Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады 339


Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
курсы, проекты, олимпиады

EIDOS-DIST-EDU # 339
11 января 2009 года

www.eidos.ru

 

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:

– Один + один = три! Приобретая два электронных издания, Вы получаете ТРЕТЬЕ В ПОДАРОК! Срок действия акции – только до 15 января 2009 года. – http://eidos.ru/shop/20081208.htm 

– Индейцы до сих пор живут на плавучих островах из тростника в озере Титикака; затерянный город инков Мачу-Пикчу - одно из семи новых чудес света; неясно, кто и зачем нарисовал гигантские рисунки на горном плато Наска – об этом и не только во второй части фоторепортажа А.В.Хуторского из Перу - http://khutorskoy.ru/travel/peru/index.htm 
 

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ
. Расписание ближайших мероприятий. - http://eidos.ru/about/plans.htm

 

II. ПОДАРОК УЧИТЕЛЯМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА - комплект трёх электронных изданий со скидкой 20%. Подготовьтесь сами и подготовьте своих учеников к главной олимпиаде по английскому. http://eidos.ru/shop/mounth.htm

III. «ЭКЗОТЕРМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ» С ВЫДЕЛЕНИЕМ ТЕПЛА И СВЕТА.
(Корючкин М.А.). Рефлексивные заметки призёра 10-го Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года 2008».

IV. ТЕМ, КТО ПОКОРЯЕТ МИР ВМЕСТЕ С «ЭЙДОС»
(Антонюк С.В.)

 


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ

 
13 января –
Дистанционные курсы для педагогов:

∙ Приемы и методы познавательной активности школьников – http://eidos.ru/courses/themes/22130/index.htm
∙ Как разработать и провести эвристический урок – http://eidos.ru/courses/themes/22407/index.htm
∙ Урок иностранного языка: ключевые компетенции – http://eidos.ru/courses/themes/25503/index.htm
∙ Организация современного урока математики в начальной школе – http://eidos.ru/courses/themes/25120/index.htm
∙ Информационные технологии в работе учителя-предметника - 2 – http://eidos.ru/courses/themes/23411/index.htm
∙ Интернет-урок как средство формирования информационной и коммуникативной компетенций – http://eidos.ru/courses/themes/21220/index.htm

14 - 28 января –
Конкурс-проект "Моя сказка" (литература) http://eidos.ru/project/all/skazka/index.htm 

До 15 января –
Акция 1+1=3! Третье электронное издание в подарок! http://eidos.ru/shop/20081208.htm  - new!

15 января –
Олимпиада по философии http://eidos.ru/olymp/philosophy/index.htm

19 - 25 января –
Всероссийская дистанционная предметная неделя по иностранным языкам http://eidos.ru/project/school/week.htm - new!

20 января –
Дистанционные курсы для педагогов:

∙ Инновации в школьном образовании – http://eidos.ru/courses/themes/21110/index.htm
∙ Ключевые компетенции на уроках математики – http://eidos.ru/courses/themes/25103/index.htm
∙ Методика использования учителем-предметником интерактивной доски – http://eidos.ru/courses/themes/23560/index.htm
∙ Инновации на уроках русского языка – http://eidos.ru/courses/themes/25305/index.htm
∙ Исследовательская работа школьника: технология создания – http://eidos.ru/courses/themes/22200/index.htm
∙ Методика разработки дистанционных курсов – http://eidos.ru/courses/themes/24420/index.htm

20 января –
Олимпиада по геометрии http://eidos.ru/olymp/geometr/index.htm 

22 января –
ОЛИМПИАДА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ http://eidos.ru/olymp/english/index.htm

23 января –
Олимпиада «Свобода» http://eidos.ru/olymp/freedom/index.htm - new!

27 января –
Дистанционные курсы для педагогов:

∙ Развитие одаренности школьников – http://eidos.ru/courses/themes/22110/index.htm
∙ Проектирование воспитательных пространств – http://eidos.ru/courses/themes/21410/index.htm
∙ Система творческих и научных недель в школе – http://eidos.ru/courses/themes/22210/index.htm
∙ Как разработать и провести проект в начальной школе – http://eidos.ru/courses/themes/25007/index.htm
∙ Как разработать и провести урок с использованием телекоммуникаций – http://eidos.ru/courses/themes/23120/index.htm
∙ Интернет в помощь учителю-предметнику: для начинающего пользователя – http://eidos.ru/courses/themes/24310/index.htm

27 января –
Олимпиада по компьютерной грамотности и программированию http://eidos.ru/olymp/programming/index.htm 

29 января –
Олимпиада по географии http://eidos.ru/olymp/geo/index.htm

До 31 января
Психологическая консультация БЕСПЛАТНО! http://eidos.ru/services/consultation/quick.htm - new!

3 февраля –
Олимпиада по алгебре http://eidos.ru/olymp/algebra/index.htm 

3 - 17 февраля –
Конкурс "My Sweet Valentine" (англ. язык) http://eidos.ru/project/all/valentine/index.htm 

3 февраля –
Дистанционные курсы для педагогов и школьников http://eidos.ru/courses/schedule.htm 

5 февраля –
Олимпиада по литературе (фэнтези) http://eidos.ru/olymp/liter/index.htm 

9 - 15 февраля –
Всероссийская дистанционная предметная неделя по истории http://eidos.ru/project/school/week.htm - new!

10 февраля –
Олимпиада по телекоммуникациям http://eidos.ru/olymp/telecom/index.htm 

10 февраля –
Дистанционные курсы для педагогов http://eidos.ru/courses/schedule.htm 

11 февраля –
Олимпиада по физике (исследования) http://eidos.ru/olymp/physics/index.htm 

12 февраля –
Олимпиада по истории http://eidos.ru/olymp/history/index.htm

Круглый год –
Отдых и путешествия с Эйдос Туромhttp://eidos-tour.ru 

Все планы на учебный год
http://eidos.ru/about/plans.htm

===

II.
ПОДАРОК УЧИТЕЛЯМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Подарок учителям английского языка - комплект трёх электронных изданий со скидкой 20%. Вместо 1066 руб вы платите только 799 руб!

Три ведущих педагогических направления: ориентация на личность, творческое развитие, компетентностный подход - в одном комплекте!

Коды и названия изданий из комплекта:

120404 Личностно-ориентированные уроки по английскому языку. 198.00
325503 Урок иностранного языка: ключевые компетенции. Материалы дистанционного курса. 469.00
410810 Английский язык, 2008. 399.00

Общая стоимость комплекта: 1066.00 руб.
Стоимость в январе - 799.00 руб. (для заказа бонусного издания) .

Напоминаем:

19 - 25 января – проводится Всероссийская дистанционная ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

22 января – ОЛИМПИАДА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ – http://eidos.ru/olymp/english/index.htm

Подготовьтесь сами и подготовьте своих учеников к главной олимпиаде по английскому. Предложение действует до 31 января!

Подробности на сайте - http://eidos.ru/shop/mounth.htm

===

III. «ЭКЗОТЕРМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ» С ВЫДЕЛЕНИЕМ ТЕПЛА И СВЕТА


Рефлексивные заметки призёра 10-го Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года 2008».

Корючкин Михаил Александрович, учитель химии и географии МОУ «Бавленская СОШ» пос. Бавлены Кольчугинского района Владимирской области, призёр 10-го конкурса "Дистанционный учитель года 2008"

Я – химик не по профессии, а по взгляду на жизнь. Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Мир людей очень похож на мир веществ. Человек, имеющий свое мнение, устойчиво стоящий на ногах, необходимый всем окружающим, дорогого стоящий, ассоциируется у меня с золотом (вспомните выражение «золотой человек»). Если ребенок не выспался, приболел, просто чем-то расстроен, мы спрашиваем: «Что ты какой кислый?».

В мире людей, как и в мире веществ, ничто не постоянно – происходят изменения – физические и химические явления. Физические явления протекают с изменением формы, размеров, агрегатного состояния, но без образования новых веществ. То же самое было и со мной до конкурса ДУГ-2008. Каждодневно я, как и многие учителя, ходил на работу в школу, проводил традиционные уроки, лишь изредка используя инновационные технологии.

Химические явления, или реакции, - это такие изменения, при которых образуются новые вещества. Их образование мы можем увидеть по признакам химических реакций – выделению или поглощению тепла, изменению цвета, выпадению или растворению осадка. Такого рода явления в моей педагогической жизни случаются очень редко – открытые уроки, участие в различного рода конкурсах моих и моих учеников, интересные встречи, конференции, форумы, поездки и походы. Особо среди таких явлений следует отметить экзотермические – реакции, протекающие с выделением энергии. К ним, без сомнения, можно отнести Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года-2008».

Первым условием этой химической реакции было соприкосновение двух веществ: меня – металла железа, каких вокруг еще очень много, общающегося «на Вы» с компьютером, но желающего найти свое применение, иначе заржавею; и сложного органического вещества – ЦДО «Эйдос», о котором мне было очень мало известно. Но благодаря конкурсу, я сумел познакомиться поближе с Научной школой А.В. Хуторского. Первоначально, мой, уже закостеневший традиционным подходом с опорой на репродуктивную деятельность опыт никак не мог воспринимать оргдеятельностную технологию с созданием собственного творческого продукта, применяемую ЦДО «Эйдос». Сейчас, после проведения дистанционных курсов, я заметил, что в моей очной деятельности произошли коренные изменения – я по-другому смотрю на подготовку и проведение урока, домашние задания, работы учащихся, меньше загоняю ребят в определенные рамки, оставляю место для творчества и идей, а процесс обучения становится более алгоритмизированным, то есть оргдеятельностным.

Вторым условием экзотермической реакции «ДУГ-2008» для меня было нагревание различными заданиями. И степень нагрева (креативность задания) определяла скорость химической реакции (получение приращений как педагога).

Первое задание – «Эвристическая олимпиада», выполнялась мною в две ночи. Днем некогда – большая нагрузка (уроки химии и географии, экологический, химический и туристический кружки, классное руководство). Возникли проблемы: как придумать интересное творческое задание, не выходящее за рамки общеобразовательного стандарта. Ответ, я думаю, один для всех учителей химии – это эксперимент, но эксперимент творческий, не имеющий однозначного ответа, где результат определяется собственным видением решения. Пришлось перерыть огромное количество занимательной литературы по химии, но оно того стоило – в результате 2 место в естественнонаучной секции.

Второе задание «Телеконференция» очень помогло мне в будущем, но тогда я долго не мог присоединиться к ней, сказалось мое незнание английского языка, на котором была написана техническая информация о вхождении в телеконференцию. Спасибо большое опытным участникам, отвечавшим на вопросы, связанные с организацией и проведением дистанционных курсов. В процессе телеконференции я больше задавал вопросы, чем отвечал на вопросы других. Если же и отвечал, то мои реплики выражали только лишь мое личное мнение, совсем не проверенное дистанционным опытом.

Задание 3 «Форум». Одно из самых интересных заданий на коммуникации. Я принял активное участие в обсуждении интересующих меня вопросов: очное и заочное образование - что лучше? "Лишние" предметы в школе, Компьютер в кабинете учителя-предметника, Профильное обучение в школе, Естествознание вместо физики, химии и биологии? Как выжить молодому педагогу? Стал организатором близких мне тем: Сельская школа и инновации - кто кого? Думаю, закончится конкурс, а я все еще буду писать на форумах ЦДО «Эйдос».

К сожалению, я не сумел принять участие в выполнении факультативного задания «Юбилейный баннер» ввиду отсутствия времени и хоть каких-либо навыков по их созданию. Зато почуствовал нехватку своего баннера при выполнении другого факультативного задания «Учебный веб-ресурс», который занял достойное девятое место. И мне кажется, я знаю почему: первоначально я создал сайт на одном из серверов, где очень плохой хостинг. В школе я этого не заметил, так как в интернете стоят запреты на разные недетские картинки. Придя домой, ахнул. Исправил лишь на следующий день, когда жюри уже посмотрело страшный сайт. Я очень рад, что теперь умею создавать сайты и продолжу совершенствовать уже имеющийся учебный веб-ресурс.

Задание 4 «Научная школа» я использовал в корыстных интересах. Дело в том, что наша школа находится в эксперименте по межшкольному сетевому (интернет тут не при чем) взаимодействию. Учащиеся из двух соседних сельских школ один раз в неделю собираются у нас на профильные занятия по естественнонаучным предметам. Я преподаю у них химию 1 час в неделю. Этого не достаточно, чтобы подготовить ребят к ЕГЭ. Моя мечта – дополнить очные встречи дистанционными уроками. Но как это лучше сделать? Ответить на этот вопрос мне помог А. В. Хуторской на веточках форума: Что нужно сделать, чтобы стать аспирантом, докторантом Научной школы, Элементы дистанционного обучения в очном процессе.

Задание 7 «Учитель-исследователь» очень близко мне по духу, так как я уже давно занимаюсь исследовательской деятельностью по экологии с учащимися. Работа моего воспитанника Постникова Романа «Оценка экологического состояния реки Бавленки» была представлена на дистанционной конференции. Правда, в связи с отсутствием у Романа домашнего интернета, а отсюда и широких возможностей участвовать в дискуссиях с другими участниками, он занял не очень высокое мнение. Кроме этого, я принял участие в обсуждении и защите других, прежде всего естественнонаучных работ: Биохимические процессы утомления, Для чего сосне иголки, Есть ли охотничий инстинкт у домашних кошек? Волшебный мир кристаллов, Где родился – там пригодился!, Веточка смородины, Природа в опасности!

Задание 5 «Презентация курса» и 6 «Материалы дистанционного курса» первоначально были далеки от идеала. Спасибо члену оргкомитета конкурса Игорю Сергеевичу Маслову, который сразу подметил низкую эвристичность заданий (продолжало сказываться мое «традиционноподходническое» прошлое). Однако, неожиданно для себя, я оказался среди первой группы финалистов (наверное, помогло то что, как написал Маслов И.С. «…содержание модулей неплохое, много наглядно-образной информации, что, несомненно, повышает педагогический потенциал содержания модулей»). Буквально, в одну ночь все задания были исправлены.

Подошло время проведения дистанционных курсов (задание 8). Первопроходцам всегда тяжело. При составлении заданий, я с трудом себе представлял саму технологию дистанционных курсов: сколько времени давать на выполнение заданий, справятся ли, как оценивать и рецензировать работы учащихся, если они такие разные. Во время проведения курсов вопросы только добавились: как быть, если требованием был возраст участников 9-11 классы, а записались учащиеся 8 класса, если нет у курсантов доступа к химической лаборатории, отсутствует дома интернет, а в школе компьютерный класс постоянно занят? Если учащиеся выполнили задания вместе и прислали одно решение – как оценить? Что делать, если учащиеся не высылают свои работы, а моей помощью через телеконференцию и форум воспользоваться не могут? Наконец, я понял, насколько ДО зависит от слаженной работы не только дистанционного педагога и учащегося, но и локального координатора. В связи с этим, хочу выразить благодарность Гриневич Л. А. и Протопоповой Д. А., чьи учащиеся успешно закончили мой курс. Особенно хотел бы отметить Людмилу Александровну Гриневич, воспитанники которой, несмотря на все трудности (отсутствие доступа к химической лаборатории, отсутствия учителя химии в школе) показали очень высокий уровень работ. Мой курс, к сожалению, не закончили учащиеся, у которых локальным координатором была О.В. Косивец В целом, из 16 курсантов успешно закончили курс 9 человек.

Одновременно с проведением дистанционного курса, мне удалось побывать в роли локального координатора. Одного учащегося я зарегистрировал на свой курс, чтобы воочию увидеть возможные проблемы у курсантов с выполнением моих заданий. Еще одного – на курс моей коллеги, учительницы химии Галины Анатольевны Ивановой «Хочу быть химиком». Оказалось, что этот курс был рассчитан на учащихся 9 классов, а зарегистрировались в нем и успешно его закончили моя ученица 8 класса и учительница английского языка. Очень понравился моим подопечным курс векторной графики, да и работы их были оценены ведущим курса Еленой Мошкевич очень высоко. Кстати, в своей зачетной работе в виде комикса они нарисовали меня и то, как я их приглашаю на курсы. Четверо педагогов нашей школы заинтересовались курсом «Как создать социальный проект» и успешно его закончили. На мой взгляд среди курсов второй серии было меньше тем достойных внимания. Но так как я – закрепленный локальный координатор на курсе «создание экологических проектов» пришлось участвовать и в нем. Таким образом, 8 участников дистанционных курсов успешно их закончили под моим координированием.

Подводя итоги конкурса, я задался вопросом: если «ДУГ-2008» - это химическая реакция, то какого же она типа? Без сомнения можно утверждать – экзотермическая (с выделением тепла), более того горения (еще и с выделением света). Так как в процессе нее не просто создаются новые вещества (дистанционные учителя с совершенно новыми признаками и свойствами), она дает всем тепло (тепло знаний и умений, прежде всего дистанционным учащимся всей России) и свет (надежду на счастливое профессиональное будущее).

===

IV. ТЕМ, КТО ПОКОРЯЕТ МИР ВМЕСТЕ С «ЭЙДОС»!


Антонюк Светлана Владимировна, зам. директора по воспитательной работе Центра дополнительного образования детей «Перспектива» г. Зеленогорска Красноярского края, лауреат 10-го конкурса "Дистанционный учитель года 2008"


О Всероссийском дистанционном конкурсе «Дистанционный учитель года» я узнала в прошлом году, когда наши коллеги из различных образовательных учреждений г. Зеленогорска принимали в нём активное участие. Честно говоря, в подробности сути конкурса я не вдавалась. Просто было приятно осознавать, что в такого масштаба мероприятии участвуют педагоги из такого небольшого провинциального городка, как наш. В возможностях коллег я не сомневалась, поскольку люди, решившиеся на этот конкурс – настоящие профессионалы и опытные педагоги, за плечами которых не один год работы.

О том, чтобы принять участие в конкурсе ДУГ самой я не задумывалась. Поскольку, по роду своей деятельности, уже принимала участие в конкурсе воспитательных систем и воспоминания об этом были в разной степени противоречивые. С одной стороны, победа в конкурсе помогла мне продвинуться в профессиональном росте и даже карьере; осознание того, что я способна пройти путь мощного самообразования и достигнуть при этом качественного результата мне придало уверенности в себе, я нашла единомышленников и партнёров. С другой стороны, воспоминания о колоссальной усталости и сильного многомесячного напряжения несколько лет удерживали меня от подобного рода «испытаний».

Когда мне предложили принять участие в конкурсе ДУГ, да ещё и юбилейном, мне стало страшно. Почему-то сильная сторона моих ощущений от прошлого конкурса, сдала свои позиции в угоду слабой боязни… Но сама технология конкурса – дистанционное участие всё-таки меня подкупила. Хотелось попробовать новое, пообщаться с педагогами не только своей территории, но и других городов России; узнать о том, как работают в других образовательных учреждениях; поделиться и своим опытом тоже.

И вот первое письмо – заявка на участие в конкурсе ДУГ. В голове мысль «Отказаться никогда не поздно».

Буквально сразу после регистрации пришло очень вежливое письмо, говорящее о том, что моему участию в конкурсе «РАДЫ». Мои мысли меняются: «Я тоже очень Вам рада, давайте будем общаться…»

Именно этого я и ожидала от конкурса ДУГ. Для меня это было самым главным: узнать о других, рассказать о себе и освоить новую для меня форму самообразования – ДО. Всё, чего я ожидала – я получила. Всё, что мы выполняли во время конкурса в виде заданий очень полезно для меня. Эти технологии (форумы, эвристические задачи, чат-консультации, дистанционные курсы, телеконференции…) я обязательно буду применять в совей практике, как в работе с коллегами, так и с детьми. Не могу сказать, что до участия в конкурсе вообще не использовала дистанционные формы обучения и общения. Но в такой дистанционной системе - лаконичной, хорошо продуманной, чётко организованной - никогда. Для меня это очень хороший практикум.

Неожиданным стало то, что конкурс будет таким мобильным и очень насыщенным в плане заданий. Уже на втором этапе я стала подумывать о том, что пора бы заканчивать: настолько было нелегко. Помогла поддержка коллег, о важности которой мы так много говорили с участниками ДУГ во время телеконференции. Действительно, это важно. Когда ты чувствуешь, что люди в тебя верят, что они готовы прийти на помощь в любую минуту, что результаты твоей работы демонстрируются в коллективе, как инновационный опыт, как пример твоего самостоятельного овладения новыми технологиями, самообразования, разве можно не оправдать их доверия и опустить руки. Да и самой интересно, какие задания и письма от новых коллег я получу в очередной раз и смогу ли я их выполнить…

Вообщем, к моменту развития телеконференции, началу форума, после выполненного задания «Юбилейный баннер», я приняла окончательное решение серьёзно участвовать в конкурсе. Надо сказать, что поддержку коллег и оргкомитета конкурса, а также его участников я ощущала на протяжении всего конкурса. Это очень помогало двигаться дальше и не сомневаться в том, что я приняла правильное решение.


А к первой рефлексии моего решения меня подвёл участник Гопкало Сергей Викторович, учитель информатики, КГОУ "Бийский лицей-интернат", город Бийск, Алтайский край: «Участие в дистанционных конкурсах соответствует лозунгу "Если ты не двигаешься вперед, то двинешься назад».

Участвуя в конкурсе, читая письма коллег на телеконференции, web-форуме я со многими высказываниями, мыслями и идеями была солидарна:

Тетерина Ольга Афанасьевна, учитель английского языка из г. Кирово-Чепецка: «В области образования меня больше всего волнует человеческий фактор. Поэтому с большим интересом читаю статьи А.В. Хуторского о человекосообразности образования…»

Семич Светлана Витальевна, зам. директора по УВР и НМР, г. Зеленогорск: «…Думаю, что при создании дистанционных курсов, очень важно сохранять "человеческий язык", и стараться объяснять сложные вещи доступно, но не грешить чрезмерным упрощением. Тогда курс будет эффективен с точки зрения ученика…»

Кинцель Александр Евгеньевич, г.Степногорск: «Освоение дистанционных технологий в школах идет очень медленно и без наличия специалиста по данному вопросу это практически невозможно. Элементарные трудности с выходом в Интернет ( недостаточная скорость) отбивают желание освоить курс до конца. А также отсутствие условий для спокойного обучения на курсах в школе создать очень трудно. Поддержка со стороны администрации в ведении дистанционных форм обучения особо необходима, так же административное подкрепление обучения педагогов на курсах повышения квалификации. К сожалению, таких курсов сейчас очень мало и уровень подготовки очень слабый».

Гриневич Людмила Александровна: «…с каким бы желанием человек не начинал учебный курс, всё равно новизна восприятия со временем теряется, а если ещё встречаются трудности, что-то не получается, теряется интерес к тому, чем ты занимался. Вот тут надо учителю быть настоящим психологом, по каким-то то моментам уловить настроение обучающегося и сделать всё, чтобы этот интерес вернулся. Наверное, это очень непросто, ведь и при живом-то общении человек не каждый и не всегда раскроется, расскажет, почему угасает интерес, а на расстоянии тем более. Поэтому дистанционные курсы не должны быть, видимо, длительны по времени, состоять из разноуровневых заданий, чтобы человек сам выбирал посильные задания. Должны быть очень подробные инструкции к выполняемым заданиям, с примерами, на которые можно ученику ориентироваться. В письмах с разбором заданий необходимо проявлять большой такт, чтобы не обидеть неосторожным словом ученика и, возможно, предлагать вопросы, ответы на которые подскажут учителю, с каким настроением человек продолжает выполнять задания, насколько они ему интересны».

В этом я, как и Людмила Александровна, была убеждена ранее, когда только разрабатывала свой курс, а после его проведения убедилась ещё больше. Люди – не роботы. Им нужна душа и человеческий мотив, поддержка и понимание и дистанционного педагога в том числе.

С некоторыми участниками мне было интересно поспорить, поскольку моё мнение отличалось: «Не соглашусь с мнением коллеги по телеконференции о том, что как только дети освоят дистанционные технологии, их интерес резко снизится. Так можно сказать и о классических формах обучения: книга, тетрадь, наглядные пособия…. Со времён отцов педагогики эта форма не утратила своей привлекательности и, наверняка, останется привлекательной ещё надолго. Форма обучения остаётся прежней, а её содержание меняется в зависимости от времени. Так и с дистанционными формами обучения. Если содержание будет интересно обучающимся, то и интерес останется. Тот, кто «познакомился» с компьютером и понял, как интересна и полезна дружба с ним, - не будет отказываться от возможности использовать для собственного образования дистанционные технологии… В конечном итоге, мы пришли к общему мнению, что дистанционный учитель должен быть, прежде всего заинтересован в качественной подготовке дистанционных занятий. Они должны быть, прежде всего, эвристичными. Когда мы что-то находим сами, а не кто-то это делает за нас или подводит нас к этому «за ручку», тогда нам хочется искать дальше. Ведь мы это сделали «САМИ»…

Очень затронула меня одна из тем Форума Научной школы А.В. Хуторского на тему «ДО - серьезный конкурент традиционке! Мы рискуем остаться без учеников!» Прочитав высказывания участников Форума о том, быть ли школе в классическом варианте или школу заменит ДО (большая часть участников опасалась именно второго варианта и искала пути выхода из ситуации, склоняясь к отведению ДО второстепенной в образовании роли) я вдруг почувствовала, что нахожусь в ситуации какого-то сметения? Разве от того, что в процесс обучения внедряются новые технологии, изменится сама суть человека? Вся наша жизнь - это процесс непрерывного общения, обучения, взаимодействия друг с другом. ДО-это всего лишь часть нашей жизни, часть системы образования. И чтобы научиться взаимодействовать в системе ДО, без живого общения никак не обойтись. Мы по-прежнему занимаем позиции - учитель и ученик. И эта система не будет стоять на месте, появится что-то новое. А всему новому нужно учиться. Сколько всего нового в системе образования появилось со времён её основания?! Школа по-прежнему полна учениками. Другой вопрос, как сделать так, чтобы учитель в школе перестал быть протсо транслятором знаний, а ученик - только лишь потребителем.По-моему ДО - это очень хорошая возможность для учителя определить траекторию развития своих учеников, возможность понять, кто на что способен, как оно может сам продвигаться в освоении нового и практическом применении полученных знаний. Учитель всё равно останется ведущим: он пополняет копилку самостоятельно полученных знаний учениками, он же и определяет задания для своих воспитанников в ДО. Так что школа никогда не будет пустой, может измениться только часть её содержания. Разве плохо, что в школе будет развиваться эвристическое обучение и другие формы ДО? Мне кажется, что это должно быть не только в системе дополнительного образования, а в системе образования в целом. Может, тогда нам не придётся заглядываться на зарубежье (а как там у них?) и экспериментировать по образу и подобию в Российских школах?...

Интересно и полезно для меня было и рассуждение с участниками форума по поводу двух позиций, которые мы занимаем в системе образования: «Мы по-прежнему занимаем позиции - учитель и ученик. Вот эти позиции и низводят обучение и образование к самому своему низкому уровню: рассказал - спросил – оценил». Если говорить об этих позициях, беря во внимание только лишь одну форму взаимодействия между учителем и учеником, когда учитель всегда "НАД", тогда результат будет именно таковым. Но ведь можно двигаться и параллельно. Тогда рассказывать будем не только мы, но и нам. А спрашивать можно тоже по-разному... Участвуя в конкурсе ДУГ, оргкомитет, координаторы, мы, участники, и наши дистанционные ученики тоже друг друга спрашивали (главное, как?) и получали так много разных и очень полезных ответов...
Участники конкурса помогли мне найти ответы на многие мои вопросы в отношении ДО.

Дубина Ольга Александровна, учитель начальных классов, г. Мурманск: «возможна такая форма, как дистанционный проект между старшеклассниками и младшими учениками? Например: "Мода и нравы времен Золушки". Допустим старшеклассники готовят небольшие консультации по вопросам: костюм, меню для бала, интерьер, как выглядел дворец и т.д. Младшие школьники готовят по этим консультациям рисунки, меню, эскизы и. д. Затем старшеклассники их редактируют, дают свою оценку, и т.д. Или, например, в 1 классе мы начали создавать проект "Первоклассные истории Школьного Портфеля" Итогом должна стать электронная книга. Материал, который мы собрали, представлен в виде простого текста на бумаге с рисунками или 1 слайда в Power Point. Нам необходима помощь в оформлении книги. Это могли бы взять на себя учителя информатики, организуя команду детей, владеющих этими навыками.»

Вздвижкова Людмила Ивановна, преподаватель информатики МОУ СОШ№4 г.Губкинский: «Различают несколько моделей организации дистанционного обучения: модель интеграции очных и дистанционных форм работы, сетевая модель, модель кейс-технологий. Основу кейс-технологии составляет набор кейсов, содержащий информацию о конкретной задаче или проблеме, на базе которой путем теоретического анализа и на основе полученных и имеющихся знаний делается вывод о дальнейшем практическом решении и применении полученных результатов. Именно кейс-технология позволяет установить пути поиска для развития творческих, практических, аналитических, социальных навыков у учащихся. Кейс-технология позволяет установить оптимальное сочетание теоретического обучения и практических навыков….»

Сонина Мария Николаевна, учитель обществознания и экономики, МОУ гимназия 23, г. Челябинск:
«1) Сетевая деятельность педагогов способствует организации и поиску партнеров для реализации каких-то совместных проектов.
2) Через сетевую деятельность педагогов возможно создание и систематизация сетевого хранилища учебно-методических ресурсов (как это делается, к примеру, на портале "Сеть творческих учителей" - учителя могут выкладывать туда какие-то свои материалы, разработки, участники сообщества организуют их обсуждение, результатом которого может стать совершенствование выложенных в сеть материалов и распространение опыта их автора). Причем, сетевое сообщество в этом случае не только организует хранилище, но и обеспечивает доступ участников к размещенным материалам.
3) Сетевые сообщества учителей могут оказывать методическую и консультационную поддержку учителям: как в области информационных технологий, так и в предметно-методической сфере.
4) Сетевые сообщества учителей могут инициировать, организовывать и поддерживать дискуссии»

Полтавская Ася Викторовна, учитель английского языка, г. Батайск:
«На сегодняшний день существует несколько форм и методов дистанционного обучения, но, на мой взгляд, самыми актуальными и приемлемыми являются дистанционная лекция и дистанционный урок. ( Это- отрезок времени, в котором процесс получения знаний, умений и навыков основан на использовании телекоммуникативных технологий и посвящён одному или нескольким школьным учебным предметам.)
- Целями данного занятия являются научить детей самостоятельно находить новые решения уже известных для них задач, доказательств, теорем и т.д.
- Поиск предпосылок для решения, выдвижения гипотез, предположений, возможных путей решения.
- Поиск специальной информации в Интернете; поддерживать связь с учащимися из разных городов.
- В дистанционном уроке, кроме ученика и учителя, может участвовать локальный координатор, который находится рядом с учеником. Учитель может держать связь с учеником через e-mail, форум, чат, тем самым даёт возможность учащимся задавать вопросы. Учитель может на своём сайте разместить задания для учеников.
- Средствами обучения здесь могут выступать ссылки на форум, чат, e-mail, графические рисунки.
- Формами проверки результатов могут быть различные. Это могут быть и задания для проверки усвоенного материала с возможностью самоконтроля; задания творческого содержания по созданию учащимися эвристического образовательного продукта; игровые, занимательные задания; рефлексия; эвристические вопросы.
- Может быть использован как дополнительный или основной учебный материал при объяснении новых тем.
Дистанционная лекция.
Это форма подачи преподавателем дисциплин в учебном заведении.
Основной целью дистанционной лекции является доведение до обучающихся тематического материала, который будет являться базовым для последующего более глубокого изучения, как в рамках семинаров, так и в рамках индивидуального изучения.
Умение использовать полученные знания на практике; умение выстраивать организационную структуру учебной деятельности.
Дистанционные учащиеся могут принимать участие в чатах ( в основном предназначены для общения а аудитории, между собой во время лекции), общение в форуме.
Может происходить текстовый обмен между обучающимися и преподавателем (вопросы). Совместная работа преподавателя и слушателей на общем рабочем столе над изучаемым изображением. Видеосвязь обеспечивает лучшее воспроизведение информации по сравнению со всеми другими видами удалённых коммуникации.
Используют разные средства обучения: в виде слайдов, коммуникативных презентаций, видео роликах, ссылки на Web – сайты.
Для проверки результатов можно предложить вопросы для самоанализа, а также тестирование, форум.
Дистанционная лекция может быть использована как дистанционное занятие».

Можно было бы ещё много примеров полезных для меня писем привести. Я завела для себя методическую копилку, потому что собираюсь и дальше изучать тему ДО не только в теории, но и на практике. И рекомендации коллег мне очень пригодятся. Завела я также копилку мнений участников телеконференции и форума, с которыми я не согласна. Практика покажет. Была ли я права…

Важную роль в осознании моей собственной деятельности сыграла и научная школа А.В. Хуторского: «Целью Научной школы является: проектирование и реализация человекосообразного типа образования, обеспечивающего личностную культурно-историческую самореализацию человека на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности. Основная задача Научной школы - создать образ новой современной школы, в которой происходит продуктивное эвристическое обучение, используются компьютерных технологии и Интернет. Слоган Научной школы: «Открой в себе лучшее!»»

Я с большим удовольствием это читала, поскольку то, что мы делаем в нашем учреждении, те проекты и технологии, которые внедряем мы со своей командой (интенсивные школы, конкурсы, проекты) соответствуют этим приоритетам. Эти приоритеты также отражены и в стратегии развития современного образования, развития молодёжной политики РФ. Впервые столкнулась с понятием «Человекосообразность», оно очень полно отражает картину образования, к которому следует стремиться современному человечеству. Нельзя загонять всё под стандарты. Нужно ориентироваться на потенциал человека, на его возможности и продвигаться в определённой траектории развития.

Очень важны обновлённые педагогические кадры в системе образования. Учитель должен быть носителем инноваций, а не познавать их вслед за учениками. Догоняя, невозможно обучать. Это, действительно, проблема. В некоторой степени, и моя тоже. Нужно учиться, не бояться нового. Нужно пробовать, только тогда произойдёт приращение, прежде всего на своём уровне. Для педагога это очень важно.

Я поняла, что в любом деле с обучающимися и коллективом в целом, необходимо, чтобы совершались собственные открытия. «Я это придумал, сделал сам. Я это буду делать, потому что знаю, как…» Необходим «компетентностный подход к образованию».

Проводя дистанционный курс, я поняла, что не нужно вкладывать в ученика всё, что ты знаешь и умеешь, достаточно обозначить пути, по которым можно двигаться…в образовании, достаточно идти рядом… Это и есть система нового образования

Что касается заданий конкурса, честно говоря, первое задание «Эвристические задачи» меня немного смутило. Я никогда раньше не составляла подобных задач. Нет, задачи, конечно, я составляла, но не задумывалась, насколько они эвристичны. Рекомендации оргкомитета по разработке подобного типа задач помогли выйти из состояния первого шока, и задание я выполнила. К сожалению, я так и не узнала, справилась ли я с этим заданием, поскольку моё письмо дошло, почему-то, до оргкомитета конкурса поздно (я отправила его одной из первых, раньше указанного в задании окончательного срока). Всё остальное было в разной степени сложно, не могу сказать, что сто-то мне удалось с лёгкостью. Особенно сложно было выполнить задания «баннер» и «web-страница», поскольку я в этой области не специалист. В основном, работаю с текстами и схемами, но теперь и в этом плане что-то могу.

Очень интересно было разрабатывать курс. Тем более, что для педагогов я никогда не разрабатывала подобные курсы. Впечатления самые хорошие, хотя качеством курса я не очень довольна. Хотелось, чтобы за время курса мы с коллегами разработали проект от начала до конца, но за пять дней удалось описать только проектную идею. Это самое сложное в социальном проектировании. Думаю, что рекомендованная литература, учебные модули и наши обсуждения и мои консультации на форуме помогут курсантам доработать свои идеи до целостных проектов. Такой курс должен быть рассчитан не менее, чем на 10 дней.

Благодаря продуктивной работе курсантов и подробному обсуждению проблем ДО с участниками конкурса ДУГ, я поняла, что смогу проводить подобные курсы в своей практике (мне это понравилось, участникам, судя по рефлексии тоже). Кроме того, среди участников конкурса я нашла партнёров для реализации дистанционных проектов в направлении «социальное творчество», с которыми мы уже начинаем сотрудничество.

Обязательно буду участвовать в педагогических форумах центра «Эйдос», это помогает найти ответы на многие вопросы в области современного образования, воспитания, проектирования и др. форм деятельности, помогает найти единомышленников и определить, насколько твоё мнение соответствует мнению других коллег. Очень полезны вопросы форумов, вызывающие полемику. Понимаешь, что, действительно, в спорах рождается истина…

Сложностей во время конкурса возникло немало. Чувствовалось, что за нехваткой времени на выполнение заданий, некоторые из них были выполнены некачественно «на скорую руку». Возникали проблемы с почтой, приходилось нагонять упущенное время с участниками курса, оперативно включаться в работу телеконференции и Форума

Благодаря поддержке оргкомитета и ответственности участников курса и локальных координаторов, эти проблемы были решены. Любая проблема делает нас крепче и увереннее в себе. Так же получилось и во время конкурса.

Дистанционные курсы позволяют продвигаться в системе самообразования по своей собственной траектории, делать свои открытия, развивать свои идеи и воплощать их в жизнь.

Эвристические олимпиады – это, прежде всего, способ достижения ситуации успеха для каждого участника. Возможность развития творческих способностей и креативного мышления как обучающихся, так и педагогов.

Проблемы в том, что в системе ДО должны работать специалисты, способные взаимодействовать с любыми дистанционными учениками и способные профессионально, незаметно для ученика, подвести их к эвристическим открытиям. В ДО нужна система. Такая как, например в ЦДО «Эйдос». Пока что во многих учреждениях это только «проба пера».

Для того, чтобы обучение стало человекосообразным, нужны инновационные проекты и программы позволяющие ориентироваться на индивидуальность в системе массовых форм образования.

Пока что индивидуальность рассматривается в большей степени в системе платного образования и то, наверное, только в частных школах. Именно в такой системе, когда есть опытный специалист, качественные программы обучения, понимающий значимость образования прежде всего для себя ученик и его родитель и раскрывается глубинная человеческая сущность.

В нашей системе образования в целом пока что мы только начинаем говорить о таком образовании.

По-моему, данный конкурс-это очень правильная форма дистанционного, доступного пусть пока не всем, но многим обучения. Это начало новой системы самообразования и образования в целом. Курс позволяет повысить свою квалификацию специалистам разных уровней, поскольку, на мой взгляд, он очень универсальный и не ограничивает участников какими-то предметными рамками. Каждый может сделать своё эвристическое открытие и применить свой потенциал и свои знания на том уровне, который для него возможен. В то же время, участвуя в курсах ДО, мы имеем возможность ознакомиться новыми понятиями, формами и методами обучения в педагогике, пересмотреть свои подходы к содержанию образования в целом и технологиям обучения.

А структура организации курса позволяет обучать одновременно большое количество людей (педагогов и учеников, администраторов и методистов, студентов и преподавателей). Мы можем сделать свой выбор и пройти курс, который для нас более актуален и востребован. Это и есть основа самообразования. Изучаю то, что важно!

Курс «Как разработать социальный проект», который я проводила в рамках конкурса ДУГ, как отметили участники, очень полезен и актуален. Возможно, нужно сделать целый комплекс курсов на эту тему, чтобы можно было получить полный объём информации и сделать хороший проект. Мы обсудили этот вопрос с участниками в итоговой рефлексии. Свои предложения оформили в рекомендациях ведущему и организаторам курса.

В своей дальнейшей практике я планирую ввести дистанционные курсы в интенсивных школах-погружениях. Коллеги могли бы рассказать о своих идеях в прессе и на телевидении, сделать радиопередачи, специальные встречи и продолжить работу в плане реализации своих проектных идей по нашему курсу и другим курсам ДО.

Я благодарна своим коллегам, оргкомитету и участникам ДУГ за предоставленную возможность быть вместе с Вами, за возможность освоить технологию ДО. Хотелось бы, чтобы следующий конкурс был не менее интересным. И , если возможно, курсы участников были бы более длительными (хотя бы 10 дней). Хотелось бы получать и в дальнейшем Эйдос-лист. Очень интересные предложения. Может быть, можно делать рассылку не только по электронной почте. Например, по школам или в администрации территорий… Желаю успеха всем, кто покоряет мир вместе с «Эйдос»! (это слоган моего конкурсного баннера)

--
ВНИМАНИЕ!

7 - 30 апреля 2009 года состоится II-й Всероссийский конкурс "Дистанционная Школа года". Пора начинать подготовку! -
http://eidos.ru/project/all/dist_school/index.htm 

 

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают более 15.000 подписчиков =

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству

Уважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru. В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес), Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, № 339, 11 января 2009 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998—2009
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru

Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru

В избранное