Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Центр дистанционного образования "Эйдос"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
курсы, проекты, олимпиады

EIDOS-DIST-EDU # 164
22 ноября 2004 года

www.eidos.ru

= Знаете ли вы, что:

- Более 1700 участников уже зарегистрировались в VI-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по русскому языку. До 24 ноября ещё можно успеть записаться на это эпохальное мероприятие - http://www.eidos.ru/olymp/russian/2004/

- До 1 декабря можно сэкономить на регистрации в I-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по мировой художественной культуре. - http://www.eidos.ru/olymp/mhk/2004/

- Продолжается регистрация на дистанционные курсы для педагогов "Индивидуальная образовательная траектория", "Рефлексия на личностно-ориентированном уроке", "Методика разработки дистанционных курсов". Сроки проведения: 1-10 декабря 2004 г. - http://www.eidos.ru/courses/news/2004-12.htm

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА

I. НА ВСТРЕЧУ С ЦАРИЦЕЙ. Пифагор считал, что числа управляют миром. Числа и формы - что еще есть в мире кроме них?! 16 декабря 2004 года состоится самая популярная эвристическая олимпиада Центра "Эйдос" - по математике. Каждому участнику - Новогодний подарок! Не пропустите свой праздник творчества - http://www.eidos.ru/olymp/mathem/2004/index.htm

II. ГЛАГОЛ ПЕРЕДВИГАЕТСЯ НА ТОНКИХ НОЖКАХ
. Из опыта участия в дистанционных эвристических олимпиадах (Пахолкова И.Ю., Александрова О.С., прогимназия Кристаллик, г. Саратов)
 


I. НА ВСТРЕЧУ С ЦАРИЦЕЙ


Пифагор считал, что числа управляют миром. А ведь он прав! Только они и управляют. Остальные лишь думают, что управляют ... Подружись с "царицей", прояви свои знания и творческие умения в математике!

16 декабря 2004 года проводится самая популярная эвристическая олимпиада Центра "Эйдос" - по математике.

Главный лозунг олимпиады: КТО УПРАВЛЯЕТ ЧИСЛАМИ, ТОТ УПРАВЛЯЕТ МИРОМ!

Участвуют школьники 1-11 классов.

Льготная регистрация - до 9 декабря включительно!

Положение об олимпиаде с условиями регистрации размещено по адресу http://www.eidos.ru/olymp/mathem/2004/index.htm

Каждый (!) зарегистрированный участник и координатор олимпиады получает от Центра "Эйдос" Новогодний подарок фирменный календарь на 2005 год с расписанием Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад!

В дистанционных эвристических олимпиадах Центра "Эйдос" по математике имели счастье принять участие 4899 школьников. Подробнее об эвристических олимпиадах по математике - http://www.eidos.ru/olymp/mathem/

Участники: школьники 1-11 классов. Место проживания - мир чисел и форм. Уровень подготовки - творческий. Привычки - подсчитывать всё и всюду. Отличительные качества - желание создать свою математику.

Математическое творчество - это высший пилотаж. Приглашаем к полетам в мыслях как наяву. Числа и формы - что еще есть в мире кроме них?! Пожалуй, образы. Да и те всегда имеют форму и количество.

Можно пропустить любую олимпиаду, но только не эту! Дело чести.

Не пропустите свой праздник творчества - http://www.eidos.ru/olymp/mathem/2004/index.htm

---

II. ГЛАГОЛ ПЕРЕДВИГАЕТСЯ НА ТОНКИХ НОЖКАХ

Из опыта участия в дистанционных эвристических олимпиадах

Пахолкова Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы, Александрова Ольга Сергеевна, учитель математики и информатики, прогимназия Кристаллик, г. Саратов

Об эвристическом образовании, Центре Эйдос и его руководителе А.В.Хуторском мы узнали случайно, обнаружив в Интернете ссылку на адрес www.eidos.ru.


И пошло-поехало График участия в олимпиадах для нас оказался плотным почти каждый месяц наши воспитанники, ученики 1-7 классов, принимали участие в одной из олимпиад, проводимых Центром "Эйдос" совместно с Российской академией образования.


Олимпиады все дистанционные, т.е. проводятся в родных стенах. Утром получаем по электронной почте задания; работы должны быть выполнены и отправлены в оргкомитет в тот же день. Всего за учебный год мы приняли участие в семи Всероссийских дистанционных эвристических олимпиадах по предметам: русский язык, информатика, психология, математика, физика, английский язык, сочинительство. Некоторые ребята с удовольствием участвовали в нескольких олимпиадах.


Надо сказать, что эвристические олимпиады совсем не похожи на обычные. Задания здесь такие, что на них нет однозначных ответов, ученику надо всё исследовать и придумывать самому, именно это очень многим нравится. Обязательным условием является рефлексия осознание учеником того, как он выполнял задания, каких результатов достиг и благодаря чему.


Школа у нас небольшая 197 учеников и 48 педагогов. Все дети как на ладони. И когда закончилась первая для нас олимпиада, мы знали об откликах детей и учителей не только из их рефлексивных записей Дети, улыбаясь, говорили: Как просто! Как легко! Как нестрашно! Учителя, иронически хмыкая, бормотали: Как просто Как легковесно Как сомнительно И как это можно оценить?


И совсем уж противоречивыми стали ощущения после того, как мы узнали, что наша шестиклассница Юля Баракина стала лауреатом в одной из номинаций в олимпиаде по русскому языку. И это можно было высоко оценить? спрашивали мы друг у друга, втайне гордясь успехами Юльки. (Высокий уровень притязаний наших учеников нас бесконечно удивляет. Мы самые лучшие! Мы самые классные! Мы самые умные! думают они сами о себе. Но, оказывается, иногда также думает и еще кто-то).


Победа в следующей олимпиаде по психологии нас просто ошеломила: первое командное место! И стало ясно, что в принципах эвристического обучения пора бы разобраться.


Обучение, ставящее главной задачей конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, мы называем эвристическим обучением такое определение даёт А.В.Хуторской. И далее: Традиционно содержание образования передаётся ученику с целью его усвоения, в эвристическом же обучении - для того, чтобы учеником было создано собственное содержание образования в виде его личных продуктов творчества" (А.В.Хуторской "Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003, с. 9-10).


Несмотря на то, что уровень эвристичности образовательного процесса в массовой школе остается до сих пор достаточно низким (Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб.: Питер, 2004, с. 216), наши педагогические идеалы близки к известным:
- Начальная школа работает по программе Л.В.Занкова;
- Личностно-ориентированное обучение и общение начертано на наших методических знаменах;
- Принципы дифференцированного, индивидуального, проблемного обучения применяют многие педагоги среднего и начального звена.


А самое главное с каждым ребенком у нас возятся. И все это вместе порождает особую атмосферу, которую можно, пожалуй, назвать так: приоритет личности ребенка над традиционными ЗУНами. Поэтому открытые задания, которые предлагались нашим детям на эвристических олимпиадах, воспринимались незашоренными мозгами у нас очень осторожно, деликатно подходят к любой детской продукции. Поэтому почва для высокого уровня притязаний благодатная, впрочем, как и для качественной образовательной продукции детей


В качестве примера приведем фрагмент из работы легендарной Юлии Баракиной (Задание: Составьте словесный портрет одной из частей речи):

Глагол передвигается на тонких ножках, позволяющих ему принимать разные формы, быть свободным. Характер непостоянный, самолюбивый. Он очень непослушный. Одна из полезных привычек постоянно приводит в действие даже самые неподвижные имена существительные. Все глаголы, в зависимости от цвета волос, делятся на брюнетов и блондинов (1 и 2 спряжение). Но есть еще и рыжие глаголы-исключения! Одна из вредных привычек отвечать на разные вопросы.
Глагол не любит связываться с мисс Прилагательными они мешают ему жить!!! Хобби: любит театр. В любительском театре Синяя этажерка играет роли причастий и деепричастий. Рыжие глаголы любят портить жизнь ученикам путают их!


Следует признать, что при некоторой нелогичности построения ученического текста главное достигнуто: образ непоседливого, своенравного существа весьма убедителен.


Почему наши дети, учителя и школа в целом активно приняли систему дистанционных эвристических олимпиад? На это у нас есть, как нам кажется, три причины.


Особая атмосфера образовательного учреждения это, на наш взгляд, причина 1, благодаря которой мы легко влились в Эйдос-движение. Вдохновение детей, которое стимулируют эвристические задания, соответствует духу нашей школы и её притязаниям.


Причина 2 опыт применения проблемных заданий (чуть было не написала открытых заданий) в каждодневной педагогической практике наших учителей. Из рефлексии учеников 3-5 классов после участия в олимпиаде по сочинительству: Большой интерес вызвало у меня третье задание (описать свое настроение). Я люблю такие задания; Я немного научился сочинять стихи и представил себя на минутку собакой; Когда я писала сказку, пыталась чувствовать себя внутри того, о чем пишу. Как видно из ребячьих опусов, они действуют технологично знают, что нужно делать, чтобы художественное произведение сложилось. Олимпиадные задания делают востребованной ориентацию педагогов на проблемность и творчество.


На своих уроках мы пытаемся организовать учебный процесс в соответствии с естественной потребностью личности свободно мыслить, творить, самоутверждаться. Если обучение учитывает уровень развития детей, то это развитие является планируемым результатом. ЗУНы превращаются из цели в средства достижения результатов. Для того чтобы ребенок мог овладеть принципом действия, он должен провести исследования, сделать открытие. От учителя требуется умение поставить задачу. Но любая задача это какая-то цель, которую необходимо достигнуть. Чтобы ее поставить, учитель должен найти такой поворот в уже освоенном материале, который требует нового знания. Тогда оно выступает в качестве цели. Почти к каждому уроку, новому материалу учителю нужно найти проблему, которую ребятам интересно разрешать.


Часто наши ученики получают на уроках творческие задания: Задай вопрос; Придумай задачу; А что если; Найди несколько способов решения и т.п. Ребята видят и слышат творчество других, это побуждает их творить еще лучше.


И, наконец, причина 3: нам необходимы педагогические инструменты, помогающие эффективно воспитывать и образовывать. Наверное, во все времена в сознании педагога боролись два начала: как соответствовать нормам (стандартам, требованиям ЕГЭ), как понравиться (завучу, инспектору, родителям) или главное каким быть на самом деле. Нам показалось, что эвристические олимпиады помогают именно быть! И пока уровень эвристичности в прогимназии еще низок, мы думаем, как сделать его более высоким. В этом нам помогают не только олимпиады, но и дистанционные оргдеятельностные курсы Центра "Эйдос". Например, 3 педагога прогимназии закончили курсы на темы: Развитие одаренности школьников, Методы творческого обучения английскому языку, Как провести дистанционный урок (www.eidos.ru/courses/).


Примечательно, что дистанционные эвристические олимпиады проводятся не только для старшеклассников, но и для учеников средних и младших классов. Каждый возраст находит в них возможность самовыражения. Из олимпиадной рефлексии учеников начальной школы:

Мне понравилось путешествовать во сне, можно было придумывать все, что угодно. Сон наяву. По-моему, олимпиада это очень серьезная игра;

Пройдут 14 дней, наступит Новый год и самым главным моим воспоминанием об этой олимпиаде будет то, что она была первой, этого уже я точно не забуду, потому, что потом надо будет о чем-то рассказывать своим детям. Я сам всегда прошу маму рассказать что-нибудь смешное из ее детства;

Что же это было? Может, мозги проснулись, а я нет? Может, это был лишь сон? А может это первая ступенька только к моему восходящему солнцу. В будущем мне бы хотелось стать знаменитым.

Как видно из откликов наших воспитанников, олимпиада для них праздник. А для педагогов удивление и толчок для дальнейших поисков. Поэтому сомневающимся в ценности дистанционных эвристических олимпиад, в эффективности эвристического обучения скажем, как сказали себе: Это возможно!

Хотелось бы пожелать Центру Эйдос дальнейшего движения мы в этом очень заинтересованы. Сделаем мир немного эвристичнее!

===

Расписание Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад в 2004-2005 учебном году

25 ноября - Русский язык
8 декабря - Мировая художественная культура
16 декабря - Математика
18 января - Английский язык
19 января - Немецкий язык
20 января - Французский язык
8 февраля - География
9 февраля - Физика
10 февраля - Астрономия ("Тайны Вселенной")
24 февраля - История и обществоведение
3 марта - Экономика и бизнес
15-17 марта - Международная профильная олимпиада
1 апреля - Юмористическая олимпиада
21 апреля - Биология
19 мая - Сочинительство

Материалы всех олимпиад - http://www.eidos.ru/olymp/olymp-list.htm
 

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают 10.000 подписчиков =

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству

Уважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru.  В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),  Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи  (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, # 132, 12 января 2004 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 2001-2004
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru

Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.education.eidos
Отписаться

В избранное