Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады 293


Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
курсы, проекты, олимпиады

EIDOS-DIST-EDU # 293
13 ноября 2007 года

www.eidos.ru

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:

– Научная школа А.В.Хуторского провела оргдеятельностный дистанционный семинар на тему «Эвристические олимпиадные задания» для сотрудников Центра дистанционного образования "Эйдос". В ходе семинара разработана развёрнутая типология эвристических заданий и более 450 новых заданий разных типов. - http://eidos.ru/about/news/20071112/index.htm

– 20 ноября начинается II-я Всероссийская дистанционная ученическая конференция. Особенность этой конференции в том, что она будет проводиться с участием финалистов 9-го Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года». Условия регистрации в конференции – http://eidos.ru/project/eidos-class/2007-2/index.htm 

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ
. Расписание ближайших мероприятий. - http://eidos.ru/about/plans.htm

 

II. "КУХНЯ" ЭЙДОС-ОЛИМПИАД. О научных исследованиях в области проектирования заданий дистанционных эвристических олимпиад. Результаты дистанционного оргдеятельностного семинара, проведённого Научной школой А.В.Хуторского. - http://eidos.ru/about/news/20071112/index.htm
 


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ


15 ноября
– V-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по психологии - http://eidos.ru/olymp/psych/index.htm  

20 ноября
– VI-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по географии (путешествия) - http://eidos.ru/olymp/geo/index.htm  

20 ноября
– II-я Всероссийская дистанционная ученическая конференция - http://eidos.ru/project/eidos-class/2007-2/index.htm  

20 ноября –
Дистанционные курсы для педагогов – http://eidos.ru/courses/schedule.htm :

∙ Методика преподавания математики в дошкольных учреждениях
∙ Электронный учебник: педагогические основы разработки
∙ Как разработать и провести урок с использованием телекоммуникаций
∙ Цифровая фотография: первые шаги
∙ Метод эвристического диалога в обучении
∙ Как сочинять стихи: техника стихосложения
∙ Курс экономии времени

22 ноября – IX-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по информатике http://eidos.ru/olymp/inform/index.htm 

22 ноября – Очный методологический семинар научной школы А.В.Хуторского в Москве на тему «Компетенции в образовании» – http://eidos.ru/conf/metodolog/2007/11/02/index.htm 

27 ноября Дистанционные курсы для педагогов http://eidos.ru/courses/schedule.htm :

∙ Профильное обучение в старшей школе
∙ Инновационные педагогические системы
∙ Методы творческого обучения информатике в начальной школе
∙ Рефлексия учащихся на личностно-ориентированном уроке
∙ Эвристическая технология проектирования содержания учебных курсов и программ
∙ Анимированные открытки своими руками
∙ Электронные СМИ в школе

27 ноября
– VII-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по литературе (стихи) - new! - http://eidos.ru/olymp/liter/index.htm  

29 ноября
– XI-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по физике - http://eidos.ru/olymp/physics/index.htm  

6 декабря – IV-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по мировой художественной культуре - http://eidos.ru/olymp/mhk/index.htm


11 декабря – Дистанционные курсы для педагогов – http://eidos.ru/courses/schedule.htm 

11 декабря – V-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по химии - http://eidos.ru/olymp/chemistry/index.htm 

13 декабря – XI-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по математике - http://eidos.ru/olymp/mathem/index.htm 

===

II
. "КУХНЯ" ЭЙДОС-ОЛИМПИАД

Научная школа А.В.Хуторского провела оргдеятельностный дистанционный семинар на тему «Эвристические олимпиадные задания» для сотрудников Центра дистанционного образования "Эйдос".

Семинар проводился с 25 сентября по 11 ноября 2007 года в форме корпоративной электронной рассылки Eidos-Pedsovet.

Ведущие семинара: д.п.н., чл.-корр. РАО А.В.Хуторской и зав. каф. педагогики Центра к.п.н. А.Д.Король. В семинаре приняли участие 24 педагога Центра.

Результат: В ходе семинара разработана развёрнутая типология эвристических заданий, рекомендации по проектированию заданий отдельных типов и более 450 новых заданий разных типов.

Семинар проводился в 3 этапа:


1 этап. Коллективная разработка развёрнутой типологии олимпиадных эвристических заданий

Участники семинара предлагали различные типологии заданий, либо дополняли предложенные другими типологии. Основанием для выявления типов заданий служила предыдущая практика разработки заданий для эвристических олимпиад. Обсуждение завершилось фиксацией 22 типов заданий, объединённых в три группы.

В соответствии с основными положениями дидактической эвристики - теории и технологии креативного обучения, базовым основанием разработанной типологии послужили три группы эвристических качеств личности учащихся и соответствующие им виды деятельности - когнитивные, креативные и оргдеятельностные.

Аналогичным образом основу типологии составили 3 группы эвристических заданий:

1. Задания когнитивного типа.
2. Задания креативного типа.
3. Задания оргдеятельностного типа.

Внутри каждой группы определены по 6-9 подтипов заданий, являющихся структурной основой для проектирования соответствующих заданий.


2 этап.
Индивидуальная проработка каждого типа эвристических заданий


22 типа эвристических заданий были распределены между участниками семинара для того, чтобы каждый тип был исследован более подробно.

Участники семинара решали следующие задачи:

- охарактеризовать свой тип заданий: структуру данного типа задания, его направленность, приоритетные виды деятельности при его выполнении, примеры лучших и неудачных заданий данного типа;

- определить подтипы данного типа заданий, для этого провести анализ заданий олимпиад, которые разрабатывались на кафедрах ЦДО "Эйдос";

- исследовать влияние данного типа задания и его подтипов на а) эмоциональное восприятие и состояние детей, б) на их результативность, продуктивность выполнения задания, в) выяснить, какие подтипы заданий дают более высокий, какие более низкий уровень качества их выполнения, г) в каком возрасте приоритетны те или иные подтипы и т.д. Для этого изучить работы участников проведенных олимпиад, их рефлексии и др.

Наибольшей трудностью оказалось проектированием алгоритма составления заданий, а также учёт предметных и возрастных особенностей учащегося.

На основе выявленных особенностей каждого типа заданий участники семинара составили рекомендации по проектированию заданий с примерами. Отчёт по каждому типу заданий анализировался ведущими семинар и обсуждался в рассылке семинара.


3 этап
. Конструирование эвристических заданий в соответствии с созданной типологией и разработанными рекомендациями


Каждому участнику семинара предстояло разработать примерно 30 эвристических заданий разных типов для разных олимпиад и разных возрастных групп участников, опираясь на подготовленные рекомендации по их составлению.

Всего участниками семинара разработано более 450 эвристических заданий разных типов.

Экспертная комиссия выбрала 65 заданий для детального анализа и оценки. Каждое задание оценивалось по разработанным А.В.Хуторским шести критериям:

1. Зажигательность задания – степень побуждения учащегося к выполнению задания через увлекательную форму задания, преамбулу и т.п.

2. Эвристичность задания – сила "творческой воронки", в которую задание погружает ученика. Нацеленность на создание учеником открытия, субъективно или объективно нового образовательного продукта.

3. Образовательная значимость – роль задания в обеспечении общеобразовательной подготовки ученика по предмету.

4. Технологичность задания – заложенный в задании подход, алгоритм или инструментарий его выполнения. Обеспечение возможности выбора разных способов выполнения задания (открытость задания).

5. Человекосообразность задания – наличие личностно-значимого для учащегося смыла в задании, предпосылки для личностной самореализации ученика, проявления его индивидуальности, самобытности.

6. Практическая значимость задания – востребованность, актуальность его выполнения для ученика или других заказчиков.

Наиболее успешно авторам заданий удавалось соответствовать критериям зажигательности, эвристичности и человекосообразности. В меньшей степени оказался проработан параметр «технологичность», т.е. указание в задании на то, как оно будет выполняться. Ведущие семинара предложили уделить этому параметру в будущем особое внимание.

Примечательно, что общий уровень заданий был примерно в одинаковом диапазоне оценок, т.е. разница между заданиями, стоящими на 5, 15, и 25 местах оказывались незначительны.

В результате анализа и оценки были определены задания, наиболее полно соответствующие указанным критериям. Их авторами оказались сотрудники ЦДО "Эйдос": Полищук С.Г., Завьялова О.А., Плотникова Н.И. Ещё три задания стали лауреатами, их авторы: Смирнова Т.Н., Одинец К.А., Скрипкина Ю.В. Администрация Центра премировала этих участников семинара.

---

Семинар явился важным шагом на пути повышения качества проводимых ЦДО «Эйдос» дистанционных эвристических олимпиад. Расширено и углублено дидактическое «поле» разработки эвристических заданий, осуществлена попытка сконструировать и детально проработать, исследовать основные типы заданий.

Проведённый семинар - не первый, который посвящён проектированию эвристических заданий. В прошлом году проводился аналогичный семинар, направленный на усиление научной обоснованности проектирования эвристических олимпиад и их инновационного влияния на общеобразовательную практику.

ЦДО "Эйдос" планирует и в дальнейшем, опираясь на концепцию и потенциал Научной школы А.В.Хуторского, вести опытно-экспериментальную и научно-исследовательскую работу в направлении развития творческой одаренности детей, внедрения эвристических технологий в общеобразовательный процесс отечественных школ.
 

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают более 15.000 подписчиков =

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству

Уважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru.  В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),  Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи  (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, # 265, 15 января 2007 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2007
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru

Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru

В избранное