхода (материалы дистанционных курсов,
электронных изданий). До сих пор мне кажется, что знаю и понимаю
очень мало.
Конкурс начинала
спокойно, трудности были в правильном оформлении подготовленных
материалов, мучения по поводу формулирования целей своего урока.
После отправки материалов наступило спокойствие, но ненадолго, так
как необходимо было оппонировать. Трудная задача, так как понимаешь,
что учитель затратил много времени, очень старался, вложил
творчество в свое детище, но, в тоже время, понимаешь, что надо
тактично высказать конкретное. Мне это было трудно. Очень порадовала
оценка Александра Викторович по поводу сформулированной цели.
Некоторая неудовлетворенность к концу конкурса, так как очень мало
было общения с педагогами центра «Эйдос».
С технологией
деятельности центра «Эйдос» знакома по семинару на Байкале,
дистанционным курсам, участию в эксперименте под руководством центра
(первый год). На собственном примере поняла, что такое
оргдеятельностный подход. С моими педагогическими установками
сходство в том, что всегда старалась, как можно больше
организовывать самостоятельную деятельность учащихся. Различие в
том, что эту деятельность планировала и организовывала сама, почти
не давая учащимся возможности выбора. Хотя было немало уроков, где у
них был выбор по содержанию заданий, форме выполнения, форме
подведения итогов.
Более успешным,
на мой взгляд, было выполненное мной 3 задание, так как вносились
коррективы в материалы урока, это было интересно. Родились
интересные мысли по поводу домашнего задания. Прибавилось чувство
удовлетворения после проведенного занятия. Видишь недостатки, но
чувство удовлетворения от того, что вырос в своих глазах. Самые
эффективные способы деятельности – работа на форуме. Хотя для меня
это было достаточно трудно.
Благодаря
жестким условиям конкурса (временные), удалось развить в себе
терпение, рефлексивные умения (принимать замечания, не обижаться,
конструктивно мыслить, двигаться вперед, искать пути решения).
Развиваются с каждым днем такие профессиональные качества, как
умение оформить правильно подготовленный материал, правильно его
разместить на форуме, умение общаться на форуме (с технической точки
зрения). Все это благодаря тому, что главной целью участия в
конкурсе было именно это. Только в конкретной деятельности
развиваются определенные профессиональные качества.
Основная
трудность – неуверенность в том, что делаешь, это мое личностное
качество, с которым борюсь всю свою педагогическую деятельность.
На конкурсе
отметила работу педагогов центра Одинец К.А., Завьяловой О.А. Более
всего понравились суждения аргументы, материалы, приемы работы
Калининой И.А., Фефеловой Г.В., материалы и приемы работы Руновой
Е.В., Не понравилось, когда педагоги и участники конкурса задают
вопросы, а потом не смотрят ответы. Некоторые участники конкурса
вообще не отвечали на вопросы. Самые оригинальные конкретные
суждения, на мой взгляд, у Калининой И.А. Для многих нашлись
вопросы, конкретные предложения. Творческий, светлый, оригинальный
педагог.
Чтобы решить
инновационные задачи внедрения человекосообразного образования,
эвристического обучения в массовую практику, необходимо изменить
критерии оценивания подготовки учащихся, качества образования.
Проблема заключается в том, что на экзаменах по предмету химия
учащемуся нужны конкретные теоретические знания, они никак не
связаны с личностным опытом учащимся. Откуда будет социальная
личностная значимость, если у него цель только набрать больше
баллов, чтобы поступить в высшее учебное заведение.
===
III.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ.
Расписание
всех дистанционных мероприятий ЦДО"Эйдос"
на 2009-2010 учебный год. Включите в свои планы необходимые
олимпиады, курсы, конкурсы:
=
Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают более
29.000 подписчиков =
Выпуск
подготовила Брицкая Елена Олеговна,
менеджер
конкурсов
и проектов ЦДО "Эйдос"
У
Вас есть вопросы, которые Вы хотели бы задать сотрудникам ЦДО
"Эйдос"? Задайте свои вопросы прямо сейчас! Дежурный
оператор ЦДО "Эйдос" ответит на все Ваши вопросы!
ICQ
поддержка 427 - 405 - 412
P.S.1.
Приглашение к сотрудничеству
Уважаемые
друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых
проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим
опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для
переписки: list@eidos.ru. Все
ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или
частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для
публикации, укажите об этом в своем сообщении.
Центр
"Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и
организации по вопросам дистанционного повышения квалификации,
разработке и проведению дистанционных курсов, созданию
образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по
организации регионального представительства Центра "Эйдос"
для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.
P.S.2.
Правила использования материалов рассылки Начальная школа
Использование
материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в
электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях
ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки
по адресу list@eidos.ru. В высылаемом уведомлении указывается:
название издания или организации, которые используют материал из
данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из
рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),
Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.
Цитирование
или иное использование материалов рассылки "Дистанционное
образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со
ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи
(если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки
(EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника
рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес.
Например: <EIDOS-DIST-EDU, # 170, 17 января 2010г., Центр
"Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >