Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Страхование для всех

  Все выпуски  

Страхование для всех


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Накопительное страхование жизни Рассылки на http://subsctribe.ru
Рассылка от http://welcome.to/kozlitin - СТРАХОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ!
 

НАКОПИТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ И ИНВЕСТИЦИИ (ч.1)

Обзор рынка накопительного страхования жизни

Семинары для страховщиков

 

НАКОПИТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ И ИНВЕСТИЦИИ (ч.1)

Общеизвестно, что долгосрочное накопительное страхование жизни может дать огромные инвестиционные ресурсы для экономики. Например, во Франции, на начало 1997 года инвестиции страховых компаний в экономику составляли 560 млрд. долларов (39% объёма ВВП), причём 80% этой суммы приходилось на резервы по долгосрочному страхованию жизни. В этот период около 20% общей суммы сбережений жителей Франции приходилось на долгосрочное страхование жизни.

Финансовые ресурсы, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот через механизм долгосрочного страхования жизни и пенсий в России, разумеется, значительно меньше, но, тем не менее, весьма внушительны. Валютные сбережения в России оцениваются примерно в 50 млрд. долларов и основная их часть представляет собой долгосрочные накопления. С учетом этого валютный ресурс долгосрочного страхования жизни при соответствующих условиях мог бы составить около 30 млрд. долларов.

По состоянию на начало 2000 года объём рублевых сбережений населения России составлял 478 млрд. рублей.

Приняв за ориентир долю долгосрочного страхования жизни в совокупных накоплениях граждан во Франции (где, как и в России, пенсионные фонды не получили такого развития, как в США), можно оценить достижимый объём взносов по долгосрочному страхованию жизни за счёт рублевых сбережений в 95 млрд. рублей.

Краткий комментарий о необходимости надежного инвестиционного инструмента

Таким образом, очевидно, что инвестиционный потенциал страхования жизни велик, но в России, к сожалению, не существует стабильного и надежного инвестиционного инструмента. Большинство руководителей страховых компаний высказались за то, что, если государство даст возможность страховщикам вкладывать резервы в долгосрочный надежный инструмент, это положительно скажется на состоянии всего рынка. Доходность такого инструмента должна, по мнению страховщиков, координироваться либо с учетом изменения уровня инфляции, либо исходя из доходности по аналогичным бумагам. Но во главу угла ставится даже не уровень доходности, а надежность в сохранении и приумножении страховых резервов.

Целесообразно максимально расширить инвестиционные возможности страховых компаний, в т.ч. за счет выпуска специальных страховых ценных бумаг с достаточно длительными сроками погашения, адекватной антиинфляционной защитой и гарантиями возвратности (в т.ч. как вариант, гарантиями международных финансовых институтов), считает Коваль А.П. - депутат Государственной Думы ФС РФ, Председатель Подкомитета по страховому законодательству.

А специалисты ПСК вопрос о создании надежных и доходных инвестиционных инструментов предлагают решить путем выпуска страховых государственных ценных бумаг (в т.ч. и валютных) с перестраховкой в надежных зарубежных финансовых институтах. Это может дать государству долгосрочный инвестиционный ресурс объемом около 10 млрд. долл. в год. При этом перестраховщики должны проходить специальную аккредитацию в госорганах РФ.

В заключение хотелось бы пожелать, чтобы инициатива страховщиков не осталась незамеченной властями. Министерство финансов РФ уже приступило к согласованию необходимого страховщикам инвестиционного инструмента (см. соответствующий проект эмиссии нерыночных ценных бумаг в папке Экономиста-Бухгалтера, июнь, 2001).

Законодательство о долгосрочном страховании жизни

Общеизвестно, что без помощи государства развитие какого-либо сегмента рынка невозможно. В сфере же страхования жизни задача государства сводится к тому чтобы помочь страховщикам объяснить всю привлекательность накопительного страхования для конкретного гражданина, гарантировать сохранность страховых взносов, то сбережения населения пойдут в реальный сектор, опосредованно, через страховые компании. Основным механизмом государственной поддержки является постепенное создание соответствующей правовой базы в области накопительного страхования жизни. Но, к сожалению, государство опаздывает даже с принятием нормативных документов, необходимость в которых уже очевидна.

ВСС уже давно среди рекомендаций по совершенствованию законодательства в сфере страхования упоминал о необходимости принятия закона о долгосрочном страховании жизни. И некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам намерен подготовить законопроект, регулирующий вопросы долгосрочного страхования жизни. Об этом 23 мая заявил заместитель председателя комитета В. Тарачев. По его словам, законопроект о внесении изменений в отдельные действующие страховые законы будет регламентировать этот вид страхования, содержать гарантии исполнения страховщиками обязательств по страхованию жизни. При этом будут обозначены повышенные требования к страховым компаниям, а также требования к размещению страховых резервов по этому виду деятельности.

Конечно же, по-прежнему необходим отдельный закон “О долгосрочном страховании жизни”, но и принятие вышеупомянутого законопроекта является важным событием в области совершенствования законодательства по долгосрочному страхованию жизни.

Федеральный закон от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"

Принят Государственной Думой 6 июля 2001 года. Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года.

Извлечения из закона и комментарий

Глава 25. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

…Статья 255. Расходы на оплату труда

В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

К расходам на оплату труда в целях настоящей главы относятся, в частности:

…16) суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

В случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам:

долгосрочного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривают страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица), в пользу застрахованного лица;

пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения. При этом договоры пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий (пожизненно) только при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление государственной пенсии;

добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников;

добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда.

В случае изменения существенных условий договора и (или) сокращения срока действия договора долгосрочного страхования жизни, договора пенсионного страхования и (или) договора негосударственного пенсионного обеспечения) или их расторжения взносы работодателя по таким договорам, ранее включенные в состав расходов, признаются подлежащими налогообложению с момента изменения существенных условий указанных договоров и (или) сокращения сроков действия этих договоров или их расторжения (за исключением случаев досрочного расторжения договора в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, то есть чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами).

Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3 процентов от суммы расходов на оплату труда.

Взносы по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного работника или утраты застрахованным работником трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей, включаются в состав расходов в размере, не превышающем десяти тысяч рублей в год на одного застрахованного работника….

Комментарий

Как мы видим, в новом налоговом кодексе определены порядок исчисления и условия включения затрат, уменьшающих размер налогооблагаемой базы. Сюда входят расходы на оплату труда, включая и взносы работодателей по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования работников, негосударственного пенсионного обеспечения работников. Общая сумма таких страховых платежей принимается для налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов расходов на оплату труда.

На первый взгляд этот норматив по сравнению с действующим (1 процент от объема реализации продукции - подп. "р" п. 2 Положения о составе затрат) увеличен. Но базы применения установленных нормативов различны - статья 255 НК РФ говорит о расходах на оплату труда, а Положение о составе затрат - об объеме реализуемой продукции. Поэтому выигрыш для налогоплательщика в снижении налогооблагаемой прибыли будет тем значительнее, чем выше у него удельный вес оплаты труда в стоимости реализуемой продукции. И наоборот, предприятия с низким удельным весом оплаты труда (менее 10 процентов) могут понести финансовые потери.

К сожалению, в области страхования данный закон требует доработки. Совершенно очевидно, что необходимо увеличить процент необлагаемых налогом взносов, так как долгосрочное страхование жизни является важнейшим инструментом решения острых социальных проблем. За·частичное или полное исключение взносов по долгосрочному страхованию жизни и пенсионному страхованию из базы по обложению подоходным налогом физических лиц выступает Коваль А.П., депутат Государственной Думы ФС РФ, Председатель Подкомитета по страховому законодательству.

К тому же практически во всем мире расходы на страхование целиком относятся на себестоимость. Страховщики уже несколько лет доказывают, что уплата страховых вносов из прибыли – нонсенс. Президент ПСК Б. Пастухов предлагает, в частности, взносы предприятий по долгосрочному страхованию жизни работников (не менее 5 лет) относить на себестоимость продукции в размере 3% от объема реализуемой продукции. Эти взносы предприятий предлагается не облагать взносами в ПФР. Суммы страховых взносов по долгосрочному страхованию жизни, в т.ч. добровольному, исключаются из совокупного дохода физических лиц. Такая практика реализуется в развитых странах мира.

Многие специалисты считают, что ограничения налоговых льгот не принесут особой пользы налоговому ведомству, поскольку будут изобретены новые схемы ухода от налогов. А вот вреда тем видам страхования, которые действительно обеспечивают социальную защиту, эти ограничения могут принести много.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"

Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года. Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года

Извлечения из закона и комментарий

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и постоянно проживающих в Российской Федерации лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации действие настоящего Федерального закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов Российской Федерации…

Статья 5. Организации осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом

В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся:

кредитные организации;

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

страховые и лизинговые компании;

организации почтовой, телеграфной связи и иные некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств;

ломбарды.

Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю

1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

2. К операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, относятся:

… 5) иные сделки с движимым имуществом:

помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ценностей в ломбард;

выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента.

3. Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.

Комментарий

Судя по данному закону, борьба с отмыванием преступных доходов от намерений переходит к конкретным действиям. Закон вступит в силу с 1 февраля 2002 года.

По словам одного из разработчиков данного документа замминистра финансов Ю. Львова, Закон создан в рамках Конвенции Совета Европы о противодействии отмыванию "грязных" денег. При этом осуществлялось тесное сотрудничество с международной организацией FATF. Этот документ имеет серьезное значение в условиях глобализации финансовых рынков.

В рамках закона будет создан специальный уполномоченный орган (далее - УО), который и займется противодействием легализации преступных доходов. Пока он носит рабочее название - Центр финансового мониторинга. Утверждение УО - это прерогатива Президента РФ. Так что конкретную информацию можно будет получить только после подписания соответствующего указа и правительственных документов.

Для страховщиков особое внимание надо обратить на то, что страховые компании подпадают под действие данного закона, причем к операциям, подлежащим обязательному контролю, относятся выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения. Информация о подозрительных сделках будет документально фиксироваться. Основаниями для этого могут послужить, например, запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Все необходимые сведения будут передаваться в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения подозрительных операций.

Будет ли принятый Закон эффективным средством в борьбе с отмыванием преступных доходов, покажет время. По словам Ю. Львова, правоохранительные органы оценивают объем таких доходов в размере 1 процента от всех средств, утекающих за рубеж.

Кратко о “зарплатных” страховых схемах. Деление страхования на “жизнь” и “нежизнь”.

По итогам 2000 года на страхование жизни пришлись рекордные 46,7 % поступлений: именно этот вид страхования активно использовался для схем минимизации подоходного налога. В этом году эксперты ожидали снижения популярности "зарплатных" схем страхования из-за снижения ставки подоходного налога до 13 % и введения ЕСН. Однако по итогам 1 квартала страховщики перекрыли рекорд: сборы по страхованию жизни составили 43,1 млрд. руб., или 63,4 % общенациональной страховой премии.

Внешне все выглядит пристойно: если раньше выплаты по страхованию жизни были сопоставимы с объемами взносов, то в 1 квартале выплаты составили 31% от поступлений. Замминистра финансов Михаил Моторин считает низкий объем выплат "хорошей тенденцией", показывающей, что взносы собираются в большей степени за счет классического страхования, а не для срочной выплаты зарплаты. По его мнению, оптимизация налогообложения с помощью страхования “полностью потеряла эффективность”. "На мой взгляд, крупные клиенты страховых компаний все больше и больше отказываются от "зарплатных" схем" - соглашается руководитель межрегиональной инспекции МНС по Центральному федеральному округу Василий Ковалев.

В настоящее время законодатели нашли, видимо, единственно возможное решение проблемы "зарплатного" страхования, которое не повредит развитию классического долгосрочного страхования жизни. Уже сейчас на законодательном уровне делаются первые шаги к тому, чтобы провести границу между страхованием жизни и другими видами страхования, как это принято на Западе. А это означает, что российские страховщики должны будут разделиться на компании, осуществляющие страхование жизни, и компании, занимающиеся другими видами страхования ("нежизнью" на профессиональном жаргоне страховых фирм). Но, к сожалению, данная мера, возможно, будет отрицательно влиять на страховой рынок. По мнению экспертов, на реальное страхование жизни приходится не больше 25%, остальное - минимизация налогообложения оплаты труда. Страховые технологии в среднем обходятся в 10%, тогда как "по-честному" получается 25-35% от зарплаты. Таким образом "реальное" страхование жизни в России непопулярно, и поэтому компании, специализирующиеся на "жизни", будут маленькие и неустойчивые, к тому же компаниям придется искать средства на создание и развитие дочерних фирм по страхованию жизни.

По словам президента Промышленно-страховой компании Бориса Пастухова, разделение на "жизнь" и "нежизнь" целесообразно только через 5-7 лет. По его мнению, сегодня это может "окончательно удушить" страховой рынок. По его словам, если разделить страховую компанию на две, то собственные средства каждой из них будут небольшие. Такой шаг уменьшит емкость российского рынка, и большая часть рисков будет перестраховываться на Западе, сказал Пастухов.

(продолжение следует ....)


Обзор рынка накопительного страхования жизни (из Обзора страхового рынка за август 2001г.)

Файл с обзором рынка накопительного страхования жизни находится по адресу
http://www.user.cityline.ru/~kozlitin/files.htm
 
 
 

 Семинары для страховщиков

Расписание семинаров на октябрь-ноябрь 2001г. для специалистов страховых компаний находится по адресу
http://www.user.cityline.ru/~kozlitin/files.htm
 
Буду признателен за любые предложения и замечания по содержанию рассылки


 
 || Информация для страхователей || Информация для страховщиков || Обзор страхового рынка || Публикации о страховании || Страхование с улыбкой || События на российском страховом рынке || Полезные ссылки || 
 
 
 
 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное