Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Денежная информационная машина №2/08.04.2010


Добрый день, уважаемый читатель!

       Электронная газета "Денежная информационная машина!" посвящена авторской PVP-технологии работы с информацией, позволяющей Вам зарабатывать деньги, превратить работу с информацией в увлекательное и эффективное занятие. В каждом выпуске этой рассылки Вы найдёте полезные материалы по организации информационного бизнеса, об информационном маркетинге, тренинг-деятельности, обучающих методиках, уловках, трюках, приемах работы с информацией для того, чтобы превратить ее в товар.

Предлагаю Вам ознакомиться с моей публикацией, которая позволит лучше понимать, что такое менеджмент знаний...


Публикация в ноябре 2008 г. в брошюре (SME. PROPOSALS TO STIMULATE DEVELOPMENT IN KAZAKHSTAN
Редакторы-составители: Казиева Р.К., Сидельников В.В.
)
ISBN 9965-763-95-Х
© Фонд Фридриха Эберта

Автор – Проскурин Владимир Петрович
E-mail: rc-kct@rambler.ru

Управление знаниями или интеллектуальными активами компании

Уровни менеджмента

В наш обиход прочно вошло слово «менеджмент». Слово «менеджмент» пришло к нам из английского языка и переводится, как «управление, заведование, руководство». Более широко менеджмент – это искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами.

Очень часто люди понимают менеджмент, оперируя только словом «управление». Вместе с тем, это далеко не так. Принято считать, что менеджмент, как процесс управления имеет три уровня (адаптировано: «Педагогика XXI века», пр. Жайтапова А.А. пр. Рудик Г.А., Проскурин В.П., 2008):

- нулевой (Этот уровень характеризуется постановкой перед персоналом компании только цели в виде достижения определенного результата или результатов. Менеджеров, работающих на этом уровне менеджмента, называют администраторами);

– первый  (Уровень, на котором перед персоналом ставится цели в виде изменения процесса, внедрения технологии. Как правило, изменение процесса, технологии меняет результативность работы компании, поэтому этот уровень считается более высоким в сравнении с нулевым. Менеджеров, работающих на этом уровне менеджмента, называют управленцами);

– второй (Этот уровень характеризуется управлением компании через внедрение новых знаний на основе прогресса, а также организации процесса управления знаниями. Внедрение новых знаний и управление знаниями ведет к изменению процессов и технологий, изменению результативности компании. Поэтому этот уровень, с точки зрения эффективности – более высокий).

img1

Говоря об уровнях менеджмента нельзя не вспомнить об эволюции базовых концепций менеджмента (см. таблицу ниже, адаптировано из «Управление знаниями (технологии, методы и средства представления, извлечения и измерения знаний» / В.В. Лабоцкий. - Минск: Соврем, шк., 2006). Они нам будут нужны в той части этой статьи, где мы будем говорить о менеджменте знаний.

Парадигма менеджмента

Комментарий

Финансово-ориентированный менеджмент

Стал актуален для предприятий СНГ в начальный период перехода к рыночной экономике, придя на смену чисто производственным задачам

Маркетинг-менеджмент

Пришел на смену предыдущей парадигме при переходе от рынка производителя к рынку покупателя. Управление на основе маркетинга как определяющей идеологии

Менеджмент качества (процессно-ориентированный менеджмент)

Как концепция менеджмента, не сводится к функциональной задаче управления качеством (задаче ОТК), а предполагает выстраивание бизнеса, на основе идеологии качества организации и совершенствования процессов деятельности, ориентированной на удовлетворение правильно идентифицированных требований клиентов

Менеджмент знаний

Тесно связан с концепцией нематериальной экономики, экономики знаний, лежащими в основе оптимальной организации процессов компании

Обычная деятельность организации  и проектная деятельность

Работа любой организации может включать в себя два вида деятельности: это обычные работы (или бизнес-процессы) и проекты. Оба этих вида могут взаимодействовать между собой, пересекаться и даже частично совпадать по причине того, что они имеют некоторые общие черты. Например, они выполняются людьми, ограничены в ресурсах, могут быть спланированы, выполнены, проверены. Но обычная работа организации и проекты имеют значительные отличия. Самое главное отличие между ними в том, что обычная работа организации идет постоянно и может повторяться, тогда как проекты - это нечто уникальное и временное, т.е. для проекта обязательно должны быть определены начало и конец проекта в виде даты или результата. Таким образом, проекты и работы по их реализации в жизнь, называемые управлением проектами, имеют значительные отличия от обычных работ именно благодаря временности и уникальности каждого проекта. (Источник: www.caseclub.ru). По мере эволюционного развития менеджмента роль проектов в жизни организаций значительно выросла и, особенно, в организациях, использующих 2-й уровень менеджемента. В защиту проектов, как эффективного метода строительства успешной организации, необходимо сказать о КПД ряда форм обучения персонала организации:

  • лекции - где есть возможность, в основном, просто услышать новое;
  • семинары - где можно услышать, увидеть и обсудить новые принципы действий;
  • тренинги - где, в первую очередь, можно и нужно отработать предлагаемые действия в условиях, приближенных к реальным ситуациям;
  • проекты - где формируются новые профессиональные навыки;
  • обучение путем организации портфолио-процесса, создания личного или корпоративного хранилища знаний (внедрение системы менеджмента знаний).

Двойная петля менеджмента

С момента образования и на протяжении жизни организация развивается эволюционно от простого к  сложному. В первую очередь это относится к персоналу компании, который в начале жизни компании выполняет ограниченное число процессов и в эволюционном развитии приходит к их усложнению, овладению новыми технологиями, достижению новых результатов. Наиболее эффективно развитие компании происходит с использование метода проектов. Ключевыми составляющими этого метода является организация работ с использование двойной петли менеджмента (см. рисунок).

img2 

(адаптировано: «Педагогика XXI века», пр. Жайтапова А.А. пр. Рудик Г.А., Проскурин В.П., 2008):

Как видим на рисунке начальной и конечной точкой развития (строительства) организации – является период приобретения знаний их хранения и использования. Насколько эффективно будет организован этот процесс (процесс управления знаниями), настолько результативными (качественные и количественные индикаторы результативности) будут проекты и в целом развитие организации.

В мировой экономике успешность бизнеса начала опреде­ляться нематериальными факторами - их принято обозна­чать термином «знания». Если раньше стоимость компаний составляли финансовый капитал, здания, оборудование и другие материальные ценности, то в новой, постиндустри­альной, эпохе главным источником богатства становится ин­теллектуальный капитал (систематизированные и уникаль­ные знания).

Знание - единственный вид ресурса, существенно отлича­ющий один бизнес от другого, ресурс, который не поддается быстрому воспроизводству конкурентами, что позволяет компаниям, умеющим им управлять, получить уникальные и устойчивые преимущества.

Понимание того, что отличает компанию от ее конкурен­тов и последующее применение этой информации является ключом к созданию успешной бизнес-политики. Прежде все­го данные должны быть превращены в пригодную для ис­пользования информацию, в случае необходимости, объеди­ненную с информацией, взятой из различных неструктури­рованных источников, таких, как Интернет, электронная почта, документы и т.д. Стратегия предполагает максималь­ную объективизацию знаний, извлечение их из традицион­ных источников, каковыми являются отдельные сотрудни­ки компании, с соответствующей системой мотивации. Нуж­ные знания должны быть извлечены и предоставлены нуж­ным сотрудникам, в нужное время и в нужном месте. Таким образом должно быть организовано совместное использова­ние знаний, их защита и интеграция в цепочку бизнес-про­цессов. Только тогда могут быть достигнуты эффективные преимущества перед конкурентами и минимизированы за­траты. Подобная технология известна как управление зна­ниями (Knowledge Management, KM).

Управление знаниями (технологии, методы и средства представления, извлечения и измерения знаний) / В.В. Лабоц­кий. - Минск: Соврем, шк., 2006

Сколько стоит интеллектуальный капитал компании?

А= B - C
B - рыночная стоимость компании
С - балансовая стоимость компании
А - ин­теллектуальный капитал

Другой способ оценки: стоимость интеллектуального капитала по меньшей мере равна человеческому капиталу (затраты на воссоздание знаний), плюс, потребительский капитал (затраты на привлечение новых клиентов), плюс, структурный капитал (способность компании воплощать человеческий и потребительский капитал в товары/услуги)…

Корпоративные знания невозможно поставить на баланс. Однако конкурентные преимущества и прибыль, которые предприятия получают при правильном использовании этих невидимых, но весьма ценных активов, вполне осязаемы. Превратить накопленный интеллектуальный багаж в коммерческую выгоду помогают концепции управления знаниями.

Управление знаниями и менеджмент знаний…

Термины «управление знаниями» и «менеджмент знаний» часто отождествляют, хотя между ними есть различия. Управление знаниями относится к чисто функциональной задаче - управления систематизированной информа­цией, а менеджмент знаний или менеджмент, основанный на знаниях, - целенаправленная организация деятельности всей компании, где «знания» рассматриваются, как главный стратегический фактор успеха. Таким образом, управление знаниями - лишь составная часть этой глобальной задачи.

Управлять знаниями так, как управляют, например, фи­нансовыми ресурсами, нельзя. Однако можно управлять вза­имодействиями между явными и скрытыми знаниями, спо­собствовать обмену знаниями на уровне групп, на индивиду­альном и корпоративном уровне, управлять переходом зна­ний из одной формы в другую. Перечисленные процедуры следует отнести к взаимодействиям. В связи с этим, наиболее трудной задачей в списке задач по внедрению менеджмента знаний и систем управления знаниями, является формирование у сотрудников компании (организации) культуры совместной работы и общего доступа к данным, выбор лидера КМ, назначение его на специальную должность СКО (Chief Knowledge Officer), приданием ему необхо­димых распорядительных функций в рамках установлен­ных полномочий.. Культура доверия и обмена знаниями - важнейший фактор успешного управления знаниями. Создать культуру доверия возможно при помощи организационных инструментов. Например, если ясны процедуры обмена знаниями, соблюдаются авторские права, оценивается вклад каждого в сохранение опыта компании и создание новых идей, то такая атмосфера сама по себе мотивирует сотрудников к обмену знаниями и опытом. Тем более, что такая процедура, как правило, складывается в компаниях стихийно в курилках...

Персональная  и корпоративная система управления знаниями…

Схематично систему управления знаниями можно представить следующим образом:

img3

 

           При этом отличие персональной системы управления знаниями от корпоративной, будет в части количества пользователей, наличии сервера для организации сетевого обмена информацией, менеджера по управлению знаниями в компании, подключению к системе приложений (например – бухгалтерского; по работе с клиентами и т.п.).

            Как видно на схеме для создания системы управления знаниями необходим софт – компьютерная программа, реализующая основные принципы менеджмента знаний и соответствующая организационная структура компании.

Основные принципы работы с КМ:

  • необходимо «видеть» все ресурсы, которые могут оказаться полезными для решения той или иной задачи;
  • все имеющиеся ресурсы должны быть структурированы и занесены в соответствующие директории (каталоги);
  • кастомизация (разграничение доступа) ресурсов для отдельных категорий пользователей или для решения различных задач;
  • руководить процессом должен СКО (Chief Knowledge Officer).

Основные результаты управления знаниями:

  • сохранение и использование в новых условиях при постановке новых задач и для решения новых проблем настоящего и прошлого профессионального опыта и знаний сотрудников, даже если они уже не работают в данной компании;
  • наличие постоянного доступа к необходимой информации (знаниям);
  • исключение возможности «информационной перегрузки» сотрудников, т.е. слишкомбольшого потока информации (знаний);
  • своевременное получения новостей, «критичных» для данного бизнеса;
  • предотвращение дублирования одних и тех же информационных потоков, циркулирующих в различных подразделениях компании;
  • сокращение рабочего времени, затраченного на поиск информации;
  • кастомизация знаний и информации;
  • сокращение (исключение) неоправданных затрат на дополнительные информационные ресурсы путем их центра­лизации;
  • получение необходимой профессиональной информационной поддержки бизнеса;
  • повышение общего уровня информированности сотрудников.

Рекомендуемый софт

На рынке программного обеспечения можно найти следующие версии программных продуктов:

  • по управлению корпоративными знаниями:
  • программы серии IT Advisor (корпорация Microsoft);
  • по управлению персональными знаниями:

Зарубежные:

  • Convea 5.1 (средство коллективной работы с модулем «база знаний»).
  • Monkey 1.0 (средство коллективной работы с модулем «база знаний»).
  • Owl Intranet Engine 0.72 (средство коллективной работы с модулем «база знаний»).
  • General Knowledge Base 1.0 (специализированное ПО для работы с базами знаний).
  • HYPER CLIP 1.1 (специализированное ПО для работы со статьями в формате HTML и XML).
  • True-Knowledge 3.1 (специализированное ПО для рабо­ты с базами знаний).
  • Correlate Personal 2.5 (специализированное ПО для ра­боты с базами знаний).
  • The Brain (специализированное ПО для работы с база­ми знаний).
  • MindManager (специализированное ПО для работы с базами знаний).
  • PlanBee (специализированное ПО для работы с базами знаний);
  • Microsoft OneNote 2003 (специализированное ПО для Работы с базами знаний);
  • КБ 908 (специализированное ПО для работы с базами знаний).

Отечественные:

  • PVP Lingvo System v.1.347 (средство как индивидуальной, так и коллективной работы) - полную информацию о продукте можно получить на сайте www.pvpcenter.narod.ru .

Отличие зарубежных и отечественных программ существенны лишь в цене, зарубежный софт в разы дороже отечественного и имеется проблема технической поддержки.


Как со мной связаться:

Пишите мне на адрес rc-kct@yandex.ru и посетите сайт www.pvpcenter.narod.ru

Напишите мне, предлагайте свои идеи для рассылки и веб-сайта. Делитесь своим опытом. Задавайте вопросы. Рассказывайте о себе и своих успехах в обращении с информацией. Пишите!

Удачи Вам,
Ваш Владимир Проскурин

(С) Vladimir Proskurin, 2010


В избранное