Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
курсы, проекты, олимпиады

EIDOS-DIST-EDU # 22
22 июня 2001 года

www.eidos.ru 

= Вместе с Вами эту рассылку получают 2542 человека =

"Сначала присутствовало чувство неуверенности, а то ли я делаю, а что делают другие? После получения обратной связи - чувство ошарашенности, получила большой поток информации, теперь учусь плавать" (Е.В.Погодина, участница дистанционного курса).

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА # 22

I. Новости
ii. О дистанционном курсе "Профильное обучение в старшей школе"
III. Хроника дистанционных курсов
 

I. Новости 

@ Названы победители конкурса на разработку сайта президента России. В номинации "концепция и структура сайта" первое место жюри присудило работе Максима Бузмакова. В номинации "дизайн сайта"  лучшим назван проект московского веб-дизайнера Светланы Рожковой. По информации Страна.Ru президент Путин намерен лично встретиться с победителями.

@ 28 июня кабинетом министров будет рассматриваться федеральная программа на 2002-2010 гг. "Электронная Россия". Цель программы - "повышение эффективности функционирования экономики и государственного управления на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)". По мнению разработчиков, "Электронная Россия" поможет увеличить российский рынок информационных услуг и программного обеспечения в 2-3 раза к 2005 году и в 5-6 раз к 2010 году. Доля ИКТ-сектора в экономике должна составить к 2010 г. не менее 2%, а экспорт продукции сектора - 1-2 млрд. долларов в год. 

@
Во время 3-й Всероссийской дистанционной августовской конференции "Обновление российской школы" предполагается рассмотреть и обсудить главные цели и направления широкомасштабного эксперимента, а также изменения в отдельных учебных предметах.   Конференция проводится с 23 августа по 10 сентября 2001 года. Условия регистрации в ней см. по адресу http://www.eidos.ru/conf/2001/index.htm

@ 25 июня (понедельник) - крайний срок регистрации в дистанционных курсах "Электронный учебник" (условия регистрации: http://www.eidos.ru/courses/2-7.htm) и "Профильное обучение в старшей школе" (условия регистрации: http://www.eidos.ru/courses/1-8.htm).  


II. О Дистанционном курсе "Профильное обучение в старшей школе"

Сроки проведения курса: 26 июня - 6 июля 2001 г.
Регистрация - до 25 июня включительно.
Условия регистрации в курсе: http://www.eidos.ru/courses/1-8.htm

В 2001/2002 уч.году в 10-х классах ряда школ начинается широкомасштабный эксперимент по профильному обучению. Основание: приказ Минобразования РФ N 27-51-148/11 от 16.03.2001 г. и постановление Правительства РФ N 224 от 23.03.2001 г. об эксперименте по обновлению структуры и содержания общего среднего образования. 

Данный курс посвящен педагогическим и организационным основам профильного обучения. В курсе могут принимать участие как представители школ - участниц эксперимента, так и других школ РФ. 

Цель курса: рассмотреть педагогические основы построения профильного обучения в старших классах (10-11 классы в действующей нумерации); разработать и обсудить элементы содержания и организации профильного обучения по курсам и профилям, выбранным участниками курса применительно к их условиям.   

Участники курса: учителя школ, лицеев, гимназий, педагоги-экспериментаторы, зам. директора по учебной и научной работе, методисты ИПК, вузовские преподаватели.

В программе занятий:
- Что такое профильное обучение? Какова его связь с индивидуализацией и дифференциацией обучения?
- Какие профили следует реализовать в школе? Роль ученика, его родителей, школы, региона и общества в определении целей, структуры и содержания профильного обучения.
-  Каковы принципы профилизации? Что влияет на отбор содержания и технологий обучения в профильной школе? (психологические закономерности развития, типология личности, интересы и достижения учеников, ожидания родителей, коньюктура рынка, социальные изменения, прогностические данные и т.п.).
- Учебный план и программы профильного обучения.
- Ученический компонент образования. Как разработать индивидуальную образовательную программу ученика? Урок в профильной школе.   

Зарегистрироваться  в дистанционных курсах "Электронный учебник" (http://www.eidos.ru/courses/2-7.htm) и "Профильное обучение в старшей школе" (http://www.eidos.ru/courses/1-8.htm) можно до 25 июня включительно.


II. Хроника дистанционных курсов

Ниже приведены фрагменты рефлексивных суждений участников дистанционного курса "Развитие одаренности школьников" который был проведен Центром "Эйдос" с 28 мая по 7 июня 2001 года.

Нивина Екатерина Николаевна, учитель английского языка:

В начале я ощущала себя эдаким чистым листом, на котором сейчас НАПИШУТ нечто новое и беспредельно мудрое, после чего я стану умной-преумной и сразу смогу защитится хоть на первую категорию (вот оказывается какая у меня была мотивировка, когда я решила заниматься на курсах!). Затем, вникнув во второе задание, я узнала, что добывать ВСЁ придётся самой, а я просто дура и ничего не знаю и ничего не могу понять. Когда же, я все-таки выполнила это задание, то ощутила тихую радость: всё-таки моя работа в этом году не была совершенно пустой. Это дало силы к выполнению задания N3. Придумывая открытые задания, появилось ощущение, что я поднимаюсь из глубокого колодца: ужасно трудно, но ведь там - воздух и свет! 
Проявилась моя способность взглянуть на старое и вроде бы хорошо знакомое (не только педагогическое) с совершенно новой позиции. Возможно, даже мыслить я стала уже по-другому (пока ещё не совсем конечно, по-старому проще). Достигнуто всё это путем напряженного, с усилием, погружения. 
Наверное, как результат можно ещё обозначить прогресс в личностном общении в нашем коллективе. Оно перешло на более высокий уровень, что, безусловно, положительно скажется на нашей совместной работе в следующем учебном году.

***

Малышева Светлана Владимировна, учитель информатики:

Мой личный главный результат курса - осознание несомненной необходимости творческого подхода к учащимся и необходимость развития их одаренности. Но, как самой стать одаренным педагогом, чтобы оказывать посильную, и, главное, полезную помощь одаренным учащимся. Есть желание научиться это делать. Поняла, что над этим СТОИТ потрудиться, а уж что получиться, покажет время. Ведь человек все равно не сможет выжать их себя то, что ему попросту не дано. А что дано, должен суметь применить своевременно и правильно.
Произошел пересмотр педагогического опыта и восприятия преподавания тем курса информатики. Открылось признание огромных возможностей и вариантов методов преподавания, общение с творческими коллегами дало желание дорасти, не посрамить доброе имя информатики, а также много приятных моментов общения, более глубокого узнавания их с человеческой точки зрения.
Насколько я помню, цели были в виде чемоданчика┘ Получился не чемоданчик, а пульсирующая в голове точка, побуждающая к действию, развитию, созданию. Способы достижения: анализ деятельности, работа, общение, впитывание. Трудностей было много - изменение настроя на курсы, разочарование в себе, надежды, чемоданчик на самом деле хочется сменить на рюкзачок (это ближе к моей сущности). Поняла, что цели нужно определять четче, чтобы понять степень их достижения.
Особенно понравился модуль 4, подробно описывающий методы эвристического обучения, он помог мне систематизировать свои представления об этом вопросе, предположить направление своих мыслей. Появилась необходимость решения проблемы сочетания или сопоставления эвристической формы работы на уроке с традиционными методами обучения и выполнением учебной программы. Этот вопрос ставила Коробейникова Л.В. в конференции N4. Как придти к консенсусу, альянсу? Вот, что хочется тоже решить. Как-то нужно на уроке находить время для того и для другого. Вообще, мне очень понравилось как коллеги подошли к решению заданий курса. Есть чему поучиться (мне удалось достичь этой цели). Вопросы, которые они ставили себе и другим, заставляли меня задумываться, т.е. это реальные проблемы, наводящие на размышления. Размышления - это хорошо┘

***
Воробцова Лариса Федоровна, учитель английского языка:

Меня всегда волновал вопрос, как организовать обучение так, чтобы ребенок работал осознанно, чтобы он учился на своих ошибках, а не пугался их. Во время курса я открыла для себя прекрасный путь: организация своей деятельности и рефлексия. В ходе выполнения заданий я узнала, какие качества нужно для этого развивать, как спланировать работу по формированию этих навыков. Кроме этого для себя приобрела опыт работы по рефлексии своей деятельности. Еще не все получается, но есть желание.
Что касается информации, то её хватит еще надолго, чтобы всю переработать. Противоречие: там, где сначала кажется трудно, потом становится легко и, наоборот. Кажущая легкость и знакомость оборачивается незнанием. Пока трудно говорить о том, станут ли мои уроки более продуктивными, но я уверена, что постараюсь сделать их более продуманными и логичными. В этом помогут вопросы к заданиям. 
Сначала был эмоциональный подъем, даже азарт, энтузиазм бил ключом, а на самом деле недостаточное понимание сути предстоящей. Настрой был поверхностным. Далее непонимание, разочарование и упадок. Потом по мере выполнения заданий снова интерес, но уже нового уровня. Желание понять вот именно этот маленький пункт, затем другой, и другой. И в конце маленькое, но удовлетворение от своей работы. Причины: в начале не предполагала, насколько я далека от реального творчества, насколько закостенела. Правильно преодолеть это не давало отсутствие навыков рефлексии. Продолжала искать смысл, началось что-то получаться, отсюда надежда.
В нашей школе регулярно проходят недели различных предметов, конкурсы, олимпиады. На мой взгляд, нужно организовать такую форму работы, которая помогала бы проводить рефлексию. Например, ввести дни достижений в конце каждой четверти. Дети по желанию выступают друг перед другом, рассказывая, что и благодаря чему удалось достичь, какие трудности возникали. Далее организуется обсуждение. Также можно завести рефлексионные альбомы, где дети будут отмечать свои результаты и способы их достижения. 
Ближайшие уроки будут через три месяца, но я уже знаю точно, что на первых уроках во всех классах цели будут следующими: - обозначить детьми цели своей работы на четверть, составить примерный план работы, провести рефлексию прошлого года.

***

Долматова Галина Владимировна, учитель начальных классов:

Я стала иметь представление о том, что такое дистанционные курсы, познакомилась с методикой продуктивного обучения. Появились навыки работы по рефлексии, стала понимать, что для успешного развития ученика важны не только цели, которые ставлю на уроке я, как учитель, но и цели каждого ученика. 
Занимаясь на курсах, я научилась составлять открытые задания, разработала систему занятий по одной из тем. Теперь я примерно представляю, как буду работать по другим предметам.

***
Горбунова Ольга Николаевна, учитель английского языка:

Думаю, что главным результатом моей работы на этих курсах является переосмысление своего опыта, определение наиважнейшего места рефлексии и целеполагания, поиск и нахождение новых для меня методов эвристического обучения, типов творческих работ и параметров их оценки. Это произошло благодаря изучению книги А. В. Хуторского, модулей при выполнении заданий, сравнению и сопоставлению результатов коллег и своих результатов.
Во время курса мне удалось создать уроки, куда были включены задания, развивающие личностные качества через овладение английским языком (или, наоборот, в зависимости от целей данного урока), элементы уроков с учетом индивидуальной образовательной траектории (что раньше трудно себе представляла), элементы уроков для обучения и отражения рефлексии. Приращение произошло в области понимания пед. технологии обучения английскому языку. Я очень заинтересовалась методами эвристического обучения, и для меня некоторые оказались совсем новыми. Приведенный перечень названий типов творческих уроков, несомненно, послужит мне опорой в выборе определения и проведения разнообразных занятий.

***
Коробейникова Лина Валерьевна, заместитель директора по УВР:

Мой результат - понимание того, как искать, развивать одаренных детей. Достигла благодаря попытке что-то делать практически. Вы из нас пытались делать одаренных учителей, теперь понятно в каком направлении и какими методами должны работать мы, чтобы открыть одаренных детей. Для себя сформулировала цели на следующий учебный год, постараюсь более подробно разработать систему занятий по нескольким курсам. За время курса многое стало понятно, цели, поставленные в начале курса достигнуты. 

***

Красавина Ольга Александровна, учитель информатики:

Главные результаты курса - поверить в себя, понять, что "не боги горшки обжигают". Думаю, что у меня получилось, а значит, получится и в дальнейшем, при работе. Достигла, благодаря отлично построенным заданиям и своему упорству. Внове было все, что пришлось делать во время курсов. Рада, что смогла придумать открытые задания, и урок, и систему занятий. Внове была и совместная работа с коллегами по одной проблеме. 

***

Одноворченко Ольга Александровна, зам. директора гимназии:

Эти курсы восполнили теоретическую подготовку по данной проблеме. Эта проблема не только будет решаться интуитивно, но я думаю, что на ребенка я посмотрю по другому и уроки буду строить на основе принципов эвристического обучения. Новое для себя - это больше внимания уделять обучению ребят осознаванию того, что они делают и что с ними происходит (рефлексия). Появились навыки в составлении открытых заданий. Для себя поняла, что такое эвристический урок. Важные материалы курса - это высылаемые Вами модули. В дальнейшей своей деятельности я обязательно буду использовать все знания, полученные на курсах. Цель в школе создание творческой группы учителей, работающих по данной проблеме. Цель для учеников- создать условия для самореализации своих способностей и возможностей.

***
Погодина Елена Валериевна, заместитель директора по воспитательной работе:

У меня состоялось общение с интересными людьми, которых волнует данная тема. Способ достижения цели: через личное общение при проведении обсуждений, знакомство с работами участников, чат-занятие. 
Очень многое осмыслила, задумалась над созданием индивидуальной траектории образования учащихся. Получила заряд на будущее. Еще раз убедилась, что во всем надо искать изюминку, а в отрицательном - обязательно находить что-то позитивное, ценное для себя. Способ достижения: То, что руководитель курса не навязывал свое мнение, а давал возможность самим ответить на поставленные вопросы. Для меня были продуктивны вопросы для рефлексии своей деятельности. Противоречие в стереотипах, которые сидят во мне (усвоение знаний, базовая программа, обязательный минимум и т.п.) с новым видением образовательного процесса. Но это и здорово, ведь противоречия - это то, что движет наше развитие. Трудности: бывает что-то чувствуешь, есть какая-то мысль, а не можешь выразить ее на бумаге или не успеваешь ее поймать, убегает. Еще трудность в обилии новой информации для осмысления и нужно время для обдумывания, проживания этого (теперь время для этого будет).
Сначала присутствовало чувство неуверенности, а то ли я делаю, а что делают другие? После получения обратной связи - чувство ошарашенности, получила большой поток информации, теперь учусь плавать. Вроде не тону. Сейчас уже наступает чувство удовлетворения - получила толчок на развитие новых идей, появилось желание дальше работать, саморазвиваться.

***
Попова Светлана Альбертовна, учитель русского языка:

Поняла, как обучать учеников целеполаганию, как систематизировать работу с одаренными детьми. Новое - основные принципы эвристического обучения. Степень достижения заявленных целей - 90%. Наиболее интересным для показалось задание 5 "Разработка системы занятий". Очень ценными для практической работы являются рекомендации "Защита творческих работ", фрагменты сводной ведомости по итогами творческих работ.

***

Шамина Ирина Брониславовна, учительница начальных классов:

Я получила многим своим мыслям теоретическую поддержку. Научилась создавать открытые задания. Создала творческий урок. Поняла значимость рефлексии и сделала первые попытки её создать. Познакомиться и изучить методы эвристического обучения - я не только познакомилась и изучила эти методы, но смогу применить их в следующем учебном году. Основные трудности и противоречия в создании рефлексии своей деятельности. Мне очень трудно записывать на бумаге свои чувства и трудно вычленить этапы своей работы. Всё время кажется, что я делаю что-то не так. Мало времени!!! Хотя, есть уверенность в том, что я смогу преодолеть свои трудности со временем. Лето впереди, времени свободного много. Я уже понедельный план работы по подготовке к новому учебному году, включив туда работу и по внедрению методов эвристического обучения.
Вообще, мне понравилось учиться через интернет, правда, для меня лучше работать индивидуально, а не в группе.

***

Масюкевич Светлана Валериевна, учитель информатики:

Главные результаты - продуктивная работа: во-первых, создала новые открытые задания по теме "Алгоритмизация", разработала творческий урок и систему занятий по теме, определила пути "рождения" творческого урока, его структуру. Во-вторых, получила опыт работы в качестве локального координатора курса, собрала группу педагогов и организовала обучение в дистанционной форме и на очных занятиях, смогла создать атмосферу творческого поиска и "горения" в кругу коллег по "цеху" - учителей информатики. В-третьих, выяснила возможности разных почтовых систем, более осознанно участвовала в чат-конференции, в поисках ошибки "перекопала" весь Outlook Express, научилась жить с воспаленным сознанием в условиях постоянного цейтнота, при это не подавая вида обо всех этих проблемах. Вообще, потрудилась на славу. Все это мне удалось, потому что 1) отступать некуда, "назвался груздем, полезай в кузов"; 2) сильна мотивация на учение; 3) "есть еще порох в пороховницах ┘" - силы воли пока достаточно.
Приращение - начала улавливать методы эвристического обучения, которыми пользуется сам А.В.Хуторской, определила их:
- знания передать нельзя!
- вопрос к себе поставь обязательно! Ответь сам!
- сначала продукт - потом осознание, ЧТО это.
- личные проблемы не переноси на других.
- все мнения имеют место быть.
- креативность креативности рознь.
- важен кинестетический отклик от продукта и деятельности.
- определи свой смысл и живи сообразно.
- не знай - но копайся, отроешь - прими!
Цели, поставленные в первом задании, практически достигнуты. Способы достижения: анализ работы своей и чужой, метод "вживания" для формулирования отдельных целей и смыслов, кинестетическая настройка на задание, образность мышления, метод от абстрактной идеи к конкретному содержанию (от педагогического алгоритма к образовательному продукту), взаимодействие с коллегами на этапе их работы (консультирование) - проговаривание некоторых шагов педагогического алгоритма (ситуация, когда "Я уже 5 раз повторил, сам понял, а он все еще не понимает!"). Основная трудность в том, что каждый педагог при подготовке задания имел свой собственный понятийный аппарат, оперировал схожими понятиями "вольно", подменяя их. Нет четкости в формулировках, мысль как будто "витает", многие вещи сначала оформляются на интуитивном уровне, затем к ним подключается логика, и они приобретают "звучание", порой, совершенно, отличное от первоначальной идеи. 

***
Волкова Людмила Валентиновна, учитель математики:

Наиболее интересными для меня были задания "Разработка открытых заданий" и "Разработка системы занятий", ценными модули "Защита творческих работ" и "Рефлексия". Считаю, что среди моих учеников есть ребята, которые могли бы научиться за следующий год проводить исследования, планировать и оценивать свои результаты, выполнять практические работы, разрабатывать и создавать игры, викторины, конкурсы и проводить их с младшими школьниками. Свое участие вижу в проведении уроков, подготовке ребят к защите творческих работ. Думаю, что этой цели можно достичь, если выработать единые требования к оформлению, защите творческих работ, разработать положение о научном обществе, сформулировать его цели и задействовать большинство ребят в работе этого общества.
Хотелось, чтобы Вы продолжали сотрудничество с нами, помогали другим, вовлекали в творческий процесс большее число педагогов. Успехов!

Подробности о дистанционных курсах см. по адресу: http://www.eidos.ru/courses/index.htm.  

 

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству.

Уважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU.

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу khutorskoy@eidos.ru  В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),  Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи  (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, # 06, 11 февраля 2001 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >


(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 2001
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru
Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное