Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады 608


Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
курсы, проекты, олимпиады

EIDOS-DIST-EDU # 608
12 апреля 2016 года

www.eidos.ru

Поздравляю землян с Днём космонавтики! Замечу, что есть кое-что посильнее полёта Гагарина в космос. Это – философия русского космизма, которая предопределяет заказ Вселенной на образование человека.

 

Хуторской А.В.

 

==

 

Срочно в выпуск!

 

I.  СЕМИНАР В ВАШЕЙ ШКОЛЕ В ИЮНЕ.

 

II. 12 ошибок ФГОС.

 

III. Объявления.

 

 

I.  СЕМИНАР В ВАШЕЙ ШКОЛЕ В ИЮНЕ

 

Руководителю образовательного учреждения.

 

Закажите 3-дневный семинар для своих учителей на июнь.

 

Семинар проводится базе вашей школы по оргдеятельностной технологии.

 

Тема семинара на выбор:

 

1.      Методика подготовки и проведения уроков по ФГОС.

2.      Планирование и достижение метапредметных образовательных результатов средствами учебных предметов.

3.      Методика развития универсальных учебных действий на уроках в условиях ФГОС.

4.      Диагностика и оценка образовательных результатов учащихся в условиях ФГОС.

 

Семинары обучают, как работать в условиях ФГОС с пользой для школы и успехом для учеников!

 

Удостоверения о повышении квалификации на 72 ч.

  

Заказ семинара возможен через Портал поставщиков.

 

Передайте листовку руководителю школы: http://eidos.ru/EidosInstitute_Seminar2016.pdf

===

 

II. 12 ошибок ФГОС

 

12 ошибок ФГОС

 

Хуторской А.В., докт. пед. наук, чл.-корр. Российской академии образования, директор Института образования человека, г. Москва

 

Наряду с положительными нововведениями, к каковым относится усиление личностной ориентации, нынешняя версия Федеральных государственных образовательных стандартов начального и общего образования содержит системные ошибки.

 

1. «Психологизм» образовательных стандартов.

 

В стандартах наблюдается гипертрофированный крен в область психологии. В основу стандартов заложены определённые психологические учения (Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др.). Разработчики стандартов не учли другие гуманистические учения и подходы, прежде всего, педагогические. Между тем, именно педагогика является единственной наукой, которая рассматривает образование в его целостности.

Тенденциозность в отборе научных теорий, положенных в основу стандартов, затрудняет вариативный характер общего среднего образования. Далеко не все учителя разделяют позицию, что цель общего образования состоит в развитии мыслительной деятельности учащихся с помощью дедуктивных теоретических обобщений (В.В. Давыдов). К тому же, человек – это не только мышление, но и чувства, эмоции, физическое развитие, духовность и многое другое, что должно быть отражено в стандартах.

Попытка вытеснить из стандартов педагогические, дидактические и методические основания, заменить их на психологические, не соответствует научному подходу. Например, многие учителя-предметники не понимают, почему они должны вместо изучения с детьми своих предметов выполнять несвойственные их специальности психологические виды деятельности.

Решая важную задачу гуманизации образования, разработчикам нынешней версии стандартов не удалось избежать «психологизма», об опасности которого предупреждали ещё Г.П. Щедровицкий и В.В. Краевский.

 

2. Необоснованное применение системно-деятельностного подхода.

 

Согласно ФГОС системно-деятельностный подход стал обязательным для всех учителей страны. Разработчики стандартов выбрали этот подход из множества имеющихся подходов к обучению и определили его основным для всего образования. Исторический опыт предостерегает от декларации однозначности, «правильности» или единственности любого подхода к обучению. В современных образовательных стандартах не должно быть единственной формы их реализации. Необходима возможность достижения стандартов с помощью различных средств, методик и подходов: компетентностного, метапредметного, личностно-ориентированного, эвристического и др.

К тому же, системно-деятельностный подход относится не только к «давыдовскому» или «занковскому» развивающему обучению. В любой системе обучения есть своя система деятельностей. Для каждой деятельности имеются соответствующие универсальные учебные действия, не только те, которые выделены в стандартах.

 

3. Вынесение содержания образования «за скобки» стандартов.

 

В нынешних стандартах не содержится дидактически обоснованного ядра содержания образования. Отсутствует перечень фундаментальных образовательных объектов, составляющих концентр учебных предметов. Роль учебных предметов для образования детей в стандартах существенно уменьшена в угоду психологическим задачам. Содержание образования фактически удалено из стандартов.

 

4. Ошибочное толкование метапредметности

 

В нынешнюю версию Федеральных государственных образовательных стандартов включено понятие метапредметности, что является прогрессивным шагом. Но сделано это без должного научного обоснования, с неправомерным отождествлением метапредметной и общеучебной деятельности.

Метапредметные образовательные результаты учеников предлагается обеспечивать, проверять и оценивать каждому учителю, начиная с начальной школы. Но как это делать, стандарты не сообщают. Как учителю обеспечивать метапредметные результаты при изучении математики, русского языка, биологии, истории, физкультуры и других учебных предметов? Что такое метапредметные образовательные результаты и как они связаны с учебными предметами, из текста стандартов неясно.

Суть метапредметного содержания образования в нынешней версии стандартов не раскрыта. В результате метапредметность образовательных результатов для большинства учителей, методистов, авторов учебников, управленцев образования, осталась малопонятным требованием.

Попытки разработчиков стандартов отыскать метапредметность в психологических теориях Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, в которых её никогда не существовало, успеха не приносят.

Метапредметность присутствует в стандартах в качестве универсальных способов деятельности и практически не представлена в качестве фундаментального ядра содержания образования. Между тем, результаты отечественных учёных, ведущих исследования в области метапредметного подхода с конца 1980-х годов (Ю.В. Громыко, А.В. Хуторской) показывают необходимость отражения метапредметности не только в деятельностной форме, но и в качестве содержания отдельных учебных метапредметов и метапредметных тем.

 

5. Ошибочная типология образовательных результатов.

 

Разработчиками стандартах предложена ошибочная типология образовательных результатов. Все результаты учеников предложено делить на предметные, метапредметные и личностные. У данной типологии нет единого основания. С позиций главного субъекта образования – ученика – его предметные и метапредметные результаты не могут быть не личностными. То есть разделять образовательные результаты ученика на личностные с одной стороны, и предметные, метапредметные с другой – неправомерно. Такое разделение ведёт к отчуждению планируемого образования от личности учащихся.

 

6. Ошибочная типология универсальных учебных действий.

 

Во ФГОСах отсутствует единое основание типов универсальных учебных действий (УУД): личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные – все указанные действия, совершаемые учеником, являются личностными, а не только те, которые названы личностными.

 

7. Отсутствие в типологии универсальных учебных действий креативных (творческих) учебных действий.

 

Когнитивные (познавательные) и креативные (творческие) деятельности в педагогике, дидактике, психологии всегда выступали ключевыми учебными деятельностями. Между тем, в нынешних ФГОСах креативный тип деятельностей и действий отсутствует. Это ведёт к снижению творческого потенциала системы образования, отсутствию возможностей для творческой самореализации учащихся.

 

8. Отсутствие измерителей образовательных результатов.

 

Стандарты не содержат измерителей образовательных результатов, позволяющих устанавливать соответствие подготовки ученика заданным требованиям. Без таких измерителей проверить выполнимость стандартов невозможно.

В текстах стандартов нет также критериев и методики оценки образовательных результатов учащихся.

 

9. Несоответствие ФГОС и ЕГЭ.

 

Многие образовательные результаты учащихся, достижение которых предусмотрено нынешними ФГОСами, не проверяются и не оцениваются федеральной системой контроля – единым государственным экзаменом (ЕГЭ). Метапредметные, личностные образовательные результаты остаются вне поля диагностики и оценки в ЕГЭ.

 

10. Не реализован компетентностный подход.

 

Выбор в качестве единственного подхода – системно-деятельностного, оставил без внимания разработчиков стандартов актуальный для системы образования компетентностный подход. В стандартах отсутствует обоснованный перечень компетенций, предусмотренных для учащихся общеобразовательных школ.

 

11. Отсутствует внедренческая составляющая стандартов.

 

Введение в стандарты новых позиций и требований, таких, как, системно-деятельностный подход, универсальные учебные действия, метапредметные образовательные результаты, не обеспечено необходимыми средствами реализации, диагностики и оценки. У педагогов и руководителей системы образования остаётся немало вопросов, на которые в стандартах нет ответов. Текст стандартов изложен в достаточно общей форме таким образом, что непонятно, как его реализовывать.

Отсутствует проработанная инновационно-внедренческая составляющая стандартов. Учителям-практикам неясно, как обучать своим предметам на основе требований ФГОС, большинство из которых имеет психологическую основу. По существу, вся система реализации стандартов отдана на откуп самим учителям, которые не в состоянии решить вопросы, оставленные им разработчиками стандартов.

 

12. Ограничение прав человека на своё образование

 

Нынешняя версия стандартов отражает, в основном, заказ государства на образование человека, в меньшей степени – самих учащихся, их родителей, образовательных учреждений, социума. Одним из условий эффективности образовательных стандартов является наличие в них ученического компонента, т.е. заказа самого учащегося человека на своё образование. Такой компонент в нынешних стандартах отсутствует, что нарушает права человека на своё образование.

 

Адрес статьи: http://khutorskoy.ru/be/2016/0410/

 

 

Отклики на Фейсбуке:

 

"Спасибо за статью о ФГОСах", - Ольга Зайцева‎, Москва.

 

"Вот тебе, бабушка, и Юрьев день...", - Татьяна Громова, Одинцово.

 

"Вот наконец-то дождались действительно верного толкования ФГОСов общего образования! Браво, господин Хуторской!

Отдали в руки учителей абсолютно сырой текст с надеждой, что они его доведут до совершенства?

Само понятие термина "стандарт" предполагает в общем смысле соответствие произведённого товара требованиям потребителя! Какого потребителя удовлетворяет такой продукт? Государство? Обучающегося? Родителей обучающегося? Учителя? Высшую школу? Профессиональное образование?", - Людмила Магальник, Иркутск.

 

"Согласна совершенно. Мы сейчас вконец запутаем педагогов. Разучим работать как было и не научим как правильно", - Татьяна Малых, Иркутск.

 

"Строили мы строили и наконец построили! Ура!", - Марина Николаева, Хабаровск.

 

"Да, нет, просто это давний спор двух научных школ, которые расходятся в определении метапредметности ... к тому же никак (ну совсем никак) действующий ЕГЭ не соотносится с ФГОСом. Нужен новый ЕГЭ под новый ФГОС. Только идти нужно не от ЕГЭ, а от ФГОСа, т.е. не от контроля, а от прописанных планируемых предметных результатов определять адекватную им форму контроля", - Елена Романичева, Хабаровск.

 

"Разделяю взгляды уважаемого Андрея Викторовича, особенно - ошибки 3, 8 и 9 как наиболее, с моей точки зрения ОПАСНЫЕ. Беда наша в том, что Ливанов относится к типу людей, признающих только две точки зрения: СВОЮ И НЕПРАВИЛЬНУЮ...", - Юрий Бродский, Никополь.

 

"Нашелся, слава Богу, разумный ученый", - Ольга Гамидова, Хабаровск.

 

"Спасибо за профессиональную оценку ФГОС", - Ольга Дмитриева, Симферополь.

 

===

 

III. ОБЪЯВЛЕНИЯ

 

ШКОЛЬНЫЙ ТУР «ОЛИМПИАДА В МОСКВЕ», 4-6 мая 2016 г. Сопровождающие – бесплатно: http://eidos-tour.ru/news/585/

 

РЕГИСТРАЦИЯ В ЛЕТНИХ СЕМИНАРАХ:

 

Санкт-Петербург, 28-30 апреля 2016 г.

Сочи (Адлер), 27 июня - 1 июля 2016 г.

Коктебель (Крым), 4-8 июля 2016 г.

 

Расписание дистанционных курсов на март-июнь 2016 г.: http://eidos.ru/present/1601/EidosCourses2016-02.pdf

 

Книги для учителя – скачайте бланк заказа.

 

Предложения вузам: http://eidos-institute.ru/clients/university/

Семинар «Методика компетентностного обучения»:

 

для ВУЗов: http://eidos-institute.ru/seminars/zakaz/catalog/874301/EidosInstitute_VuzSeminar2016.pdf

 

для ССУЗов: http://eidos-institute.ru/seminars/zakaz/catalog/874321/EidosInstitute_SSuzSeminar2016.pdf

 

 

---

(С) Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998—2016

Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru

Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru



 

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают более 33.000 подписчиков =

Ещё 17 бесплатных рассылок нашего Центра – http://eidos.ru/list/index.htm 

P.S. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, «бумажных» и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru. В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес), Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.
Цитирование или иное использование материалов рассылки «Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады» допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-LIST), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра «Эйдос» и контактный e-mail адрес. Например: < EIDOS-LIST, № 607, 7 апреля 2016 г., ЦДО «Эйдос», www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >
(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998—2016
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru

Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru

В избранное