Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Метаобразование

  Все выпуски  

Метаобразование (Новое образование 3)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск 11 МЕТАОБРАЗОВАНИЕ
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ГАЗЕТА-РАССЫЛКА
10.06.2005


Привет новым читателям!

Метаобразование - помощь человеку в создании целостной картины мира и гармоничного образа жизни.

Мы объединим основные сферы жизни человека: любовь, семью, здоровье,
смысл, веру, призвание, творчество, профессию, достаток.

Мы ответим на один вопрос: что нужно предпринять, чтобы повысить качество собственной жизни,
чтобы мир вокруг стал симпатичнее, а люди - добрее.

Прими участие!

АРХИВ РАССЫЛКИ НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ


СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА

Автор статьи Иван Чудотворцев

Новое образование

(окончание)


Цели и ценности.


Что скрывать – сегодня для большинства студентов, поступающих в вузы, главной (а нередко и единственной) целью высшего образования является получение диплома .
Целью школьного образования, особенно в старших классах, является получение аттестата.
Как бы ни было трудно изменить такую ситуацию, менять ее необходимо. Потому что этот утилитарный подход бесконечно далек от главных целей – помощи человеку в его вечном совершенствовании и помощи всему живому на земле.

Понятно, что система ценностей зависит не только от образования, но и от всего общества. Поэтому для успешного введения той системы, о которой шла речь в этой статье, необходимо кардинально изменить весь общественный климат. Система нового образования не может быть успешно введена, пока деньги и материальное благополучие являются главными ценностями в глазах большинства людей. На их место должны стать подлинные ценности – любовь, свобода, знания.

Однако ждать, когда общество станет полностью готовым к восприятию таких идей, было бы в корне неправильно. Начинать нужно уже сегодня, в той среде, которая есть, постепенно преобразуя ее и делая более благоприятной. Новые школы будут готовить людей с широким кругозором, с открытым взглядом на мир, художников своей жизни, искателей истины по большому счету. Они не удовлетворятся теми социальными ролями, которые сегодня им предписывает жизнь. Они будут искать, что и как можно изменить в жизни, чтобы раскрыть качества, которые они несут из вечности, осуществить свое предназначение на земле. И реализация этих качеств будет, в свою очередь, изменять общество.

Новое образование не будет поддерживать какую-то определенную социальную систему, напротив, оно станет источником постоянного развития социума, творчества на уровне всего общества. В этом смысле образование из системы поддержания превратится в систему развития.

 

От теории к практике.


На этом я вначале хотел поставить точку и закончить данную статью, обрисовав основной круг идей и предоставив их для размышления читателя. Но закономерно встал вопрос – что можно сделать для приближения этого светлого будущего уже сегодня. Хотелось бы сдвинуться чуть дальше чистого теоретизирования и наметить какие-то практические шаги, которые могли бы делать люди, разделяющие изложенные выше мысли или близкие им по духу.

И тут мы с неумолимой закономерностью приходит к выводу, что начинать нужно с себя. Учителя для будущей системы образования не возьмутся из ниоткуда, их нужно будет подготовить. А первыми учителями предстоит стать самим, если мы верим в возможность изменить в этом мире хоть что-то. Но к сожалению, я, как и многие читающие эту работу, сами являемся продуктами старой системы образования, и хотя в личном плане сумели добиться чего-то большего, сделали это не благодаря, а вопреки ей. Многие шероховатости этой системы по-прежнему сидят внутри нас, даже если мы их и не замечаем. Склонность к теоретическим знаниям вместо практики, абстрактная любовь ко всему прогрессивному человечеству вместо любви к ближайшим друзьям, неспособность контролировать собственный энергетический поток, пробелы в важнейших областях знания, касающегося собственной души…
Все это является и моими недостатками, но боюсь, что здесь я не исключение из правила.

И это должно быть исправлено, преодолено в первую очередь. Невозможно научить другого человека стать гармоничной личностью и гармонично познавать окружающий мир, если сам ты далек от гармонии.И тут каждый должен задать себе определенные вопросы, без разрешения которых человек не может быть в мире с самим собою, с окружающими, со всем миром. И если что-то потребуется изменить в своей жизни, понять, что и как нужно изменить, и сделать это.

А по мере того, как эти вопросы будут решаться – а это, скорее всего, займет время, - задуматься над другими.

Например, над тем, не можем ли мы уже сегодня общими усилиями создать одну или нескольких школ нового типа.
Да, на первом этапе они будут выдавать обычный стандартный аттестат. Безусловно, они будут включены в общую систему министерства образования, хотя и будут носить статус школ экспериментальных. В этих школах придется преподавать обязательный минимум знаний, рекомендованный сегодня министерством.

Но наряду с этим в таких школах будет вводиться комплекс предметов, направленных на сближение с природой, практическое освоение окружающего мира, на постижение глубинной сути нашего пути на земле. И главное – создание атмосферы творчества, радости открытия, когда знания стали бы желанными, а путь постижения их – таинственным и прекрасным.

Конечно, все это потребует немалой энергии, терпения, отказа от привычного уклада, возможно – переезда на новые места. Хорошо было бы открытие таких школ не в городах, а в местах с сохранившейся природой, возможно, в рамках небольших экопоселений. Близость к природе помогла бы изучению всего цикла предметов, связанных с живым миром. Вряд ли можно эффективно изучить зоологию в местностях, где из млекопитающих встречаются только домашние кошки и собаки, а из птиц – вороны и воробьи.

Но самое главное – близость к природе помогла бы выработать такое отношение к ней, когда человек смотрит на нее уже не как потребитель, а как естествоиспытатель и художник, творец. Уроки на свежем воздухе, прямо на траве, учебные походы в лес, участие школьников в экологических акциях, помощь диким животным, - все это помогло бы создать совсем иной учебный процесс по сравнению с тем, который мы имеем сейчас. Занятия перестали быть утомительной обязаловкой и превратились бы во время совместного творчества.

Стоят ли эти мечты того, чтобы взяться за их превращение в жизнь? Ведь для этого и не требуется чего-то глобального, вспомним Андреева:

Новая педагогика сможет формироваться в нескольких отдельных учебных заведениях, находящихся в распоряжении Розы Мира. А такими учебными заведениями она сможет располагать, даже пребывая ещё на уровне религиозно-благотворительной организации в условиях свобод, нормальных для всякой действительно демократической страны. Опыт, накопленный в течение такого подготовительного периода, впоследствии сможет быть перенесён на всеобщую воспитательную и образовательную систему.

Эта деятельность будет устремлена к бескровному объединению человечества, к уменьшению страданий всех живых существ, к возрастанию в человечестве общей суммы любви и счастья и к доведению Энрофа нашей планеты (имеется в виду наш мир, в котором мы сейчас живем - прим. И.Ч.) до возможного состояния гармонии между всем живым, что населяет его.


©
Иван Чудотворцев

ВАШИ ПИСЬМА


Утопия

Ты писал:

Между днем сегодняшним, когда у нас нет почти ничего, и днем послезавтрашним, когда среди живущих на лоне Природы единомышленников будет воздвигнута первая школа нового типа, мне видится такая последовательность этапов.
Сначала имеет смысл создать в интернете собственные средства массовой информации, нечто вроде газеты или журнала мировоззренческого и образовательного толка. Я лично собираюсь сделать рассылку "Метаобразование" полноценной газетой с хорошим тиражом и очень расчитываю, что у рассылки появятся и толковые соавторы, и понимающие читатели.
Мною также созданы и в ближайшее время будут запущены несколько вполне самостоятельных сайтов, но как бы призванных стать частями этого будущего образовательного проекта.
Техническая платформа, по сути, готова, теперь нужны десятки творческих людей для создания этой самой мировоззренческой интернет-газеты. Но люди появятся. Будут и статьи, и рассылки.
Следующим этапом является создание собственных, пользующихся массовым спросом общеобразовательных продуктов: книг, брошюр, дисков, дистанционных курсов и т.п., которыми можно было бы успешно торговать. Лично для меня это и есть сейчас ГЛАВНАЯ задача.
После того, как деятельность в интернете станет самоокупаемой и прибыльной можно приступить к организации встреч на Природе для родителей и детей, единомышленников и всех желающих. Часть из этих встреч должна проходить в виде платных семинаров и курсов.
Затем уже логичней будет организовать нечто вроде летнего лагеря для всех желающих, где платное обучение и оздоровление будет сочетаться с отдыхом среди Природы.
И только создав команду единомышленников, способных зарабатывать на хлеб насущный с помощью всего этого комплекса образовательных продуктов и мероприятий, можно будет ставить вопрос об организации небольшого поселка где-нибудь за городом или на окраине небольшого города и о возведении собственной школы.
Таковы этапы. Здесь нет ничего невозможного, если подойти к делу энергично, смекалисто и творчески.


Хочу возразить ПРИНЦИПИАЛЬНО. Это блажь, точнее чушь.

Практически попытки создания таких поселений в истории неизбежно приводили к неудаче. Почему? Всякий раз в таких случаях появлялись люди, которые во всем полагались на помощь других людей. Это неизбежно.

Поэтому в идеале (и это следует подчеркивать) необходимо полагаться только на собственные силы, т.е. заниматься САМИМ СВОИМИ детьми, не перекладывая ответственность на самую ИДЕАЛЬНУЮ школу.

Поэтому твои предложения - это утопия до тех пор, пока ты ориентируешься на помощь ДРУГИХ людей. Воспитывай своих детей САМ, как это делает Ю. Мороз.

А для ЭТОГО действительно необходимо начать с себя, т.е. ОБЕСПЕЧИТЬ СЕБЕ ВОЗМОЖНОСТЬ заниматься своими детьми.

С уважением Валерий Хвалев
Мастерская Своего Дела
-----------------------
"Человек! Займись Своим Делом"
Моя рассылка "Анти-МЛМ. Бизнес с человеческим лицом".
http://subscribe.ru/catalog/directmarketing.masterdelo

Валерий, прошу тебя точнее выбирать крепкие выражения :) Блажь, насколько я понимаю, это некая оторванная от жизни идеализация. Чушь - это нечто бессмысленное и неадекватное. Утопия - это нечто, практически неосуществимое.

Ни того, ни другого, ни третьего я в своем тексте не нахожу.

Если тебе не нравится слово "поселение", то давай заменим на слово "поселок" или "деревня". Деревни на Руси возникали на голом месте, благополучно строились и развивались. Что тут необычного? И почему нельзя построить еще одну деревню? Это не проблема, на которую якобы нет ответа. Это всего лишь техническая задача, где ясно, что делать в первую очередь, во вторую, в третью... То же самое и со школой.

И всегда будут люди посильнее и послабее, то есть будут лидеры и ведомые. Так всегда было и этого не нужно пугаться.

Образ школы и поселка - это картина возможного будущего, к которому ХОЧЕТСЯ стремиться и без чего тошно было бы жить.

Но до поселка - куча этапов. И все конкретно, чтоб можно было взвесить и потрогать.

На идеальноую школу я ответственность не перекладываю, и на помощь других не ориентируюсь.

Согласен, надо только на себя расчитывать. Занятся своим здоровьем, своим делом, своим достатком, своим образованием. Вроде бы я об этом и пишу.

По поводу "воспитывай своих детей сам, как это делает..." Воспитывать надо самому, но воспитание и образование - это не совсем одно и то же. Научить ребенка читать, писать, ходить можно самому. А дальше УМНЕЕ будет объединятся с такими же родителями, строить школу, подбирать учителей для тех предметов, к познанию которых дети САМИ тяготеют, но в которых родители ни бум-бум.

Но у нас пока безосновательный спор. Насколько я понимаю, ты своих детей не сам образовывал, они в школу ходили. А у Мороза дети еще маленькие для того, чтобы судить об их образовании (а не воспитании).

Опыт Довганя и Мороза, которые своих детей в школу не отдают, - это лучшее, что можно предпринять в данных условиях. Но это всё "не от хорошей жизни" :) В том смысле, что они не отдают своих детей в школу, чтобы не калечить их.

Но здесь маячит противоположная крайность, к настоящему образованию тоже отношения не имеющая. Это натыкать по всей стране нечто вроде "ремесленных училищ". Научился читать, писать, создавать бизнес с полпинка - и готово! Получил "образование"... :)

Максим

Написать письмо

 

Правила переписки:

  1. На все письма я отвечаю только через рассылку.
  2. Чем короче письмо, тем больше шансов, что я его прочитаю и отвечу :)
  3. Разбивайте текст на абзацы-мысли, и чем чаще, тем лучше.
  4. Если хотите указать свой e-mail, помещайте его в теле письма.

ОТ РЕДАКТОРА

I.  Стать со-Автором рассылки очень просто:

  1. Нужно выбрать одну из предложенных рубрик или предложить в рамках общей темы рассылки рубрику свою.
  2. Изложить простым языком свои мысли и свой опыт в виде небольшой заметки на выбранную тему.
  3. Отправить текст редактору, то есть мне.

Если я найду Ваш текст интересным и полезным, я его опубликую.

II.  Если Вы хотите помочь нашей газете в привличении новых подписчиков, то в первую очередь пришлите на адрес редактора ссылки на самые посещаемые ресурсы сети - сайты и рассылки, посвященные стандартному и альтернативному образованию, здоровью и ЗОЖ, семейному счастью и воспитанию детей, любви к Природе и защите животных, строительству своего дома и садоводству, устройству Вселенной и расширению кругозора... А также можете самостоятельно размещать везде и всюду ссылку на http://metaobrazovanie.ru, где находится архив нашей рассылки.

Редактор рассылки,
Максим Босой


ПРОШЛЫЕ ВЫПУСКИ

  1. Мета-образование?
  2. Цели рассылки
  3. Тематика рассылки
  4. Катастрофа
  5. Кто виноват?
  6. Что делать? (1)
  7. Что делать? (2)
  8. Начало
  9. Новое образование (1)
  10. Новое образование (2)


ТОЛКОВЫЕ РАССЫЛКИ
отметьте галочками нужные

Школа Своего Дела
Юрий Мороз
http://shsd.ru

Школа Своего Здоровья
Татьяна Морозова
http://shsz.prostosite.ru

Скоро в школу. А надо ли?
Нина Иванова
http://tropinki.boom.ru

Экологический журнал
Андрей Пилипович

Что нам стоит дом построить?
Дмитрий Костылев

Управление - царица всех наук!
Валерий Симонян
http://upravlenie-ktu.ru

На пути к РОЗЕ МИРА
Иван Чудотворцев, Максим Босой
http://rozamira.org

 

 

Письма по теме рассылки могут быть опубликованы, если нет явного запрета на обратное.
Если хотите опубликовать свой E-mail, размещайте его в теле письма.
Все права защищены. © 2005 Максим Босой

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.education.bosoy
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное