Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Обучение русскому языку

  Все выпуски  

Обучение русскому языку - 35


Центр дистанционного образования "Эйдос"

www.eidos.ru

Eidos-Russian-35

31 марта 2007 г.

Кафедра русского языка и литературы

http://eidos.ru/project/school/russian/index.htm

http://eidos.ru/project/school/liter/index.htm

Стихотворение номера

Стейн Мерен


Тринадцатое созвездие

 

Язык - тринадцатый знак Зодиака:
слова и их смыслы год за годом плывут
по эклиптике тысячелетий.

 

Язык - тринадцатый знак Зодиака,
каждое стихотворение - это вспышка сверхновой, - то солнце,
что меняет всю звездную карту.

 

Ближайшие планы ЦДО "Эйдос"

 

1 апреля – IV-я Всероссийская дистанционная юмористическая олимпиада - http://eidos.ru/olymp/humour/index.htm

4 апреля - Проект «Феномен: исследование необычных явлений» - http://eidos.ru/project/all/fhenomen/index.htm

5 апреля – IV-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по экономике и бизнесу - http://eidos.ru/olymp/economy/index.htm

10 апреля – Дистанционные курсы для педагогов, школьников и др. - http://eidos.ru/courses/schedule.htm

12 апреля – IX-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по математике (исследования) - new! - http://eidos.ru/olymp/mathem/index.htm

17 апреля – Дистанционные курсы для всех - http://eidos.ru/courses/schedule.htm

19 апреля – ЕГЭ-олимпиада - new! - http://eidos.ru/olymp/inter/index.htm

24 апреля – Дистанционные курсы для школьников - http://eidos.ru/courses/schedule.htm

24 апреля - Дистанционный проект "Моя победа" - http://eidos.ru/project/all/pobeda/index.htm

25 апреля – I-я Всероссийская дистанционная ученическая конференция - http://eidos.ru/project/eidos-class/2007/index.htm

26 апреля – IV-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по биологии - http://eidos.ru/olymp/bio/index.htm

26 апреля - Дистанционный проект "Моя весенняя открытка" - http://eidos.ru/project/all/postcard/index.htm

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА

 

I. СЕНСАЦИОННЫЕ ОТКРЫТИЯ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ! По следам IX Всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку (исследования), прошедшей 15 марта.

 

II ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. В своих рефлексиях участники олимпиады задают разные вопросы. Попробуем ответить:)

 

III НОВОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛА "ЭЙДОС". Анонс статей по проблемам преподавания гумантарных дисциплин и не только.


I. СЕНСАЦИОННЫЕ ОТКРЫТИЯ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ! По следам IX Всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку (исследования), прошедшей 15 марта.

 

Около 500 школьников приняли участие в исследовательской олимпиаде по русскому языку. Предлагаем Вам познакомиться с фрагментами работ юных исследователей:

 

Вахитов Витя, 4 "В" класс, гимназия N1, г. Стерлитамак

 

Мы все хотим говорить кратко, образно, весело. Говорить "работать на компьютере" или "отправлять смс" - долго. Есть глагольные сочетания, например, участвовать в соревнованиях, или соревноваться. Они почти полностью совпадают по значению. Но первое более официальное, второе - разговорное. Или есть большое или короткое слово: ксерокопироварь или ксерить.
Я составил список из нескольких новых глаголов и попросил одноклассников объяснить их значение, если они понимают.
Эсэмэсить (смс-ить) -
Клавишить -
Ксерить -
Мобильничать -
Плэить( от play)
Тусить -
Дэзить( от д/з)
Сидиарить -
Флешить -
Уличничать -
Юэсбить (от USB-порт)
Объяснений одноклассникам я не давал.
Что получилось?
100% понимают, что значит эсэмэсить (даже в таком написании). Значить отправлять или отсылать смс. Обмениваться мнениями в режиме смс, будет родственное слово эмэмэсить, то есть отправлять ммс. Это делают все, слово у всех на слуху. Есть разные его написания. Это уже не придуманное слово, а сленг, и его можно записать в словарь. Так как ужу вес его понимают.
Все знают слово ксерить. И взрослые , и дети. Так говорят даже в официальных учреждениях, хотя слово разговорное, оно тоже может быть в словаре.
Клавишить - работать на клавиатуре, исполнять музыку на клавишных, или тупо жать на все кнопочки подряд. Предлагали разные варианты. Глядите, слова еще нет в словарях, а оно уже многозначно! Знакомо 100%, только с разными значениями.
Мобильничать ( ответили 80%, то есть 22 одноклассника). А вот значения разные. 1. Играть на мобиле. 2. Модничать с сотовым телефоном, гордиться им. 3. Быть зависимым от сотового. Тоже уже многозначное слово.
Тусить знают все, используют все, а вот в словаре ненормативной лексики все равно нет, есть только устаревшее для молодежной среды тусоваться. От него уже образуют новые: потусить, затуситься, тусишка, протусить, оттуситься…
Плэить угадали не все (43%), предлагали или пользоваться плейером, или играть. Но плейер, как мы знаем, происхидит от английского играть.
Дэзить - не догадался никто, хотя все говорят д/з (дэзэ), наверно, надо было написать д/з-ить. Тогда бы все поняли, сто речь идет о делании домашнего задания. То есть здесь проблемы с написанием, с аббревиатурой.
Сидиарить поняли только те, у кого есть компы дома (61%). Значит: записывать на сиди. Некоторые подумали, что родственно со словом пи-арить( 1 человек). Его значения я не знал. Дома мне объяснили, что пи-ар, значит паблик рилейшн( общественные отношения), то есть продвигать кандидата в президенты, продвигать группу.
Флешить - пользоваться флешкой, переписывать на нее. Знают те же 61% процент, кто работает на компах.
Юэсбить - поняли только 5 человек (около15%). Пользоваться, перекачивать информацию, пользуясь инфракрасным портом. Образовано от аббреватуры.
Уличничать - поняли все, только один человек, наверное, пошутил, сказав, сто образовано от "улей". Постоянно находиться на улице, вести себя как уличный, то есть плохо.
Слова, понятные всем или почти всем могут войти в ближайшее время в словари жаргонизмов, их уже довольно часто используют, так говорить короче и проще.
Проблемы возникли с написанием слов, образованных от сокращений (смс, USB), даже нет одинакового написания самих существительных, кто-то пишет по-английски, кто-то по-русски. Д/З - пишем по-русски, а проблемы все равно есть, оно, наверно, не приживется. Еще и звучит не очень красиво. Способ для закрепления слов очень прост. Надо их использовать как можно чаще в разговорах с разными людьми, все нужные слова останутся, а ненужные язык сам выкинет, как бы мы не хотели. Язык иногда умнее и мудрее нас.

 

Агеенко Татьяна, 6 "Б" класс, школа N 9 г. Южно-Сахалинск

 

Всегда каждый человек старается придумать своё извинение. Чтобы оно было адресовано конкретному человеку. В разные века у людей были разные виды извинений.


Милостивый Государь! Прошу простить меня за мою дерзость!..
Такое извинение использовали придворные, провинившиеся перед Государем. И это извинение, мне кажется, нельзя считать за искреннее и душевное. В наше время мы не используем такие слова, как ГОСУДАРЬ или МИЛОСТИВЫЙ такие слова вышли из нашего употребления, а значит, такое извинение будет уместно в наше время только в виде шутливой фразы. Если бы в древней Руси мы написали слово ГОСУДАРЬ с маленькой буквы, нас в лучшем случае могли бы посадить в темницу, а в худшем - казнить! Также фразу МИЛОСТИВЫЙ ГОСУДАРЬ! мы просто обязаны были бы выделить знаком восклицания.

 

Возьмём что-нибудь более близкое к нашему времени: Мамочка! Мамуличка! Ну, извини, пожалуйста! Я же не хотела! Прости! Прости! Прости!
Такое извинение используется дочкой (или сыном), которая в чём-то провинилась перед мамой. Вполне душевно и искренне. В таком извинении в большинстве используются уменьшительно-ласкательные слова (МАМУЛЕЧКА, МАМОЧКА!) в адрес человека, у которого просят прощение. Также повторяющееся слово ПРОСТИ! И выражения, указывающие на то, что не умышленно сделал такой поступок, (Я НЕ ХОТЕЛА!) В этом извинении очень много восклицательных знаков. Запятых, указывающих на обращение. В таком извинении человек хочет сделать акцент на некоторые слова, в которых он доказывает своё сожаление. (НУ, ИЗВИНИ, ПОЖАЛУЙСТА!)

 

В современном обществе можно услышать такую фразу: Чувак, сори! (sorry) Такая фраза вполне приемлема в особом кругу людей. Для людей, скажем, "посвящённых", эта фраза может быть вполне наполнена эмоциями. В таком "извинении" присутствует иностранное слово, обозначающее "прости" (СОРИ, SORRY), это глагол. Хотя это слово пришло из английского языка, мы пишем его кириллицей, а не латиницей. В этом извинении есть обращение (ЧУВАК) Его мы тоже выделяем запятой.

 

Приношу искренние извинения! Так может извиниться посторонний человек. Не очень много эмоций, но довольно искренне.
В таком кратком извинении всего 3 слова. Существительное, прилагательное и глагол. Вполне стандартный набор, но передаёт некоторые чувства. В этом извинении нет обращения, а только восклицание в конце. Это вполне объяснимо тем, что извинение приносят не хорошему другу, а возможно малознакомому человеку.

 

Прошу прощения. Вполне обычная схема извинения. Может, очень сухо, но если вы столкнулись с человеком на улице, вполне подойдёт. Ещё меньше слов в этом извинении. Всего 2. Просто и со вкусом. Поскольку в извинении нет обращения и восклицания, то говорить о каких либо эмоциях просто нельзя. Никаких знаков, кроме точки.

 

Просить прощение можно на любом языке! В любом обществе и во все времена! Главное не замешкать и не опоздать с извинениями!
А что касается вывода, то в извинении всегда присутствует обращение, восклицание и просьба. Без этих вещей извинение не получится!


Васильева Елена, 9 "А" класс, гимназия N86, г. Нижний Тагил

 

Замечание учителя, обращенное к ученику, даже к очень старательному, дело почти что обыденное, не вызывающее никаких новых эмоций у школьника. И я считаю, что для лучшей организации образовательной деятельности учитель не должен пользоваться шаблонами, широко распространенными в среде учителей. Замечание должно быть, как говорится, "цепляющим": или с большой долей юмора, или с большой долей сарказма, или душевное, от всего сердца. Учитель ни в коем случае не имеет права оскорблять ученика, и ученик обязан отвечать ему тем же. Учитель должен показывать свою многогранность и не повторять своих замечаний, обращая их к разным ученикам. Я не советую учителю делать замечания наподобие таких: "Может быть, вам кушать хочется больше, чем изучать математику? Тогда идите в столовую!". Поверьте, дорогие наши учителя, обязательно найдутся такие ученики, которые поступят по-умному: воспользуются своими правами и обязанностями, а именно: встанут, соберут свои вещи и покинут класс. Не исключено, что они пойдут именно в столовую. А что такого: ученику было приказано покинуть класс, и он выполнил приказ учителя! Ничего особенного! Ведь не зря же нас обучают обществознанию…
Речь учителя должна быть образцовой всегда, даже когда в нем кипит негодование. Поэтому в замечании должны отсутствовать грубые слова, слова-"паразиты", количество междометий должно быть ограниченным. Предложения также являются элементами речи, поэтому в замечании должны присутствовать не только простые предложения, например: "Закройте рот!" (это предложение не только простое, но еще и с оттенком грубости, что является вообще недопустимым), но в замечании учителя должны быть сложные предложения, похвально, если учитель использует сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными или вообще делает замечание в стихотворной форме (если честно, ни разу еще не встречала таких учителей, поэтому думаю, что мои требования несколько невыполнимы, но если вы знаете таких учителей, познакомьте, пожалуйста, меня с ними, я буду только рада :).
Выдержка из пособия для учителей "Как делать замечания".
- Замечания нужно делать с уважением, ведь на уважении строится доверие, а ученик, который доверяет учителю, никогда не будет плохо себя вести на его уроке.
- Грубость недопустима в речи учителя, его речь должна быть образцом и в синтаксическом смысле.
- Даже через замечания можно учить ученика, причем учить не только вежливости, но и пополнять его словарный запас: попробуйте на уроке в замечании какому-нибудь нерадивому ученику употребить какое-нибудь новое для него слово (например, слово эшафот или слово эмиграция), и вы убедитесь, что он заинтересуется значением этого слова.
- Учитель должен делать замечание с душой, а не формально: тогда и ученик проникнется положением учителя.
Образец одного из замечаний: "Уважаемый, если я еще раз увижу вашу нестриженую макушку, я не только отправлю вас немедленно в парикмахерскую, но и постараюсь сделать так, чтобы вслед вам неслись укоры, созданные исключительно четырехстопным амфибрахием!". Как видите, это замечание саркастическое, без грубости, с употреблением научного термина, который вряд ли знает каждый ученик, к тому же замечание состоит из сложноподчиненного предложения, осложненного обращением и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

 

Внимание!

Для тех, кто неравнодушен к событиям, происходящим в мире, к родному языку, ко всему, что нас окружает;

для тех, кто обладает пытливым умом и желанием разгадать все тайны мира,

4 апреля начинается дистанционный проект «Феномен: исследование необычных явлений».

Срок регистрации - до 4 апреля включительно!

Подробности: http://eidos.ru/project/all/fhenomen/index.htm

 

 

II ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. В своих рефлексиях участники олимпиады задают разные вопросы. Попробуем ответить:)

 

Зинченко Максим, 3 класс, Центр "Поиск", г.Будённовск:
Меня зовут Зинченко Максим. Я решил принять участие в этой олимпиаде, чтобы проверить и расширить свои знания. Я читаю много разной литературы, мне интересно узнавать всё и обо всем. Вопросы, которые я прочитал, сразу показались мне сложными и не совсем понятными. Но, собравшись с мыслями, я начал думать и размышлять. С каждым выводом мне становилось интереснее. Мне было легко общаться с людьми, задавать вопросы, я слышал ответы разные: серьезные и шутливые. Мне бы хотелось, чтобы вопросы в олимпиаде были в форме игры и более разнообразные. А еще я хотел бы знать, где находить информацию о том, как анализировать такие вопросы, с чего начинать.

 

Хороший вопрос, Максим!

 

Чтобы успешно справиться с заданиями олимпиады, нужно в первую очередь помнить, что это эвристические задания, которые имеют особенное строение. Начинать всегда нужно с внимательного чтения.

Читая эвристическое задание, нужно выделить главное:

1. Какая информация в задании дается об исследуемом объекте;

2. Важно точно понять, что именно нужно сделать с предлагаемым объектом. Обычно само задание сопровождается такими словами, как обоснуйте свою версию, приведите комментарии к своему фрагменту, приведите примеры и аргументируйте их, напишите выводы, выразите свое отношение, укажите возможные последствия и т.д.

3. Найти в задании указание на то, в какой форме нужно представить результат, например, сочини сказку и т.д.

Последовательное выполнение всех условий задания, самостоятельное мышление, нестандартные варианты решения приведут к победе!

 

Более подробно об эвристических заданиях и способах их решений можно узнать на дистанционных курсах ЦДО "Эйдос":

 

22120 Как разработать творческие задания для уроков - http://eidos.ru/courses/themes/22120/index.htm

22508 Как научить детей системно мыслить - http://eidos.ru/courses/themes/22508/index.htm

22408 Как разработать диалоговое эвристическое задание - http://eidos.ru/courses/themes/22408/index.htm


Шаталова Дарья, 7 Б класс, гимназия № 1, г.Стерлитамак:
Я никак не могла додуматься, как это вторая олимпиада за год по русскому языку. Думала, раз исследования - значит, как на конференции в гимназии будем выступать со своими исследованиями. А оказалось, что эти исследования надо предложить самим, составить план, придумать темы - очень полезное и сложное дело. И всё же, хотелось бы, чтобы был какой-нибудь "круглый стол", чтобы увидеть исследования других ребят, что они нового и интересного нашли!

 

Здравствуй, Даша!

Твое желание может исполниться.

25 апреля начнется I ВСЕРОССИЙСКАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ УЧЕНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

На конференции будет работать несколько секций, и ты сможешь не просто представить свои исследовательскую работу, но и получить отзыв о своей работе педагогов Центра дистанционного образования "Эйдос", познакомиться с исследованиями других ребят, задать им вопросы, принять участие в чат-защите.

Условия регистрации - http://eidos.ru/project/eidos-class/2007/index.htm

 

Масленников Иван, 9 "А" класс, гимназия N86, г. Нижний Тагил:

Я первый раз пишу олимпиаду, в которой требуется исследовать, глубоко анализировать слова, речь других. И это очень меня заинтересовало. Так как я участвую в такой олимпиаде в первый раз, то задания для меня достаточно тяжелы. Но эти задания пробудили во мне огромный интерес...
Данная олимпиада помогла мне понять и обнаружить свои проблемы. После олимпиады мне будет над чем подумать, будет что анализировать. Я понял, что нужно делать для собственного развития в области русского языка. Именно за это я хотел бы поблагодарить составителей эвристической олимпиады.
Конечно, хотелось бы поучаствовать в такой же олимпиаде, но уже по литературе.

 

Уважаемый Иван!

Ближайшая олимиада о литературе (сочинительство) будет проходить 17 мая. Подробности на странице http://eidos.ru/olymp/writing/index.htm

 

III НОВОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛА "ЭЙДОС". Анонс статей по проблемам преподавания гумантарных дисциплин и не только.

 

Рубрика "Модернизация образования"

 

Интересующихся проблемой организации мониторинга приглашаем ознакомиться со статьей нашего коллеги, учителя русского языка и литературы, заместителя директора по УВР Виктора Владимировича Петрухина "Проблема организации и апробации системы педагогического мониторинга в образовательном учреждении" http://eidos.ru./journal/2007/0115-7.htm.

 

Рубрика "Методика в школе"


Вниманию учителей литературы предлагается статья Марины Викторовны Родиной о конкретном учебном мероприятии "Завещание Д. С. Лихачева. Мастерская по литературе в 11 классе" http://eidos.ru/journal/2007/0115-10.htm

 

Рубрика "Научные исследования"

 

Статья доктора педагогических наук Фарита Габтеловича Ялалова "Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию" (http://eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm) посвящена вопросу - зачем нужна коммерциализация фундаментальных знаний и как можно ее добиться.

 

Статья Елены Владимировны Манджиевой "Аттракция как один из основных компонентов "скрытого управления" (http://eidos.ru/journal/2007/0115-5.htm) адресована не только педагогам начальной школы, но и всем, кто интересуется вопросами учебно-воспитательной работы.

 

Интересующимся вопросами фундаментальных смыслов образования будет полезна статья кандидата философских наук Валентина Юрьевича Пузыревского "Зеркальный купол храма знаний (о роли философии в определении смысла и целей образования)" http://eidos.ru/journal/2007/0115-8.htm

 

Тем, кто работает с одаренными детьми, будет интересно ознакомиться с зарубежными подходами к данной проблеме в статье доктора педагогических наук Эльвиры Айсеновны Аксеновой "Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом" http://eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm

 

Смотрите также другие статьи на сайте журнала http://eidos.ru/journal/


 

Желаем успеха!

 

Выпуск подготовили

Шерстова Елена Владимировна, зав. кафедрой русского языка и литературы Центра дистанционного образования «Эйдос»,

Озеркова Ирина Александровна, педагог кафедры русского языка и литературы;

info@eidos.ru

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают 12.000 подписчиков =

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству

Уважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки «Обучение русскому языку»

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru.  В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),  Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи  (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, # 170, 17 января 2005 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 2001-2007
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru
Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru

 

 


В избранное