Проект "Эффективный человек": «Ничего Слишком», или Трактат об эффективности
Знающий людей - разумен.
Знающий себя - просветлён.
Побеждающий людей - силен.
Побеждающий себя - могущественен. «Дао-де-цзин»
При каких условиях возможна эффективность? Что нужно с нашей стороны, чтоб достичь ее в той или иной конкретной ситуации? Этот вопрос неоднократно ставился в научной, технической, экономической областях, где объект исследования определим и исчислим. Но все исследовательские усилия в этом плане до сих пор направлены на изучение «действия» и «результата» - как будто человеческую жизнь действительно можно разложить на цепочку очевидных причин и недвусмысленных
следствий.
Но что такое эффективность в общем плане - с точки зрения поведения человека в живом неопределенном мире?..
Даосские мудрецы, например, не считали «повседневную эффективность» чем-то видимым, осознанным, реальным, способным к измерению. По мнению Лао-цзы, основателя даосизма, эффективность возможна только тогда, когда исключает принуждение, присвоение и пресыщение. С этой точки зрения, западные представления о «личной эффективности» крайне далеки от настоящих: она «привязывается к каждой ситуации, вместо того чтобы постепенно раствориться в реальности».
Слишком тонко заточенное острие
Мягкая рассудительность дао, идущая из глубины веков, говорит, что человеку необходимо по возможности избегать всяческих излишеств. Это основа жизненной мудрости. В «Дао-де-цзине» есть притча о кувшине, который, будучи не наполнен, держится вертикально, но наклоняется, как только его начинают наполнять. Заполнить его до краев возможно, только удерживая силой; поэтому лучше остановиться до того, как он будет наполнен, чтобы, находясь в равновесии, он тем не менее не опрокидывался.
Мораль такова: не нужно прилагать лишних усилий. По-гречески этот девиз звучит как meden agan, «ничего слишком». При этом, он не наделяется каким-то запретным сакральным смыслом, беря начало из простой повседневной практичности: небо синее, вода мокрая, полная чашка проливается через край, а слишком тонко заточенное острие в конце концов ломается...
Это парадоксально, но получается, что избыток эффективности убивает эффективность.
Как говорится у Лао-цзы, «тот, кто стоит на цыпочках, не может долго стоять; тот, кто широко шагает, не может долго ходить». Все, что делается в избытке, не только совершается впустую, но и создает сопутствующий эффект, за который приходится платить дважды: внутри, когда разрушается эффективность, и вовне – когда она становится далека от желательной. Ведь вместо того, чтобы протекать «незаметно», как бы спонтанно, эффективность становится выделенной,
вызывая «напряженность», фокусируя на себе «противодействие», что в конечном итоге завершается ее утратой.
Вот почему в конечном итоге настоящая эффективность всегда кажется недостаточной. «Великое дело избегает завершения» - говорит Лао-цзы. Другими словами, чтобы как следует проявляться, настоящая эффективность должна оказаться прямо противоположной завершенному усилию, которое постоянно отстает от своего результата; это необходимо как раз для того, чтобы не прекращать своего существования. «Большое достигается только при постоянной нехватке; и значит, его применение
неисчерпаемо; полнота подобна пустоте, и значит, ее применению нет предела». Продолжая развивать эту мысль, Лао-цзы говорит: «Незаметен тот, кто сам восхваляет себя; неизвестен тот, кто сам себя утверждает; хвастун не достоин уважения; бесславен тот, кто гордится собой».
Компенсаторная логика реальности
Эффективность проявляется лишь в процессе. Кто стремится добиться непосредственной эффективности, тот лишь затрудняет возможность ее получения. И не потому, что он нетерпелив и стремится как можно быстрее достичь поставленной цели, а в силу того, что он составил себе неправильное представление о реальной действительности: все, что прямо направлено на достижение эффективности, связано с усилием, но эффективность как результат достигается только в ходе процесса, изменяющего ситуацию, а
не в зависимости от поставленной цели и прямо вытекающих из нее действий. Глубоко ошибается тот, кто стремится насильственно добиться эффективности, предпринимая «рывки», вместо того, чтобы следовать по пути, на котором эффективность случается «сама по себе». Вот почему, если избегаешь хвастовства, то будешь на виду, если не будешь самоутверждаться, то будешь известен.
В конечном итоге, стратегия получения эффективности сводится к простейшей истине: нужно уметь ее имплицировать, то есть научиться пользоваться ситуацией таким образом, чтобы она, без всякого принуждения, сама порождала эффективность. Развитие такой логики позволяет заключить, что настоящим стратегом является тот, кто сумеет наилучшим образом заполнить пустоту ситуации, так, что она явится источником компенсаторной эффективности, мощное проявление которой будет действовать
в пользу мудреца.
Исходя из принципа взаимозависимости противоположностей, пронизывающей все аспекты реальности, и учитывая тот факт, что влечения, обусловленные им, притягивают друг друга, превращаются друг в друга и становятся неисчерпаемыми, мы можем смело пользоваться компенсаторной логикой реальности, дабы заставить ситуацию реагировать в нужном направлении. Для этого достаточно начать движение в сторону, противоположную результату, который мы хотим получить.