Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Проект "Эффективный человек"

  Все выпуски  

Проект "Эффективный человек": Правила работы над проектом


Любой, кто уже пытался самостоятельно строить процесс работы над каким-либо проектом, натыкался на такую проблему: договора бесполезны. В договоре можно описать условия выполнения или срыва обязательств, прикрыв свою задницу от потенциальных проблем - но не обезопасить себя от возникновения этих проблем. А между тем, решение крайне простое.

Пропишите в договоре "Правила работы над проектом".

Пример таких правил

Большей частью, люди - существа крайне неорганизованные и некомпетентные. Если что-то выпадает за область интереса, ответственности или профессиональных обязанностей конкретного человека, он сразу теряется. А поскольку вы - специалист или руководитель команды специалистов, то вполне естественно, что ваши клиенты ничего не понимают и не собираются понимать в вашей сфере деятельности - иначе они бы к вам и не пришли.

Поэтому вам нужно не только выполнить собственно работу, а вообще взять под контроль весь процесс взаимодействия. Точнее говоря, вам нужно:

Информировать заказчика о принятом у вас или в вашей компании алгоритме работы: когда, что и как будет происходить. Из каких этапов состоит работа, когда и кем подписываются бумаги, как происходит сдача-приемка результатов, когда и за что платятся деньги. Когда человек знает, что вы ПЛАНИРУЕТЕ делать, у него создается внутреннее ощущение контроля за процессом.

Информировать заказчика о постпроектном обслуживании. Знать, что происходит после того, как "мы все закончили", не менее важно, чем знать, "что мы планируем делать": завершение работы для вас - это самое начало использования продукта для клиента, и меньше всего ему хочется оказаться в этот момент у разбитого корыта. Сформируйте у клиента правильные ожидания, чтобы уменьшить его беспокойство.

Информировать заказчика об ограничениях. Это тот самый пункт, который ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть в вашем договоре, если вы хотите не просто "прикрыть задницу", а вообще предотвратить появление проблем. Помните: ваш заказчик некомпетентен в вашей сфере деятельности, поэтому он не знает границ, за которые не имеет права заходить. Кроме того, наличие ограничений позволяет отсекать недобросовестных клиентов и в корне устраняет проблемы типа "они хотят слишком много за такой маленький бюджет".

Установить правила взаимодействия. Нужно указать, кто с вашей стороны по каким вопросам компетентен, как и когда с ним можно взаимодействовать. Установить, какие формы общения приемлемы, какие способы связи предпочтительны, в каком виде должна подаваться информация, чтобы ее можно было учитывать в работе. Во-первых, это профессионально. Во-вторых, это дает вам право требовать того же от клиента - иначе вы неизбежно погрязнете в ситуациях, когда в принятие решений вмешиваются какие-то левые люди, ваших сотрудников дергают в самое неудобное время, а указания поступают в таком виде и с такими задержками, что на одни только выяснения "а что собственно надо сделать" уходят недели.

Фиксировать всю промежуточную информацию. Результаты телефонных переговоров, общение в аське, очные обсуждения, устные передачи от третьих лиц - обязательно резюмировать в текстовом виде, указывать ответственных лиц и юридически фиксировать. Или хотя бы пересылать копию заказчику на почту: электронная почта сегодня - такой формат хранения данных, который позволяет точно установить дату и сам факт их получения и прочтения.

Обучать сотрудников заказчика работе с продуктом. Может показаться, что это лишняя работа, но будьте уверены: когда какая-нибудь некомпетентная девочка испортит уже готовый и приносящий деньги продукт, и заказчик (совершенно справедливо) потребует от вас "починить все" в авральном режиме - ВОТ ЭТО и будет лишняя работа. Примите превентивные меры: потратьте время на подготовку инструкций, обучите нескольких сотрудников, чтобы в случае проблем вашим первым вопросом был не "ой, а как это случилось?", а "вы уверены, что следовали инструкции?"

Впишите эти правила в приложения к договору, рекомендуйте клиенту им следовать - и жизнь станет проще и приятнее.

С уважением, Алексей Глазков.

В избранное