Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпиши себе успех. Деловое письмо по сути, а не по правилам. Как убеждают рейнджеры


НОВОСТИ - год тигра, книга, мастер-класс | ПОЛЕЗНОСТИ - приемы для убеждающих текстов | КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ - "Вы" и прочие правила

Новости

Коллеги, друзья, подписчики и читатели! Мы не виделись с прошлого года - а потому новостей накопилось немало.

Главная новость на сегодня – праздники не закончились! Да, уже позади новогодние каникулы, Рождество, уникальный российский праздник Старый Новый Год – но впереди еще новый год лунный, китайский, тот самый, когда собственно и наступает год тигра. Причем в этом году он выпадает на 14 февраля – то есть на день Святого Валентина. Так что нам предстоит встречать год тигра любви – с чем я всех и поздравляю!

А еще буквально сейчас, когда вы читаете этот выпуск, из типографии отгружают свежий, еще пахнущий краской тираж моей книги «Искусство делового письма. Законы, хитрости, инструменты». Ждать осталось совсем немного – через неделю книга должна уже оказаться в магазинах.

И наконец, третья новость – 11 февраля в 19:00 мы можем снова встретиться лично. В «Ораторике» состоится мой очередной мастер-класс по деловому письму «Начать да кончить. Чем должно начинаться и заканчиваться СОВЕРШЕННО НЕОТРАЗИМОЕ ПИСЬМО». Вся информация о мастер-классе здесь – заходите, записывайтесь, готовьтесь!

А еще за то время, пока мы с вами не виделись и не «слышались», я успела побывать в Америке – и именно американский опыт лег в основу сегодняшних «Полезностей».

Полезности

В Америке больше 50 национальных парков. Этой зимой я побывала в трех – в Big Sur, Death Valley и Zion Canyon  - и могу с полной уверенностью сказать, что своими парками американцы могут гордиться.

Что такое национальный парк? Это не заповедник, где природу всячески ограждают от человека, закрывая к ней доступ, но и не парк в привычном нам понимании, где из природы сделаны газоны и клумбы. Национальный парк по-американски это большая природная территория, обустроенная, чтобы ее можно было осматривать в максимально естественном виде. Это горы, лес, пустыня, где проложены дороги и тропы, по которым можно добраться до самых красивых и интересных точек и оттуда наблюдать природу как она есть.

Всем немалым хозяйством национальных парков управляют рейнджеры – сотрудники, отвечающие за поддержание в порядке дорог и троп, уход за растениями и ландшафтом, укрепление подпорных стенок, мостов, переправ, прокладку маршрутов, помощь  туристам, поддержание порядка в парках. Вот у этих-то рейнджеров я и предлагаю поучиться трем эффективным приемам делового письма. Эти приемы пригодятся всем, кто пишет убеждающие тексты.

Представьте себе ситуацию – в вашем ведении находится средних размеров национальный парк, где кроме туристов водится дикая живность : белки, лисы, еноты, койоты. Когда турист встречается с живностью, у него возникает вполне понятное желание эту живность покормить. Но делать этого нельзя. Во-первых, животные в парке должны вести естественный образ жизни, а не превращаться в побирушек. А во-вторых, они просто могут укусить.

Нужно предупредить туристов, что кормить животных не следует, причем не для галочки, а чтобы в самом деле не кормили. Стандартный вариант  «Просьба животных не кормить» не работает. Скучно, привычно, не убедительно. В зоопарке вон тоже на всех клетках написано, что кормить зверей запрещается, а кто не видел людей, просовывающих в вольер кусок булки с изюмом?

Посмотрим, как с этой задачей справляются рейнджеры   и применим их приемы, когда нам самим понадобится в чем-то убедить адресата. Не оставлять мусор и грязную посуду на офисной кухне, выйти на работу в выходной, подготовить отчет раньше срока,  согласиться на изменение условий договора… Нужное каждый подставит сам.

Вот первый из двух придуманных рейнджерами вариантов. Я увидела его на одной из стоянок в парке Death Valley: «Не кормите диких животных. ЭТИМ ВЫ ПОДПИСЫВАЕТЕ ИМ СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР! Привыкая к подачкам, здоровые самостоятельные животные превращаются в попрошаек, отказываются от привычного образа жизни и рациона, перебираются ближе к дорогам и городам, становятся «мусорщиками». Увы, в конце этого пути их обычно ждет гибель - под колесами или от болезней. Пожалуйста не мешайте животным жить так, как задумала природа – не кормите их!»  

Не знаю как вас, а меня «пробило». Почему? Во первых, потому, что учли мои потребности. У каждого из нас есть потребности, и мы вполне готовы сделать то, чего от нас хотят другие, если взамен эти потребности будут удовлетворены. Чего хочет турист, который кормит животных? Он хочет проявить заботу, быть добрым, как в детских мультиках, где человек и «зверюшки» живут одной дружной семьей. В объявлении мы объясняем туристу, как на самом деле можно позаботиться о животных, показываем ему новый, взрослый путь к удовлетворению потребности быть хорошим. И вот ему уже самому не хочется протягивать белке булку.

В этом и заключается первый прием – понять, чего хочет адресат, и показать, как он может это получить, если поступит по-нашему. Описать адресату возможность, которую он может получить, или проблему, которую он может решить – подробнее об этом приеме здесь.

А во-вторых «пробило» потому, что картинка получилась очень наглядная и эмоциональная. Обратите внимание на то, как сформулировано объявление. Нам не просто говорят, что  кормить животных неправильно и вредно. Нам предлагают конкретный образ. «Смертный приговор», «подачки», «попрошайки», «мусорщики» - когда мы читаем эти слова, в голове возникает картинка, а в ответ на нее - эмоции.

Вот и второй прием – описывая проблему или возможность, нужно сделать это описание как можно более конкретным, наглядным, а по возможности еще и эмоциональным.  Подробнее об этом можно прочесть здесь.

После Death Valley мы отправились в национальный парк Zion Canyon  - и там обнаружили еще одно объявление о том, что животных кормить не стоит. Совсем другое, но тоже вполне работающее. Объявление было написано на больших придорожных щитах. Сначала взгляд цепляла фотография симпатичной пушистой белки – а рядом фото прокушенной кисти руки и надпись «МНЕ НАЛОЖИЛИ ДВЕНАДЦАТЬ ШВОВ!»

« Все произошло мгновенно, - делился с нами в тексте пострадавший,  – я никогда не думал, что какая-то белка может так укусить…» Дальше в объявлении говорилось о том, что живущие в парке животные могут выглядеть вполне мирными и ручными, но на самом деле они дикие, и защищаясь, могут нанести человеку серьезный вред. Природой не предусмотрено, чтобы животных кто-то кормил, и не надо ставить их в ситуацию, когда они могут проявить вполне обоснованную на их взгляд агрессию…

В этом объявлении рейнджеры тоже использовали первый прием – но с другими потребностями. Они обратились к потребности в безопасности, сказали туристам: не хотите ходить с перевязанной рукой – не протягивайте руку к белке. 

Но и второй прием они тоже применили.  Если бы в объявлении говорилось: «Не кормите белок, а то покусают», вряд ли это кого-то бы впечатлило. Кто же испугается белки! А вот рассказ от первого лица, да еще с фотографией придал предупреждению рейнджеров совсем другой вес, сделал его наглядным. Да и эмоции вызвал.

А теперь вопрос для наблюдательных. Есть ли у двух объявлений еще что-то общее – кроме учета потребностей, эмоциональности и наглядности? Есть – в обоих объявлениях присутствует элемент неожиданности.  Это третий прием рейнджеров – о нем можно подробнее прочесть здесь.  Чего мы ждем от табличек в парке? Чего-нибудь вроде «По газонам не ходить», «Цветы не рвать», «Зверей не кормить» - но никак на про смертный приговор или 12 швов!  Все неожиданное привлекает внимание, запоминается, а значит работает!

Вот такой мастер-класс организовали нам американские рейнджеры. Надеюсь, их приемы вам пригодятся – да и кормить животных где не положено вы уж точно не будете J

Куда пойти учиться

Сегодня я предлагаю две полезных ссылки для всех, кто ведет деловую переписку. Первая посвящена вечному Вы-вопросу – когда писать «вы» с большой буквы, а когда с маленькой. По адресу http://yandex.ru/info/you_full.html можно ознакомиться с письмом, в котором это вопрос проясняют сотрудники Института русского языка РАН.

Вторая ссылка – на ресурс «Культура письменной речи». Ликбез по вопросам переписки, правилам, происхождению слов и выражений. Консультации, советы, разные разности. http://www.gramma.ru/

Надеюсь, пригодится. Удачи!


В избранное