Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Педсовет

  Все выпуски  

Всероссийский интернет-педсовет: #16-2007


Интерактивные технологии в образовании: лучшие SMART-решения

В библиотеке Педсовета размещены видеоролики финалистов российского этапа международного конкурса на лучший видеоролик об интерактивном SMART-уроке, состоявшемся в 2006 году.

В «Коллекции эффективных SMART-решений» вы можете ознакомиться с опытом московской гимназии No 1518 – в 2006 году на часть гранта приоритетного национального проекта школой была приобретена уникальная аудиовизуальная студия интерактивного искусства SMART-ART.

PEDSOVET.ORG
Всероссийский интернет-педсовет

http://pedsovet.org
Выпуск 177, 2007-05-09
О Педсовете | Новости | Пресс-релизы | События | ЕГЭ-2007 | Журнал «Лидеры образования» | Конкурсы | Форумы | Библиотека
 

В этом номере рассылки:

  • Главные новости
  • Предстоящие события, в которых вы можете принять участие
  • Жизнь сообщества Всероссийского интернет-педсовета
    Новая техника — новые возможности. Об интерактивной SMART-доске на уроке
    Информатизация без профессионалов
    Сколько надо часов для изучения химии в школе?
    Президентский грант — учителю. Особенности 2007 г.
    Материальная база и финансирование — не единственный залог качества образования
  • Новые публикации в Библиотеке
  • Приглашение к партнерству

Главные новости 02.05.2007 – 09.05.2007

09.05 Класс будущего — мобильный класс
тема: Педсовет
В марте в Московской области был дан старт во многом уникальному проекту — учителя, методисты, администраторы школ 24 городов области получили возможность напрямую, на собственном опыте познакомиться с современными педагогическими технологиями, которые осуществляются на базе мобильных компьютерных и интерактивных устройств.

08.05 Денег на лицензионное ПО школам не дадут
тема: Политика образования
В начале этой недели стало известно, что федеральную программу по легализации программного обеспечения в школах раскритиковало Министерство экономического развития и торговли, а Министерство финансов РФ отказалось выделить для ее реализации деньги.

07.05 Интернет-конференция о ИКТ в обучении истории и обществознанию
тема: Содержание образования
Портал «Сеть творческих учителей» и Интернет-проект «СОМ в помощь учителю» проведут в мае-июне 2007 года Интернет-конференцию «Влияние внедрения ИКТ на реальный учебный процесс при обучении истории и обществознанию.

07.05 Принято новое решение по делу Александра Поносова
тема: Происшествия
Верещагинский районный суд Пермского края приговорил к штрафу в размере 5 тыс. руб. директора Сепычевской школы Александра Поносова, обвинявшегося в использовании нелицензионного программного обеспечения. Однако, дело на этом, видимо, не завершится.

06.05 13 мая пройдет Всемирный марш против детского голода
тема: В мире
В воскресенье 13 мая в 100 странах мира миллионы людей будут участвовать в маршах против голода, организованных Всемирной продовольственной Программой (ВПП) ООН. Пройдет марш и в Москве, место проведения — Воробьевы горы.

04.05 «Учителя года» дают мастер-классы в регионах России
тема: Конкурсы и гранты
Победители и призеры конкурса «Учитель года России» разных лет проводят уроки и мастер-классы в школах Южного Урала. Педагогический тур учителей года по российским регионам организован редакцией «Учительской газеты».

03.05 XII Конференция министров образования стран СНГ проходит в Таджикистане
тема: В мире
В Душанбе (Таджикистан) 3–5 мая проходит XIX заседание Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников стран СНГ и XII конференция министров образования стран Содружества.

03.05 МГУ запустит в космос спутник «Татьяна-2»
тема: Технологии
МГУ им. М. В. Ломоносова запустит второй университетский спутник под названием «Татьяна-2». Соглашение о сотрудничестве в этом направлении на днях подписали Федеральное космическое агентство (Роскосмос) и МГУ. Запуск учебного спутника осуществляется в рамках национального проекта «Образование».

02.05 Отечественная практика e-learning в свете мирового опыта: проблемы и пути решения
тема: Технологии
Какова роль электронного обучения в реализации национального проекта «Образования»? Об этом и не только об этом говорили 18 апреля за круглым столом специалисты системы образования.

Все новости »

Предстоящие события

Конкурс на дизайн молодежного сайта
Место проведения: Москва, Третьяковская галерея на Крымском Валу
Срок подачи заявки: до 15 апреля
Срок подачи работ: 13 мая

Десятый юбилейный Донской фестиваль «Образование. Карьера. Бизнес – 2007»
Время проведения: 15 – 17 мая
Место проведения: Ростов-на-Дону

IV Всероссийская научно-практическая конференция «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» («ИТО-Марий Эл-2007»)
Срок приема тезисов: 15 мая
Время проведения: 7 – 8 июня
Место проведения: Йошкар-Ола

Конкурс мини-грантов в социальной сфере
Срок приема заявок: до 15 мая
Организатор: Британское консульство в Екатеринбурге

Межвузовская научная конференция «Наука в современном обществе: состояние и тенденции развития»
Время мероприятия: 17 – 18 мая
Место проведения: г. Шахты, ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»

Конкурс на соискание премий Правительства Санкт-Петербурга в области журналистики 2007 года
Срок приема документов: до 18.00 часов 21 мая
Место проведения: Санкт-Петербург

Международная конференция «Аудиовизуальные коммуникационные технологии в образовании: глобальные тенденции развития»
Срок регистрации: 22 мая
Время проведения: 5 – 6 июня
Место проведения: Казань

ЕГЭ по русскому языку
Время проведения: 29 мая.

Международный конкурс эссе — 2007
Дата приема заявок: до 31 мая
Место проведения: Center for International Private Enterprise, Washington

Конкурс детского и юношеского творчества «Утро космической эры»
1-й (заочный) этап: 1 апреля – 31 мая
2-й (заочный) этап: 1 апреля – 20 июня
3-й финальный этап: 3 – 6 октября
Место проведения: дистанционно, Москва

ЕГЭ по математике
Время проведения: 4 июня.

Конкурс на лучшее освещение мероприятий Года ребенка
Время публикации конкурсных материалов: 1 января – 15 октября
Срок приема заявок: до 31 октября
Место проведения: Москва

Другие конкурсы, олимпиады, выставки, конференции »

Жизнь сетевого сообщества Педсовета

Новая техника — новые возможности. Об интерактивной SMART-доске на уроке. Андрей Бахтин, заведующий отделом Информационно-диагностический центр УО г. Казани, учитель информатики, рассуждает о преимуществах использования интерактивной SMART-доски на уроках. «Традиционно, в школе внимание всех учеников концентрируется, что называется, „на кончике указки“ учителя. При сохранении такого подхода интерактивная доска в момент общей работы действительно не нужна», — пишет он. Одним из элементов преподавания Андрея Бахтина до появления интерактивной доски была фиксация содержания урока на 4-х — 6-ти досках одновременно, позволяющая работать с «историей слайдов» урока. Это прием использовался и в вузах, например в аудиториях МГУ есть «высоченные доски-ленты, когда законченный фрагмент перемещался повыше, оставаясь в поле зрения студентов», — вспоминает он.

В большинстве школ раньше подобных возможностей не существовало — несколько досок были не в каждом кабинете. Поэтому и методик такой работы почти не было. «Тогда откуда такой способ работы появился у меня? — От методологов школы Г. П. Щедровицкого. Они больше пользовались схемами, чем последовательными записями. Для удобства работы с несколькими страничками-"досками" использовались папочки с прижимным механизмом...»

С появлением новых возможностей, которые дает SMART-доска, легче изменить организацию урока. «На занятии важно включить всех в общую, совместную, коллективную деятельность. Так, чтобы каждому нашлось в ней место, — рассуждает Андрей Юрьевич, — Здесь уже упоминали, что интерактивная доска была придумана для проведения „мозговых штурмов“. Но „штурм“ — не единственная форма коллективно распределенной интеллектуальной работы. Обычное дело, когда в классе есть несколько „интеллектуалов“, несколько „спорщиков“, несколько „болельщиков“, есть просто прилежные „отличницы“, ну, и „камчатка“. В решение одной, достаточно сложной, комплексной задачи, можно вовлечь всех. Они еще будут рваться к доске. Материал при вовлеченности в общую работу усваивают все, в каком бы качестве они не были включены. Даже „камчатка“. Но, скорее всего, она рассосется. Нужны новые задачи, новые методики. Так всегда было — новая техника влечет за собой открытие новых, иногда неожиданных возможностей для деятельности».

Информатизация без профессионалов. Грустный и, возможно, типичный случай рассказывает учитель московской школы № 179, сотрудник Московского института открытого образования и Федерального института педагогических измерений Денис Кириенко: «Прибегает ко мне во время урока учитель информатики, начинает громко возмущаться — почему у него в кабинете 4 компьютера не работает. Я ему сказал написать заявку... Он написал, да еще и до директора добежал со словами о том, что „в таких условиях работать невозможно“. Последующее изучение ситуации показало, что школьники выкрутили в мониторах контрастность до нуля, в результате при включении компьютеров экраны мониторов оставались черными... Что делать с такими учителями?»

Сколько надо часов для изучения химии в школе? Нагрузка с изменением Базисных планов по многим предметом снижается. Химию, физику, географию, биологию дети не будут знать, беспокоятся учителя. Что же делать? «Вернуть госпрограмму, равные и научно обоснованное количество времени на предмет, написать отличные достаточно стабильные учебники и рекомендованную технологию, методику к ним, материально нормативно обеспечить преподавание. Дать достойную зарплату, пенсию и норму труда, отдыха и морально-материального стимулирования учителя в обществе», — перечень мер, традиционно называемые педагогами перечислил учитель ИТ московской гимназии № 1517 Сергей Галаган. Однако тут же добавил: «Утопия, одним словом, сейчас...».

Ситуация в образовании, социальный заказ изменились коренным образом. От учителя требуется видеть не только «свою» часть учебного процесса, но и весь процесс, в целом. «какой предмет из школьной программы не убери, школа все равно продолжит свое существование, пусть однобоко, но видимо сейчас приоритеты другие? Часто задумывают над тем, что мы пытаемся вложить в детей знания химии, биологии, информатики...» пишет учитель химии гимназии № 44 Иркутска Ольга Демидова.

Учитель, отвечающий лишь за отдельный участок работы в школе, видит ли он цельность всех работ? Оценивает ли он значимость «своего» предмета с точки зрения его места в развитии личности ученика или по старинке произносит заклинания, о том что «математика развивает мышление», «грамотно писать должен каждый», «знанием история — уважение к предкам и понимание настоящего», «без любви к литературе интеллигентного человека не бывает»...

Президентский грант — учителю. Особенности 2007 г. Своими наблюдениями над особенностями конкурсного отбора 2007 года лучших учителей на президентский грант в Республике Башкортостан поделился методист, заместитель директора по ИТ школы № 3 г. Учалы Азат Хисаметдинов. «В прошлом году это была новация, поэтому номинантами помимо известных уважаемых учителей стали и практически неизвестные (кто смог быстро сориентироваться и получить поддержку). Этот год был показательным в плане представительства учителей: очень много достойных. Этот поток, по крайней мере у нас, был сильнее прошлого и намного многочисленнее. К сожалению, большинство из них не смогли победить. Почему это произошло, и кто здесь оказался „слабым звеном“, читатель может домыслить и сам...» — тема «Слабое звено национальных проектов». Насколько эти наблюдения общие для всей России?

Материальная база и финансирование — не единственный залог качества образования. Так считает директор Заброденской средней общеобразовательной школы Калачеевского района Воронежской области Владимир Мирошников. «Материальная база школы, условия обучения — сейчас одна из первоочередных задач, пишет он, — Однако, если зациклиться только на этом, очень просто можно упустить темп. Нужен комплексный подход — умение реализовывать программы качественного обучения гибко, в зависимости от материально-технической базы школы. Можно сказать, что „положил себя“, чтобы сделать хорошую, читай современную, базу... Но, думаю, никто не станет спорить, что прямой зависимости между оснащением школы, в том числе и финансовым обеспечением, и качеством знаний нет — все намного глубже. До сих пор наши изыски на форуме в отношении менеджера в образовании касались его умений в сфере экономики и финансов — а как с его технологической, психологической подготовкой? Его лидерскими качествами?», — ставит вопрос директор воронежской школы.

Новые публикации в Библиотеке

Материалы журнала «Лидеры образования» вновь пополнили Библиотеку Педсовета:

Легко ли жить по стандарту?
Разбор полетов. Запланированные нововведения в средней школе должны разгрузить и обновить учебный процесс. Коллегия Министерства образования РФ одобрила проект федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений страны, реализующих программы общего образования.

Тюменский процесс
Разбор полетов. Для того чтобы поднять образование, одного увеличения расходов мало...
Всероссийское совещание по проблемам экономики образования, проходившее в Тюмени, не раз было названо не просто важным, а «жизненно важным». Ситуация близка к парадоксальной. Впервые за многие десятилетия расходы на образование превысили затраты на оборону. Но заработная плата учителей по-прежнему крайне низка, не перестали испытывать финансовые трудности и сами школы...

Что нужно для того, чтобы подготовить школу к введению новых стандартов?
Вопрос ребром. На вопрос редакции отвечают Роман Нехаев, доцент кафедры методики преподавания литературы Московского государственного открытого педагогического университета, Марина Головенченко, завуч школы № 11 г. Москвы, Мерем Биболетова, ведущий научный сотрудник отдела методики преподавания иностранных языков Российской академии образования.

Образование — это услуга или общественное благо?
Вопрос ребром. На вопрос редакции отвечают Владимир Яхимович, директор Московского промышленно-экономического колледжа, Леонид Селиванов, сотрудник информационно-аналитического отдела департамента по молодежной политике Министерства образования РФ, Вячеслав Гусев, директор школы № 497 г. Москвы

Вместе мы — сила
Формула успеха. Еще недавно нас учили, что роль личности в истории, а следовательно, и в жизни ничтожно мала. Все, дескать, решают массы. Теперь мы знаем, что это далеко не так. Наглядный тому пример — Ингушетия. Взамен прежних приоритетов, когда здесь строили олигархический капитализм: жилье — для богатых, образование, здравоохранение — для них же, пришли иные. Рассказывает министр образования Ингушетии Исмаил Танкиев.

Не консенсус, а компромисс
На вырост. Из школы уйдут тушь и рейсфедер. И в этом нет ничего страшного. Работа над новыми стандартами началась в 1992 году, то есть 11 лет тому назад. За это время многое изменилось, и утверждение стандартов в том виде, в котором предлагается сегодня, нельзя назвать шагом «в завтра». Но можно назвать шагом вперед по сравнению с уже имеющейся ситуацией.

Расти, зарплата, и маленькая, и большая
На вырост. Можно ли поднять доходы учителей без больших бюджетных вливаний? Понимание того, что существующая в нашей стране система исчисления зарплаты учителей нуждается в серьезных изменениях, постоянно ширится — о такой необходимости далеко не раз говорилось на самом высшем государственном уровне. «В связи с тем, что оплата учителей привязана к объему работ, они стремятся работать больше в часовом выражении и соответственно увеличивают нагрузку на учеников», — в частности, отмечал президент Владимир Путин. Можно ли разорвать замкнутый круг «рубли за часы уроков»? Решением этой проблемы занимается рабочая группа Министерства образования под руководством советника министра Анатолия Пинского.

Новый ритм олимпиадного движения
На вырост. Отныне вузы больше не будут проводить свои собственные предметные состязания. Уже более 30 лет наша страна участвует в предметных международных олимпиадах школьников (самая первая олимпиада — по физике, прошла в 1976 году в Польше). Об успехе, с которым из года в год наши дети выступают, нередко говорят как о доказательстве того факта, что советская средняя школа, а вслед за ней и российская — одна из лучших в мире. Поэтому вполне естественно, что в период модернизации системы образования олимпиадное движение как предмет национальной гордости не осталось без внимания.

Каждому вузу — по способностям
На вырост. Правительство РФ готовится к рассмотрению положения о ведущих вузах.
Министр образования Владимир Филиппов однажды посетовал, что противники присоединения России к Болонской конвенции критикуют нас за низкий уровень подготовки студентов негосударственными вузами и их филиалами. Безусловно, борьба с недобросовестными вузами ведется, но до каждого новоиспеченного университета, что называется, руки не доходят. Вот и складывается общее впечатление, что все негосударственные вузы — одного поля ягоды...

Золушка по-череповецки
Коллекция опыта... или История о том, как сделать себя в России.
Жила-была девочка. Как и многие, она окончила школу, затем институт и пошла работать. В детский сад. Вышла замуж, родила двоих детей и опять вернулась в детский сад, но теперь уже методистом. Так по привычному кругу и шла бы жизнь Натальи Петровой, если бы в Череповец в начале 1995 года не приехали голландцы. Они познакомили нашу героиню с женщиной, с портрета которой на мир смотрели внимательные глаза.

Строить, а не ломать
Коллекция опыта. В Ингушетии количество образовательных учреждений растет рекордными темпами. Границы между населенными пунктами в Ингушетии весьма условны — заканчивается один городок, сразу начинается другой, и даже старожилы путаются, скажем, где еще Карабулак, а где уже Назрань. И вот, когда едешь по населенным пунктам республики, то тут, то там видишь ярко побеленные и покрашенные новенькие здания. Если вам доведется побывать в этой маленькой горной республике, можете не гадать, что находится в этих зданиях. Это школы. Строительство образовательных учреждений в республике идет семимильными шагами.

Его точка опоры
Путь к победе. Не нужно прогибаться под изменчивый мир. Отец, бывший до войны учителем, назвал старшего сына Русланом, а родившуюся вслед за ним дочь — Людмилой. Руслан вырос и встретил свою судьбу, которую тоже звали Людмилой. Сыну они с женой решили дать имя Руслан и только на дочери прервали традицию — назвали ее Еленой. И надо сказать, что в жизни и в работе Руслану Абдугаппаровичу Рахимову, председателю комитета образования администрации Плавского района Тульской области, пришлось ломать традиции не раз. Конечно, это были иные случаи, нежели наречение именем ребенка, но тем не менее...

Джон Дьюи
Персонаж истории. Педагогика прагматизма. На рубеже XIX и XX веков в США сложилось педагогическое течение, наиболее общие теоретико-методологические посылки которого вытекали из философии прагматизма, ее постулатов и системы аргументации. Огромное влияние прагматизма в этой стране объясня­лось тем, что он отразил и поднял на уровень философ­ских категорий специфические черты обыденного сознания «среднего американца». Окончательное оформление прагматической педагогики связано с именем Джона Дьюи (1859 — 1952) — крупнейшего американского философа и педагога ушедшего столетия.

Тормозной путь
Учебная часть. Как подготовить коллектив к нововведениям. Необходимость постоянного движения вперед стала характерной чертой нашего времени. Особенно остро это ощущают те, кому приходится руководить меняющимися людьми в меняющихся ситуациях. Чтобы «усидеть в седле» и не потерять контроль над временем, лидеру образования нужно очень точно оценивать и использовать человеческий фактор, которым он располагает.

Испытание временем
Психология управления. Оно управляет нами или мы им?
... В самих часах времени нет и никогда не было. Это мы наделяем мир временем, но порой настолько увлекаемся следованию его законов, что забываем о том, что оно исходит все-таки от нас.

Плагиат оптом и в розницу
Юридический советник. Как правильно пользоваться чужими словами. С каждым десятилетием, что проходит после изобретения Гуттенбергом печатного станка, количество написанного текста увеличивается в геометрической прогрессии. Кажется, что все придумано и создать вещь оригинальную уже невозможно. Написав очередной абзац, мучительно думаешь, не является ли твой лихо закрученный сюжет только пересказом того, что читал раньше?

По пути разгосударствления
Экономический советник. В течение ближайших двух лет значительная часть федерального имущества будет передана в частные руки.
Слово «приватизация» в России имеет, по большей части, негативный оттенок. Однако необходимо признать, что в условиях дальнейшего развития рыночной системы страны приватизация является объективным экономическим процессом. Процесс это долгосрочный и, вопреки мнению непосвященных, все еще продолжается.

Мужская работа не только для пенсионерок
Ваша команда. «Книжная» профессия по-прежнему востребована школами и вузами. На Западе профессия библиотекаря считается мужской. В нашей стране 90 процентов работников библиотек — женщины. Это объясняется нашим отношением к людям «книжного» труда: им якобы не нужны деньги и они якобы ничего особенного и не делают. Мужчина с высшим гуманитарным образованием никогда не согласится выполнять такую работу за такую компенсацию — намного проще податься в охранники...

Что делать, если...
... Вы потеряли чужой документ

Современные технологии на службе книгохранилищ
Сервис-центр. Библиотеки сегодня — это не только шкафы и стеллажи с книгами.
Некоторые время назад в ходу было расхожее мнение о том, что современные информационные технологии, в первую очередь интернет, совсем скоро окончательно вытеснят добрые старые библиотеки. Однако время идет, а количество читателей, несмотря на доступность интернета, не убывает. Компьютер не заменил и, пожалуй, никогда не заменит живого общения с книгой.

Экономь время правильно
Интернет-образование. Директор Красноярского центра ФИО Василий Кнауб общается с подчиненными с помощью интернет-технологий. Третий этаж Красноярского института повышения квалификации в шутку называют «виртуальным». Нет, помещение самое что ни на есть реальное — просто там располагается «интернет-сердце» региона: Красноярский центр Федерации Интернет Образования. Бессменный руководитель Красноярского центра ФИО Василий Кнауб — весьма заметная в регионе личность. И хотя бравировать успехами Василий Теодорович особо не любит, отметим, что ему и его команде принадлежит не один десяток передовых идей по «скрещиванию» компьютерных технологий и образования.

Компьютерная мышка «съела» школьный мел
Интернет-образование. В Карельском региональном центре ФИО свои «Осень», «Зима», «Весна» и «Лето».
С восьми утра и до позднего вечера светятся окна в Карельском региональном центре интернет-образования. Здесь не понимают, как это можно работать только по расписанию — с 9 до 19 часов. Открытость — главная особенность Карельского центра. Потому что здесь собрались не просто знатоки информационных технологий, а люди, давно связанные с образованием.

«Хороший герой не может быть плохим»
Социальный заказ. С легкой руки автора «Ну, погоди!» у российских школьников появится друг Кеша.
Александр Курляндский — один из авторов легендарных мультфильмов «Ну, погоди!» и «Возвращение блудного попугая». Он знает, что нужно детям. Но откуда? «Я по природе „ленивый трудоголик“. И главное, чему научился, — это слышать себя». Курляндский считает, что основной закон творчества заключен в китайской гравюре, на которой изображен человек с удочкой: клюет рыба или не клюет, все равно нужно сидеть на берегу, держа удочку, и ждать, когда клюнет.

«Учительница биологии опять хомячков кормит»
Дневник директора школы. Мы продолжаем публиковать отрывки из дневника победителя конкурса «Учитель года России 2003» Игоря Карачевцева, работающего сейчас директором гимназии № 166 г. Санкт-Петербурга.

Дума рисковать не будет
Кто есть кто. Почти половина нового комитета по образованию и науке Госдумы состоит из депутатов «партии власти».
В новом составе Государственной думы «Единая Россия» получила абсолютное большинство — 304 места из 450. Как и ожидалось, после дележа портфелей в российском парламенте «медведям» достались ключевые посты. Не стал исключением и комитет по образованию и науке. Из 12 его членов пятеро, в том числе и председатель, прошли в Думу от «Единой России».

Маленький презент от президента
Как это было. Школы, вузы и колледжи, где побывал Владимир Путин за последние четыре года.
Для любого предприятия или учреждения визит главы государства — всегда большое событие, если не сказать — самое главное в его истории. Оно может полностью перевернуть дальнейшую судьбу не только отдельного коллектива, но и целой отрасли. Особенное значение приобретают визиты первого лица страны в образовательные учреждения.

Приглашение к сотрудничеству

 
© 2007 Образ–Центр

В избранное