Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады 443


Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
курсы, проекты, олимпиады

EIDOS-DIST-EDU # 443
27 марта 2012 года

www.eidos.ru

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:
 

 – Со 2 апреля 2012 года вводятся новые тарифы регистрации участников дистанционных олимпиад и конкурсов. Тарифов станет меньше, возможностей – больше – http://eidos.ru/about/news/20120326/index.htm 

– Как преодолеть заложенный в стандартах «психологизм» и остаться учителем своего предмета? 29 марта проводится пленарное заседание XII-й Всероссийской научно-педагогической конференции на тему "Новые образовательные стандарты: системно-деятельностный подход". На конференции состоится презентация книги «Системно-деятельностный подход в обучении» - http://eidos.ru/conf/trad/2012-1/index.htm 

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА

 

I. Можно ли приватизировать системно-деятельностный подход? Что делать с «психологизмом» нынешней версии образовательных стандартов? (Хуторской А.В.)

II. ЭЙДОС-АНОНС: БЛИЖАЙШИЕ ПЛАНЫ

Для педагогов
Для школьников


I. Можно ли приватизировать системно-деятельностный подход?


Что делать с «психологизмом» нынешней версии образовательных стандартов? (Хуторской А.В.)

Благодаря новой версии общеобразовательных стандартов системно-деятельностный подход стал обязательным для всех учителей страны. Почему и откуда в федеральных образовательных стандартах вдруг появился системно-деятельностный подход? Что с ним делать? Как выполнить требования стандарта и не навредить ученикам?

Сразу скажу, что термин «системно-деятельностный подход» применим к любой теории или системе обучения. В любом типе обучения выделяются определённые деятельности, и эти деятельности, как правило, задаются, организуются и реализуются с помощью той или иной системы.

Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. (Новая философская энциклопедия, 2003)

Систе́ма (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. (Википедия).

Концепцию «учения через деятельность» предложил ещё в начале 20 века американский ученый Джон Дьюи. Основные принципы его системы: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество.

Благодаря исследованиям отечественных философов (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, П.В.Копнин, В.А.Лекторский и др.) и психологов (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.) термин «системно-деятельностный подход» чаще стал использоваться по отношению именно к данным учениям.

Мы считаем, что системно-деятельностный подход относится не только к «давыдовскому» или «занковскому» развивающему обучению. В любой системе обучения есть своя система деятельности. Для каждой деятельности имеются соответствующие универсальные учебные действия. Эти понятия являются общенаучными и не могут быть «приватизированы» конкретными психологическими или педагогическими учениями. Я помню, когда ещё аспирантом присутствовал на выступлениях Василия Васильевича Давыдова, и видел, что он довольно болезненно воспринимал то, что один и тот же термин «развивающее обучение» использует не только он, но и Л.В.Занков, который разработал свою систему обучения. Сегодня достаточно очевидно, что ни В.В.Давыдов, ни Л.В.Занков, и никакой другой учёный не может иметь исключительных прав на такие понятия, как «развитие», «обучение», «развивающее обучение», «обучающее развитие», «деятельность», «системно-деятельностный подход» и т.п. В то же время, содержание данных понятий может наполняться в разных учениях по-разному.

В связи с официальным введением новой версии Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) системно-деятельностный подход стал обязательным для всех учителей страны. Но у педагогов и руководителей образования появилось множество вопросов. Как выполнить нормативные требования стандартов, и не потерять при этом интересы ученика? Какую пользу может оказать учителю и ученику системно-деятельностный подход? Что, собственно он собой представляет? Как вести занятия с точки зрения системно-деятельностного подхода?

Попытки находить ответы на эти вопросы приводят к новым вопросам, а также проблемам, источник которых лежит в недостаточной проработке введённых стандартов. Причины вопросов и проблем, на наш взгляд, в небрежности и ошибках составленных стандартов (ФГОС):

1) Введение в стандарты новых позиций и требований, таких, как, системно-деятельностный подход, универсальные учебные действия, метапредметные образовательные результаты, не обеспечено необходимыми средствами реализации, диагностики и оценки. Текст стандартов изложен в достаточно общей форме таким образом, что непонятно, как его реализовывать. Отсутствует проработанная инновационно-внедренческая составляющая стандартов. Большинству учителей-практиков неясно, как реализовывать новые требования и обучать своим предметам с помощью средств, большинство из которых имеет психологическую основу.

2) В утверждённые на законодательном уровне стандарты вошли ряд научно необоснованных положений и предложений. В качестве примера приведём отсутствие единого основания предложенной в стандартах классификации образовательных результатов: предметные, метапредметные, личностные. С позиций главного субъекта образования – ученика – его предметные и метапредметные результаты не могут быть не личностными. То есть разделять образовательные результаты ученика на личностные с одной стороны, и предметные, метапредметные с другой – неправомерно. Аналогично отсутствует единое основание у предложенной в стандартах классификации универсальных учебных действий: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные – все указанные действия, совершаемые учеником, являются личностными, а не только первые.

3) В основу стандартов заложены определённые психологические учения (Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина и др.). Гуманистическая личностная парадигма образования имеет и другие разработанные подходы, которые разработчиками не учтены. Фактически отброшены все педагогические теории и учения. Тенденциозность в отборе научных теорий, закладываемых в основу общеобразовательных стандартов, затрудняет вариативный характер общего среднего образования. Далеко не все учителя разделяют позицию, что цель общего образования состоит в развитии мыслительной деятельности учащихся с помощью дедуктивных теоретических обобщений. К тому же, человек – это не только мышление, но и чувства, эмоции, физическое развитие, духовность и многое другое.

4) В стандартах наблюдается гипертрофированный крен в область психологии. Между тем, наукой об образовании является не психология, а педагогика. Попытка вытеснить из стандартов педагогические, дидактические и методические основания, заменить их на психологические, не соответствует научному подходу. Например, многие учителя-предметники не понимают, почему они должны вместо изучения с детьми своих предметов выполнять несвойственные их специальности психологические виды деятельности. Роль учебных предметов для образования детей в стандартах существенно уменьшена в угоду сугубо психологическим задачам. Решая важную задачу гуманизации образования, разработчикам не удалось избежать «психологизма», об опасности которого предупреждали ещё Г.П. Щедровицкий и В.В. Краевский.

5) Разработчики стандартов выбрали системно-деятельностный подход из множества имеющихся подходов к обучению. Между тем, исторический опыт образования и науки об образовании предостерегает от декларации однозначности, «правильности» или единственности любого подхода к обучению. В современных образовательных стандартах не должно быть единственной формы их реализации. Необходима возможность достижения стандартов с помощью различных средств, методик и подходов: компетентностного, метапредметного, личностно-ориентированного, эвристического и др.

6) Концепция человекосообразного образования, исповедуемая нашей научной школой, нашла отражение в новых стандартах, например, в части метапредметного подхода, который мы разрабатываем около 20 лет. В то же время метапредметная деятельность в нынешних стандартах неправомерно отождествляется с общеучебной. Разработчики учли некоторые современные «веяния», хотя сделано это зачастую довольно небрежно. В целом же значительный пласт современных достижений в области образования в нынешней версии стандартов оказался неучтён.

Очевидно, что имеющаяся сегодня версия общеобразовательных стандартов нуждается в коррективах и переработке. Мы предполагаем внести вклад не столько в реализацию нынешних стандартов, сколько в их корректировку и совершенствование. Это необходимо осуществить во благо отечественного образования в целом и во благо образования каждого ученика в отдельности.

Издательство Института образования человека поставило задачу выпуска серии брошюр «Новые стандарты», имея в виду, не те стандарты, которые сегодня действуют, а их новый – будущий – исправленный вариант.

Задача серии «Новые стандарты» – обеспечить учителей, руководителей общеобразовательных учреждений, методистов практическими пособиями по корректирующей реализации нынешних ФГОСов. Книги этой серии призваны оказать помощь педагогам, методистам, руководителям образования в создании образовательной программы образовательного учреждения, разработке учебных планов и программ, а авторам учебников – в составлении содержания учебников, ориентированного на реализацию образовательного потенциала учащихся.

Анонс вышедших книг:

1. Системно-деятельностный подход в обучении


Научно-методическое пособие

Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 63 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).

Благодаря новой версии общеобразовательных стандартов системно-деятельностный подход стал обязательным для всех учителей страны. Как выполнить нормативные требования стандартов, и не потерять при этом интересы ученика? Какую пользу может оказать учителю и ученику системно-деятельностный подход? Что, собственно он собой представляет? Как вести занятия с точки зрения системно-деятельностного подхода?

Для учителей школ, лицеев, гимназий, руководителей общеобразовательных учреждений, педагогов высших учебных заведений, научных сотрудников, соискателей учёных степеней, методистов.

Содержание – http://khutorskoy.ru/books/2012/systems/index.htm 

--

2. Метапредметный подход в обучении

Научно-методическое пособие

Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 50 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).

Согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) метапредметные образовательные результаты учеников необходимо обеспечивать, проверять и оценивать каждому учителю. Как изучать учебные предметы на основе метапредметности?

Метапредметный подход излагается с позиций человекосообразного образования, которое разрабатывается и реализуется автором более 20 лет. Исследования ведутся на базе Института образования человека и Центра дистанционного образования «Эйдос».

Рассмотрены научные основы метапредметного содержания образования и метапредметной деятельности. Приведены примеры занятий, метапредметных олимпиад, во время которых реализуется разработанный подход.

Для учителей школ, лицеев, гимназий, руководителей общеобразовательных учреждений, педагогов высших учебных заведений, научных сотрудников, соискателей учёных степеней, методистов.

Содержание – http://khutorskoy.ru/books/2012/meta/index.htm 

--

3. Эвристическое обучение. Т.2. Исследования

Научно-методическое издание

Эвристическое обучение. В 5 т. Т.2. Исследования / под ред. А. В. Хуторского. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 198 с. (Серия «Инновации в обучении»).

Книга посвящена научно-педагогическим исследованиям в области эвристического образования. Исследования ведутся Научной школой человекосообразного образования на базе Института образования человека, Центра дистанционного образования «Эйдос», экспериментальных площадок.

Приведены программа Научной школы, фрагменты диссертаций, статьи учителей-экспериментаторов, дискуссии на форумах. Книга отвечает на вопросы: как вести диссертационное исследование, как спланировать и провести педагогический эксперимент по проектированию и внедрению эвристического обучения.

Для педагогов-экспериментаторов, инновационных школ, научных сотрудников, соискателей учёных степеней.

Содержание – http://khutorskoy.ru/books/2012/evr-ob2/index.htm

---
4. 55 методов творческого обучения – Лидер продаж!

Хуторской А.В. 55 методов творческого обучения : Методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 42 с. : ил. (Серия «Современный урок»).

Эта книга – лидер продаж Интернет-магазина «Эйдос»! (www.eidos.ru/shop)

Описано 55 методов эвристического обучения, цель которых – создание учениками образовательных продуктов по изучаемым предметам. Методы сгруппированы по типам: когнитивные, креативные, организационные. Брошюра представляет собой великолепную возможность пополнить копилку педагогического инструментария учителя на каждый день.

Для учителей школ, лицеев, гимназий, вузовских педагогов, методистов, слушателей системы повышения квалификации.

Содержание – http://khutorskoy.ru/books/2012/55methods/index.htm 

--

5. Метапредмет «Числа»

Хуторской А.В. Метапредмет «Числа» : Методическое пособие для учителей начальной школы : 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 80 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).

Изложена программа и методика ведения в начальной школе учебного курса – метапредмета «Числа». Курс предполагает достижение учащимися метапредметных образовательных результатов и развитие предметных компетентностей. Числа оказываются для детей окном в мир природы, культуры, математики. Работая с живыми цифрами, геометрическими фигурами, загадками, поговорками, персонажами из сказок, ученики переживают и осмысливают внутреннее содержание числа.

Курс предназначен для учеников 1 класса, но может применяться для занятий и в других классах.

Для учителей начальной школы, родителей учащихся.

Содержание – http://khutorskoy.ru/books/2012/chisla/index.htm 

--

6. Урок-диалог : как подготовить и провести

Король А.Д. Урок-диалог : как подготовить и провести / Под ред. А.В.Хуторского. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 54 с. (Серия «Современный урок»).

Брошюра содержит методические рекомендации по разработке и проведению уроков с использованием метода эвристического диалога.

Уроки-диалоги предлагается разрабатывать на основе технологии эвристического обучения. Вопрос ученика выступает одновременно результатом и средством организации его деятельности. Приведены примеры уроков-диалогов, которые проводятся как в очной, так и в очно-дистантной формах – в социальной сети.

Для учителей, методистов, педагогов высших учебных заведений.

Содержание – http://khutorskoy.ru/books/2012/dialog/index.htm 

===
 

II. ЭЙДОС-АНОНС: БЛИЖАЙШИЕ ПЛАНЫ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

29 марта – XII–я Всероссийская научно–педагогическая конференция "НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД" (Москва). - http://eidos.ru/conf/trad/2012-1/index.htm 

29 марта – Олимпиада по педагогике http://eidos.ru/olymp/pedagogics/index.htm 


3 апреля –
Дистанционные курсы для педагогов http://eidos.ru/courses/schedule.htm

4 апреля –
III-й Всероссийский конкурс «Современный урок» http://eidos.ru/project/lesson/index.htm 

10 апреля –
Дистанционные курсы для педагогов http://eidos.ru/courses/schedule.htm 

17 апреля –
Дистанционные курсы для педагогов http://eidos.ru/courses/schedule.htm 

24 апреля –
Дистанционные курсы для педагогов http://eidos.ru/courses/schedule.htm 

ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

28 марта –
Олимпиада "Мода и стиль" new! – http://eidos.ru/olymp/schedule.htm 

28 марта –
Конкурс социальных проектов http://eidos.ru/project/social-project/index.htm 

29 марта –
Олимпиада по педагогикеhttp://eidos.ru/olymp/pedagogics/index.htm 

29 марта –
Конкурс «Мой симметричный мир» (математика) – http://eidos.ru/project/symmetry/index.htm

1 апреля –
Олимпиада "Хулиган" http://eidos.ru/olymp/hooligan/index.htm

3 апреля –
Олимпиада по экономике и бизнесу http://eidos.ru/olymp/economy/index.htm 

4 апреля –
Олимпиада по физике (задачи) http://eidos.ru/olymp/physics/index.htm 

4 апреля –
Конкурс видеороликов «Моя школа» http://eidos.ru/project/videoschool/index.htm  – new!

5 апреля –
Олимпиада по литературе (сказки) http://eidos.ru/olymp/liter/index.htm 

5 апреля – К
онкурс «Поединок переводчиков» (английский язык) http://eidos.ru/project/translator/index.htm 

9 апреля –
Предметная неделя по истории http://eidos.ru/school/history/week_history.htm 

10 апреля –
Олимпиада по математике (исследования) http://eidos.ru/olymp/mathem/index.htm 

11 апреля –
Олимпиада "Автомото" http://eidos.ru/olymp/avto/index.htm  – new!

11 апреля –
Семейный конкурс-проект «Папа, мама, я – спортивная семья» http://eidos.ru/project/sport-semjya/index.htm  – new!

12 апреля –
Олимпиада по английскому языку (перевод) http://eidos.ru/olymp/english/index.htm 

17 апреля –
Олимпиада по информатике (игры)http://eidos.ru/olymp/inform/index.htm 

17 апреля –
XI-я Всероссийская дистанционная ученическая конференция http://eidos.ru/conf/pupil/index.htm 

18 апреля –
Олимпиада по экологии http://eidos.ru/olymp/ecology/index.htm 

18 апреля –
Конкурс-поздравление «…в День Победы, нежный и туманный…» http://eidos.ru/project/victory/index.htm  – new!

19 апреля –
Олимпиада по русскому языку (лексикология и фразеология) http://eidos.ru/olymp/russian/index.htm 

24 апреля –
Олимпиада по обществоведению http://eidos.ru/olymp/social/index.htm 

25 апреля –
Олимпиада по медицине http://eidos.ru/olymp/medicine/index.htm 

26 апреля –
Всероссийская дистанционная метапредметная олимпиада (профориентация) http://eidos.ru/olymp/inter/index.htm 


Это только некоторые ближайшие мероприятия! Смотрите подробные расписания:

Эвристические олимпиадыhttp://eidos.ru/olymp/schedule.htm 
Дистанционные курсы http://eidos.ru/courses/schedule.htm 
Конкурсы и проекты http://eidos.ru/project/schedule/index.htm 
Предметные недели http://eidos.ru/project/weeks/index.htm 
Очные семинары и конференции в Москвеhttp://eidos.ru/edu/schedule/index.htm 

Все планы на год http://eidos.ru/about/plans.htm 

Выберите свои мероприятия и зарегистрируйтесь в них заблаговременно!


===

Эйдос-новости в социальных сетях:


Facebook http://facebook.com/Eidos.Centre 
Twitter http://twitter.com/Eidos_Centre 
Вконтакте http://vkontakte.ru/id121153601 
Мой мир@Mail.ru http://my.mail.ru/mail/Eidos-Center 
Eidos TV http://youtube.com/user/EidosVideo 

===

Полезные ссылки:


∙ Как получить Свидетельство – http://eidos.ru/doc/certificate.htm 
∙ Как получить зарплату – http://eidos.ru/doc/zarplata.htm 
∙ Расписание дистанционных курсов – http://eidos.ru/courses/schedule.htm 
∙ Расписание очно-дистантных семинаров и конференций ФПК – http://eidos.ru/edu/schedule.htm 
∙ Расписание дистанционных эвристических олимпиад – http://eidos.ru/olymp/schedule.htm 
∙ Расписание дистанционных конкурсов и проектов – http://eidos.ru/project/schedule/index.htm 
∙ Интернет-журнал «Эйдос» – http://eidos.ru/journal/index.htm 
∙ Интернет-магазин «Эйдос-книга» – http://eidos.ru/shop/index.htm
∙ Форумы Научной школы А.В.Хуторского – http://khutorskoy.borda.ru
∙ Форумы ЦДО «Эйдос» – http://eidos.borda.ru
∙ Научно-методические услуги учителям, школам, родителям – http://eidos.ru/science/index.htm
∙ Дистанционные консультации – http://eidos.ru/consultation/index.htm
∙ Издательские услуги ЦДО «Эйдос» – http://eidos.ru/services/press.htm
∙ Школьные туры, путешествия, отдых – http://eidos-tour.ru
∙ Бесплатные электронные рассылки – http://eidos.ru/list/index.htm 
∙ Все услуги ЦДО «Эйдос» – http://eidos.ru/services/index.htm
∙ Тарифы и цены – http://eidos.ru/about/prices/index.htm
 

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают 30.000 подписчиков =

Ещё 17 бесплатных рассылок нашего Центра – http://eidos.ru/list/index.htm 
 

P.S. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru. В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес), Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, № 433, 12 января 2012 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998—2012
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru

Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru

В избранное