Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Страхование для всех

  Все выпуски  

Страхование для всех


Информационный Канал Subscribe.Ru

Руководитель октябрь

Страхование для всех. Информация от www.insur.ru

 

Папка Руководителя. Обзор страхового рынка, октябрь 2002 г.

Концепция развития страхования в Российской Федерации одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2002 г. № 1361-р

Папка Страховщика-Маркетолога (комментарий)

Положительным моментом Концепции является выделение в общем плане приоритетных направлений развития страхового дела, проблем в области страхования, требующих решения на государственном уровне, прогнозирование перспектив развития данной области экономики. Тем не менее, есть ряд положений Концепции, которые вызывают сомнения в однозначности понимания положения дел в страхова-нии и требуют разъяснения со стороны разработчиков концепции.
Не совсем корректно на наш взгляд использование в Концепции большого количества фраз типа «усиле-ние контроля», «дальнейшее совершенствование развития», «совершенствование регулирования отношений» и т.п., поскольку подобный подход делает данный документ декларацией о намерениях с поверхностным анализом тенденций современного страхового рынка и неопределенными путями достижения намеченных целей.
Ниже предлагаем вашему вниманию структуру принятой Концепции.
I. Состояние страхового дела в Российской Федерации;
II. Основные цели, задачи и направления развития страхования в Российской Федерации
1. Направления развития обязательного и добровольного видов страхования;
2. Повышение капитализации рынка страховых услуг;
3. Совершенствование налогообложения и регулирования страховой деятельности;
4. Участие иностранного капитала на российском рынке страховых услуг;
5. Совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью;
6. Совершенствование и развитие законодательства, регулирующего страхование
III. Ожидаемые результаты реализации положений Концепции
Разумным является включение в Концепцию третьей главы «Ожидаемые результаты реализации положений Концепции», поскольку меры по развитию страхового рынка, предусмотренные концепцией, несомненно, должны преследовать определенный результат. К сожалению, остается неясным вопрос относительно того, как будет контролироваться выполнение положений Концепции, поэтому многие аналитики страхового рынка и ведущие специалисты страховых компаний оценивают Концепцию лишь как декларативный документ.

Постановление Правительства РФ от 4 октября 2002 г. № 737 «О конкурсах среди страховщи-ков для осуществления страхования за счет средств соответствующего бюджета»

Папка Страховщика-Маркетолога (текст и комментарий)

Данным Постановлением утверждаются «Основные требования к проведению открытых конкурсов по от-бору страховщиков для осуществления страхования за счет средств соответствующего бюджета».
Однако, каких-либо требований к страховщикам – участникам конкурса в документе не представлено, не конкретизировано, какие федеральные органы исполнительной власти могут являться организаторами конкурса, т.е. участникам мероприятия предоставлена широкое поле деятельности: все выявит конкурс - и степень финансовой устойчивости страховщика и его возможности в сфере страхового бизнеса.

В Госдуме рассматривается проект Федерального закона «О взаимном страховании»

Папка Страховщика-Маркетолога (извлечения и комментарий)

Законопроект «О взаимном страховании» обсуждается уже не первый год, и его редакция постоянно пре-терпевает определенные изменения. Последняя редакция законопроекта отличается от складывающейся в настоящее время практики страхования, и таким образом не отвечает в полной мере реалиям современно-го страхового рынка.
Прежде всего, необходимо упомянуть о том, что сфера деятельности ОВС будет ограничена заключением договоров имущественного страхования (статья 58), то есть ОВС не могут проводить операции по лично-му страхованию.
С экономической точки зрения страхование в ОВС будет выглядеть следующим образом: члены ОВС об-разуют резервный фонд из вступительных взносов. В дальнейшем любой член ОВС может осуществлять страхование своих имущественных интересов. В ОВС не допускается установление предпочтений или за-претов на осуществление страхования в отношении конкретного члена ОВС. В то же время допускается установление скидок и надбавок к страховым тарифам по установленным единым правилам (статья 61). Из собранных страховых взносов формируются страховые резервы. Страховые резервы и резервный фонд являются основой платежеспособности ОВС. Есть и новшество, отличающее ОВС от страховой организа-ции. Выплаты осуществляются за счет собранных страховых премий, страховых резервов и резервного фонда, в дополнение к этому при недостаточности средств используются средства членов ОВС, которые солидарно несут субсидиарную ответственность. В какой-то степени подразумевается, что каждый член ОВС (договора о взаимном страховании) выступает «как часть страховщика» и несет дополнительные риски, что, по нашему мнению, не совсем обосновано.
В данной редакции законопроекта предлагается ограничить сферу деятельности ОВС лишь страхованием имущественных интересов членов общества. В случае если ОВС планирует страховать других лиц (не членов ОВС), то его необходимо преобразовать в коммерческую организацию (см. статья 65), фактически реорганизоваться в страховую организацию. Также следует учесть требования к минимальному количест-ву членов общества, установленные статьей 10 закона. Число членов общества, устав которого не допус-кает членство физических лиц, не может быть менее 10. Число членов общества, устав которого допуска-ет членство физических лиц, не может быть менее 100.

Тематический обзор посвящен страхованию жизни и пенсий.

Папка Страховщика-Маркетолога

В этом месяце тематический обзор посвящен страхованию жизни. В прошлом году аналогичный опрос страховщиков проводился в августе. В связи с изменением механизма налогообложения операций по страхованию жизни ситуация за прошедший год несомненно поменялась. Поэтому, на наш взгляд, небе-зынтересно провести анкетирование страховщиков с целью выяснения основных моментов проведения долгосрочного страхования жизни – процесс заключения договора страхования, установление страховой суммы и страховых тарифов, срок страхования, пенсионное страхование, маркетинг в отношении страхо-вания жизни, актуальные проблемы развития страхования жизни в России. В разделе «Статистика и спра-вочные материалы» помещены таблицы смертности для мужчин и женщин по России и по странам мира.
В рамках тематического обзора рассматривается вопрос о том, кто страхует свою жизнь в России, или перспективные страхователи. Согласно данным исследовательской группы "КОМКОН-2" в последние го-ды число пользователей накопительного страхования остается примерно неизменным и составляет 85 – 90 тыс. человек, причем основная масса застрахованных приходится на систему Росгосстраха. Для многих жителей сельской местности и малых городов долгосрочное страхование жизни традиционно является накопительным инструментом. Но потенциал роста спроса в этой прослойке невелик, и за счет него в обо-зримой перспективе не удастся сформировать значимых инвестиционных ресурсов.
Также в тематическом обзоре приведена схема осуществления налоговой оптимизации на Западе и в США. Там сотни банков выступают страхователями жизни своих сотрудников, получая как возмещение в случае их смерти, так и доход по полисам, совмещенным со сберегательной программой. Доходы эти не облагаются налогом, а сотрудники зачастую и не знают, что банк наживается на их жизни (или смерти).

Принят Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" уста-навливающий необходимость страхования ответственности реестродержателя и арбитражно-го управляющего на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве

Папки Юриста и Страховщика-Маркетолога (извлечения и комментарий)

Новый закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает страхование ответственности реест-родержателя и арбитражного управляющего на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. Такое страхование не было предусмотрено предыдущим законом «О несостоятельности (банкротстве)», и поэтому является новым видом страхования. Однако пока не ясно, смогут ли страхов-щики проводить такое страхование по общим правилам страхования профессиональной ответственности, или им следует подать документы на лицензирование новых правил страхования ответственности по до-говору. Подробнее смотрите папку Юриста.
Статья 16 закона устанавливает, что реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель, причем договор с реестродержателем может быть заключен только при наличии у него договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о бан-кротстве.
Статья 20 предусматривает, что Арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих арбитражные управляющие, которые не имеют заключенных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, уча-ствующим в деле о банкротстве.

Приказ Минфина РФ от 05.08.2002 № 77н "Об отчете о составе акционеров (участников) страхо-вой организации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.10.2002 № 3861)

Папка Юриста

Минфином РФ принят Приказ, которым утверждены формы отчетов о составе акционеров (участников) страховой организации и инструкция по их заполнению. Информация, предоставляемая страховому над-зору в отчете о составе акционеров (участников) страховой организации, необходима для контроля вы-полнения последними требований ст. 6 Закона "Об организации страхового дела в РФ".
 

Приказ КФМ РФ от 03.09.2002 № 62 "Об утверждении Инструкции о представлении в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Феде-ральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыва-нию) доходов, полученных преступным путем" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.10.2002 № 3860)

Папка Юриста

Данным Приказом утверждены Инструкция и формы предоставления в КФМ РФ информации предусмот-ренной Законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".
В связи с разъяснениями Конституционного суда РФ может последовать изменение налогооб-ложения осуществленных после 1 января 2001 года выплат по некоторым договорам страхо-вания жизни, заключенным до 1 января 2001 года,
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 05.07.2002 № 203-О, Папка Экономиста-Бухгалтера
Предметом рассмотрения Постановления Конституционного Суда РФ были положения главы 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц", устанавливающие налогообложение материальной выгоды, получен-ной от экономии на процентах за пользование заемными средствами, полученными до вступления в силу соответствующей главы НК РФ.
При этом разъяснения Конституционного Суда РФ могут иметь как положительную сторону, так и по-влечь возможное негативное развитие событий.
Из пункта 2 статьи 212 НК РФ следует, что при получении налогоплательщиком дохода в виде матери-альной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами, при опреде-лении налоговой базы налогоплательщик должен исходить из действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату получения заемных средств.
В данном определении Конституционный Суд РФ разъясняет, что обязательства физических лиц вклю-чать в совокупный доход материальную выгоду в виде экономии на процентах за пользование заемными средствами возникает после ввода в действие главы 23 НК РФ, т.е. после 01.01.2001 г., и применимы эти обязательства лишь к остатку суммы заемных средств на 01.01.2001 г. При этом при определении налоговой базы следует исходить из ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ и действующей на 01.01.2001 г., а именно – 25% годовых. Иное означало бы придание налого-вому закону обратной силы, что противоречило бы статье 57 Конституции РФ.
В практическом плане последствия вынесения такого решения могут затронуть и договоры страхования жизни, заключенные на срок менее 5 лет, а также иные договоры страхования жизни в случае их досроч-ного расторжения. Вооружившись такими разъяснениями Конституционного Суда РФ и положениями ст. 31 закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", налоговые органы могут потребовать применения к соответствующим обстоятельствам, установленным пунктами 2 и 3 ст. 213 НК РФ, ставки рефинансирования на 1 января 2001 года – 25 % годовых. Более подробно смотрите папку Экономиста-Бухгалтера.
 

Архив "Обзора страхового рынка"

Предлагаем приобрести CD-диск с архивом "Обзора страхового рынка" за 1997-2001 годы.
Цена диска:
- 1800 рублей - до 30 ноября 2002 г.
- 2100 рублей - после 30 ноября 2002 г.
Заявки - на info@insur.ru
 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное