Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Уроки изобразительного искусства он-лайн. Законы композиции 3.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Законы композиции 3.

 

Цвета имеют и символическое значение: красный выражает напряжение и силу, желтый – беспорядочность, коричневый – закрытость ("древесная кора"), зеленый – ленивое спокойствие ("жующая корова"), синий – спокойствие и созерцание, фиолетовый – печаль (в Китае означал траур). Черный и белый по смыслу переходят один в другой, выражая одновременно понятия "конца" и "начала". Например, белый может символизировать, как бы чистый лист бумаги, начало рисунка, а черный – полностью закрашенную поверхность. С другой стороны, черный цвет – это сумрак, хаос, из которого родится новый мир; белый же – умудренная старость ("бороды стариков").

Мы сталкиваемся и с понятием "колорита". Проще всего его можно объяснить так: "способность внутри одного общего цвета, например, зеленого, найти множество маленьких оттенков – сине-зеленый, коричнево-зеленый, желто-зеленый, фиолетово-зеленый, даже красно-зеленый. При этом, если мы отойдем на некоторое расстояние, все богатство данных оттенков будет восприниматься цельным, в рамках единой зеленой гаммы.

В соответствии со своими психологическими данными, всех художников можно разделить на две категории – "световиков" и "колористов" ("цветовиков"). Первые не могли работать вышеописанным способом и просто "растягивали" зеленый цвет в тоне - от светлого к темному. К данному типу относились, например, художники итальянского Возрождения (кроме венецианцев), мастера Академизма во Франции и России, Сальвадор Дали и т.д. Колористами же можно назвать венецианцев, многих передвижников, парижских импрессионистов... Шишкин, бывший световиком, в течение всей жизни стремился развить в себе колористическое начало и вплотную подошел к "критической черте", но так и не пересек ее. Видимо, изменить некие базовые психологические характеристики человеку не дано.

Талантливый петербургский художник и педагог Юрий Шевчик много времени посвятил разработке понятий мягкое/жесткое. Ученикам показываются примеры различных линий. При всем их разнообразии видно,  что они могут быть объединены в две группы: плавные,  волнистые и ломаные, угловатые. Для удобства обращения им присваивается понятие характера: первым – мягкого,  вторым – жесткого.

Можно продемонстрировать плоские изображения различных предметов, обращая внимание на то,  что определяющим в узнавании лю­бой фигуры на картине является контур. Поскольку контур – это линия,  то,  следовательно,  он,  а также сам предмет могут иметь тот или иной "характер". Даются примеры из окружающего мира. На них мы замечаем,  что в объектах живой природы (например,  цветы,  птицы,  бабочки) преобладает мягкий характер,  а в минералах,  окостенениях,  панцирях – жесткий (также как и у машин и механизмов).

Следует помнить, что мягкое, в силу ассоциации с живым началом обычно более активно, чем жесткое, и, следовательно, больше способно приковывать внимание. Достаточно вообразить изгибающуюся змею посреди железной арматуры.

Желательно помнить и о так называемой "S-образной линии" или "линии красоты" (как ее называл английский художник и теоретик искусства 18 столетия Уильям Хогарт). Чем больше в изображаемом объекте таких линий, тем он эстетичнее. Именно поэтому, например, лошадь более красива, чем носорог, а женщина – чем мужчина.

Не будем забывать и о симметрии,  как о таком строении предмета или всей композиции,  при котором однородные части расположены на одинаковом удалении от нейтральней оси.

Важным компонентом композиции является разнообразие, о котором также рассуждал Хогарт. В своем "Анализе красоты", он приводит пример статуи древнегреческого мастера, который, изображая одинаковые элементы (межреберные мышцы), дабы не впасть в грех единообразия, углубил некоторые из них. Точно так же, живописцы, изображая пуговицы на одежде, затеняют или перекрывают их складками.

Есть хороший способ определить, является композиция удачной с точки зрения разнообразия. Посередине листа бумаги можно вырезать небольшое (размером со спичечный коробок") окошечко и водить им по работе. Если попадающие в кадр фрагменты вызывают интерес, значит, с разнообразием все в порядке. Таким образом, мы даже можем создавать новые сюрреалистические композиции.

В некоторой степени, противоположным по смыслу является закон равновесия. Изображаемые объекты располагаются на различном расстоянии друг от друга, в разном числе, но, накладываясь (хотя бы частично) на "силовые линии", каковыми в данном случае являются диагонали.

(Продолжение следует).

 

Алексей Фанталов.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.education.art
Отписаться

В избранное