Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады Как нам обустроить образование в России? Часть 1. Доктрина.


Институт образования человека
9 марта 2021 г.

Как нам обустроить образование в России? Часть 1. Доктрина

doctrina
Многих не устраивает то, что сегодня происходит в образовании. Не критикует систему только ленивый.Какими должны быть главные цели и планы образования в нашей стране?

Каким быть образованию в России?на этот вопрос отвечает Андрей Викторович Хуторской — доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, член «Международной педагогической академии», член «Международной славянской академии образования им. Я.А. Коменского», директор «Института образования человека» (Москва).

А.В.Хуторской

Как нам обустроить образование в России?

Часть 1. Доктрина.

Мои коллеги спрашивают, почему я не пишу о том, какими должны быть главные цели и планы образования в нашей стране? Если многих не устраивает то, что происходит в образовании сейчас, то к чему нужно идти? Каковы ориентиры?

Я вообще-то на эти вопросы отвечал не раз. Но всё это сказано и написано в различных книгах, статьях, материалах курсов, семинаров, конференций. Поэтому, соглашусь, нужна сводная выжимка на тему «Каким быть образованию в России?».

Начну с главного государственного документа, который сегодня официально отсутствует – с Доктрины образования человека.

В настоящее время официальной доктрины образования в России нет. Имеющаяся национальная доктрина образования, период действия которой был определен с 2000 по 2025 г., упразднена в 2014 г. постановлением правительства Медведева (№ 245 от 29.03.2014). Отменённая доктрина была далека от совершенства, но сегодня нет никакой.

Нынешнее законодательство изменено таким образом, что доктрина образования может как существовать, так и не существовать — это определяется решением президента или правительства страны.Такой ответмне дал В.А. Никонов, председатель комитета по образованию Госдумы РФ.

В России есть военная доктрина, доктрина информационной безопасности. Официально принятой доктрины образования пока нет. Отсутствие документа, определяющего национальную политику в области образования, затрудняет реализацию конституционного права граждан на их образование, снижает обоснованность государственных решений, подвергает рискам безопасность страны. Отсутствие ясных ориентиров в области образования приводит к непониманию стратегии образования среди педагогов, учащихся, их родителей, к некомпетентным действиям политиков, произволу чиновников в управлении образованием.

Без единой доктрины появляются противоречащие друг другу законодательные нормы. Например, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования и единый государственный экзамен (ЕГЭ) по-разному определяют ожидаемые результаты обучения, что не позволяет педагогам, школам, управленческим ведомствам организовать эффективный образовательный процесс.

Закон «Об образовании в РФ» не может выполнять функции доктрины образования в силу своей специфики. Существует множество вопросов, которые не могут быть решены с помощью данного закона. Да и сам закон должен быть одним из воплощений доктрины, а не наоборот. Это же относится и к другим документам, стратегиям и программам в области образования и воспитания, на которые выделяются миллиарды и триллионы рублей без необходимых концептуальных оснований. Примеров очень много.

Основная проблема сложившегося в последние годы подхода к управлению образованием — игнорирование роли субъектов образовательного процесса. Нынешняя система управления образованием определила требования к образованию, не учитывая подчас потребности и запросы других заказчиков образования: самих учащихся, их родителей, педагогов, школ, регионов, производств, этносов, религиозных конфессий, общественных объединений.

Происходящие в практике работы школ, вузов проблемные ситуации свидетельствуют, что действия управленцев в области образования зачастую идут вразрез с гуманистическими, общечеловеческими ориентирами образования.

Концептуальной основой решения многих накопившихся в отечественном образовании проблем должна стать соответствующая доктрина. Наше определение:

«Доктрина образования человека — система объединенных общей идеей основополагающих положений и принципов, определяющих миссию, цели, задачи, содержание, систему организации обучения, воспитания, контроля и оценки результатов образования человека».

Разработанный нашей научной школой проект Доктрины образования человека и другие документы размещенына сайте Института.

==
Текст Доктрины образования человека имеет несколько опубликованных вариантов. Некоторые из них:

Хуторской А.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации. Проект // Народное образование. - 2015. - № 3. – С. 35-46.

Хуторской А.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации (проект) // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2015. - №1. - С. 44-49.

Хуторской А.В. Педагогические основания Доктрины образования человека в Российской Федерации : Доклад к заседанию Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО 27 января 2015 года [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 19.01.2015 г. – http://eidos-institute.ru/journal/2015/0119.htm

Хуторской А.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2015. — 24 с. (Серия «Научная школа»). https://eidos-institute.ru/science/doctrine/Khutorskoy_Doctrina.pdf



Ближайшие мероприятия всводном расписании.




(с) «Институт образования человека», 2011-2021
e-mail: info@eidos-institute.ru
https://eidos-institute.ru

Фейсбук; ВКонтакте; YouTube

Это сообщение вам отправлено, потому что вы посетили сайт eidos-institute.ru или участвовали в мероприятиях ГК "Эйдос". Отписаться от рассылки.

Если через форму отписаться не удаётся, пришлите ответ на данный выпуск со словом "Отписаться".



В избранное