Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Метаобразование

  Все выпуски  

Метаобразование (Новое образование 1)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск 9 МЕТАОБРАЗОВАНИЕ
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ГАЗЕТА-РАССЫЛКА
27.05.2005


Привет новым читателям!

Метаобразование - помощь человеку в создании целостной картины мира и гармоничного образа жизни.

Мы объединим основные сферы жизни человека: любовь, семью, здоровье,
смысл, веру, призвание, творчество, профессию, достаток.

Мы ответим на один вопрос: что нужно предпринять, чтобы повысить качество собственной жизни,
чтобы мир вокруг стал симпатичнее, а люди - добрее.

Прими участие!

АРХИВ РАССЫЛКИ НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ


СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА

Объявление от редактора


Народ, на дворе давно уже лето!

Вы замечаете, что каждый следующий год вашей жизни проходит быстрее, чем предыдущий? Стареем! :)

И это лето пролетит быстрее, чем прошлое. А еще столько надо в жизни сделать!

Поглядев внимательно на очень успешных в жизни людей, нетрудно прийти к одному простому выводу.

Они отличаются от "простых смертных" в первую очередь своей ЛИЧНОЙ СИЛОЙ. Энергия у таких людей бъёт фонтаном, и за неделю они могут сделать столько, сколько обыкновенный среднячок-дохлячок не сделает и за полгода.

Всё остальное, как то: способности, которые у них есть, а у других якобы нет, какие-то "знания" и навыки, якобы недоступные для простых людей и т.п. - всё это может легко наработать ЛЮБОЙ человек, если у него есть на то личные силы. А сил у многих нет!

Образ жизни современного человека (особенно горожанина) съедает его душевные и физические силы. День ото дня мы становимся всё слабее и слабее. Если ребёнка (да и то теперь не всякого) эта Жизненная Сила буквально выталкивает поутру из постели навстречу новому дню, то взрослого человека надо долго уговаривать :)

Придуманы различные стимуляторы: утренняя чашка кофе, постоянное дребезжание радио под ухом (в машине, в офисе, дома), алкоголь, сигареты, бесцельное общение, просмотр ТВ и т.п.

И существует всего ОДИН способ накапливать эту самую жизненную силу: душевную и физическую энергию. Я имею в виду активную жизнь и активный отдых среди ПРИРОДЫ...

Лично я, доргие мои читатели, ухожу в отпуск. В июне месяце вы будете получать нашу газету как обычно, - мною уже подготовлены четыре июньских выпуска. А в июле рассылка выходить не будет. В августе, может быть, сделаю пару выпусков под настроение...

Нужно хорошо отдохнуть, чтобы потом с удесятеренной энергией взяться за реализацию планов, касающихся нашей газеты, сайтов проекта, дистанционных курсов и многого другого...

Так что предлагаю поместить хождение босиком и купание в речке на первое место, а чтение статей - на ... десятое :)

И хотя с июля рассылка переходит на летний, бестолковый график :), но я обещаю, что КАЖДОЕ ваше письмо будет мною прочитано, а наиболее интересные и острые письма рано или поздно попадут в рассылку. Пишите!

Желаю приятного летнего отдыха!

Редактор рассылки,
Максим Босой

В этом выпуске и в двух последующих публикуется статья моего товарища, Ивана Чудотворцева, в которой хорошо показаны основные проблемы современного образования и намечены контуры образования нового.

Действительно, единственным правильным подходом является взгляд на мир с позиций Человека Вечного, сегодняшняя жизнь которого - это лишь краткий этап на бесконечном и ослепительном пути познания Бога, познания Вселенной, познания вселенной в самом себе... Максим Босой

 

Автор статьи Иван Чудотворцев

Новое образование

(начало статьи)


Введение


Человек – существо внеземное, он живет на земле только часть своей жизни, и после этого продолжает развиваться в других мирах. Со смертью не прекращается развитие, не прекращается обучение, напротив, для развития и обучения открываются возможности, значительно превосходящие земные. Но и здесь на земле человек может научиться многому, если не будет ставить интересы этой, временной жизни выше интересов вечных.

Образование, которое существует на сегодняшний день, имеет одну проблему – оно ориентировано на эту, земную жизнь, и во многом служит средством удачного приспособления к ней. С точки зрения человека вечного это неправильно, потому что отвлекаясь на второстепенные и сиюминутные вещи, он упускает возможность научиться вещам более важным, тем которые имеют значения с точки зрения его вечного существования и бесконечного совершенства.

Бесконечное совершенство является единственным приемлемым для каждого человека идеалом, ничто меньшее ему не подходит, и любой другой идеал рано или поздно станет для него тесным, как тапочки, из которых он вырос в прошлом году (говоря словами Лао-Цзы – путь, который может быть пройден, не есть Подлинный Путь. Дао дэ цзин, 1 : 1. Распространен перевод: дао, которое можно выразить словами, не есть постоянное дао.). В пути обучения, конечно, может существовать огромное количество промежуточных целей, но они лишь помогают достичь ему этой бесконечной цели, этой манящей вдаль звезды, подлинного смысла его существования и жизни.

На Земле каждый человек имеет помимо этого еще одну цель – просветление животного, растительного и минерального царств, с которыми он связан тысячами нитей. Таким образом, образование в широком смысле должно состоять из двух направлений – подготовка человека к бесконечному Пути и помощь ему в просветлении земной природы.

В нынешней системе образования уделяется некоторое внимание второй задаче, но совершенно игнорируется первая и главная. При этом и вторая задача полностью перевернута с ног на голову и воспринимается современным человечеством как освоение природных ресурсов, их использования для комфортной жизни.
Такая постановка обесценивает знания, предлагаемые в рамках второй задачи, поскольку вместо творца и помощника природе растит из человека паразита, который думает лишь о том, как более совершенно употребить природные блага на нужды себе. Поэтому то образование, которое существует на сегодняшний день во всем мире, я оцениваю скорее со знаком минус. От него не только почти нет пользы, но есть заметный и вполне конкретный вред.

Проблема, с которой мы, таким образом, сталкиваемся, заключается в коренном преобразовании существующей системы образования – на всех его уровнях – школьном, вузовском, научном и прочих… Какие бы конкретные формы не приняло образование в дальнейшем – красной нитью через него должна сквозить одна главная мысль – человек на земле гость, путь его вечен, и этот этап его жизни лишь небольшая часть пути. Эта мысль должна выстраивать вокруг себя любую конкретную концепцию образования, о которых мы поговорим дальше.


Вечные вопросы...


Уже в пять-шесть лет многие дети задаются вопросом, о том, что с ними будет после смерти, Они спрашивают, что произошло с умершей бабушкой, с известным героем, который погиб, защищая родину, с писателем, книжку которого читает им мать, - и на все эти вопросы желательно иметь внятный ответ. Конечно, большинство сегодняшних родителей такого ответа не имеют – в школе и институте их научили многим вещам, кроме главной, – зачем они вообще пришли в этот мир, и что они, собственно, в нем делают. Такое игнорирование современной системой образования самого главного вопроса, с которого она должна начинаться и которым она должна заканчиваться, могло бы вызвать улыбку, если бы не было столь печально.

Одной из причин этого было то, что образование по странным причинам ориентировалось на науку, а не на религию. Религию оставляли делом частным, причем вовлеченность в конкретную религию воспринималась системой образования скорее как отрицательная ценность, как некое ограничение свободы.

При этом, как ни странно, мотивы, заложенные во многих религиях, проявлялись в системе образования очень заметно (например, в виде обучения нравственности, социальным формам поведения, искусства). И это создает такое впечатление, что говорят вокруг да около, но главного не называют, словно существует какое-то табу, что-то вроде игры "ни да, ни нет не говорите, ни черное, ни белое не называйте" - когда можно употреблять любые слова, кроме самых нужных и ключевых…

Но человек склонен искать ответов на вечные вопросы. Даже если он не делает этого осознанно, то все равно ищет правды – бессознательно, на ощупь. Человек по природе своей не терпит ограничений, любовь к свободе заложена в нем на уровне духа, на уровне Божьей искры. Игнорирование этой главной идеи приводит к тому, что образование превращается в пустую формальность.

Возникает вопрос – как же все-таки правильно рассказывать детям о жизни после смерти, если взрослые и сами в этом вопросе толком не разобрались. И это уже вызывает не столько улыбку, но смех сквозь слезы. Вообще говоря, этот вопрос стоит того, чтобы отложить ради него все свои дела – в масштабе всего человечества. Человечество как целое заинтересовано в очень четком понимании ответа на этот вопрос – и это гораздо важнее разногласий между религиями, между научным и религиозным подходами, гораздо важнее всего вообще.

Следовало бы создать Институт изучения жизни после смерти под эгидой ООН и выделить ему все необходимые средства для того, чтобы научно и авторитетно высказаться наконец по этому поводу. И не спешите скептически улыбаться – вы уже в самом названии улавливаете западный подход с его обычной манерой увиливать от сути вопроса. Нет – я говорю о другом, о реальном объединении усилий вокруг главного, а формы, которые это примет, не важны. Нужно получить ответ, который мог бы быть написан в школьных учебниках….

Возможно, кто-то скажет, что если мы получим такой ответ, то как же вера? Ведь человек, веря, в то, что он вечен, уже совершает некий внутренний прорыв, а если это будет азбучная истина, где останется место для работы духа? Не надо бояться – для работы духа место останется всегда. А данная истина – какой бы азбучной она ни была, все же не может принять таких четких форм, как таблица умножения – она нуждается во внутренней работе осознания.

Итак, вернемся к образованию.

Ориентация на навыки, а не на знания.


Сегодняшнее образование – как школьное, так и вузовское, по большей части ориентировано на запоминание готовых форм знаний, представленных либо в виде вербальных формул, либо в виде цифр.

В таком виде знания усваиваются лишь очень поверхностно. Они почти не проникают в подсознание, поскольку в основном лишены ассоциативных образов и не связаны с практическими навыками. Когда человек открывает что-то сам, это меняет глубинные пласты его души, входит в ворота глубинной памяти. Если же этого не происходит, ненужная информация постепенно забывается. Приложив усилия, человек иногда еще может ее вспомнить, но на практике обычно никогда не делает этого.

Наибольшую ценность для человека представляют знания, полученные самостоятельно и примененные хотя бы один раз. Независимо от того, будут ли такие знания использоваться потом в профессии, в быту, в дальнейшем познавании мира, или просто в человеческом общении, они останутся с человеком навсегда.

В нынешней школе такому способу получения знания почти не отводится места. Получение навыков осуществляется в основном в дошкольной системе и в начальных классах. При этом один из лучших предметов, которые сегодня есть в школе, это природоведение.
Этот предмет закладывает основы целостного восприятия мира, несет полезные практические знания, становится базой для всего дальнейшего изучения естественных наук. К сожалению, предмет, который призван сблизить человека с природой, изучается по учебнику в помещении, где о природе напоминает в лучшем случае пейзаж за окном.
Насколько лучше было бы изучать природоведение не в классе, а на опушке леса или берегу реки! Ведь даже хорошая картинка в учебнике не может заменить целостный образ дерева или реки. Круговорот воды неплохо объяснить, показав школьнику родник, вытекающий из грунтовых вод на склоне, потом не рассказать, а показать, как ручей течет и впадает в реку… Все это рождало бы живые, богатые ассоциации, полные звуков, запахов, осязания и – чего-то неуловимо большего, что рождается при соприкосновении с природой в нашей душе.

Большую часть возни с тетрадками желательно оставить на домашнюю работу, поскольку упорядочение знаний, освоение уже полученного опыта – вообще весьма индивидуальная вещь. Совсем отказываться от этого было бы тоже неправильно, поскольку без осознания полученный опыт не сможет быть в полной мере освоен. Но формы выполнения домашнего задания следовало бы сделать более творческими. Для кого-то это может быть просто попытка нарисовать то, что они увидели утром, для кого-то – написать об этом рассказ.

И естественно, при объяснении надо делать акцент на том, что все в природе обладает жизнью, растет, развивается, ждет от человека добра и любви. Практическое изучение природы было бы неплохо сочетать с помощью ей. Можно с улыбкой вспоминать, как пионеры вешали на деревья скворечники, но именно такая форма непосредственного общения с живой природой и есть лучший урок правильного отношения к ней.

Кроме природоведения напрашиваются и два аналогичных предмета, обращенных уже к человеческой цивилизации – искусствоведение и религиоведение. Их сейчас считают слишком сложными для школьников и обычно оставляют для вузов (о наивные люди – как будто алгебра и геометрия – это простые предметы!). А между тем постижение человеческой культуры носит в школе отрывочный и бессистемный характер.

Так, в школьной программе есть литература, и на ее изучение отводится довольно много времени. (Оставим пока в стороне вопрос, насколько правильно она преподается и уместно ли заставлять читать книги за хорошую отметку. У меня лично обязательное чтение классиков отбило желание читать классическую литературу лет на десять…) Но заметим – живопись, музыка, архитектура или не изучаются вообще, или очень обрывочно. Странная несправедливость…

А ведь именно на картинах и архитектурных сооружениях можно было бы обучить непосредственному восприятию созданной человеком красоты, ощущению мифа. Эти предметы могли бы вплотную приблизить школьника к восприятию метакультур, раскрыть ощущение глубочайших пластов человеческого мира.

Здесь нашелся бы и немалый простор для самостоятельной работы, от походов с друзьями в музеи и картинные галереи до написания собственных небольших статей о наиболее понравившейся картине (художнике, архитекторе, скульпторе). Этот предмет был бы полезен для становления собственного взгляда на мир и осознания собственного места в этом мире как человека-творца…

Религиоведение сейчас вводится во многих школах, но не в том объеме и не в том виде, в котором действительно нужно. Глубочайшие достижения человеческого духа подвергаются беглому обзору в рамках небольшого факультатива. Для подлинного изучения религии при этом обычно не остается места, а вместо религии изучается некая ее схема. Такой взгляд на религию со стороны не помогает понять ее, и обычно низводит на уровень чисто культурного явления. Другая крайность при изучении религий – конфессиональный взгляд – неизбежно выделяет какой-то один религиозный пласт, обходя вниманием все остальные, а то и открыто провозглашая свою религиозную исключительность.

Следовало бы найти золотую середину между обеими этими крайностями. Рассказать о ценности каждой религии для всего человечества, о том, какие новые духовные открытия она дала людям, как повлияла на культуру народов. Нелишне было бы сказать и об опасности закостеневших форм в религии, обрядовых догм. А практикой этого предмета могли бы стать поездки в религиозные центры, живое соприкосновение с древними храмами, иконами, фресками, ощущение духа, проникающего через эти святыни в наш мир.

Но как бы ни были важны эти предметы, осью нового образования должны стать не они. Помимо постижения природы и человеческой культуры важнейшую роль для человека играет постижение себя, своей души, своего пути в мире. Я затрудняюсь даже дать какое-то название этому предмету. Первые шаги здесь делает сегодня школьная психология, но я сразу хочу оговориться, что имею в виду нечто гораздо большее. Я имею в виду самопознание в широком смысле, осознание своего места и своего пути в мире. Конечно, этот предмет выполнял бы и прикладные психологические задачи, такие как взаимодействие человека и коллектива, помощь в преодолении личных проблем. (В рамках данной статьи я не ставил задач подробно обсуждать содержание и тем более программы отдельных предметов, мне хотелось лишь наметить общее направление.)

Для преподавания такого предмета от традиционной схемы обучения следовало бы отказаться. Лучше всего задачам этого предмета соответствовали бы маленькие группы из учителя и трех-четырех учеников, которые дружат между собой и не имеют особых секретов. Атмосфера таких занятий была бы глубоко доверительной, а учитель из педагога в сегодняшнем смысле превратился в наставника и Учителя жизни.

Вообще, в новой схеме образования было бы правильным сочетать различные типы обучения.

(продолжение в следующем выпуске)


©
Иван Чудотворцев

ВАШИ ПИСЬМА

Добрый день Максим!

Вы просто молодец, что подняли эту тему и пытаетесь найти единомышленников! Образование не только в России, но и во всем мире смотрит не вперед, а в средние века. Детей загоняют в рамки с детского сада, а то еще и раньше. Эти вопросы затрагивал и Рерих в своих работах Агни Йога и Рудольф Штайнер. Кстати, по его методике образования давно есть альтернативные школы в Америке и в Европе, но все равно это немного не то.

Для 21 века нужны совершенно другие школы, которые бы учитывали и особенности ребенка и даже в каком помещении, где и как его посадить, и как читать лекции, и как отдыхать между занятиями, и вибрации звука, и фэн-шуй помещения ,и питание, и астрология, и астрономия и многое другое. Все должно быть в гармонии и учитываться, ребенка надо уважать уже с рождения, т.к. его душа, хоть и в маленьком теле, но уже имеет значимость.

Ребенку надо помочь вспомнить зачем он родился, для каких целей. Ведь у всех у нас есть цели, мы ведь не просто так рождаемся. У ребенка должно быть время мечтать и наблюдать. Это не просто мечты (выдумки как их называют взрослые), а это и есть память о прошлой жизни, о задачи в этой жизни. Ребенок еще не может правильно выразить эти мысли, может быть был другой язык или аддаптация в новом теле прошла тяжело, шок от рождения и пр.

Много ответов можно найти в разговоре с маленьким ребенком, в его картинках. А если он с раннего утра до познего вечера находиться в детском саду, где он постоянно занят, а вечером компьютерные игры, кино,ТВ, то память у него блокируется, начиная с 6 лет. Если до 6 лет ребенок еще может помнить что-то, то после эту память могут сохранить только очень чувствительные, одаренные с развитым воображением дети.

Максим, то чем вы занимаетесь, очень нужно, вопрос этот назревал давно. Об альтернативном образовании поднимали вопросы многие светлые головы 19-20 веков. У меня есть план альтернативного образование, но это так сложно и без многих специалистов этот план реализовать просто не возможно. Я только знаю, что надо, как надо и прочие... А детали, это громадный кропотливый труд.

Этот труд должен перевернуть застоявшееся образование, вы правильно сказали, 10 лет в школе - потерянное время и еще 5 лет в университете - дважды потерянное время.

И не обращайте внимание на скептиков, их всегда хватало, "детская болезнь левизны" или "переходной возраст негилизма". Им уже не поможешь, сами должны до этого дойти. Если им в школе было комфортно и в институте тоже, значить это уже "человек в футляре".

У меня не так много времени сидеть перед компьютером, т.к. я разрабатывают этот же проект альтернативного образования. Сейчас занимаюсь зданием и пр. Пока, что все на бумаге. Многое еще надо прочитать, найти , доработать....

Удачи вам, надеюсь на дольнейшее сотрудничество, если у вас есть какие вопросы пишите, мой адресс у вас есть.

Ирена.

Ирена, спасибо Вам за письмо и за поддержку. Я согласен, что альтернативное образование - это громадный и кропотливый труд, в котором с разных сторон должны участвовать тысячи и миллионы человек, в том числе и "специалисты".

Но начинать нужно с малого, начинать нужно с самого себя.

Я лично не хочу становится "теоретиком-идеалистом", который способен только на то, чтобы написать на сорока листах грандиозный план реформирования чего-то там, а потом, с чувством выполненного долга, сидеть и ждать милостев от природы. Когда наступит в стране "нужный" климат, а к власти придут "правильные" и чуткие до народных бед чиновники. Этого, конечно, не произойдет.

В своей статье я сказал ВСЁ, что я думаю на тему образования и добавить мне более нечего. Дальше постараюсь сосредоточиться на конкретных проблемах.

Меня очень не устраивает положение вещей в сфере образования и вообще в мире. Но чтобы создать альтернативу, надо заняться решением проблем, которые к образованию вроде бы прямого отношения не имеют.

У меня сейчас три проблемы. Надо дожать свою деятельность в сети до стадии рентабильности - так я смогу не зависеть от работодателей в создании нормального материального достатка. Еще надо как можно скорее переехать жить за город на ПМЖ, так как жизнь в городе стала для меня нестерпимой в первую очередь физически. И еще есть проблема со здоровьем, точнее говоря, упадок сил, но эта проблема решается автоматически с переездом на природу.

Так вот, не решив эти задачи, я, вроде как, не имею морального права продолжать рассуждения о новом образовании.

Новое образование зародится и уже зарождается одновременно во многоих уголках страны. Произойдет это вот как... :)

В какой-нибудь деревушке или на окраине небольшого городка начнет жить странная семья. Куча ребятишек - несколько своих и несколько приемных.

Деревенские, что даже летом ходят в резиновых галошах, будут подозрительно коситься на энтих ненормальных, что почти весь год беззаботно шастают босиком и носят легкую, изящную одежду.

Деревенские трудятся в колхозе или отправляют своих детей в город на "приличную" работенку. А у этих - семейный бизнес.

Деревенские уже порядком устали от своего "хозяйства": по старинке несколько грядок с овощами, да поле картошки до самого горизонта. Да скотины полдвора: опять же, курям дай, свиням дай, накорми, почисти... А энта ненормальная семейка сама на грядки рвется - правда, огород и теплицы у них какие-то неправильные. А скотного двора и вовсе нет, так как мясо они не употребляют...

Детишек своих в школу не отдают - сами обучают. Но вот рядом еще один дом отстроился, а потом еще. Такие же непонятные семьи там поселились. Энти, как их... етинмышлинки...- Вот ить слово-то... язык сломаешь! Свою школу собираются рубить...

И ходит вся деревня смотреть на этих "етинмышлинков", как на инопланетян... :)

А они не умничают, не поучают, не советуют. Просто живут. Но почему-то хочется им подражать, хочется пожить как они... Чай, хужее не будет, а? :)

... Вот так и начинается метаобразование. Молча. Делай, как я и будешь жить, как я.

Во всяком случае, это один из сценариев, который близок лично мне. А что, разве есть варианты???

Максим Босой

Есть еще письма, но на сегодня хватит.

 

Написать письмо


Правила переписки:

  1. На все письма я отвечаю только через рассылку.
  2. Чем короче письмо, тем больше шансов, что я его прочитаю и отвечу :)
  3. Разбивайте текст на абзацы-мысли, и чем чаще, тем лучше.
  4. Если хотите указать свой e-mail, помещайте его в теле письма.

ОТ РЕДАКТОРА

I.  Стать со-Автором рассылки очень просто:

  1. Нужно выбрать одну из предложенных рубрик или предложить в рамках общей темы рассылки рубрику свою.
  2. Изложить простым языком свои мысли и свой опыт в виде небольшой заметки на выбранную тему.
  3. Отправить текст редактору, то есть мне.

Если я найду Ваш текст интересным и полезным, я его опубликую.

II.  Если Вы хотите помочь нашей газете в привличении новых подписчиков, то в первую очередь пришлите на адрес редактора ссылки на самые посещаемые ресурсы сети - сайты и рассылки, посвященные стандартному и альтернативному образованию, здоровью и ЗОЖ, семейному счастью и воспитанию детей, любви к Природе и защите животных, строительству своего дома и садоводству, устройству Вселенной и расширению кругозора... А также можете самостоятельно размещать везде и всюду ссылку на http://metaobrazovanie.ru, где находится архив нашей рассылки.

Редактор рассылки,
Максим Босой


ПРОШЛЫЕ ВЫПУСКИ

  1. Мета-образование?
  2. Цели рассылки
  3. Тематика рассылки
  4. Катастрофа
  5. Кто виноват?
  6. Что делать? (1)
  7. Что делать? (2)
  8. Начало


ТОЛКОВЫЕ РАССЫЛКИ
отметьте галочками нужные

Школа Своего Дела
Юрий Мороз
http://shsd.ru

Школа Своего Здоровья
Татьяна Морозова
http://shsz.prostosite.ru

Скоро в школу. А надо ли?
Нина Иванова
http://tropinki.boom.ru

Экологический журнал
Андрей Пилипович

Что нам стоит дом построить?
Дмитрий Костылев

Управление - царица всех наук!
Валерий Симонян
http://upravlenie-ktu.ru

На пути к РОЗЕ МИРА
Иван Чудотворцев, Максим Босой
http://rozamira.org

 

 

Письма по теме рассылки могут быть опубликованы, если нет явного запрета на обратное.
Если хотите опубликовать свой E-mail, размещайте его в теле письма.
Все права защищены. © 2005 Максим Босой

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.education.bosoy
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное