Говоря о ноу-хау стоит сказать и о том, чем ноу-хау в бизнесе ПРИНЦИПИАЛЬНО отличаются от ноу-хау в технике. Ноу-хау в технике прикладываются (применяются) к техническим устройствам, ноу-хау в бизнесе применяются не к людям, а ЛЮДЬМИ.
А сами понимаете, что в отличие от техники, человек может ВЗЯТЬ и НЕ ПРИМЕНЯТЬ ноу-хау. Я на собственном опыте знаю, как велика инерция сотрудников в применении каких-то нестандартных, оригинальных рекомендаций. Под любым предлогом они будут стараться не делать то, что им кажется неправильным.
А как вы понимаете, (а понимаете ли?) есть ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ разница между хозяином дела и наемным сотрудником. И эта разница не объективная, а субъективная. Например, любой хозяин дела, в отличие от наемного сотрудника знает, что не деньги главное в любом деле. И наоборот, именно деньги (их количество) считает главным сотрудник.
Прекрасно известно, что множество бизнесов терпит банкротство, и почему-то причиной банкротства люди, не имеющие опыта своего успешного дела, считают то, что НЕ ХВАТИЛО ДЕНЕГ.
Но почему-то никто не заглядывает вперед. Что значит НЕ ХВАТИЛО? Нужно было продолжать деньги вкладывать? А во что? В рекламу? Так что, если вкладывать и вкладывать деньги в рекламу, эффективность рекламы повысится? Нет таких гарантий.
Нужно КОМПЕНСИРОВАТЬ убытки, которые приносит бизнес? А зачем? Что если долго компенсировать убытки, то рано или поздно бизнес станет более доходным? Все наоборот. Чем больше компенсировать убытки, тем меньше усилий прикладывают руководители и персонал и это прекрасно видно по госпредприятиям.
Причиной банкротства не является нехватка денег. Причиной банкротства является КПД меньше 100% бизнеса. То есть на каждый вложенный рубль, дело должно приносить 1.1 рубль или рубль двадцать или больше. А КПД зависит от людей и прежде всего от ИХ ЖЕЛАНИЯ повышать КПД. Если же люди (сотрудники) считают что должны работать деньги, то они занимают позицию капиталиста по отношению к деньгам, которые не их.
Это у капиталиста должны работать деньги, а у сотрудника нет капитала, и поэтому он должен работать над тем, чтобы ЧУЖОЙ капитал использовался МАКСИМАЛЬНО ЭФФЕКТИВНО.
Но как вы понимаете, чужой капитал и его эффективное использование мало кого волнует.
Таким образом, главным ноу-хау становится ответ на вопрос, как добиться того, чтобы ВСЕ сотрудники стремились повышать КПД предприятия.
Ответ на этот вопрос лежит в идеологии или корпоративной культуре предприятия. Корпоративная культура похожа на хорошее вино. Для того, чтобы ее создать, нужны годы, десятилетия, а то и столетия, а испортить ее ничего не стоит.
Итак, главные ноу-хау субъективны. Они лежат в создании мотивации, в азарте сотрудников, в принятии ими вызова, желании победить и так далее.
Давно известно в спортивных играх, что от настроя команды зависит практически все. Если команда не уверена в выигрыше и не собирается за него бороться, то шансов, можно сказать, на выигрыш нет. И никакая филигранная техника не поможет.
Аналогично, если хозяин бизнеса не ориентирован на развитие, на победу конкурентов и не может настроить на это свою команду, то любые ноу-хау помогут такой фирме как мертвому припарки.
Итак, главные ноу-хау субъективны. А раз они субъективны, то каждый сам примеряет их на себя. Подходят они ему или нет. Если не подходят, то он их называет плохими. А если подходят, то называет их хорошими. Хотя на самом деле речь идет только о том, что человек ищет то, что он уже знает, и значит ЗАМКНУТ в рамках своего ПРЕДСТАВЛЕНИЯ о том, что такое хорошо и что такое плохо.
И задача заключается не в том, чтобы дать какие-то великолепные ноу-хау этому человеку, он их все равно не посчитает великолепными, если они не входят в круг его привычных понятий.
Задача заключается в том, чтобы расширить круг понятий и тогда НОУ-ХАУ этот человек тут же увидит сам и не будет оспаривать их эффективность и сопротивляться, а сам ЗАХОЧЕТ применить их на практике.
А еще раньше необходимо, чтобы этот человек ЗАХОТЕЛ расширять круг своих понятий. Понятий, а не знаний. Ну а пока, у меня нет никаких сомнений, что большинство читателей этой рассылки нисколько не сомневаются в своей способности немедленно увидеть великолепное ноу-хау, но сомневаются в том, что эти ноу-хау имеется в той информации, которая попадается им на глаза и в том, что я, например пишу в этой рассылке.
Еще раз повторю эту мысль. Большинство читателей считают себя очень зоркими в ОБНАРУЖЕНИИ НОУ-ХАУ и неспособными кого бы то ни было, им эти НОУ-ХАУ продемонстрировать. А все УВЫ :( НАОБОРОТ. Ноу-хау вам могут сообщить МНОЖЕСТВО людей, но лишь единицы способны эти НОУ-ХАУ обнаружить и согласиться с фактом их наличия. Вот такое НОУ-ХАУ. Готовы признать эту мысль ОЧЕНЬ сильным НОУ-Хау??? Или нет???