Центр дистанционного образования "Эйдос" ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: курсы, проекты, олимпиады
EIDOS-DIST-EDU #
542 2 марта 2015 года
www.eidos.ru
СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА
I. НОВОСТИ
II. ЭЙДОС-АКЦИИ (успеть!)
III. БЛИЖАЙШИЕ ПЛАНЫ
IV. МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ ЧЕЛОВЕКА (О новой книге А.В.Хуторского)
I. НОВОСТИ
Новая книга от действующего лидера цитирования России по версии РИНЦ.
Издательство «Эйдос» выпустило новую книгу из серии «Научная школа»: Хуторской
А.В. Методология педагогики : человекосообразный подход.
Результаты исследования:
http://eidos.ru/shop/ebooks/610121/index.htm
Впервые кратко представлены основы Научной школы человекосообразности:
метапредметный, компетентностный и системно-деятельностный подходы,
дидактическая эвристика, педагогическая инноватика, технологии сопровождающего
обучения, формы и методы индивидуальной траектории обучения и др.
Впервые дан тезаурус понятий человекосообразного образования:
"миссия ученика", "предназначенность ученика", "предрасположенность ученика",
"предпочтения ученика", "образовательный потенциал ученика", "индекс развития
образовательного потенциала ученика". Незаменимое пособие для педагогов,
методистов, учителей-исследователей, руководителей экспериментальных площадок,
соискателей учёных степеней.
ПОЛУЧИТЕ КНИГУ В ПОДАРОК! Данная книга будет подарена каждому участнику
конференции, которая проводится 26-28 марта 2015 года в Москве. Тема конференции
«Системно-деятельностный подход к творческой самореализации учащихся в условиях
ФГОС»:
http://eidos.ru/conf/trad/2015-2/EidosInstitute-Conf20150328.pdf
===
II. ЭЙДОС-АКЦИИ
– До 15 марта экономная регистрация во Всероссийской Очной
Ученической конференции "ЭЙДОС. Человек творческий", которая проводится 23-25
марта 2015 года в Москве. Для групп от 10 школьников + сопровождающий педагог
бесплатно!
http://eidos.ru/conf/pupil/2015/Eidos-PupilConf201503.pdf
– До 25 марта регистрация в Конференции
«Системно-деятельностный подход к творческой самореализации учащихся в условиях
ФГОС», которая проводится 26-28 марта – в Москве http://eidos.ru/conf/trad/2015-2/index.htm
БОНУС! Каждому участнику конференции будет подарена новая книга А.В.Хуторского
«Методология педагогики : человекосообразный подход» -
http://eidos.ru/shop/ebooks/610121/index.htm
– Акция "Весенние курсы". Цены тают как сосульки на солнце! До
31 марта 2015 года – специальные цены на дистанционные курсы для физлиц: от 2999
руб! Пригласите своих коллег, чтобы сэкономить на рег. взносах. Распечатайте
ЛИСТОВКУ С АКЦИЕЙ "ВЕСЕННИЕ КУРСЫ":
http://eidos.ru/present/EidosCourses_Spring2015.pdf
– Акция "Июньские семинары". Закажите 3-дневный выездной
семинар для своей школы для проведения в период с 1 по 30 июня 2015 года. Мы
приедем к вам! Выберите тему семинара и пришлите предварительную заявку как
можно быстрее. Экономная оплата семинара - до 31 марта! Распечатайте ЛИСТОВКУ С
АКЦИЕЙ "ИЮНЬСКИЕ СЕМИНАРЫ", передайте её директору школы:
http://eidos.ru/present/1503/EidosJuneSeminars_2015.pdf
∙ Системно-деятельностный подход на уроках обществознания, истории и права
в условиях реализации ФГОС
∙ Современный урок технологии с учетом требований ФГОС
∙ Системно-деятельностный подход в обучении информатике в условиях реализации
ФГОС
∙ Как работать по новым стандартам в начальной школе
∙ Технологии ФГОС: методы и приемы развития регулятивных УУД - new!
∙ Системно-деятельностный подход в обучении на уроках иностранного языка в
условиях реализации ФГОС
∙ Технологии ФГОС: формирование учебно-познавательных УУД на уроках математики
new
∙ Современный урок физической культуры с учетом требований ФГОС
∙ Системно-деятельностный подход в обучении в условиях реализации ФГОС
∙ Реализация ФГОС: методика разработки и проведения урока с ведущей
коммуникативной деятельностью
До 15 марта – Экономная регистрация во Всероссийской Очной
Ученической конференции "ЭЙДОС. Человек творческий", которая проводится
23-25 марта 2015 года. Возможно участие с проживанием и без проживания. Для
групп от 10 школьников + сопровождающий педагог бесплатно!
http://eidos.ru/conf/pupil/2015/index.htm
Круглый год – школьные туры, семейный отдых, путешествия с Эйдос Туром -
http://eidos-tour.ru Это только некоторые ближайшие мероприятия! Смотрите подробные расписания:
Скачайте и распечатайте расписание всех мероприятий на 2015 уч. год для
педагогов и учащихся: курсы, конкурсы, конференции, семинары, олимпиады,
интернет-педсоветы, школьные туры. Включите в свои планы. Передайте расписание
коллегам, руководству школой! -
http://eidos.ru/doc/Eidos_Shedule2015.pdf
Выберите свои мероприятия и зарегистрируйтесь в них
заблаговременно!
===
IV. МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ ЧЕЛОВЕКА (О новой книге А.В.Хуторского)
Презентация книги на Фэйсбуке:
Хуторской Андрей Викторович: Оппоненты мне говорят:
зачем вы вводите новые понятия? А как без них обосновать и описать новый тип
образования! Например, проектировать человекосообразное образование считаю
невозможным без понятия "миссия ученика". А такого понятия не было в
классической педагогике! Даже целеполагания ученического не было. А откуда могут
быть определены внутренние личностные цели? Только из смысловой области, которую
характеризует миссия ученика. По этой же причине ввёл понятия "предназначенность
ученика", "предрасположенность ученика", "предпочтения ученика",
"образовательный потенциал ученика", "индекс развития образовательного
потенциала ученика".
Тезаурус этих понятий, а также основы всей системы человекоообразного
образования изложил в новой книге:
Хуторской А.В. Методология педагогики : человекосообразный подход. Результаты
исследования: Научное издание. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство
Института образования человека, 2014. — 171 с. (Серия «Научная школа»):
http://eidos.ru/shop/ebooks/610121/index.htm
Оксана Мариновська: Спасибо!!!
Ирина Синицина: Деятельностная сущность ученика
приобретает новое звучание! Спасибо!
Хуторской Андрей Викторович: Ну, раз такое дело:
ПОЛУЧИТЕ В ПОДАРОК! Данная книга будет подарена каждому участнику нашей
конференции, которая проводится 26-28 марта 2015 года в Москве. Тема конференции
«Системно-деятельностный подход к творческой самореализации учащихся в условиях
ФГОС»: http://eidos.ru/.../2015-2/EidosInstitute-Conf20150328.pdf
Ирина Синицина: Спасибо!
Виталий Игропуло: В данной и подобных ситуациях предпочитаю
придерживаться мысли Оккама:"Не умножайте сущностей (и количества понятий) без
надобности ".
Хуторской Андрей Викторович: Ключевое слово здесь "надобность".
Без соответствующего понятийного аппарата система человекосообразного
образования будет лишь красивыми словами. Которые уже начинают "приклеивать" к
совсем инородным сущностям. Это похоже на то, как чиновники извратили понятие
"качество образования", назвав им не личностные изменения учеников, а свои траты
бюджетных средств на видеокамеры и глушилки во время ЕГЭ, электронные доски и
т.п.
Виталий Игропуло: Согласен. С одним, но очень важным дополнением
приблизительно такого типа:"обнаружено новое, ранее неизвестное педагогическое
явление, для его характеристики необходимо новое понятие. Но это всего лишь мое
мнение. В отношение "новаций" министерства наши мнения совпадают.
Светлана Хапаева: Понятие "миссия ребёнка" есть и у Монтессори, и
у Амонашвили и у других педагогов. А если вводим понятие человекоосообразное
образование, то нужно этого человека описать, сообразно которому строим процесс.
Есть такое описание?
Хуторской Андрей Викторович: Да, у Амонашвили есть понятие миссия
ребёнка. Два дня назад по этому поводу я спросил у Шалвы Александровича: почему
вы называете свои ключевые суждения аксиомами? Разве им нет доказательств? Он
ответил тоже почти аксиоматично, что доказательством является любовь. Любовь к
ребёнку. Это смысл гуманной педагогики, которая мне близка именно по смыслу. Но
я пробую найти-таки научные, в том числе доказательные основания для построения
человекосообразного образования. Для этого недостаточно описывать всё только
терминами любви к ребёнку. Чтобы проектировать человекосообразное образование,
человека надо описать. Или хотя бы принять его некий образ, например,
классическое триединство тело-душа-дух. В этом смысле у меня есть некоторые
описания человекосообразного образования, когда по всем этим трём компонентам
выстраивается образовательный процесс, а не только по интеллектуальной
составляющей. В этом, кстати, заключается основное отличие моего видения
метапредметного подхода от подхода Ю.Громыко, который ограничивается только
мыследеятельностной педагогикой. Я же считаю необходимыми метапредметные
деятельности не только в сфере ума, но и чувств, эмоций, ощущений ученика.
Виталий Игропуло: Спасибо, Андрей, за последнее пояснение.
Приблизительно об этом (не по содержанию, а по необходимости) я и говорил. Что
касается выстраивания образовательного процесса по трем названным Вами
компонентам, две последние из которых вряд ли могут быть определены и
технологизированны, то такая возможность представляется мне мало вероятной.
Светлана Хапаева: Как только мы детально опишем человека, как
некий идеал и станем ребёнка в эту рамку загонять, гуманистический подход станет
авторитарным.
Виталий Игропуло: Светлана, я с Вами согласен. Более того,
человек, как сложная, нелинейная, динамическая система (в теории) не может быть
детально описан В ПРИНЦИПЕ (по крайней мере, на сегодня).
Хуторской Андрей Викторович: Виталий, технологии и инструментарий
для духовного, нравственного и т.п. образования есть. И их применение совсем не
обязательно приведёт к авторитарному подходу. В нашем опыте разработаны и
многократно применялись и невербальная рефлексия, и методы эмпатии при
выполнении эвристических заданий и т.п.
Светлана, когда я привёл пример человеческого устройства тело-душа-дух, я назвал
не идеал человека, а структуру для педагогического внимания. Это разные вещи.
Светлана Хапаева: Педагогическое внимание таким образом
структурировано уже очень давно. Такие направления воспитания, как физическое,
трудовое, эстетическое, правовое, нравственное, интеллектуальное и т.д. описаны
многими авторами.
Хуторской Андрей Викторович: Светлана, я сказал только про то, что
педагогически значимый образ человека совсем не то, что идеал человека,
авторитарного внедрения которого вы опасаетесь. У меня возникло чувство, что вы
уже два раза пытаетесь сказать что-то типа "всё это уже известно" или "ничего
нового здесь нет". Если это так, то я с вами соглашусь: всё, что мы есть, уже
было, есть и будет. И наша задача не в том, чтобы доказывать "вот это новое", а
в том, чтобы определить своё назначение и реализовать свою миссию. В обсуждаемом
контексте - педагогическую миссию.
Хуторской Андрей Викторович: Ничего не происходит с чистого листа.
Направления воспитания - физическое, трудовое, эстетическое, правовое,
нравственное, интеллектуальное и т.д. описаны многими авторами. Это
действительно наш педагогический капитал. И его можно и нужно развивать и
применять. Нужно исправлять сложившееся благодаря авторитарным усилиям
чиновников положение дел. Нынешние ориентиры (ЕГЭ, ФГОС) не предполагают
образования целостного человека, они вытесняют ученический потенциал из зоны
педагогического внимания. Поэтому именно сегодня как никогда актуально
воссоздать ориентиры образования гармоничного человека.
Алла Воронова: Андрей Викторович прав абсолютно! Именно сейчас, в
момент становления системы образования важно ставить вопрос о целостном
гармоничном воспитании личности ребенка. Именно в этом контексте актуальна
структура человеческого устройства тело-душа-дух. Структурирование воспитания на
физическое, трудовое, эстетическое, правовое, нравственное, интеллектуальное и
т.д. разрывает личность, разрывает его целостность. Наука уже обладает
необходимыми и достаточными знаниями для воспитания целостной, гармоничной
личности.
P.S.
Правила использования материалов
рассылки EIDOS-DIST-EDU
Использование материалов данной
рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, «бумажных» и
иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом
ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru. В высылаемом уведомлении
указывается: название издания или организации, которые используют
материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен
материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п.,
URL-адрес), Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.
Цитирование или иное использование материалов рассылки «Дистанционное
образование: курсы, проекты, олимпиады» допускается только со ссылкой на
первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи (если они есть)
обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-LIST), номер и
дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра «Эйдос» и
контактный e-mail адрес. Например: < EIDOS-LIST, № 504, 12 января 2012
г., ЦДО «Эйдос», www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >
(С) Центр
дистанционного образования "Эйдос", 1998—2015
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru