Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Аспирант и Соискатель

[aspirant] Визуализация мыслительного процесса аспиранта и соискателя

Аспирант и Соискатель N 7766 от 2007-11-22
участников 2428 Написать: job.education.aspirant-list@subscribe.ru
Доброе время суток!

Где-то два года назад я пыталась узнать в дискуссионном листе, существует ли
программное решение, которое поможет в организовать и упорядочить мыслительной
процесс аспиранта, вытащить её или его из моря записок и записулек, неизбежно
возникающих в работе над темой, объединить все имеющиеся источники и материалы.
Тогда мне никто ничего по сути дела не подсказал. Недавно я наткнулась на совсем
неновую (вышла уже четвертая версия) программу TheBrain. Установила и поняла,
что это именно то, что нужно. TheBrain на сайте del.icio.us характеризуют как
ассоциативную систему по упорядочиванию/организации информации, которая помогает
связать все имеющиеся данные воедино - ссылки, файлы, собственные мысли то есть
по сути это система управления знаниями. Притом одну из лучших (понятно, что
подобных программ великое множество). Персональная версия бесплатна. Если хотите
поделиться соображениями, ссылками на другие программы или даже собственные методики
ведения или организации бумажных ар
хивов и заметок, буду рада поддержать дискуссию!

Светлана

-*Это 7 письмо от данного участника.

архив: http://subscribe.ru/archive/job.education.aspirant/msg/705626

Организатор и руководитель проекта: Славников Дмитрий - slavnik***@c*****.ru

Ответить   Thu, 22 Nov 2007 04:38:50 +0300 (#705626)

 

Ответы:

Аспирант и Соискатель N 7767 от 2007-11-22
участников 2428 Написать: job.education.aspirant-list@subscribe.ru
Добрый день, Светлана!

А не могли бы вы указать ссылку поточнее?

Елена

-*Это 46 письмо от данного участника.

архив: http://subscribe.ru/archive/job.education.aspirant/msg/705628

Организатор и руководитель проекта: Славников Дмитрий - slavnik***@c*****.ru

Ответить   Thu, 22 Nov 2007 08:21:54 +0300 (#705628)

 

Аспирант и Соискатель N 7770 от 2007-11-22
участников 2429 Написать: job.education.aspirant-list@subscribe.ru
Mind Manager, TiddlyWiki и прочие такие "программные решения" (ищите в
Google подробности), конечно, в чём-то помогают. Но хочу заметить, что "кто
ясно мыслит, ясно излагает". Это что-то вроде секты, занятой бесконечным
улучшением формы работы - в итоге не остаётся времени на саму работу, её
содержание; всё внимание отнимает у вас беспрерывные поиски всё "лучшего" и
"лучшего" решения.
Я считаю, что здесь работает психологический механизм, который заставляет
отвлекаться человека от главного - от диссертации, работы над ней - и
затягивает в паутину улучшательства. А чтобы защититься, надо уметь
остановиться, уметь представить работу "как есть".
Поэтому не могу рекомендовать аспирантам эти программы (если, конечно, они
хотят защититься). Им достаточно простых списков дел, идей - самых важных,
чтобы не отвлекаться от главного.
Если хотите организовать все идеи, объединить источники - объединяйте прямо
в диссертации.
А когда защититесь, тогда уж можно отдохнуть и поразвлекаться со всякими
программами...
Где-то два года назад я пыталась узнать в дискуссионном листе, существует ли
программное решение, которое поможет в организовать и упорядочить
мыслительной
процесс аспиранта, вытащить её или его из моря записок и записулек,
неизбежно
возникающих в работе над темой, объединить все имеющиеся источники и
материалы.
Тогда мне никто ничего по сути дела не подсказал. Недавно я наткнулась на
совсем
неновую (вышла уже четвертая версия) программу TheBrain. Установила и
поняла,
что это именно то, что нужно. TheBrain на сайте del.icio.us характеризуют
как
ассоциативную систему по упорядочиванию/организации информации, которая
помогает
связать все имеющиеся данные воедино - ссылки, файлы, собственные мысли то
есть
по сути это система управления знаниями. Притом одну из лучших (понятно, что
подобных программ великое множество). Персональная версия бесплатна. Если
хотите
поделиться соображениями, ссылками на другие программы или даже собственные
методики
ведения или организации бумажных ар
хивов и заметок, буду рада поддержать дискуссию!

-*Это 10 письмо от данного участника.

архив: http://subscribe.ru/archive/job.education.aspirant/msg/705692

Организатор и руководитель проекта: Славников Дмитрий - slavnik***@c*****.ru

Ответить   Thu, 22 Nov 2007 17:51:56 +0600 (#705692)

 

Аспирант и Соискатель N 7772 от 2007-11-23
участников 2428 Написать: job.education.aspirant-list@subscribe.ru
Здравствуйте!

Спешу не согласиться с мнением участника дисск. листа, который написал(а), что

"лучшего" решения.

Наработки в программах-фасилитаторах мыслительного процесса на этапе подготовки
к написанию работы образуют скелет исследования, без которого объединять и организовывать
прямо в диссертации будет нечего. Важность предварительного планирования настолько
очевидна и многими обоснована, что дополнительно распространяться на эту тему
не нужно. Упущения на этом этапе, которые легко сделать при отсутствии поддержки
со стороны научного руководителя (что, как я поняла, читая письма дискуссионного
листа, не редкость), тяжело компенсировать в будущем, ведь диссертация в конечном
идеальном виде образует монолит, дополнить или исправить который не получится.
В экстремальном же и крайне нежелательном случае потери главной идея, переделывать
или начинать с нуля мало кому понравится. При разработке целого ряда тем нет
четко прописанных алгоритмов исследований, разработок, утвержденных планов, что
подразумевает необходимость приложения максимума собственного творчества (хотя
любая диссертаци
я подразумевает элемент научной новизны). По собственному опыту знаю, что в
процессе работы над темой возникает куча всяких идей и соображений, часто спровоцированных
чтением литературы на смежные или абсолютно отвлеченные темы или различными беседами
на тему. Записывая их в блокнот, который у меня всегда под рукой, сортируя их
и связывая воедино, особенно отложенные на потом, я теряю массу времени, а зачастую
и вообще упускаю из виду важные моменты. Программы-организаторы помогают при
написании выводов-предложений-обобщений-резюме по итогам прочитанного и результатам
проведенных исследований (а также на этапе их предварительного планирования-тестирования),
что является наиболее сложным этапом разработки любой главы исследования. И речь
здесь идёт о цели "конечного", устраивающего все стороны, вовлеченные в исследование,
улучшения и углубления исследовательской работы путём постоянного нахождения
в теме, полного погружения в неё, а не о баловстве и развлечении.

Светлана

-*Это 8 письмо от данного участника.

архив: http://subscribe.ru/archive/job.education.aspirant/msg/705843

Организатор и руководитель проекта: Славников Дмитрий - slavnik***@c*****.ru

Ответить   Fri, 23 Nov 2007 05:10:37 +0300 (#705843)

 

Аспирант и Соискатель N 7773 от 2007-11-23
участников 2428 Написать: job.education.aspirant-list@subscribe.ru
....

что

и
"лучшего" решения.
.....
Я отвечу вам по пунктам.

подготовки к написанию работы образуют скелет исследования, без которого
объединять и организовывать прямо в диссертации будет нечего.
.........
Скелет исследования образуется у вас в голове, а не в
программах-фасилитаторах. Текст диссертации - это ваше место работы.

очевидна и многими обоснована, что дополнительно распространяться на эту
тему не нужно.
......
Вы подменяете тезис. Предварительное планирование, разумеется, важно, но оно
вовсе не проще и не легче осуществляется в программах.
Для планирования достаточно составить обычный список. Не умножайте сущности
без необходимости. Не усложняйте себе жизнь, она и так сложна.

со стороны научного руководителя (что, как я поняла, читая письма
дискуссионного листа, не редкость), тяжело компенсировать в будущем, ведь
диссертация в конечном идеальном виде образует монолит, дополнить или
исправить который не получится.
......
Не вводите аспирантов в заблуждение. Диссертация не представляет собой
монолит, она переписывается в процессе аспирантуры десятки раз, её части
выбрасываются и дорабатываются по мере роста понимания диссертантом того,
что он сделал и чего сделать не сумел.
Более того, идеальной диссертации не существует, всегда есть упущения, ведь
это реальная жизнь, всё желательное полностью сделать невозможно. Поэтому
нужно уметь вовремя остановиться. И ещё раз переделать ключевые формальные
части диссертации, чтобы получилось законченное научное исследование.

переделывать или начинать с нуля мало кому понравится. При разработке целого
ряда тем нет четко прописанных алгоритмов исследований, разработок,
утвержденных планов, что подразумевает необходимость приложения максимума
собственного творчества (хотя любая диссертация подразумевает элемент
научной новизны).
.........
Этот абзац вообще крайне сомнителен по содержанию.
Какая ещё потеря главной идеи? Диссертация - это не художественное
произведение.
У вас есть научная проблема, вы ставите перед собой цель, перечисляете ряд
задач, с помощью решения которых вы достигнете поставленной цели. Решаете
их, публикуете решения. Перед этим вы почитали литературу и написали в
первой главе диссертации, как именно люди пытались решать подобные задачи
раньше и про то, как обнаружили, что ваши задачи не решены, несмотря на их
несомненную актуальность. Затем оформляете оставшиеся главы, выделяя по
главе на задачу. Пишете выводы диссертации - по выводу на каждую задачу,
ведь раз вы их решили, то это и есть ваш результат. В кратком виде
формулируете основные защищаемые положения. Пишете автореферат, проходите
предзащиту, общаетесь с оппонентами, исправляете недочёты в диссертации,
делаете доклад на защите и всё.
Вот вам и весь алгоритм. К чему тут какое-то особое программное обеспечение?
Достаточно просто списка дел и сроков.

куча всяких идей и соображений, часто спровоцированных
чтением литературы на смежные или абсолютно отвлеченные темы или различными
беседами на тему. Записывая их в блокнот, который у меня всегда под рукой,
сортируя их и связывая воедино, особенно отложенные на потом, я теряю массу
времени, а зачастую и вообще упускаю из виду важные моменты.
....
Зачем же вы их записываете в блокнот? Записывайте в Word. Ничего теряться не
будет.

выводов-предложений-обобщений-резюме по итогам прочитанного и результатам
проведенных исследований (а также на этапе их предварительного
планирования-тестирования),
что является наиболее сложным этапом разработки любой главы исследования. И
речь здесь идёт о цели "конечного", устраивающего все стороны, вовлеченные в
исследование, улучшения и углубления исследовательской работы путём
постоянного нахождения в теме, полного погружения в неё, а не о баловстве и
развлечении.
......
Не согласен. Ничем они не помогают. Вот чем они помогают конкретно? Это
именно баловство, причём вредящее человеку исподволь. Он думает, что он
делает полезное, а сам тратит время на никому ненужное форматирование, ввод
тегов, наслаждается красивым оформлением программы, а надо-то - писать текст
диссертации.
Не отвлекайте людей от дела, пусть работают, а не играют в организованность
и бесконечное улучшательство. Организованность внутри человека, из
программы, как джинна из бутылки, её не достанешь.

-*Это 11 письмо от данного участника.

архив: http://subscribe.ru/archive/job.education.aspirant/msg/705884

Организатор и руководитель проекта: Славников Дмитрий - slavnik***@c*****.ru

Ответить   Fri, 23 Nov 2007 16:21:19 +0600 (#705884)

 

Аспирант и Соискатель N 7780 от 2007-11-27
участников 2425 Написать: job.education.aspirant-list@subscribe.ru
Полостью согласна с Dim!!!!!!! Поддерживаю!!!!!! Зачем тратить время
на освоение программы и на то, чтобы записать что-то в эту программу
якобы для упорядоченности, но, по-моему, это пустая трата времени -
можно всё обдумать в голове, записать в Ворд как уже в тело
диссертации, а потом можно переставлять, добавлять - Ворд всё стерпит
- и это удобно и просто - и в конце вырисуется отличная диссертация -
после этого останется ещё раз прочитать, подправить и идти на защиту!
Не стоит усложнять простые вещи! нужно жить проще!!!!

Ответить   Yulia Kardash Tue, 27 Nov 2007 07:24:34 +0200 (#706544)

 

Аспирант и Соискатель N 7775 от 2007-11-26
участников 2426 Написать: job.education.aspirant-list@subscribe.ru
Hello Svetlana,

Вообще-то в словах Dim есть большая доля истины. Робот никогда не
заменит человека. И если нет поддержки научного руководителя, то
никакая программа этого не исправит. Лучше уж почитать методические
пособия по написанию дисера, чем ковыряться в программах, надеясь на
самозарождение какой-то методики.

Основная мысль, которую надо держать в голове: дисер - это
квалификационная работа. Вы должны показать свою квалификацию, а сама
работа - вторична, просто материал, на котором Вы показываете свою
квалификацию.

Квалификация - это умение проводит анализ, синтезировать новые решения
и реализовывать их (классика) для какой-нибудь актуальной проблемы.
+ стандартный набор: связь со специальностью, новизна, практ.
значимость, апробация, публикации.

Соответственно и выстраивайте свою работу.

Актуальность -> цель -> задачи (этапы на пути к цели)

Определили задачи, вот вам и темы для глав, три-четыре главы.
По каждой главе пишете статью, публикуете. Затем эти статьи
преобразуте в главы. Вот вам и дисер.

Никакая программа вам ни цель, ни задачи вашей работы не определит.

Что касается литературы, публикаций и мыслей.
Я лично поступаю тупо: иду в библиотеку,
беру подшивку журналов по специальности и просматриваю их за
последние 10-15 лет, рядом кладу тетрадь для заметок. В номере,
максимум 1-2 приличные статьи, их пролистываешь, записываешь цитату,
ссылку на статью и свою мысль (если есть), возможно, интересную ссылку
на литературу, которую имеет смысл полистать и почитать. Всё! Никаких
рефератов статей, и никаких статей, не относящихся к дисеру. Вот и вся
фасилитация мыслительного процесса.

Я понимаю, была бы тема диссертации связана с автоматизацией
мыслительного процесса, тут еще куда ни шло, можно и поизучать, а в
противном случае вся фасилитация может обернуться лишней тратой
времени.

Но самое главное - это четко осознавать цель и задачи! т.е иметь план!

Удачи!

что

и

и организовывать

настолько

тему

конечном

нет

что

(хотя

в

спровоцированных

беседами

их

а зачастую

при

И речь

-*Это 35 письмо от данного участника.

архив: http://subscribe.ru/archive/job.education.aspirant/msg/706315

Организатор и руководитель проекта: Славников Дмитрий - slavnik***@c*****.ru

Ответить   Sat, 24 Nov 2007 14:03:47 +0600 (#706315)

 

Аспирант и Соискатель N 7779 от 2007-11-27
участников 2425 Написать: job.education.aspirant-list@subscribe.ru
Доброе время суток!

Хочу подытожить, поставить точку в нашей дискуссии. В вопросе выбора
инструментов, способствующих успешному написанию диссертации, мнения
дискутирующих склонились к традиционным ручке и листу бумаги. Или же
неопосредованной работе на всех этапах написания квалификационного
труда. И дело здесь вовсе не в достоинствах или недостатках
конкретного программного решения, а в личных предпочтениях и
привычках. Выбирая тот или иной вариант, важно не забывать, что
первична действительно диссертация, а не способы работы над ней.

Ответить   Tue, 27 Nov 2007 07:23:22 +0200 (#706543)