Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады


Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
курсы, проекты, олимпиады

EIDOS-DIST-EDU # 246
27 августа 2006 года

www.eidos.ru

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:

-   "Avastusõpe kui õppija eneserealiseerimise meetod ja edu eeldus elus" – по эстонски это означает "Эвристическое обучение как технология творческой самореализации учащихся и предпосылка их жизненного успеха". Именно на эту тему 29 августа 2006 г. в 11.15 запланировано выступление д.п.н. А.В.Хуторского на конференции педагогов в г. Нарва (Эстония). Тема конференции «Эвристическое обучение в дошкольном учреждении и общеобразовательной школе», место проведения - Нарвский колледж Тартуского университета.

Тезисы доклада А.В.Хуторского размещены в данном выпуске. Конференция будет транслироваться в сети Интернет в режиме реального времени. Вы можете посмотреть и послушать выступление А.В.Хуторского в реальном времени 29 августа с 11.15 до 12.15 по адресу - mms://193.40.5.165/narva

- Продолжается VIII-я Всероссийская дистанционная августовская научно-педагогическая конференция на тему "Смысл и цели образования". Форумы конференции – http://khutorskoy.fastbb.ru. Условия регистрации - http://www.eidos.ru/conf/dist/2006/index.htm

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ
. Расписание ближайших мероприятий.

II. С НАСТУПАЮЩИМ ДИСТАНЦИОННЫМ УЧЕБНЫМ ГОДОМ! Внесите в свои планы расписание дистанционных эвристических олимпиад и курсов на 2006-2007 уч. год. Олимпиады - http://www.eidos.ru/olymp/schedule.htm. Курсы - http://www.eidos.ru/courses/schedule1.htm

III. ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ПРЕДПОСЫЛКА ИХ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА
. Тезисы доклада А.В.Хуторского.

 


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ


29 августа - Курсы для педагогов: Как провести интегрированный урок, Теория и практика организации ролевых игр, Как организовать рефлексию учащихся, Портфолио ученика - как его составить и пополнять, Как разработать творческие задания для уроков, Метод эвристического диалога в личностно-ориентированном обучении, Ключевые компетенции в школьном обучении. - http://www.eidos.ru/courses/schedule.htm

5 сентября – Начало дистанционных курсов: Как разработать и провести проект в начальной школе, Учимся писать сонеты, Приемы обучения школьников работе с информацией по естествознанию, Формы коммуникаций в сети Интернет - http://www.eidos.ru/courses/schedule1.htm

14 сентября -
III-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по естествознанию. - http://www.eidos.ru/olymp/science/2006/index.htm

21 сентября - V-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по литературе. - http://www.eidos.ru/olymp/liter/2006/index.htm

С 1 октября 2006 года
повышается стоимость дистанционных курсов. До 30 сентября на объявленных курсах можно зарегистрироваться по старым ценам. - http://www.eidos.ru/courses/about/registr.htm

===

II. С НАСТУПАЮЩИМ ДИСТАНЦИОННЫМ УЧЕБНЫМ ГОДОМ!


Уважаемые коллеги!

Скоро начало Нового дистанционного учебного года!

Центр дистанционного образования «Эйдос» опубликовал планы проведения дистанционных эвристических олимпиад, а также дистанционных курсов для педагогов и школьников.

Расписание дистанционных курсов на первое полугодие 2006-2007 уч. года. - http://www.eidos.ru/courses/schedule1.htm

Внесите также в свои планы расписание дистанционных эвристических олимпиад на 2006-2007 уч. год:

2006 год

14 сентября – Естествознание
21 сентября – Литература
28 сентября – Немецкий язык
5 октября – ОБЖ
12 октября – Астрономия
19 октября – Русский язык
26 октября – Технология
16 ноября – Психология
23 ноября – Информатика
30 ноября – Физика
7 декабря – МХК
14 декабря – Математика
21 декабря – Журналистика

2007 год

18 января – Философия
25 января – Английский язык
30 января – Компьютер и программирование
1 февраля – География
8 февраля – Французский язык
13 февраля – Геометрия
15 февраля – Физика (исследования)
22 февраля – История
1 марта – Информатика (исследования)
6 марта – Экология
15 марта – Русский язык (исследования)
22 марта – Страноведение (англ. язык)
1 апреля – Юмористическая олимпиада
5 апреля – Экономика и бизнес
12 апреля – Математика (исследования)
19 апреля – Межпредметная ЕГЭ-олимпиада
26 апреля – Биология
10 мая – Обществоведение
15 мая – Алгебра и начала анализа
17 мая – Литература (сочинения)
24 мая – Химия
31 мая – Физкультура и спорт
7 июня – Технология
14 июня – Краеведение

Информация о каждой олимпиаде - http://www.eidos.ru/olymp/schedule.htm

Скачайте, распечатайте и повесьте листовку с расписанием олимпиад в учительской, а также на стенде для школьников:

- черно-белую (9 Кб) - http://www.eidos.ru/olymp/Eidos_Olymp-Plans2006-2007.zip
- или цветную (584 Кб) - http://www.eidos.ru/olymp/Eidos_Olymp-2006-2007.zip


===

III. ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ПРЕДПОСЫЛКА ИХ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА.
Тезисы доклада.


Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, чл.-корр. РАО, директор Центра дистанционного образования «Эйдос» (Москва, Россия)

Вы можете посмотреть и послушать выступление А.В.Хуторского в реальном времени 29 августа с 11.15 до 12.15 по адресу - mms://193.40.5.165/narva

Ничьё мнение не бывает ложным...
Сократ


От чего зависит успех в жизни? Этот вопрос сродни вопросу о смысле жизни. У каждого человека имеется своя миссия, которая заложена в нём, либо создаётся им, предлагается ему. Как бы то ни было, успех человека – это реализация его миссии, достижение его целей.

Что делает школа для того, чтобы учащиеся определили и реализовали свою миссию? Она предлагает им образование, чаще всего, одинаковое для всех. Но все дети разные, у них различные способности, интересы, предназначения. Как одновременно обучать всех по-разному? Для этого недостаточно предлагать ученикам задания разного уровня, ввести профили и т.п. Всё равно для всех не угадаешь. Поэтому путь таков – дать возможность каждому ученику образовываться по-своему, выстраивать свою индивидуальную траекторию при изучении общих для всех предметов и тем. Этот путь для ученика – непрерывное открытие нового, т.е. эвристический (эвристика - от греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю).

Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний. Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом, но и методологией всего образования. В этом случае ученику предлагается выстраивать траекторию своего образования в каждом из изучаемых предметов, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результатов. Личностный опыт ученика становится компонентом его образования, а содержание образования создается в процессе его деятельности.

Под эвристическим обучением часто понимают разное: а) форму обучения, например, эвристическую беседу; б) метод обучения, например, метод мозгового штурма; в) технологию творческого развития учащихся и т.д. Мы понимаем под эвристическим обучением - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.

Эвристика – наука об открытии нового. Дидактическая эвристика – наука об обучении как открытии; это педагогическая теория, согласно которой образование строится на основе творческой самореализации учащихся и педагогов в процессе создания ими образовательных продуктов в изучаемых областях знаний и деятельности.

Дидактическая эвристика разработана нами и развивается сегодня как в очном, так и в дистанционном обучении. Например, в дистанционных эвристических олимпиадах, которые проводятся по всем общеобразовательным предметам, с 1997 года приняло участие более 80 тыс. школьников с 1 по 11 классы. Сайт олимпиад находится по адресу http://eidos.ru/olymp/

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. ОБРАЗ УЧЕНИКА

Планируемые результаты эвристического образования выражаются в виде приоритетного развития креативных, когнитивных и коммуникативных качеств ученика, который:

- обладает раскованностью мыслей, чувств и движений, одновременно умеет выдерживать нормы поведения, задаваемые социальной средой; имеет развитое чувство нового, способность к продуцированию идей, склонность к риску и эксперименту;
- является носителем прожитых в собственной деятельности отечественных культурных норм и традиций, умеет вести продуктивный диалог с представителями иных культур;
- имеет собственное понимание смысла каждого из изучаемых предметов; ориентируется в ключевых проблемах соответствующих наук и искусств; способен действовать в ситуациях неопределенности, "держать удар";
- умеет поставить учебную цель в заданной области знаний или деятельности, составить план ее достижения, выполнить свой план, используя оптимальные для имеющихся условий способы и средства, получить и осознать свой результат, сравнить его с другими аналогичными результатами, произвести рефлексию и самооценку своей деятельности;
- способен обозначить свое понимание или непонимание по любым возникающим вопросам, умеет выяснить и оценить иную точку зрения, вступить в спор;
- владеет эвристическими методами и способами деятельности: методами прогноза, формулирования гипотез, конструирования закономерностей, построения теорий; использует в познании интуицию и инсайт; умеет выбирать методы познания, адекватные объекту, видит знакомое в незнакомом и наоборот, способен находить различные ракурсы решения проблем;
- имеет личностные результаты образования, отличающиеся от общепринятых глубиной, гибкостью, открытостью, неординарностью, критичностью, наличием субъективной точки зрения.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЭВРИСТИКИ

В эвристическом обучении ученик изначально конструирует знания в исследуемой области реальности. Для этого ему предлагается реальный значимый объект (природное явление, историческое событие, материал для конструирования и т.п.) но не готовые знания о нем. Полученный учеником продукт деятельности (гипотеза, сочинение, поделка и т.п.) затем с помощью учителя сопоставляется с культурно-историческими аналогами – известными достижениями в соответствующей области. В результате ученик переосмысливает, достраивает или драматизирует свой результат. Происходит личностное образовательное приращение ученика (его знаний, чувств, способностей, опыта), создается соответствующая продукция. Результаты деятельности ученика могут выступать не только личностным, но и общекультурным приращением, тогда ученик оказывается включённым в культурно-исторические процессы в качестве их полноправного участника.

ПРИНЦИПЫ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

1. Принцип личностного целеполагания ученика. Образование каждого учащегося происходит на основе и с учётом его личных учебных целей.

2. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории. Ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов.

3. Принцип метапредметных основ содержания образования. Основу содержания образовательных областей и учебных дисциплин составляют фундаментальные образовательные объекты, обеспечивающие возможность их субъективного личностного познания учениками.

4. Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних продуктов учебной деятельности (умения, способности, способы деятельности и т.п.) и внешних (версия, текст, рисунок и т.п.).

5. Принцип первичности образовательной продукции учащегося. Создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных культурно-исторических достижений в изучаемой области.

6. Принцип ситуативности обучения. Образовательный процесс строится на организуемых ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и эвристический поиск их решений. Учитель сопровождает ученика в его образовательном движении.

7. Принцип образовательной рефлексии. Образовательный процесс включает непрерывное осознание учеником и учителем собственной деятельности: анализ и усвоение способов этой деятельности, получаемых результатов, конструирование на данной основе последующих действий и планов обучения.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Традиционно содержание образования передаётся ученику в виде учебного материала с целью его усвоения. В эвристическом обучении учебный материал играет роль среды, которая используется для другой цели – создания учеником собственного содержания образования в виде его личных продуктов творчества.

В эвристическом обучении меняются роль и место культурно-исторических достижений человечества, в том числе и образовательных стандартов. Культурно-исторические знания адекватно воспринимаются учеником тогда, когда он способен создать или уже создал аналогичный образовательный продукт. Например, первоклассник, нарисовавший картину мира, или сформулировавший понятие "мир", потенциально готов к восприятию аналогичных представлений древних и современных учёных. Внешние знания при этом не оказываются отчуждёнными от личной деятельности ученика, а, наоборот, обеспечивают развитие его внутренних образовательных процессов.

Отличие эвристического обучения от традиционного состоит также в изменении соотношения между знанием и незнанием. Цель традиционного обучения - перевод незнания в знание: учитель "дает знания", а ученики их "получают". В эвристическом обучении учитель вместе с учениками наоборот, увеличивают количество своего незнания! Незнание здесь не есть пустота, а рефлексивно зафиксированная в ходе обучения проблематика, то есть знание о незнании. Это незнание понимается как важнейший элемент содержания образования, а не отсутствие его.

Идущий от Сократа принцип "знающего незнания" предполагает соответствующие изменения других элементов дидактической системы. Например, контролю и оценке подлежит объем и качество не только знаний ученика по предмету, но и его незнаний, то есть актуальных для него вопросов, проблем, поисков в изучаемой дисциплине.

Ключевой технологический элемент обучения - эвристическая образовательная ситуация – ситуация активизирующего незнания, целью которой является рождение учениками личного образовательного продукта (идей, проблемы, гипотезы, версии, схемы, текста). Получаемый в каждом случае образовательный результат непредсказуем; педагог проблематизирует ситуацию, задает технологию деятельности, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретные образовательные результаты, которые должны быть получены.

Методика эвристического обучения основывается на открытых заданиях, которые не имеют однозначных "правильных" ответов. Практически любой элемент изучаемой темы может быть выражен в форме открытого задания, например: предложите версию происхождения алфавита, объясните графическую форму цифр, сочините пословицу на заданную тему, сформулируйте грамматическое правило, составьте сборник своих задач, установите происхождение объекта, исследуйте явление и т.п. Получаемые учениками результаты оказываются индивидуальны, многообразны и различны по степени творческого самовыражения.

Ученику нет нужды переоткрывать все знания и опыт человечества. Но главные вопросы бытия и фундаментальные проблемы изучаемых предметов первично начинают решаться в личной деятельности ученика. Лишь после того, как он создает собственные понимания, версии и другие начальные продукты познания, ему предлагается знакомиться с достижениями человечества по данным проблемам. И даже здесь ученик не просто усваивает готовые знания, а сопоставляет их с результатами своего опыта, продолжая образовательную деятельность в диалоге или полилоге с различными культурно-историческими позициями, авторами которых являются ученые и другие деятели.

В учебном процессе применяется система эвристических форм занятий, среди которых: уроки целеполагания, эвристические беседы, уроки составления задач, конструирования понятий, символотворчества, изобретательства, метапредметные уроки, деловые игры, эвристические лекции и семинары, конференции, защиты творческих работ, рефлексивные занятия. Концентрированным выражением креативных форм обучения являются эвристические погружения, научные и творческие недели, эвристические олимпиады и проекты.

Педагогическим инструментарием учителя служат эвристические методы обучения: методы эмпатии, гипотез, нормотворчества, символического и образного видения, взаимообучения и самооценки, конструирования понятий, прогнозирования, гиперболизации, инверсии, "мозгового штурма" и др.

Ведущий метод обучения – рефлексия, т.е. осознание способов деятельности, обнаружение её смысловых особенностей, выявление образовательных приращений ученика или учителя. Формы образовательной рефлексии - устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение учеником изменений своего интереса, личной активности, глубины познания, продуктивности, самочувствия, самореализации и др.

Творчество - всегда выход за рамки, изменение существующих знаний, пониманий, норм, создание нового содержания, не включённого предварительно в программу усвоения. Поэтому в эвристическом обучении контролю подлежит не столько степень усвоения готовых знаний, сколько творческое отклонение от них. Основной критерий оценки - личностное приращение ученика, сравнение его с самим собой за определенный период обучения. Проверке и оценке, а также само- и взаимооценке подлежат: а) развитие личностных качеств ученика, б) его творческие достижения по изучаемым предметам, в) уровень усвоения и опережения образовательных стандартов.

Границы применимости дидактической эвристики определяются конкретным учителем, родителем или школой, которая выбирает ориентацию на развитие одаренности учащихся и продуктивный тип образования. Сами ученики, как правило, с удовольствием воспринимают возможность творческого самовыражения, достигая и перекрывая при этом общепринятые образовательные нормативы. Проведенные исследования показали, что практически любой вопрос базовой учебной программы по любому предмету и в любом возрасте может быть рассмотрен с позиций детского творчества, организуемого педагогом.

Дополнительная информация

∙ Форум Научной школы А.В.Хуторского - http://khutorskoy.fastbb.ru
∙ Дистанционные курсы для школьников и педагогов - http://www.eidos.ru/courses/schedule.htm
∙ Электронные книги для педагогов - http://www.eidos.ru/shop/price.htm
∙ Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады - http://www.eidos.ru/olymp/
∙ Интернет-журнал "Эйдос" - http://www.eidos.ru/journal/


===

ОБЪЯВЛЕНИЕ


В рамках VIII-й Всероссийской августовской научно-педагогической конференции пройдут дистанционные курсы для педагогов:

С 29 августа проводятся 5-ти и 10-дневные курсы:

Как провести интегрированный урок (курс 21512)
Теория и практика организации ролевых игр (курс 21504)
Как организовать рефлексию учащихся (курс 22520)
Портфолио ученика - как его составить и пополнять (курс 21530)
Как разработать творческие задания для уроков (курс 22120)
Метод эвристического диалога в личностно-ориентированном обучении (курс 22410)
Ключевые компетенции в школьном обучении (курс 21210)

Информацию о содержании данных курсов и условиях регистрации в них см. по адресу http://www.eidos.ru/courses/schedule.htm

Выберите свой курс и зарегистрируйтесь уже сейчас! Пригласите на курсы своих коллег!

 

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают более 15.000 подписчиков =

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству

Уважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru.  В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),  Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи  (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, # 170, 17 января 2005 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2006
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru

Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru

В избранное