Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады 359


Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
курсы, проекты, олимпиады

EIDOS-DIST-EDU # 359
1 июля 2009 года

www.eidos.ru

 

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:

– Здесь всегда "живое" обсуждение актуальных для педагогов проблем. Смотрите фоторепортаж из очного Учебного центра ЦДО «Эйдос» - http://eidos.ru/edu/foto/index.htm 

– В офисе ЦДО "Эйдос" (Москва, ул.Тверская, 9, стр.7) можно приобрести «свежие» бумажные книги и электронные издания – http://eidos.ru/shop/price.htm

Пора на море! С Эйдос Туром – это НЕДОРОГО:
∙ Черное море: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи, 10 дн. – 6650 руб.
∙ Украина, Крым: Ялта, Саки, Евпатория, Феодосия, 10 дн. – 7100 руб.
∙ Средиземное море, Турция: Анталья, Аланья, Кемер, 7 дн., All, авиа – 320 у.е.
∙ Греция: Халкидики, о-в Крит, Корфу, 7 дн. НВ, авиа – 320 у.е.
∙ Адриатическое море, Хорватия: Дубровник, Пореч, Умаг, 7 дн., НВ, авиа – 578 у.е.
∙ Черногория: Бечичи, Будва, 7 дн., НВ, авиа – 585 у.е.
∙ Красное море, Египет: Хургада, Шарм-эль-Шейх, 7 дн., All, авиа – 379 у.е.

Звоните: (495) 941-61-41
Пишите: info@eidos-tour.ru
 

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ (июль-август 2009 года)

∙ Расписание дистанционных занятий
http://eidos.ru/about/plans.htm  
∙ Расписание очных занятий в Москве
http://eidos.ru/edu/schedule.htm  

II. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: КАКИМ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ?
В Учебном центре ЦДО «Эйдос» проведена очная конференция, на которой обсуждались методы развития творческих способностей учащихся на уроках. Следующая конференция на эту актуальную тему запланирована на 19-21 августа 2009 года. - http://eidos.ru/edu/themes/60211/index.htm  

III. «ПЕРЕХВАТЧИК ИНФОРМАЦИИ» ИЛИ ЧТО ТАКОЕ ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Фрагмент выступления Ю.В.Скрипкиной во время конференции по теме современного урока.

IV. ВОЗМОЖНА ЛИ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ?
Озеркова И.А., сотрудник кафедры русского языка и литературы ЦДО «Эйдос».
 


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ (июль-август 2009 года)

∙ РАСПИСАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

6 - 20 июля3-я смена летнего Интернет-лагеря "Фестиваль победителей" http://eidos.ru/project/all/internet-camp/index.htm

7 - 16 июля – Дистанционные курсы для педагогов – http://eidos.ru/courses/schedule.htm

14 - 23 июля – Дистанционные курсы для педагогов – http://eidos.ru/courses/schedule.htm

21 - 30 июля – Дистанционные курсы для педагогов – http://eidos.ru/courses/schedule.htm

28 июля - 6 августа – Дистанционные курсы для педагогов – http://eidos.ru/courses/schedule.htm

3 - 17 августа4-я смена летнего Интернет-лагеря "Летние посиделки" http://eidos.ru/project/all/internet-camp/index.htm

4 - 13 августа – Дистанционные курсы для педагогов – http://eidos.ru/courses/schedule.htm

11 - 20 августа – Дистанционные курсы для педагогов – http://eidos.ru/courses/schedule.htm

18 - 27 августа – Дистанционные курсы для педагогов – http://eidos.ru/courses/schedule.htm

25 августа -  4 сентября – Дистанционные курсы для педагогов – http://eidos.ru/courses/schedule.htm

26 августа - 5 сентябряXI-я Всероссийская дистанционная педагогическая конференция – http://eidos.ru/conf/dist/index.htm

1 сентября  – II-я Всероссийская дистанционная олимпиада «Знание» http://eidos.ru/olymp/knowledge/index.htm

Все дистанционные планы на учебный год – http://eidos.ru/about/plans.htm

---

РАСПИСАНИЕ ОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ В МОСКВЕ

Адрес Учебного центра: Москва, ул.Тверская, д.9/17, стр.7, ауд. 107, тел.: (495) 941-61-41

2 июля – Очный семинар «Как разработать эвристический урок» (15-18 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

3 июля – Очный семинар «Методика организации целеполагания учащихся на уроке» (15-18 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

3 июля – Очный семинар «Эвристические олимпиады как средство творческого развития учащихся» (15-18 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

6 - 10 июля  – Выездной семинар для педагогов (Анапа) – http://eidos-tour.ru/tours/conf/2009/anapa.htm

6 июля – Очный семинар «Открытые задания на уроках французского языка» (10-13 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

7 июля – Очный семинар «Возможности дистанционного обучения. Бесплатный семинар! (число мест ограничено)» (10-13 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

7 июля – Очный семинар «Электронный учебник: педагогические основы разработки» – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

8-10 июляОчный курс «Целеполагание и рефлексия на уроке» (3 дня) . – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

13 июля – Очный семинар «Методы творческого обучения на уроках иностранного языка» (10-13 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

14 июля – Очный семинар «Как подготовить наглядные пособия для урока с помощью компьютера. Бесплатный семинар! (число мест ограничено) » (10-11 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

14 июля – Очный семинар «Как разработать и провести урок с использованием программы презентаций MS PowerPoint» (12-15 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

14 июля – Очный семинар «Типы эвристических заданий» (18-21 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

15 июля – Очный семинар «Открытые задания на уроках математики» (15-18 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

16 июля – Очный семинар «Как быть успешным? Умение ставить и достигать личных целей» (18-21 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

17 июля – Очный семинар «Типы творческих уроков» (15-18 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

20 июля – Очный семинар «Образовательные возможности сайта» (15-18 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

21 июля – Очный семинар «Возможности дистанционного обучения Бесплатный семинар! (число мест ограничено)» (10-11 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

21 июля – Очный семинар «Интернет-урок как средство формирования информационной и коммуникативной компетенций» (12-15 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

22 июля – Очный семинар «Как определить тему и структуру проектной деятельности» (10-13 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

23 июля – Очный семинар «Как организовать дистанционную профессиональную подготовку педагогических кадров» (15-18 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

24 июля – Очный семинар «Как повысить наглядность урока с помощью компьютерных технологий» (15-18 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

27 июля – Очный семинар «Готовимся в путешествие. Греция» (18-21 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

28 июля – Очный семинар «Эвристические методы обучения. Бесплатный семинар! (число мест ограничено) » (10-11 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

28 июля – Очный семинар «Методика организации рефлексии учащихся на уроке» (12-15 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

29 июля – Очный семинар «Методы развития одарённости школьников» (10-13 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

30 июля – Очный семинар «Как разработать эвристические задания для урока» (10-13 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

31 июля – Очный семинар «Готовимся в путешествие. Турция» (18-21 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

3 августа – Очный семинар «Секреты грамотного туриста» (18-21 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

4 августа – Очный семинар «Наглядные пособия для урока с помощью компьютера. Бесплатный  семинар! (число мест ограничено)» (10-11 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

4 августа – Очный семинар «Информационные технологии в работе учителя-предметника» (12-15 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

5 августа – Очный семинар «Формы и методы дистанционного обучения» (15-18 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

6 августа – Очный семинар «Методика организации целеполагания учащихся на уроке» (10-13 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

7 августа – Очный семинар «Методика организации рефлексии учащихся на уроке» (10-13 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

10 августа – Очный семинар «Образовательные возможности сайта» (15-18 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

11 августа – Очный семинар «Телекоммуникации в обучении. Бесплатный семинар! (число мест ограничено) » (10-11 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

11 августа – Очный семинар «Эвристические олимпиады как средство творческого развития учащихся» (12-15 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

12 августа – Очный семинар «Организация  профильного обучения математике в школе» (15-18 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

13 августа – Очный семинар «Как повысить наглядность урока с помощью компьютерных технологий» (10-13 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

14 августа – Очный семинар «Методы творческого обучения. Инструментарий для учителя» (15-18 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

14 августа – Очный семинар «Интернет-этикет, или что такое хорошие сетевые манеры» (18-21 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

17-19 августа Очный курс «Методика использования телекоммуникации для творческой самореализации учащихся по предмету (3 дня) . – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

17 августа – Очный семинар «Сайт школы: концепция и структура» (15-18 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

18 августа – Очный семинар «Как разработать и провести урок с использованием телекоммуникаций» (15-18 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

19-21 августаОчная конференция «Современный урок: методы развития творческих способностей» (3 дня) . – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

19 августа – Очный семинар «Электронный учебник: педагогические основы разработки» (15-18 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

20 августа – Очный семинар «Методика проведения Интернет-конференции» (15-18 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

21 августа – Очный семинар «Современный урок математики в средних и старших классах» (15-18 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

21 августа – Очный семинар «Ключевые компетенции на уроках математики» (18-21 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

24-26 августаОчный курс «Как организовать систему дистанционного образования (в школе, вузе, современной компании)» (3 дня). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

24 августа – Очный семинар «Как разработать и провести урок с использованием программы презентаций MS PowerPoint» (15-18 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

25 августа – Очный семинар «Методика подготовки учащихся к эвристическим олимпиадам» (15-18 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

25 августа – Очный семинар «Типы творческих уроков» (18-21 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

26-28 августа Очная конференция «Эксперимент в школе: планирование работы на учебный год» (3 дня) . – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

26 августа – Очный семинар «Педагогическая разработка: как её написать и оформить» (15-18 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

26 августа – Очный семинар «Как быть успешным? Умение ставить и достигать личные цели» (18-21 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

27 августа – Очный семинар «Как разработать эвристический урок» (15-18 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

27 августа – Очный семинар «Как быть успешным? Основы тайм-менеджмента» (18-21 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

28 августа – Очный семинар «Типы эвристических заданий» (15-18 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

31 августа – Очный семинар «Информационные технологии в работе учителя-предметника» (10-13 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

31 августа – Очный семинар «Сайт - портфолио учителя: основы разработки и наполнения» (15-18 ч). – http://eidos.ru/edu/schedule.htm

Все очные планы на учебный год http://eidos.ru/edu/schedule.htm

Круглый год«Эйдос Тур» приглашает в путешествия http://eidos-tour.ru


===

I
I. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: КАКИМ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ?

26 июня в Учебном центре ЦДО «Эйдос» проведена очная конференция на тему «Современный урок: методы развития творческих способностей».

Фоторепортаж о конференции http://eidos.ru/edu/themes/60211/foto.htm 

Цели конференции:

∙ Определить специфику современного урока, типы творческих уроков, их смыслы, цели, структуру, содержание, результаты.
∙ Выявить и обсудить методы развития творческих способностей учащихся на уроках.
∙ Определить условия и возможности применимости на практике эвристических методов обучения.

Участники конференции заслушали и обсудили следующие доклады:

∙ Принципы организации эвристического урока (Хуторской А.В., д.п.н., чл.-корр. РАО)
∙ Педагогический эксперимент в школе: дистанционные формы творческих уроков (Андрианова Галина Александровна, к.п.н.)
∙ Эвристический диалог на уроке (Король А.Д., к.п.н.).
∙ Открытые задания как средство раскрытия творческого потенциала учащихся (Скрипкина Ю.В.)
∙ Развитие личностных и предметных способностей на творческом уроке (Свитова Т.В.)

Проблематика конференции обсуждалась также в форме «круглого стола»:

∙ Какие методы обучения побуждают детей к творчеству на уроках? Как творчески изучать даже «сухие» предметы и темы? Методы творческого изучения таблицы умножения – сколько их может быть?
∙ Творчество, стандарты, ЕГЭ – возможна ли их интеграция на уроке?
∙ Что такое «происходящий» метод обучения? Как метод обучения зависит от особенностей ученика, учителя, класса, школы?
∙ Методы оценки творческих образовательных результатов учеников.

Выступили с сообщениями:

∙ Использование электронных изданий при подготовке творческого урока (Завьялова Ольга Алексеевна, к.п.н.)
∙ Возможна ли творческая работа с учебником? (Озеркова И.А.)
∙ Формы контроля в организации творческой деятельности учащихся (Сафонова О.Ю.)
∙ Каким видит учитель современный урок (Смирнова Т.Н.)

Участники «круглого стола»: Хуторской А.В., д.п.н., чл.-корр. РАО, Андрианова Г.А., к.п.н., Король А.Д., к.п.н., Завьялова О.А., к.п.н., Васенков Г.В., Козлова С.А., Скрипкина Ю.В., Свитова Т.В., Смирнова Т.Н., Озеркова И.А., Сафонова О.В., Купрейченко Н.В., Бородина Е.П., Зимина О.А., Яковлева Л.Е., Маталыгина Ж.И., Цыбайло Л.В., Ананьева А.В., Сидорова И.В., Чешев И.Д. и др.

Следующая конференция на на тему «Современный урок: методы развития творческих способностей» запланирована на 19-21 августа 2009 года (доклады и круглый стол - 20 августа).

Зарегистрируйтесь заранее! - http://eidos.ru/edu/themes/60211/index.htm 

===

III. «ПЕРЕХВАТЧИК ИНФОРМАЦИИ» ИЛИ ЧТО ТАКОЕ ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ


Фрагмент выступления Ю.В.Скрипкиной во время конференции по теме современного урока.

Эвристическое задание - учебное задание, имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности (А.В.Хуторской).

Главный признак эвристического задания – его открытость, т.е. отсутствие заранее известного результата его выполнения. Поэтому другое название эвристических заданий - открытые задания. Другой признак эвристического задания – опора на творческий потенциал ученика, обеспечение развития его творческих способностей.

Еще один признак – наличие в задании актуальной для решения проблемы, противоречия или потребности, касающейся ученика и принадлежащей заданной предметной (метапредметной) области.

Кроме того, в открытых задания сочетаются универсальность предметной основы задания и уникального его рассмотрения учеником. В результате обеспечивается уникальность создаваемого образовательного продукта - результата выполнения эвристического задания.

Эвристические задания отличаются от тех заданий, которые предлагаются в процессе реализации проблемного обучения. При проблемном обучении с помощью специально сконструированных познавательных заданий-проблем учитель подводит учащихся к известному решению, усвоению заданного предметного материала. Особенность эвристического задания в том, что ответ на него заранее не знает даже учитель. Неискушенному может сначала показаться, что выполнение таких заданий не составляет никакого труда – сочиняй себе нечто новое, что может быть проще? Однако на практике выясняется, что выполнение даже одного открытого задания – большая работа, в ходе которой учащийся должен мобилизовать самые разные качества своей личности:

- когнитивные (умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.)

- креативные (вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего мнения и др.)

- оргдеятельностные (способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникативные качества).

Рассмотрим одно из открытых заданий, предлагавшихся учащимся 1-2 классов по информатике:

ПЕРЕХВАТЧИК ИНФОРМАЦИИ. Когда передается информация, некоторые объекты выступают источниками информации (например, учитель, который дает задание), а некоторые - ее приёмниками (ученики, которые задание слушают). Оглянись вокруг себя - а кто (или что) в разных ситуациях является перехватчиком информации? Есть ли перехватчики информации в компьютере?

Во-первых, в своей основе этого задания лежат вполне осязаемые образовательные объекты: информация, информационные процессы, источник информации, приемник информации…

Во-вторых, из текста задания явно видна форма возможного образовательного продукта. В данном случае ученикам предлагается описать новое понятие (перехватчик информации), проиллюстрировать свое мнение примерами из жизни, применить данное понятие к определенному объекту (компьютеру).

В-третьих, предполагаются конкретные виды деятельности и эвристические методы, которые нужны будут учащимся при выполнении этого задания – анализ жизненных ситуаций, в которых происходит передача информации, умение увидеть в них различные субъекты, оценить их роль, связь и взаимодействие; способность применить результаты анализа к другому образовательному объекту – компьютеру, рассмотрев его как устройство работы с информацией. Здесь дети смогут продемонстрировать глубину и широту своих взглядов, основываться на своем личном опыте – кто-то вспомнит о компьютерных вирусах, кто-то назовет перехватчиком информации микрофон или клавиатуру… Наконец, умение увидеть знакомые явления и процессы в новом свете, в новом ключе, умение генерировать идеи, оформить их в виде аргументированного ответа – все это скрыто за несложным, вроде бы, вопросом.

Таким образом, фантазийное по своей сути задание для самых младших школьников позволяет учителю не просто оживить урок необычной формулировкой, но и диагностировать уровень усвоения конкретной темы «Информация. Информационные процессы», заложенной в стандарт. Однако на первое место мы поставим то, что далеко выходит за рамки стандартов:

- ребенок сконструировал свое новое знание, а не получил его из готового источника;
- он основывался на своем жизненном опыте, на ситуациях и примерах, которые ему близки, понятны и интересны;
- он реально ощутил, что знания, которые дает ему школа, основаны на его жизни и к его же жизни имеют применение;
- он высказал свое мнение, продемонстрировал свою креативность и неповторимость;
- произошло личное приращение ребенка, его знаний, чувств, способностей, опыта.
Итак, открытые задания на уроке решают образовательные задачи, которые ставит перед учителем официальная система образования, однако выводят учеников далеко за рамки требований этой системы.

===

IV. ВОЗМОЖНА ЛИ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ?


Озеркова И.А., сотрудник кафедры русского языка и литературы ЦДО «Эйдос».

Вопрос, поставленный в заголовке, не случаен. С учебником ежедневно сталкиваются практически все преподаватели. Более того, учебник – это основное средство обучения в большинстве педагогических систем. Поэтому, если мы считаем нужным развитие творческих способностей, закономерен вопрос, может ли этому способствовать и, если может, то каким образом, учебник.

Согласно определению Д. Д. Зуева учебник (опускаю слово «школьный») – носитель предметного содержания образования, а также видов деятельности, определённых программой для обязательного усвоения с учётом возрастных и иных особенностей учащихся. Как видим, творчество в этом определении не упоминается и даже не подразумевается в скрытом виде. Далее мы можем видеть, что перечисляя педагогически функции учебника, чётко выделяются различные функции учебника образовательного плана, без деления на пункты воспитательная функция и лишь некоторые исследователи (М. Н. Скаткин, но не Д. Д. Зуев) выделяют развивающую функцию учебника. Поэтому мы можем сделать вывод, что в классическом типе учебника творчество не предусмотрено. А если не предусмотрено, то что же делать?

Таким образом, поставленный нами в заглавии вопрос следует рассматривать с двух сторон: во-первых, как создать учебник, направленный на развитие творчества, и, во-вторых, как работать с существующими учебниками, чтобы создать условия для творчества.

Рассмотрим сначала первую сторону. Из сказанного выше ясно, что классическое распределение функций учебника не соответствует той цели творческого обучения, которую мы поставили. Таким образом, перераспределение функций неизбежно как в учебнике в целом, так и между отдельными его компонентами. Прежде всего, следует отметить, что это перераспределение двоякого рода. Во-первых, часть своих функций учебник передаёт учебным текстам других видов. Во-вторых, несколько изменяется сама структура учебника, в которой проявляются нетрадиционные элементы. Фактически, учебник из просто учебника превращается в учебник-задачник-органайзер. Главное отличие от традиционного учебника – это перенос акцентов с обучения на развитие и саморазвитие, что находит отражение и в содержании и структуре учебника. Так, например, информационную функцию в творческом учебнике выполняет система образовательных ситуаций. Значительная часть структурных элементов, традиционно относящихся не к собственно тексту, а к аппарату организации усвоения, такие как задания или инструктивные материалы, также частично приобретает информационные функции, обеспечивая предметное в первом случае и метапредметное во втором случае содержание. Изменяются взаимосвязи между собственно текстом и таблицами и иллюстративными материалами, которые используются не как вспомогательный элемент, предназначенный в основном для закрепления, а как активный элемент образовательной ситуации. Отметим, что А. В. Хуторской делит способности учащихся (которые мы, собственно, и ставим целью развивать) на три группы: когнитивные, креативные и оргдеятельностные. При этом в отличие от других педагогических систем, развивающих преимущественно когнитивную сферу, требуется уделять равное внимание развитию всех трёх групп способностей. Особое внимание обращается на формирование умений целеполагания, выбора собственной траектории движения по предмету и рефлексии, как фундаментальным предпосылкам человекосообразного обучения.

Но, поскольку на практике приходится работать с совсем другими учебниками, следует также подумать и о том, как сделать, чтобы работа учащихся с ними была более творческой.
Наблюдения показывают, что большинство школьников не владеют вообще или владеют только формально основными методами работы с текстом. Формально – значит, не понимают, зачем и для чего требуется уметь составлять план, выделять тезисы, писать конспект, аннотацию и т. п. Большинство учащихся считает, что существует два основных вида чтения – «быстрое» и «медленное». На самом деле различных видов чтения больше, и их количество зависит не от такого формального параметра, как скорость чтения, а совсем от другого – цели, для решения которой необходимо прочитать текст. Можно выделить ознакомительное чтение, чтение для понимания (без требования запоминания), чтение для запоминания, чтение для творческого применения. Я не выделяю отдельно чтение для применения по образцу, так как, во-первых, это совершенно нетворческий вид чтения, а во-вторых, для применения по образцу обычно достаточно понимания текста (именно понимания, а не ознакомления с содержанием). Каждый из видов можно делать более или менее творчески.

На мой взгляд, наименее творческим является ознакомительное чтение. Обычная формулировка задания для ознакомительного чтения примерно такова: «Познакомьтесь с содержанием параграфа и выделите его основную тему. На какие ещё вопросы отвечает автор?» Более продуктивным является вопрос: «Для чего вам лично может понадобиться материал данного параграфа? Составьте аннотацию». Но наиболее творческим является следующий вариант: «Обратите в ходе чтения на возникающие у вас вопросы и выделите те из них, на которые автор не отвечает (или отвечает не очевидным для вас образом)» Этот вариант ознакомительного чтения очень полезен как подготовка к исследовательской работе.

Чем принципиальным (кроме, конечно, скорости) отличается чтение для понимания? Это «чтение с карандашом» или с тетрадью. Суть этого вида чтения – реструктуризация материала с учётом ведущего способа восприятия каждого учащегося. Напоминаю, что выделяют три способа восприятия – вербальное, визуальное, моторное, причём вербальное формируется позже всех и у многих учащихся в недостаточной степени. Но учебник-то предлагает учащимся в основном текст! Вывод – учащемуся для полного понимания необходимо перевести содержание текста в ту форму, которая соответствует его возможностям в наибольшей степени. Обычно рекомендуют выделить основные тезисы, но такой вариант по понятным причинам подходит не для всех. Более продуктивным является составление таблицы или структурной схемы основных понятий, иллюстрации, графика (системы графиков). Я бы рекомендовала заполнение таблицы, содержание которой составляют ответы из текста на три эвристических вопроса: «Что? Как? Почему?» - она может лечь в основу творческого конспекта. Кстати, этот способ хорошо подходит не только для того, чтобы добиться понимания текста такого объёма, как параграф учебника, но и небольшого текста, такого как задание эвристической олимпиады. Становится понятным, почему части учащихся на этом этапе становятся необходимыми задания – без решения заданий они просто не могут понять предложенный материал! Разумеется, это совсем не те задания, которые предназначаются для отработки навыков по теме.

Чтение для последующего воспроизведения, конечно, не сводится к зазубриванию текста, как это делают многие учащиеся. Подготовка к изложению содержания своими словами и более или менее подробному пересказу также не являются действительной целью обучения. Ведь запомнить – это значит показать другим своё понимание без опоры на источник. К сожалению, не всегда способ восприятия и способ запоминания совпадают, поэтому тоже должна происходить реструктуризация текста, но уже в вид, наиболее удобный для запоминания, будь то конспект, опорная схема или что-то ещё. В чём может выражаться творчество? В создании собственной системы опорных сигналов для запоминания текста. Если написание плана, постановка вопросов, подбор примеров к тексту будут не самоцелью, а инструментом решения конкретной проблемы запоминания, то обучение и на предметном уровне, и на метапредметном уровне будет намного эффективнее. Конечно, учащийся должен выбирать не тот вариант, который ему проще написать, а тот, который ему проще использовать.

Творческих заданий тексту учебника можно предложить довольно много. Все они должны иметь своим требованием продуктивность – создание собственного продукта учащегося. Единственное замечание: в этом случае не стоит говорить учащимся: «Сначала прочитайте этот текст, а потом я вам дам интересное задание», задание лучше формулировать сразу, перед чтением. Практика показывает, что это вариант эффективнее.

Таким образом, как творческий потенциал развития учебника как такового, так и способов работы с ним ещё далеко не исчерпан.

===

Полезные ссылки:


∙ Расписание очных курсов, семинаров, конференций – http://eidos.ru/edu/schedule.htm
∙ Расписание дистанционных курсов – http://eidos.ru/courses/schedule.htm
∙ Расписание дистанционных олимпиад – http://eidos.ru/olymp/schedule.htm
∙ Расписание конкурсов и проектов – http://eidos.ru/project/all/index.htm
∙ Электронный магазин «Эйдос-книга» – http://eidos.ru/shop/index.htm
∙ Интернет-журнал «Эйдос» – http://eidos.ru/journal/index.htm
∙ Электронные рассылки Центра «Эйдос» – http://eidos.ru/list/index.htm
∙ Как координатору получить вознаграждение – http://eidos.ru/olymp/tariff/zarplata.htm
∙ Форумы Научной школы А.В.Хуторского – http://khutorskoy.borda.ru
∙ Форумы ЦДО «Эйдос» – http://eidos.borda.ru
∙ Дистанционные консультации – http://eidos.ru/services/consultation/index.htm
∙ Издательские услуги ЦДО «Эйдос» – http://eidos.ru/services/press.htm
∙ Туристические услуги «Эйдос Тур» – http://eidos-tour.ru

 

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают более 15.000 подписчиков =

P.S. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru. В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес), Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, № 339, 11 января 2009 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998—2009
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru

Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru

В избранное