Обучение русскому языку Отечественная школа. 100 потерянных лет.
27 декабря 2020 г.
Отечественная школа. 100 потерянных лет.
Текст русского педагога и дидакта П.Ф.Каптерева имеет диагностическое значение исторического масштаба.
Он показывает, насколько НЕ ТУДА продвинулась отечественная школа за 100 лет.
Каптерев П.Ф.: "Если самодеятельность духа считать венцом развития, то во всех школах нужна эвристическая форма обучения".
«Нельзя выдумать средства более сильно возбуждающего умственную самодеятельность, как эвристическая форма обучения, ибо она как бы говорит ученику: мысли всегда настолько самостоятельно, насколько можешь. Она ничего не дает ученику без собственного труда и усилия; по этой форме обучения каждое знание нужно брать, так сказать, с бою.
Ученик, который не захотел бы делать умственных усилий, напряжений, желал бы, чтобы каждое знание ему наперед разжевали и потом уже положили в голову, такой ученик не может учиться в той школе, в которой господствует эвристическая форма обучения.
Эвристическая форма вносит в школу дух жизни, дух труда и деятельности. Бестолковое учение наизусть, усвоение сведений напрокат одной памятью, зеванье в классе, невнимательность при этой форме решительно невозможны, потому что сущность ее заключается в том, чтобы учащиеся постоянно работали, постоянно делали самостоятельные усилия для приобретения и выработки знаний. Тут
нет
места духу праздности, механичности и прочим злым духам школы.
До тех пор пока самодеятельность духа будет считаться венцом развития, до тех пор останется желательным, чтобы во всех школах была вводима эвристическая форма обучения»,
- Пётр Фёдорович Каптерев, русский педагог и дидакт (1849 – 1922).
Готовится выпуск Вестника Института образования человека, в который войдёт текст П.Ф. Каптерева с обоснованием эвристической формы обучения. Содержание выпусков: https://eidos-institute.ru/doc/Eidos-Vestnik-Content.pdf
Наша научная школа разработала Дидактическую эвристику - теорию эвристического обучения: https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/met_teach/