Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Метаобразование

  Все выпуски  

Метаобразование (Новое образование 2)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск 10 МЕТАОБРАЗОВАНИЕ
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ГАЗЕТА-РАССЫЛКА
03.06.2005


Привет новым читателям!

Метаобразование - помощь человеку в создании целостной картины мира и гармоничного образа жизни.

Мы объединим основные сферы жизни человека: любовь, семью, здоровье,
смысл, веру, призвание, творчество, профессию, достаток.

Мы ответим на один вопрос: что нужно предпринять, чтобы повысить качество собственной жизни,
чтобы мир вокруг стал симпатичнее, а люди - добрее.

Прими участие!

АРХИВ РАССЫЛКИ НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ


СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА

Автор статьи Иван Чудотворцев

Новое образование

(продолжение)


Три типа обучения


Сегдня обучение подразделяется на коллективное, индивидуальное и самостоятельное.

Наиболее распространенная на сегодняшний день форма обучения – коллективная, или групповая. Она имеет ряд очевидных недостатков. Во-первых, ученики в одном классе часто имеют различный уровень знания. Учитель вынужден больше работать со слабыми учениками, чтобы "подтянуть" их до общего уровня, а сильные ученики большую часть урока скучают. Или – наоборот, заниматься с теми, кто имеет лучшую подготовку, и тогда слабые ученики отстают совершенно… Эту проблему можно отчасти решить, диффиринцируя классы по уровню образования учеников (в одном – отличники, в другом – троечники и т.п.), но это не всегда хорошо для образования, поскольку сильные ученики обычно "подтягивают" слабых.

Проблема еще и в том, что в сегодняшних школах слишком большие классы. Учитель физически не может уделить время каждому ученику, если их в классе 20-25 человек. Становится труднее удержать внимание класса, ученики отвлекаются, занимаются посторонними вещами или просто тихо "отсиживаются", дожидаясь звонка. Чтобы заниматься эффективно, число учеников не должно превышать 10-12, при этом они должны быть слаженной группой.

Вообще, применение коллективного обучения оправдано лишь тогда, когда атмосфера коллектива способствует усвоению знаний. А это, как вы хорошо понимаете, бывает далеко не всегда. Трудно вообще заниматься обучением, если в классе имеют место скрытые конфликты, какие-то подводные течения, о которых едва известно учителю, зависть или вражда между группами учеников.
Поэтому необходимо уделять особое внимание формированию классов (и студенческих групп), отводя для этого время сверх учебных программ. При формировании класса или группы следует проводить серию психологических тестов, предварительных собеседований, знакомить учеников между собой и с будущими учителями. Все это желательно делать в доброй, доверительной атмосфере, располагающей к тому, чтобы максимально заинтересовать человека учебой.

Таким образом, преобразование должно вестись сразу в трех направлениях – уменьшении классов, психологической работе и более широком введении индивидуального обучения.

Индивидуальное обучение (один учитель – один ученик) на сегодняшний день применяется или при подготовке в вуз (репетирование), или уже в научной деятельности, когда профессор передает свои знания и навыки аспиранту. Эта форма очень эффективна и в ряде случаев незаменима. Способный репетитор может за несколько занятий сделать то, что казалось невозможным за долгие месяцы обучения в классе.

В новой схеме образования эту форму обучения предстоит задействовать значительно шире, в том числе и в школе, и в вузе.
Предметы, ориентированные на самопознание, о которых говорилось чуть выше, лучше всего изучать именно так. Кроме того, эта форма обучения была бы полезна и в ряде других случаев, например, когда ученик отстал от остальных, или наоборот, проявляет незаурядные способности к предмету.

Естественно, возникает вопрос, где взять столько учителей. Мне представляется перспективной такая практика, когда ученики старших классов обучают учеников младших тем предметам, которым они уже овладели. При этом старшеклассники получают ценный опыт преподавания и более глубоко осваивают те предметы, которые они преподают. (Такая практика существует и сегодня в ряде так называемых нетрадиционных систем образования, например, в школе Щетинина.)

Третьей формой является самостоятельное обучение, когда человек учится по книгам. На сегодняшний день им пользуются студенты-заочники, абитуриенты, школьники, которые делают домашнее задание, а так же и все, кто закончил вуз.
(Нынешнее общество считает, что эти люди образованы достаточно и больше не желает с ними возиться, видимо полагая, что тяга к познанию напрочь исчезает после 22 лет).

В ряде случаев самостоятельное обучение оправдано (например, когда человек имеет возможность обучаться дома не менее эффективно, чем в школе, или в случае проблем со здоровьем, или когда речь просто идет о вещах глубоко личных) Некоторые школьники и студенты имеют большую склонность к самостоятельному обучению, некоторые – меньшую. В этом смысле существующие программы должны сделаться более гибкими, индивидуальными. Если школьник желает изучать предмет самостоятельно и имеет к этому достаточно способностей, у него должна быть такая возможность. Он может выучить предмет по книгам и сдать экзамен наравне со всеми. В ряде случаев ученику можно было бы позволить выбрать оптимальную для него схему обучения самому, в других ее можно было составить вместе с учителем и родителями.

 

Отказ от разграничения на классы.


Сегодняшняя 11-летняя школьная программа может быть освоена одним человеком и за семь лет, а другим – с трудом будет освоена за 12. Однако ни отставание, ни опережение нынешней системой не приветствуются, и она "причесывает" всех под общую гребенку. Если кто-то хочет освоить программу двух классов за один год, он немедленно становится белой вороной, ему начинают завидовать, отношения с одноклассниками рушатся, учителя нередко его не понимают. Если человек отстает, ему ставят тройки, которые означают почти полное отсутствие знаний. Конечно, оставлять школьников на "второй год" в нынешней системе просто негуманно, – при таком подходе это лишь травмирует их психику, но какой-то выход из положения, искать все-таки нужно.

И этот выход видится мне именно в отказе от жесткого разграничения на классы. Нет ничего плохого, если ученик будет одновременно находиться "в третьем классе" по математике и "в пятом" по географии. Ведь главное, чтобы в итоге он освоил весь объем школьной программы, а не то, в какие сроки, и в какой последовательности он это сделает. Хорошо, если ученик будет иметь возможность изучать то, что ему нравится в данный момент. Например, за год он может преодолеть три класса по географии, но при этом не заниматься математикой. Для юного возраста, со свойственными ему увлечениями, такая схема подходит куда больше, чем нынешняя.

Вообще, предметы, требующие абстрактного мышления, целесообразно изучать в более позднем возрасте, чем их изучают в школе сегодня. Например, геометрия, которая часто трудно идет у 12-13 летних, гораздо легче давалась бы обучению в 16-17 лет, а то и уже в вузах.
И в то же время, естественные науки, которые на первых этапах требуют не абстрактного мышления, а просто знакомства с материалом, по возможности подкрепленного опытом и практическими знаниями, можно начинать изучать уже лет в 8-10, а не в 12-13, как сейчас.

География родного края – столь нужный и полезный предмет – изучается только в десятом классе и всего полгода! Нечего и говорить о почти полном отсутствии в школьном образовании психологии, одного из важнейших практических предметов при жизни в обществе. Ведь программа пересыщена академическими предметами! Три или четыре года нас учат в школе биологии, после чего мы не в состоянии назвать даже птиц, обитающих в нашей местности и растущие на соседнем лугу травы…

Итак, предстоит серьезная реструктуризация школьных программ, их перераспределения по возрастам в соответствии с более гибкой системой, когда не будет необходимости загонять весь курс в головы школьников в сжатые сроки, чтобы они потом дружно забыли его большую часть.

 

О преодолении фиксации возрастных страт.

Резкое разграничение между вузом и школой также может и должно быть преодолено. Сегодня переход от школы к вузу является психологическим испытанием для молодых людей, а меры, направленные на смягчение этого перехода (как-то введение ЕГЭ) не помогают преодолеть его и лишь понижают качество образования.

Вполне возможно, со временем возникнут организации, которые будут совмещать школьное и вузовское образование под одной крышей (шаги в этом направлении делаются уже сегодня, когда создаются школы и лицеи при вузах). В любом случае, между школами и вузами должна осуществляться куда более плотная координация, чем делается это сегодня.

Стоит начать задумываться и о другом переходе, еще более резком, который происходит, когда человек заканчивает обучение в вузе.
Сегодня жизнь разграничена на две части – до 22 мы учимся, после 22 мы работаем (см. Приложение в конце этой страницы). В результате до 22 мы не умеем работать, что сказывается в том, что молодой специалист, приходящий после вуза, действительно ничего не умеет. Но после 22 мы, как правило, перестаем учиться. Человека поглощает проблема зарабатывания денег, и в лучшем случае он занимается самообразованием. При этом подавляющее большинство интересных и важных знаний, приобретенных им в ходе 15-летнего обучения, просто отбрасывается им как ненужный балласт и постепенно забывается. Парадоксальная и нерациональная система!

Игнорировать сегодня тот очевидный факт, что мы учимся в течение всей жизни, а не только в юные годы, по меньшей мере, странно.
А значит, было бы логично размыть обучение и работу по возрастным стратам, так чтобы и взрослые люди продолжали систематически получать образование, и чтобы школьники и студенты могли работать (зарабатывая при этом деньги нормально, а не мытьем машин и в рекламных кампаниях!)

Эти шаги возможно будет сделать при одновременном сокращении рабочего дня, о чем говорили многие, в том числе и Даниил Андреев. Понятно, речь идет здесь не о ближайших десяти или даже двадцати годах, а о долгосрочной перспективе. В результате более четкой и рациональной организации как труда, так и потребления, каждый человек смог бы обеспечить себя, работая три дня в неделю по 5-6 часов в день и отводя еще 2-3 дня на обучение и собственное развитие, в том числе – и в первую очередь – развитие духовное.

Конечно, пропорции могут быть различны, и школьник в возрасте, наиболее подходящем для обучения, может учиться в три-четыре раза больше по времени, чем работать, а специалист в расцвете сил работать раза в три больше, чем учиться, но необходимо именно совмещение, а не резкое разграничение по возрастам.

(окончание в следующем выпуске)


©
Иван Чудотворцев

ВАШИ ПИСЬМА


На сегодня одно письмо. Буду отвечать по ходу. Максим

Здравствуйте, Максим!

При всем уважении к делу, которым вы решили заняться, пользвольте немного добавить не то чтобы критики, но осторожных замечаний.
Ниже идут цитаты из рассылки и мои комментарии и вопросы к ним.


"Я уверен, что с самого начала надо брать курс на полную, абсолютную независимость от государства в чем бы то ни было." М.

Независимая школа должна все-таки выдавать документ об образовании, с которым ребенок, например, будет иметь возможность поступить в вуз. Но для этого необходимо получить лицензию у того же государства. Это означает визиты СЭС, пожарников, чиновников от образования...

Для меня это сложный вопрос, на который дать окончательный ответ пока не возможно.

Та школа, к которой я стремлюсь и которую выношу в качестве идеала, документ об образовании, я считаю, выдавать НЕ ДОЛЖНА. Об успешности обучения будет свидетельствовать не бумажка, а сама ЛИЧНОСТЬ человека, его облик, его образ жизни, его цели, его первые жизненные РЕЗУЛЬТАТЫ, которые у него уже есть на момент окончания школы.

Соответственно, и обучение в ВУЗах должно быть в корне изменено.

Сейчас же, пока нет ни того, ни другого, придется придумывать различные обходные пути, чтобы, с одной стороны, уберечь детей от чеканки современной системы обрЕзования, но, с другой строны, не превращать их в подопытных кроликов.

Вывод очевиден и вывод прост: новое образование детей начинается с нового образования родителей. Если сам смог изменить свою жизнь к лучшему (а сегодня это значит грести против течения), то детям помочь сможешь. А нет - так нет.

В любом случае, если ОЧЕНЬ нужен аттестат, то и надо работать с аттестатом :) Причем здесь ваши дети? :) Аттестат ведь нужен для демонстрации чиновникам, не так ли? Но тогда не лучше ли его получить по максимально упрощенной и облегченной системе экстерната (с минимальными потерями для ребенка), или вообще аттестат купить и дело с концом.

Но опять же, какие бы не потребовались промежуточные шаги, надо не на секунду не забывать, что сегодняшняя система государственной аттестации не имеет НИЧЕГО общего с воспитанием человека облагороженного образа. У государства, как принципа, - цели одни, а у ОБРАЗования - цели другие. Разные цели!

Так что сегодня, пока не залит сам фундамент новой школы в прямом и переносном смысле, говорить о том, как будет встраиваться эта новая школа в жизнь государства, преждевременно.

Пока что, в том числе через нашу газету, надо набрать нужное количество не-Нормальных родителей, которые бы:

1) Поняли и на своей шкуре почувствовали пагубность государственной системы образования, которая сегодня похожа на дурного "садовода": вырывает с корнем цветы да целебные травы, чтобы на их месте посадить бурьян да крапиву.

2) Создали бы себе материальный достаток своими силами, без зависимости от государства, как главного работодателя. Тогда дети могли бы с младых ногтей участвовать в семейном бизнесе, где никакие сертификаты и прочие бумажки не нужны.

Максим

"Потом, набрав силу, можно будет вести с представителями власти нормальный диалог и добиться тиражирования собственного опыта в масштабах страны." М.

Я думаю, что власти это абсолютно не нужно - проблем хватает.

Нестандартные образовательные проекты всегда ОПАСНЫ для государства, так как вырывают из под его тотального контроля новые и новые души. Поэтому сращиваться с государственным аппаратом в высшей степени опасно, и как только проект станет более-менее заметным его тут же попытаются загубить. Как это может произойти? Очень просто.

Сначала дадут денег. Потом вообще сделают проект "государственно важным". А потом потихоньку подменят содержимое, оставив внешнюю оболочку. А будешь рыпаться и проявлять несогласие - перекроют "инвестиции", на которые проект уже успел подсесть.

Поэтому и нужна полная, в том числе и финансовая, самостоятельность.
Максим

"Следующим этапом является создание собственных, пользующихся массовым спросом общеобразовательных продуктов: книг, брошюр, дисков, дистанционных курсов и т.п., которыми можно было бы успешно торговать. Лично для меня это и есть сейчас ГЛАВНАЯ задача." М.

Пользующихся массовым спросом у кого? Школам это не нужно, массовый родитель в проблемы образования старается не вникать... Расшевелить эту массу очень сложно...

Массовому родителю не все равно, что будет с их детьми. Более того, напряженность растет и ситуацию в сфере образования можно назвать предреволюционной. Все больше и больше родителей недовольны современной школой, они на интуитивном уровне чувствуют, что что-то НЕ ТО.

Просто они пока не видят реальных альтернатив, кроме усилий некоторых чудаков-одиночек. А предствьте, что заработает общероссийская газета, где будут освещаться не второстепенные шаги по реформированию системы образования, как это пытаются сейчас делать чиновники, а будут ставиться ОСТРЫЕ вопросы и НАСУЩНЫЕ проблемы.

И если у этой газеты будет хотя бы миллион подписчиков на весь СНГ, это приведет к ВЗРЫВУ страстей во всей стране. То, что копилось годами, вырвется на поверхность.

Так что "благодаря" этой напряженности и этому кризису системы образования, любые, разрушающие привычные шаблоны, общеобразовательные продукты будут коммерчески рентабельны.

Благодаря надвигающемуся кризису, сфера образования сейчас таит в себе ТАКИЕ возможности для создания новых продуктов и заработка на этом, которые и не снились труженникам нефтянки и ЖКХ.
Максим

"Но в начале нужна независимость от государственного здравоохранения, ..." М.

А как же прививки? А если ребенок руку сломает или по другому поводу возникнет необходимость срочной и квалифицированной медицинской помощи на уровне не народной медицины (при всем уважении к ней первую помощь при тяжелых травмах официальная медицина все-таки оказывает лучше), а, скажем, нейрохирургии?

Здоровому человеку и его детям прививки не нужны. Эту тему мы еще поднимем. Современная же официальная медицина нужна всего в нескольких случаях:

Если вы запустили больной зуб так, что его надо срочно удалить.

Если вы запустили какой-нибудь нарыв или опухоль и нужно срочно вкрыть тело скальпелем.

Если вы сломали себе что-то и нужно наложить гипс. Хотя здоровому и крепкому физически человеку очень сложно себе что-то сломать.

Вот и всё. Как видим, во всех случаях нужно здоровье порядочно запустить. И во всех случаях, конечно, идет борьба со следствиями. Борьба с симптомами.

Так что, если вы что-то очень запустили, то можно и нужно пойти к докотрам и получить ПЕРВУЮ помощь. Чтобы, например, снять нестерпимую боль и т.п.

Но уметь задавить таблетками симптом болезни, или вскрыть запущенный нарыв на теле - это одно. А уметь быть здоровым и находить истинную причину недуга - это СОВСЕМ ДРУГОЕ.

Типичный сегодняшний терапевт, к которому выстраивются огромные очереди несчастных людей, имеет о ЗДОРОВЬЕ такое же представление, которое (вспомним классика)... "имеет о плашках в три восьмых дюйма слушатель хореографического училища. Искренне считающий, что творог добывается из вареников". :)
Максим

"Затем уже логичней будет организовать нечто вроде летнего лагеря для всех желающих, где платное обучение и оздоровление будет сочетаться с отдыхом среди Природы." М.

Мы делали свой летний лагерь. Если едут дети с родителями или родители без детей, то проблем нет. Проблемы начинаются если предполагается брать детей без родителей.

С уважением, Ирина

Написать письмо

 

Правила переписки:

  1. На все письма я отвечаю только через рассылку.
  2. Чем короче письмо, тем больше шансов, что я его прочитаю и отвечу :)
  3. Разбивайте текст на абзацы-мысли, и чем чаще, тем лучше.
  4. Если хотите указать свой e-mail, помещайте его в теле письма.

ОТ РЕДАКТОРА

I.  Стать со-Автором рассылки очень просто:

  1. Нужно выбрать одну из предложенных рубрик или предложить в рамках общей темы рассылки рубрику свою.
  2. Изложить простым языком свои мысли и свой опыт в виде небольшой заметки на выбранную тему.
  3. Отправить текст редактору, то есть мне.

Если я найду Ваш текст интересным и полезным, я его опубликую.

II.  Если Вы хотите помочь нашей газете в привличении новых подписчиков, то в первую очередь пришлите на адрес редактора ссылки на самые посещаемые ресурсы сети - сайты и рассылки, посвященные стандартному и альтернативному образованию, здоровью и ЗОЖ, семейному счастью и воспитанию детей, любви к Природе и защите животных, строительству своего дома и садоводству, устройству Вселенной и расширению кругозора... А также можете самостоятельно размещать везде и всюду ссылку на http://metaobrazovanie.ru, где находится архив нашей рассылки.

Редактор рассылки,
Максим Босой


ПРОШЛЫЕ ВЫПУСКИ

  1. Мета-образование?
  2. Цели рассылки
  3. Тематика рассылки
  4. Катастрофа
  5. Кто виноват?
  6. Что делать? (1)
  7. Что делать? (2)
  8. Начало
  9. Новое образование (1)


ТОЛКОВЫЕ РАССЫЛКИ
отметьте галочками нужные

Школа Своего Дела
Юрий Мороз
http://shsd.ru

Школа Своего Здоровья
Татьяна Морозова
http://shsz.prostosite.ru

Скоро в школу. А надо ли?
Нина Иванова
http://tropinki.boom.ru

Экологический журнал
Андрей Пилипович

Что нам стоит дом построить?
Дмитрий Костылев

Управление - царица всех наук!
Валерий Симонян
http://upravlenie-ktu.ru

На пути к РОЗЕ МИРА
Иван Чудотворцев, Максим Босой
http://rozamira.org

 

 

Письма по теме рассылки могут быть опубликованы, если нет явного запрета на обратное.
Если хотите опубликовать свой E-mail, размещайте его в теле письма.
Все права защищены. © 2005 Максим Босой

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.education.bosoy
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное