Потери от неумения учиться - огромны! Только представьте себе - выпускников школ, ВУЗов нужно вновь учить, письма должны быть перепечатаны, время встреч пересмотрено, отгрузки переадресованы, договор не заключен, тренинг забыт, едва закончившись и т. д. и т. п. ...
В чем же проблема?
В педагогике обучение рассматривают в виде двух видов активности (и не только в педагогике, например, тренеры образовательных центров, повышения квалификации и т.п.):
взаимодействие между обучающим (преподаватель/тренер) и обучаемым (ученик),
непосредственные умственные и физические действия, которые осуществляет обучаемый (ученик) для присвоения некоторого
учебного содержания, способа деятельности.
С дидактической позиции (научной) отношение «обучающий — обучаемый» является первичным, порождающим отношение «обучаемый — учебный материал». При этом, понимая, что познавательная деятельность человека осуществляется и за пределами обучения, ученые педагоги не считают эту активность обучением. Другими словами – обучение – это обязательно выверенная
дидактически школьная, ВУЗовская программа, а что вне нее – это не обучение. Здорово, не правда ли?! В результате десятки педагогических технологий обучения и ни одной технологии самообучения! Но ведь о знаниях нельзя говорить вне контекста человека. Их нельзя передать (можно информацию, но не знания), они рождаются в голове человека, он их сам создает, т.е. самообучается. И насколько он умеет самообучаться в процессе:
взаимодействия
с обучающим (преподаватель/тренер),
непосредственного умственного и физического действия создающего знания с использованием учебного и иного содержания,
настолько качественно будет его обучение. Преподаватель в процессе обучения выступает лишь организатором учебного процесса, источником учебной информации, психологом в воспитательном процессе… Причем с возрастом человека роль преподавателя утрачивает свое значение и возрастает роль способности человека к самообучению.
Посмотрите на сайтах рекрутинговых агентств требования к специалистам. Как правило, в перечне требований обозначена способность специалиста к самообучению. Связано это с тем, что не всякая компания может обеспечить обучение своих работников, а жизнь постоянно меняется, растут требования к квалификации специалистов и предпочтение отдается тем, кто умеет учиться сам. Завершить пост я хочу словами выдающегося педагога-новатора В. А. Сухомлинского, понимая, при этом, слово «самовоспитание» достаточно
широко, в том числе и как «самообучение»:
"Самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает".
Самообучение – фундамент обучения и далее мы поговорим о технологии самообучения, узнаем, как научиться эффективно учиться!
Цель поста - пробудить
мысль читателя, пусть и не согласную с субъективными размышлениями автора, которая
позволит взглянуть на обучение и самообучение под другим углом зрения.
Читайте далее:
Выгоды, которые Вы получите, читая этот блог
Как мы выполняем ту или иную работу?
IT-решение, которое мы будем использовать
Технология в отличие от процесса или старой технологии - всегда
обеспечивает преимущество (несколько примеров)
Какая
технология нам нужна при самообучении?
Технология создания технологий
Итак,
создадим технологию работы с информацией применительно для самообучения
Этап
№1 «Целеполагание или цель обучения»
- методы целеполагания
метод "Дерево знаний"
метод "Пирамида Б. Франклина & метод
Л.Н. Толстого"
метод "Л. Да Винчи"
матрица Эйзенхауэра
SMART
метод "PVP LS"
Этап №2 «Сбор информации»
- методы сбора информации
вторичные исследования
первичные исследования
и так далее...
Выгоды, которые Вы получите, читая этот блог...
Взрывной рост
качества самообучения и обучения других.
Сможете работать
с большими объемами информации и "знаниевых материалов". Из
прочитанного, увиденного, услышанного вы ничего не будете забывать, даже,
если у вас будут десятки тысяч единиц информации (файлов). (Например, для подготовки к ЕНТ-ЕГЭ)
Во время учебы
и практической деятельности легко преодолеть, если они есть: лень,
усталость, ощущение пустоты в голове, желание бросить учебу или работу,
ощущение собственной глупости, скуку... и т.д.
Научитесь сохранять
свои мысли и идеи, которые возникают во время чтения и быстро их
вспоминать.
Получите
инструменты эффективного обмена знаниями с другими людьми.
Будете знать,
как защищать интеллектуальные продукты, которые обязательно у вас
появятся, если Вы научитесь эффективному обучению.
Сможете создавать
практическое знание и легко его применять, как говорится «здесь и сейчас».
Научитесь зарабатывать на информации...
Контактная информация:
Пишите мне на адрес info@pvpcenter.org и посетите сайт www.pvpcenter.org Через
Skype: pvpcenter можем обсудить интересующие вас вопросы, в том числе вы можете прослушать мой тренинг. Архив рассылок находится по адресу http://subscribe.ru/catalog/invest.information Напишите мне, предлагайте свои идеи для рассылки и веб-сайта. Делитесь своим опытом. Задавайте вопросы. Рассказывайте о себе и своих успехах в обращении с информацией.
Пишите! Удачи Вам, Владимир Проскурин (С) Vladimir Proskurin, 2013
P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей, то, пожалуйста, перешлите ему эту ссылкуhttp://subscribe.ru/catalog/invest.information