Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады Как нам обустроить образование в России? Часть 2.
23 марта 2021 г.
Как нам обустроить образование в России?Часть 2. Смысл образования
Каким быть образованию в России?—на этот вопрос отвечает Андрей Викторович Хуторской — доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, директор «Института образования человека» (Москва).
В данном выпуске Часть 2.Смысл образования
А.В.Хуторской
Как нам обустроить образование в России?
Часть 2. Смысл образования
Мы часто слышим «получить образование», «дать образование». Что такое для человека его образование? Можно ли его получить, дать, передать?
Иногда говорят, что в школе или вузе «дают» знания, а учащиеся их якобы «получают». Учителя или родители учеников говорят про «подачу материала», считая, видимо, что это и есть знания.
Знание многие отождествляют с информацией. Это ошибка. Знание – не информация. Знания не передаются. Передаётся только информация. Знания – продукт и результат деятельности человека, а не знакомство с информацией о чужих знаниях. Например, если ребёнок говорит, что Земля круглая, это не знания, а информация, которую в него записали. Чтобы утверждение «Земля круглая (шарообразная)» являлось знанием ученика, ему необходимо выполнить соответствующие деятельности, и придти к определённому результату (не факт, что они будут такими, как хочет учитель или родитель). Для этого не обязательно лететь в космос на ракете, есть и более доступные действия. Но именно они - эти действия приводят к знаниям. А не просто «учитель сказал» или «в учебнике (на сайте) написано».
Чудовищное по массовости заблуждение – считать, что образование – это усвоение информации. Это просто везде! Вы что, хотите человека превратить во флешку?!
Вот и Дума создаёт «теорию», что воспитание – это просвещение. Дума думает, что если школьникам будут что-то говорить, «давать информацию», то так они и будут думать и делать, их образование можно будет регулировать подачей «нужного» контента. Здесь две ошибки. Первая, воспитание – это не просвещение и тем более не передача информации. Вторая – образованием и воспитанием человека управляют педагогические законы, а не юридические. Хоть каждую неделю вноси поправки в Закон об образовании, ни образование, ни воспитание людей от этого никак не изменится.
Образование как передача, трансляция чего-либо — достаточно распространенное понимание. И мало кто задумывается, что в основе данного понимания лежит направленность на формирование ученика-потребителя с соответствующей установкой, что все должны ему «давать» (учителя, школа, государство), а его задача — только «брать». Иногда говорят, что «богатства, которые выработало до него человечество» передаются ученику для его же пользы — чтобы он лучше вписался в общество и действовал затем на его благо, привнося в общечеловеческие «закрома» свою посильную лепту. Что же касается индивидуальной миссии или предназначения ученика-человека, то они в данной образовательной системе учитываются лишь постольку, поскольку работают на доминирующие внешние цели.
Принцип «дать образование» входит в противоречие с миссией человека и смыслом его образования. Во-первых, если под образованием понимать процесс внутренних приращений, то дать человеку его внутренний мир невозможно: он растет и развивается по своим законам. Во-вторых, в основе такого понимания образования заложена потребительская ориентация: кто-то ученику должен «давать», а его задача — только «брать».
Так что же такое образование? Образование – это буквально образоВЫвание человека, реализация его потенциала во всех его сферах, рост, развитие. А не впитывание информации. И не усвоение передаваемого.
В человекосообразной педагогике образование ориентировано на воспитание личности, умеющей самоопределяться и действовать в различных ситуациях, создавая всякий раз соответствующую продукцию — мнения, идеи, поступки, произведения различных жанров. Создание учеником «плодов» своей деятельности позволяет ему быть не только отражателем бытия, но и его строителем. Предназначение человека проявляется не в том, чтобы «брать» извне готовые знания и ценности, а чтобы продуцировать новые знания, ценности и опыт.
Для того, чтобы выстраивать образование грамотно, нужно отбросить заблуждения и обратиться к его смыслу.