Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Проект "Эффективный человек"

  Все выпуски  

Проект "Эффективный человек": Время Ненавидеть, или Почему Мы Не Любим Продажников


Они навязчивы, наглы и нечеловечески упрямы. Они появляются всегда невовремя, ходят в грязной обуви по чистому офису и отнимают ваше время. Они встречают вас заученными фразами в любом магазине. Они говорят вам любую ложь, чтобы заставить принять их ненужные предложения. Они не интересуются вашими проблемами, но хотят, чтобы их проблемы решили именно вы. При этом они считают, что их работа - пуп земли, и без нее экономика просто загнется.

Это они, продажники.

Мы устали от них. Это из-за них сегодня умение красиво всучить считается важнее умений изобрести, произвести или починить. Это из-за них стимуляция спроса - основной фетиш современной экономики. Это из-за них появляется реклама, которая не работает, маркетинг, которого не существует, и бренды, которые по сути - просто воздух. Чертовы барыги научились получать деньги из этого воздуха, и мы ненавидим жлобский капитализм, высасывающий из людей последние копейки.

Ни для кого не секрет (а если для вас это секрет, то сейчас он раскроется), что маркетинг считается сегодня основной составляющей бизнеса. Это гребаный парадокс, какая-то сумасшедшая инверсия причинно-следственных связей: производство товара считается менее важным, чем его продажа. Неважно то, что ты делаешь - важно, чтобы это купили!

Миром правят те, кто перепродает.

Они, конечно, оправдываются перед нами. “А вы представьте, что вдруг по волшебству разом исчезли все продавцы” - говорят они. - “Очень интересно, как бы вы тогда обеспечивали свою жизнь? Ездили бы на ткацкую фабрику, чтобы покупать одежду себе и своей семье? Ездили бы по крестьянам, чтобы покупать еду? Ездили бы по писателям, чтобы почитать их рукописи, и мчались на бумажную фабрику за туалетной бумагой?”. Это, конечно, справедливые слова. Но, к сожалению, они тоже не работают.

И я сейчас покажу, почему.

Этап 1. Представьте, что вдруг по волшебству разом исчезли все продавцы. Действительно, вам придется все делать самому: ездить на далекую ферму за мясом и молоком, к местному пекарю за хлебом, к швее за одеждой и сапожнику за обувью, в другой город за нужными инструментами. Многое вы начнете запасать впрок.

Бесспорно, это неудобно: вы держите все эти вопросы в голове и тратите на них драгоценное время. Но зато вы можете торговаться, потому что производитель сам назначает цену и лучше всех знает, во что ему обходится продукт. Возможно, позже вы наймете специального человека - закупщика, который будет руководить всем этим и торговаться за вас.

Этап 2. Но вот в вашем городе появился один продавец. Может быть, это даже ваш закупщик, который отсоединился и стал работать самостоятельно. С одной стороны, вам это удобно: всю головную боль по закупу, доставке и хранению можно скинуть на другого человека. С другой стороны, вы не можете теперь контролировать его зарплату. Но у вас появляется выбор: поехать к производителю и купить дешевле, потратив силы и время, или же обратиться к купцу, который продает дороже, но сидит рядом.

Этап 3. Потом в вашем городе появляются еще два продавца - тоже чьи-то бывшие закупщики. И вот, наконец-то, вам становится удобно! Купцы начинают конкурировать между собой и сами сбавляют цены. Все, что вам нужно сделать - обратиться к тому, кто подешевле. А можно, кстати, еще и поторговаться, погрозив закупить товары у другого продавца.

Этап 4. Видя такую картину, все больше и больше закупщиков подаются в свободную торговлю, пользуясь своими умениями и связями. Создается рынок: концентрированная однородная среда, в которой вы можете найти все, что вам угодно, не мучаясь вопросом, как далеко все это производится и как трудно все это добывать. Это заботы торговцев, а не ваши. Идеальная ситуация достигнута: вы можете получить любые вещи, с минимальными сторонними наценками, сконцентрированные в одном месте.

Этап 5. Но все это не длится долго. Вы постепенно забываете, где найти прямых производителей, и видите в качестве источника только рынок. А торговцы, в свою очередь, скрывают от вас свои контакты, чтобы вы покупали только у них. Сплоченный рынок - большая сила; продавцы объединяются в картель, договариваются с производителями и становятся единственными дилерами их товаров. Это удобно производителям: не нужно мучаться с розницей, можно производить огромные оптовые партии, выкуп которых гарантирован дилерами. Это удобно продавцам: убрав производителя как потенциального конкурента, они могут теперь устанавливать любые наценки, какие захотят.

И вот мы получаем следующую ситуацию: производители работают огромными партиями, не отвлекаясь на мелочь вроде вас, а продавцы создают картельный сговор, по которому назначают конечную цену в несколько раз выше реальных затрат цепочки. Вы отдали власть продавцам, и то, что раньше стоило 3 рубля и несколько часов разъездов, теперь стоит 30 рублей и без вариантов.

Этап 6. Но, все-таки, шила в мешке не утаишь. Какие-то продавцы не согласны с ситуацией, какие-то уходят в другие сферы, какие-то от глупости много болтают - и вскоре покупатели понимают, что их наябывают. Поэтому некоторые из них начинают объединяться в более крупные структуры - союзы, холдинги - и пытаются обойти рынок продавца. А поскольку производителю выгодно работать с крупным заказчиком независимо от того, дилер это или конечный покупатель, часть покупателей уходит с рынка и работает с производителем напрямую.

Этап 7. Купцам это не нравится. Но давить ценой у них нет никакой возможности, поэтому они начинают давить оборотами, заполняя рынок “своими” товарами. Вскоре они “уходят в народ”: концентрированные рынки отмирают, а вместо них появляются разрозненные точки продаж, равномерно раскиданные по площади города.

Это очень неудобно для покупателя, поскольку повторяет ситуацию, с которой все началось: источники товаров рассредоточены, и закупать их, и сравнивать цены очень трудно. Но именно это и надо продавцам: они искуственно создают информационный вакуум и могут более свободно повышать цены, потому что покупатели не видя конкурентов, которые сидят не под боком, а как минимум в другом квартале. А чтобы у них покупали все больше и больше, продавцы начинают накачивать спрос.

Этап 8. Появляется теория стимуляции спроса, цель которой - заставить покупателя купить продукт. Появляется реклама, как специальный канал прямой стимуляции. Появляются бренды, как заменитель для настоящей информации о качестве и стоимости товара. Появляется маркетинг, как сборник методов по управлению покупателями. Появляется целая индустрия упаковки и дизайна. И все это - для того, чтобы оправдать наценку продавца и заставить нас покупать как можно больше.

Что мы получаем в итоге?

И вновь, как и на первом этапе, вам придется все делать самому: ездить в один супермаркет за едой, в другой за одеждой и обувью, в третий за нужными инструментами. Вновь многое вы запасаете впрок, потому что никогда не понятно, будет завтра в продаже этот же товар, или его заменит новый, “еще лучше, чем обычный”. Вам вновь приходится держать все эти вопросы в голове и тратить на них драгоценное время. Но: теперь вы имеете дело не с прямыми производителями, а с целой индустрией наебалова и армией специально обученных людей. Поэтому вы уже не можете торговаться, не можете выбирать самую лучшую цену, ваши мозги замусорены псевдополезной информацией, а в голове смешаны сотни марок и брендов.

Мы кормим их своими деньгами. Как минимум половина любой уплаченной вами цены - это наценка посредников. Как минимум половина проблем с купленными вами вещами - это их вина. И вы ничего, абсолютно ничего не можете с этим поделать.

Мы устали от них. Это из-за них сегодня умение красиво всучить считается важнее умений изобрести, произвести или починить. Это из-за них стимуляция спроса - основной фетиш современной экономики. Это из-за них появляется реклама, которая не работает, маркетинг, которого не существует, и бренды, которые по сути просто воздух. Чертовы барыги научились получать деньги из этого воздуха, и мы уже ненавидим жлобский капитализм, высасывающий из людей последние копейки.

Миром правят те, кто перепродает. Вы еще не подумываете сменить профессию?

С уважением, Алексей Глазков.

Интересное в блогах:
Фрицморген о преподавании информатики
Макс Крайнов о бизнес-рисках
Давыдов о маркетинге - книга в PDF

В избранное