Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

№ 35. Сага об ОСАГО


С вами Азат с материалами о страховании

Сегодня в выпуске:

Статья: В чьих интересах работает СК?

Статья: Кому жаловаться?

Приглашение в рассылку «Ваша пенсия и НПФ»

Внимание! Все прямые ссылки в письме работают он-лайн. Зайдите в Интернет!


Поговорка "Знание - сила" неверна.
Правильно будет так: "Примененное знание - сила".
Бодо Шефер, "Путь к финансовой независимости"


Крутые виражи автострахования, или Сага об ОСАГО

Обязательное страхование автогражданской ответственности в, простите за каламбур, обязательном порядке введено у нас не так уж давно, но уже достаточно, чтобы в очередной раз убедиться: законодательная теория к практике жизни имеет зачастую условное отношение. Свидетельством тому затянувшаяся на год борьба 35-летнего костромского автолюбителя по имени Сергей за причитающиеся ему после аварии страховые выплаты по ОСАГО.

Лично для меня самым показательным в этой истории является то, что страховая компания, обязанная гарантировать права клиента, против Сергея и боролась.

Впрочем, слово самому герою истории, который после успешного завершения хождения по мукам иронично называет себя «наивным чукотским мальчиком». - Я не хочу жаловаться, а рассказать обо всём решился только для того, чтобы люди учли мой опыт и не совершали тех ошибок, которых я наделал. Да и я ли их наделал? Сейчас точно могу сказать, что главная беда в том, что ни один служащий не разъясняет человеку того, чего он не знает. Будьте ГИБДД, страховая компания, почта или суд. Это уже не ошибка. Это - позиция. А ведь всех нас в волны новых правил и законов бросили совершенно неподготовленными.

Ну, поехали. 13 февраля прошлого 2008 года поехал я из Караваева в Кострому. У меня 10-летний седан «Тойота». На перекрёстке Кинешемского шоссе и улицы Димитрова торможу на красный сигнал светофора. И тут сзади меня бьёт «Ауди». Моя «Тойота» «уходит» во впереди стоящую «Волгу». Машина моя вся расколочена, задний бампер разбит, крышка багажника сложилась пополам, фары задние выпали. Спереди разбиты крыло и правая фара.

Вышли из машин, поорали, естественно, а потом вызвали ГАИ. Инспектор сразу признал виновником водителя «Ауди» и выдал мне справку об аварии, с которой я и поехал в автосервис. И вот тут случилась первая загвоздка. Мастера в сервисе стали сличать повреждения на «Тойоте» с теми, что записаны в справке. Осмотрели машину и говорят мне: «Парень, у тебя оба задних крыла помяты, а в справке это не записано. Давай быстрей ищи этого инспектора - пусть допишет». Я позвонил в ГАИ, выяснил, что этот инспектор сейчас находится возле базы «Аксон». Сел за руль, поехал туда. Тот ещё раз осмотрел машину, убедился в своей промашке и по-честному дополнил справку.

Ну, чего не бывает, как говорится, человеческий фактор. Только фактор этот впоследствии вышел мне боком. Я тогда не знал, что помимо справки, которую дают мне на руки, пишется ещё две. Вторая идёт в страховую компанию, а для чего третья, я до сих пор не знаю. Изменения инспектор внёс только в мою справку, а в другие забыл. И я, и виновник на «Ауди» являлись клиентами одной и той же страховой компании. Теперь я понимаю, что это обстоятельство сыграло немаловажную роль в том, что компания, мягко говоря, не защищала мои права, а боролась со мной.

Но всё это выяснится позднее, а пока прихожу и спрашиваю у милой служащей-клерка: что мне делать? Она меня убеждает, что ничего делать не надо, а всё сделает эксперт-оценщик. Справка об аварии (тот экземпляр, где все повреждения зафиксированы) попадает к эксперту, чьи услуги мне обходятся в полторы тысячи рублей из собственного кармана, которые потом обязаны возместить страховщики. Эксперт, осмотрев «Тойоту», сделал вывод, что всё в справке написано верно. Оценка ущерба составила 87 тысяч рублей.

Страховка по ОСАГО выплачивается в пределах 120 тысяч. Значит, весь ремонт должен быть оплачен не мною, а страховщиками. 65 тысяч рублей причитается автосервису за работу, ещё 22 тысячи стоят запчасти. С запчастями отдельная канитель, которую создают официальные правила и регламенты. Напомню, что моей «Тойоте» 10 лет. Экспертная оценка стоимости запчастей делается с учётом их износа. Мне в данном конкретном случае насчитали всего 49 процентов от их реальной стоимости. То есть новые детали стоят в два раза дороже. Я на эксперта не в претензии. Таков уж закон.

Чересчур глуп этот закон или чересчур хитёр, я не знаю. В магазинах-то торгуют нe изношенными, а новыми запчастями. Наверное, на московских развалах можно найти и старенькие. Ну, так ведь этим поискам нужно целую жизнь посвятить. А время - деньги. В моём случае этот афоризм верен как никогда. В разобранном состоянии без ремонта «Тойота» стоит в сервисе, а сутки пребывания там стоят 50 рублей. И эта сумма страховкой не оплачивается. Это мои личные расходы. Что делать? Правильно, делать ремонт как можно быстрее. Я потратил все сбережения, занял ещё 50 тысяч, но к 27 марта машина была готова. Обошлось мне это подороже 87 тысяч. Но самое интересное, что страховых денег я к тому моменту не получил. В страховую компанию я ходил с регулярностью дятла, долбящего в одну точку. Кстати, я уже был готов к тому, что страховые выплаты будут процентов на пять меньше, чем написано в моей справке. Побывавшие в такой же ситуации знакомые объяснили, что это обычная практика. Но мои 87 тысяч «скостили» аж на 25 процентов! К выплате назначили только 67 тысяч рублей.

Почему, спрашиваю? Потому что в Костроме находится филиал компании, а головной её офис – в Москве. И окончательную оценку делает московский эксперт, который машину в глаза не видит. Делает по справке об аварии. А в Москву компания отправила тот самый экземпляр справки, в котором инспектор ГАИ указал не все повреждения и забыл исправить.

В тот момент я был согласен и на 67 тысяч - долг нужно было возвращать как можно скорее. Как мне сказали в компании, так и сделал. Открыл в банке счёт и жду, когда же туда поступит страховка. Мог бы ждать до сих пор. Хожу в банк, проверяю счёт. Неделю хожу, другую, третью. Уже апрель на исходе, а на счету ноль рублей ноль копеек. Прихожу в страховую компанию разбираться. Отвечают: «Ваши деньги вам уже давно отправили. Если не можете получить - это ваши проблемы». Говорю: так проверьте, куда они делись! Нет ответа.

Терпение моё лопнуло, и я пошёл в Свердловский суд. Раз вы ко мне так, то и я к вам: подал иск на все 87 тысяч. Иск мой к рассмотрению в суде приняли, но велели принести письменный отказ директора компании в уплате страховки. Директор, естественно, ничего писать не стал. И был в общем-то прав, как я потом понял. Никакого официального предписания в суде мне не дали. Почему этот документ не запросил сам суд, я не знаю. Но дело сдвинулось с мёртвой точки.

Через пару дней выяснилось, что в компании всё напутали и 67 тысяч направили не на мой счёт, а на какой-то другой. Только под угрозой суда всё вернули на свои места. К началу лета 67 тысяч я получил. Но отступаться ещё от 20 тысяч я уже не стал. Тут уже дело принципа. Поскольку сумма иска значительно уменьшилась, такие дела рассматриваются не в районном, а в мировом суде. Всю волокиту мне пришлось начинать заново.

Инспектор ГАИ оказался порядочным человеком, и решающую роль сыграли его показания о том, что дополнения в справку об аварии внесены его почерком. Ответчики же, не являясь в суд, делали всё, чтобы затянуть процесс. Он длился восемь месяцев, и только две недели назад я получил на руки решение суда о полном удовлетворении моих требований. Но я до сих пор не уверен, удастся ли мне получить эти 20 тысяч.

А если удастся, всё равно это будут уже не те деньги, какими они были бы в прошлом году. Так что истории еще не конец. Повторю. Я не жалуюсь, а делюсь опытом. Каждый должен быть готов к тому, что система не помогает ему. А несовершенство закона об ОСАГО заставляет автолюбителя, оказавшегося в страховой ситуации, столкнуться с кучей бюрократических барьеров. Ваша машина, кроме вас, никому не нужна.

Владимир ДРУЖНЕВ Костромские ведомости, 11 марта 2009 г.

Не платите страховым мошенникам

Сложную ситуацию, в которую попала читательница АиФ-НН.RU после ДТП, прокомментировал андеррайтер отдела автострахования ЗАСО «ЭРГО Русь».

— У меня возникла сложная ситуация. Меня признали виновной в ДТП, а потерпевший задним числом купил полис КАСКО, и страховая компания прислала мне претензию на огромную сумму. Оценку причиненного ущерба делали без моего участия. Должна ли я оплачивать ущерб? Какие действия следует предпринять, чтобы доказать, что КАСКО на момент ДТП не было. Спасибо! Зоя, Нижний Новгород

Отвечает Максим Коновалов, андеррайтер отдела автострахования ЗАСО «ЭРГО Русь»:

- Согласно статье 4 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40-ФЗ, владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

В соответствии с данным положением, Ваша гражданская ответственность при управлении транспортным средством должна быть застрахована по полису ОСАГО.

Согласно статье 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса РФ владелец автомобиля, участвовавшего в дорожно-транспортном происшествии, обязан возместить вред, причиненный принадлежащим ему источником повышенной опасности. В соответствии со ст.931 Гражданского кодекса РФ, лицо, в пользу которого заключен договор страхования ответственности, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы. В соответствии со ст.965 Гражданского кодекса РФ к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.

С учетом изложенного, Вам достаточно сообщить компании, застраховавшей по КАСКО транспортное средство потерпевшего в ДТП и выплатившей ему страховое возмещение, наименование своей страховой компании, застраховавшей Вашу ответственность по ОСАГО и сообщить свой номер полиса ОСАГО.

В случае подозрений о страховом мошенничестве (именно так квалифицируется договор страхования, заключенный задним числом – т.е. после того как произошел страховой случай) – мы рекомендуем Вам сообщить о Ваших подозрениях в Вашу страховую компанию по ОСАГО, а также написать заявление в прокуратуру Вашего района. В заявлении Вам необходимо изложить свои подозрения, доводы и просьбу проверить факт фиктивного заключения договора страхования. Если факт заключения договора задним числом будет доказан – Вы и Ваша страховая компания по ОСАГО освобождаетесь от выплаты страхового возмещения по претензии страховой компании о возмещении ущерба в результате ДТП.

Аргументы и факты-Нижний Новгород, 10 марта 2009 г.


Если у вас будут свои комментарии, то лучше всего их надо разместить в блоге. Дело в том, что часто я не только посылаю письма читателям рассылки  «Как вернуть деньги за страховку?», но и помещаю материалы в своих блогах. Это оправдано: рассылку получает ограниченное количество читателей (в нашем случае около 0,5 тыс.), а блог доступен неограниченному количеству читателей, как и ваши будущие комментарии.

Как это сделать? Заходите по ссылке  http://ctpaxobka-info.blogspot.com/ на блог, внизу каждого поста (статьи) есть надпись «n коммент.». При нажатии раскрывается окно с формой подачи комментария. Всё просто, как репа. Ваше мнение будет доступно всем читателям бога и рассылки.


Посети Музей ВТ!Приглашаю читателей рассылки посетить виртуальный Музей истории вычислительной техники в Казани.

Можно подписаться на получение новостей Музея. Проект недавно стартовал, в планах масса интересных статей, и не только по истории, но и по новинкам техники.


Если вас заинтересовала тема пенсионного обеспечения, то можно подписаться на другую мою рассылку «Ваша пенсия и НПФ». Конец света отличается от старости тем, что последняя наступит обязательно. Информация, полученная из рассылки «Ваша пенсия и НПФ», поможет Вам получить знания, которые, как известно, сила. Предупреждён – значит вооружён!


Ну вот, на сегодня и все!

Желаю вам не воспользоваться европротоколом и прямым урегулированием!

С искренним уважением, Азат.


В избранное