В конце 1960-х жил один человек, Майкл Йорк. Более 20 лет он играл роль второй скрипки в компании, управляющей сетью фирменных магазинов одежды, разбросанных по всем Соединенным Штатам, под началом общительного, энергичного и более молодого президента. Его служба текла размеренно и спокойно.
Но совершенно внезапно президент умер, оставив ему кресло высшего руководителя. Майклу к тому времени исполнилось 60 лет. Надо сказать, что он имел хорошую подготовку финансиста: для него не было никаких секретов ни в системе подсчета издержек, ни в закупках, ни в инвентаризации, ни в финансировании новых магазинов, ни в движении товарных запасов и т. д... Но люди? Люди всегда были для него чем-то абстрактным. “It`s not my job”, как говорят в США.
Заняв неожиданно освободившийся пост президента, Майкл не изменил своим привычкам финансиста. Все, что он сделал - взял под свой контроль, как он это называл, “учет человеческих ресурсов”.
С момента назначения и до своего ухода на пенсию он регулярно выполнял следующую операцию: три раза в неделю, возвращаясь с обеда, заходил в отдел кадров и брал наугад 8-10 папок с личными делами молодых сотрудников. Затем в своем кабинете он открывал первую папку, быстро ее прочитывал и начинал звонить.
Первый разговор мог быть примерно следующего содержания: "Господин Робертсон, с вами говорит президент компании из Нью-Йорка. У вас работает молодой человек по имени Джо Джонс. Разве месяцев шесть назад вы не рекомендовали его на должность, на которой он мог бы набраться опыта в коммерческой деятельности? Было такое?! Ну и почему вы ничего не сделали?!" После этих слов президент буквально бросал трубку.
Затем он открывал другую папку и звонил другому начальнику в другом городе: "Господин Смит, с вами говорит президент компании. Помнится, вы хотели поручить одному своему сотруднику, Дику Рою, работу, на которой он мог бы подучиться бухгалтерскому учету товарных запасов? Я только что узнал, что вы выполнили свое намерение, и хочу сказать, что очень доволен тем, как вы работаете над подготовкой нашей смены".
Йорк проработал в должности президента совсем недолго - ровно столько, сколько ему позволил возраст. Но и сегодня, по прошествии почти 15 лет со дня его ухода, даже никогда не работавшие с ним сотрудники совершенно справедливо связывают с его именем успешное функционирование компании.
Майкл Йорк не был лидером. Он не привлекал внимание, не создавал корпоративный дух, не стремился вести за собой и за всю свою жизнь так и не научился общаться с людьми, оставшимися для него чем-то совершенно абстрактным.
Но мне он нравится намного больше, чем лидеры сегодняшнего дня.
А вам?
Мораль этой истории, возможно, в том, что руководителю удается установить хорошие отношения в своей компании не обязательно благодаря тому, что у него есть "талант обращения с людьми". Скорее, это можно объяснить тем, что в своей работе и взаимоотношениях с окружающими он нацелены на вклад в общее дело.
Именно поэтому взаимоотношения продуктивны, - а это и является единственно верным определением "хорошие человеческие отношения". Ведь выражение теплых чувств и приятные слова бессмысленны и даже лицемерны, если не существует общей направленности на выполнение определенной работы; а с другой стороны, возникающие время от времени словесные перепалки не являются серьезной помехой во взаимоотношениях людей, если они стремятся к достижению общих результатов и решению поставленных
перед всеми задач.
Как вы думаете: что объединяет генерала Джорджа Маршалла, начальника штаба армии США времен Второй мировой войны, Альфреда Слоуна, руководителя компании "Дженерал моторс", и его ближайшего помощника и партнера Николая Дрейштадта?
Конечно, все они были выдающимися руководителями. Маршалл был "профессиональным солдатом", суровым, целеустремленным и в то же время обаятельным; Слоун был прирожденным "администратором", скупым на эмоции, вежливым и достаточно замкнутым; а Дрейштадт отличался дружелюбием, задором и напоминал старого немецкого ремесленника.
Объединяет их то, что каждый из них вызывал глубокую преданность и даже привязанность у тех, кто работал вместе с ними. Все трое, каждый по-своему, строили свои отношения с сотрудниками, ориентируясь на вклад в свою организацию, в силу специфики работы все трое находились в тесном контакте с людьми, служившими предметом их пристального внимания и анализа. Все трое принимали радикальные решения, касающиеся непосредственно "людей" - но ни один из них особо не беспокоился о "межличностных отношениях".
Вы, наверное, видите, какая огромная пропасть пролегает между понятием “руководителя” сегодня и вчера. Тот, кто называется “лидером” сегодня - мыслит категориями “управления людьми”, стремясь захватить их внимание, ум и любовь. Тот же, кого правильнее было бы назвать “антилидером” в пику современным представлениям - мысли категориями “вклада в общее дело”, в процессе продвижения управляя поступающими ресурсами максимальной аккуратностью и вниманием.