Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Денежная информационная машина - #3/09.04.2010


Добрый день, уважаемый читатель!

Сегодня мы поговорим о том, почему нужна технология работы с информацией…

Каждое мгновение нашей жизни мы находимся в каком-нибудь процессе: в процессе управления автомашиной, в процессе сна, в процессе чтения, в процессе работы и т.п. В толковом словаре иностранных слов Л.П. Крысина, толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слову процесс дано следующее определение:

ПРОЦЕСС [нем. Prozess < лат. рrоcēssus продвижение вперед]. - ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь.

Людей, обычно, не устраивает просто «последовательная смена состояний» в ходе того или иного процесса… Нам важно, чтобы последовательная смена состояний того или иного процесса привела к нужному нам результату. Поэтому в рамках процесса мы используем чужие или создаем свои программы деятельности, позволяющие нам получать планируемый результат. Такие программы деятельности называются технологиями. В отличие от интуитивных последовательно-параллельных действий в ходе процесса, технология  должна содержать:

  • четко поставленную и достижимую цель (запланированный и ожидаемый результат в установленные сроки);
  • условия входа в процесс и выхода из процесса;
  • жесткий порядок и время действий (распределение по очередности или по времени);
  • четко зафиксированные критерии перехода от одного действия, фазы или этапа к другому;
  • неизменный набор действий, техник и приемов, предметов (инструментов), участвующих в технологии;
  • если необходимо, то все альтернативные варианты действий при выполнении или не выполнении какого-либо критерия.

Сегодня, с учетом возможностей развития информационных технологий, к этому перечню я бы еще добавил пункт о том, что любая технология должна содержать инструмент в виде IT решения (компьютерной программы), обеспечивающего человеку поддержку мыслительной деятельности. Возможно, для простых технологий это не обязательно, но для сложных - IT решение стало в наше время обязательным атрибутом.

Таким образом, чтобы в любом деле (процессе) получить запланированный и ожидаемый результат в кратчайшие сроки, необходимо владеть соответствующей технологией.

Представьте себе, что перед вами и вашим коллегой стоит задача пожарить яичницу.

Условия задачи:

  • коллега имеет опыт и знает технологию жарки яичницы, начиная от самых мелких деталей, как-то: где взять яйца, масло и какие, какую взять сковороду, имеет рецепты и т.д., до деталей: какой огонь, как разбить яйца, сколько минут жарить, как и сколько солить и т.д.
  • вы будете жарить яичницу первый раз и никогда не видели, как это делается...

В результате, ваш коллега через пять минут уже будет с жареной яичницей, а у вас еще неизвестно, что получится, потому что вы будете идти методом проб и ошибок, так называемым методом «научного тыка».

Аналогично можно сказать и о технологиях работы с информацией (На этом сайте мы будем разбираться только с одной технологией – технологией работы с информацией. При этом будем руководствоваться утверждением, что технология работы с информацией присутствует в любом процессе (деле)). Не трудно предсказать какой будет результат, например:

  • в процессе учебе у учащегося, владеющего технологиями работы с информацией и у ученика, не владеющего технологиями работы с информацией;
  • у педагога, владеющего технологиями работы с информацией и у педагога, не владеющего технологиями работы с информацией;
  • у менеджера, владеющего технологиями работы с информацией и у менеджера, не владеющего технологиями работы с информацией и т.д.

А раз так, то задайтесь вопросом: почему мы в своем большинстве абсолютно безграмотны, например, в таком деле, как вопросы работы с информацией (говорю это не понаслышке, а ежедневно вижу на тренингах, в организациях образования, в компаниях...)? Почему технологиям работы с информацией, которую человек начинает получать с первых секунд своей жизни, которая является основой в любом деле, нигде не учат! Ведь, например, все школьные, ВУЗ-овские предметы можно назвать информацией, а учащихся школ, студентов не учат, как с нею работать! Должен заметить, что этому не учат и потом, в процессе профессиональной деятельности в госучреждениях, различных компаниях, где информацией являются различные документы профессиональной деятельности (отчеты, справки, исследования, письма, приказы, докладные, графики, договоры и т.п.)...

Кто-то сейчас возразит, что, мол, организации образования (детские сады, школы, ВУЗ-ы...), подразделения развития персонала компаний, все-таки учат технологиям работы с информацией. На что задам ряд вопросов и, если вы ответите на них, то напишите мне, где находится эта организация образования или компания (я не исключаю, что такие организации есть...), которая научила вас ниже перечисленным техникам работы с информацией.

Вопрос 1. С чего начинается работа с информацией (например по той или иной теме школьного или ВУЗ-овского предмета, по тому или иному вопросу профессиональной деятельности)? Это легкий вопрос и если вы ответили с «поиска», «сбора», то ответили правильно. Однако вопрос на этом не заканчивается. Если вы знаете, что нужно делать, в данном случае собирать информацию, то ответьте на вопрос, как это делать. Здесь и начинается самое интересное: большинство людей предлагают источники получения информации (книги, Интернет и т.п.), но никак не технологии (методы) сбора информации. Это все равно что знать отдельные адреса, где взять запчасти для Вашего автомобиля, но не знать купить эти запчасти.

Вопрос 2. Вопрос для тех, кто знает технологии сбора информации (см. вопрос 1). Во время сбора информации и далее, что мы делаем с информацией? Я не знаю, что Вы ответили на этот вопрос. Буду надеяться, что ответили «анализируем». Однако и в этом случае мой вопрос на этом не заканчивается. Пожалуйста, ответьте, как вы анализируете информацию? Моя тренинг-практика показывает, что очень мало людей знают основные виды (типы) анализа. В лучшем случае называют сравнительный анализ, не так часто SWOT-анализ и на этом список иссякает. Бывает, что участник тренинга называет тот или иной вид анализа, однако, когда мы касаемся методики его проведения, то в этом случае, обычно, ответа нет или респондент путается при ответе.

Вопрос 3. Назовите следующий этап работы с информацией после того как мы ее собрали, подвергли процедуре анализа по тем или иным критериям? Надеюсь, что вы ответите «систематизируем», хотя не уверен. А далее, как я уже это делал в первых двух вопросах, ответьте: «Какие вы знаете технологии (методы) систематизации информации?» При этом, если вы не знаете риторику (подсказка где искать), то ответить на этот вопрос не сможете. Незнание этого вопроса приводит к плачевным результатам. Я повсеместно вижу, что учащийся, менеджер компании систематизируют информацию как ему вздумается... В результате часто получается полная неразбериха.

Вопрос 4. Назовите следующий этап работы с информацией после этапов сбора, анализа, систематизации? Если вы ответили «кодификация», то ответили правильно. А если ответите на вопрос, как это делать, то Вы, вообще, молодец! Ведь кодификация это очень важный момент, позволяющий выяснить, есть ли у Вас та или иная информация и где она находится. Кодификация - это своего рода палочка-выручалочка для того, чтобы не забыть, в нужный момент найти и использовать информацию и знания...

Вопрос 5. Как и где хранить информацию и «знаниевые» материалы? Ответ на этот вопрос - личные или корпоративные: библиотеки, базы данных, «хранилища знаний». При этом насчет библиотек и баз данных вы имеете представление, а вот касательно того, что такое «хранилище знаний», как его создать, ответит не каждый.

Вопрос 6. Как управлять «знаниевыми» материалами, как трансформировать знания в материальные ценности? Ответ на этот вопрос - применить технологии менеджмента знаний. А что такое «менеджмент знаний» и как применить его технологии? - вопрос не из простых. Не ответив на этот вопрос, вы не сможете работать с информацией на современном уровне, быть конкурентоспособным.

И т.д.

Я не хочу далее утомлять вас своими вопросами. Тем более, что они (вопросы) и ответы на них я намерен публиковать на своем сайте, о них говорю на своих тренингах, в своих публикациях и книгах. Все мои вопросы были лишь потому, что я хотел доказать вам, что к сожалению технологиям работы с информацией в семье, организациях образования, в подразделениях по развитию персонала компаний и т.п., уделяют очень мало внимания! В результате она так и остается всего лишь декларативной схемой или формулой, например такой:

  • «учись сын/дочь - получишь знания - получишь хорошую работу/создашь свой бизнес - будешь хорошо жить»

или такой:

  • «информация - знания - практическая деятельность - продукт деятельности - умение жить»,

для бизнесов такой:

  • «обучение персонала - знания персонала - практическая деятельность персонала - прибыль компании»,

а не технологией, позволяющей получить запланированный и ожидаемый результат в установленные сроки. Для того, чтобы эта формула стала технологией нужна ее детализация, разбивка на этапы, постановка цели, определение ряда критериев… (см. выше определение технологии).

Здесь необходимо сказать о том, что психически нормальный человек с возрастом и опытом создает свои технологии работы с информацией. И в этом нет ничего плохого, считается, что так и должно быть, потому что у разных людей разные каналы восприятия, организации и обработки информации. Плохо другое, а именно: незнание и непонимание многими людьми того, что при работе с информацией есть этапы, которые менять или пропускать нельзя! Если при жарке той же яичницы у вас не будет сковороды, то о какой яичнице может идти речь?! Такие этапы служат, как при строительстве каркасно-панельного дома (в начале создается каркас, а затем на каркасе монтируются другие конструкции дома), каркасом для остальных этапов технологии работы с информацией.

Сколько книг, посвященным техникам и приемам работы с информацией, написано, сколько уроков, лекций, тренингов за время обучения прослушано каждым из нас. Однако многие ли могут сказать, что помнят все и могут «здесь и сейчас» продемонстрировать свои знания, свои прежние работы, начиная с рисунков детства и кончая лекциями ВУЗа, курсов повышения квалификации? Со временем у большинства людей не найдешь ни одного конспекта, книги разбросаны по всему дому (а многие просто утрачены), документы в виде файлов на компьютере расположены способом известным только его хозяину (нередко и хозяин в них разбирается с трудом), на вопрос о той или иной информации, человек не может ничего сказать конкретного, отвечая: «Да, помню, проходили, кажется в таком-то классе или на таком-то курсе ВУЗа…» и т.д. и т.п. В различных государственных и частных компаниях увольнение сотрудника парализуют компанию, по причине того, что вверенная ему информация систематизирована и кодифицирована только ему известным способом или он уносит информацию с собой, в том числе сведения конфиденциального характера... Информация в компаниях часто дублируется, на поиск нужной информации уходит до 50% рабочего времени.

Резюмируя выше сказанное, еще раз повторю - в основе любого дела, процесса на первом месте стоит информационная составляющая. Чтобы мы ни делали, мы постоянно находимся в процессе получения и обработки информации. Поэтому важно научиться работать с информацией, иметь соответствующую технологию работы с информацией. На сайте www.pvpcenter.narod.ru  и на моих тренингах я попытаюсь рассказать вам, что, зная основные техники и приемы работы с информацией, понимая принципы конструирования технологий и, используя IT-решения, обеспечивающие мыслительную деятельность человека, вы сможете, не обладая какими-либо уникальными способностями, создать эффективные персональные и корпоративные технологи работы с информацией.


Как со мной связаться:

Пишите мне на адрес rc-kct@yandex.ru и посетите сайт www.pvpcenter.narod.ru

Напишите мне, предлагайте свои идеи для рассылки и веб-сайта. Делитесь своим опытом. Задавайте вопросы. Рассказывайте о себе и своих успехах в обращении с информацией. Пишите!

Удачи Вам,
Ваш Владимир Проскурин

(С) Vladimir Proskurin, 2010


В избранное