Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Всё для страховой организации (Банковское обозрение)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Содержание:
  • новые статьи
  • анонс номера
  • книги

  • Деловой журнал
    "Банковское обозрение"

    Вышел в свет №8/2005 (74)

    Достаточность капитала — достаточно 6%
    Александр Мурычев считает, что слишком резкое повышение норматива достаточности ударит по кредитованию
    Ассоциация региональных банков России выступает против наделения банковских саморегулируемых организаций надзорными функциями, предлагает президенту Путину учредить российские банки развития и готовится к Международному форуму в Сочи. О насущных делах Ассоциации — интервью с ее президентом Александром Мурычевым.
    — Александр Васильевич, в Госдуме продолжается обсуждение законопроекта о саморегулируемых организациях. В нынешней версии предполагается распространить его действие и на банковский сектор. Вы выступали против того, чтобы положение о саморегулировании коснулось банков. Ваша позиция не изменилась?
    — Законопроект находится в Думе уже больше двух лет. Наша позиция тоже давно определилась, для ее выработки мы изучили мировой опыт, подготовили свое исследование. Ключевой вопрос: что понимать под саморегулированием. Если руководствоваться проектом закона, который прошел первое чтение, то там четко и однозначно говорится о перераспределении регулирующих функций между государством и бизнес-объединением. Такое перераспределение полномочий предусмотрено и для банковского сектора. Далее: саморегулируемые организации получают возможность проводить инспекционные проверки, контролировать своих участников, требовать отчетность. Изучив международный опыт, мы выступаем категорически против такого саморегулирования, как оно изложено в проекте закона и как это предлагает Ассоциация российских банков. Точнее, не Ассоциация, а ее руководство.

    Мы против этого, потому что ни в одной стране мира этого не существует. И, вообще, это нонсенс. Есть элементы саморегулирования на финансовых рынках, на межбанковском рынке, но нет ни одного примера, чтобы банки сами себя регулировали, чтобы у них была какая-то своя саморегулируемая структура. Если мы хотим стать изгоями в банковском мире, то, наверное, даже само озвучивание этой темы вызовет настороженность со стороны наших партнеров, которые внимательно следят за развитием банковского рынка в России. Мы исходим прежде всего из того, что банки — это не отдельная отрасль экономики. Это кровеносная система всей экономики. Банки оперируют всем денежным оборотом Российской Федерации. Они выполняют важнейшие функции, связанные с социальной и экономической безопасностью страны. Поэтому банковский сектор — это не просто сектор рынка в ряду других. И применять к нему принципы саморегулирования, как в других секторах, неразумно.

    Кроме того, сейчас государство, как мы понимаем, намерено проводить административную реформу путем сокращения своих избыточных функций. Пока еще оно само не определилось, какие функции избыточны, тем более в банковской сфере. А мы часть этих функций вместо того, чтобы сократить, передадим саморегулируемой организации. Если есть какие-то избыточные функции, ненужные государству, то зачем их перераспределять? Если какие-то функции не нужны, то надо выводить их из нормотворчества и вообще попрощаться с ними.

    Центральный банк в лице его руководителей уже заявлял, что никакими полномочиями делиться не будет. Значит, чтобы наделить саморегулируемую организацию какими-то новыми контрольными функциями, надо их придумать вдобавок к тем, что уже есть в Центральном банке. Нужна банкам эта дополнительная нагрузка? Банкам это не нужно, Центробанку это не нужно, тогда кому это нужно? Я уж не говорю о финансовой стороне вопроса. В Центральном банке в системе надзора работают до 4 тыс. сотрудников. Это значит, что саморегулируемой организации надо иметь достаточно большой и высокооплачиваемый аппарат. Содержание которого ляжет на плечи банков.

    Это саморегулирование, как его понимают наши оппоненты. Теперь, если посмотреть на принципы саморегулирования, как их видим мы. Это разработка стандартов корпоративного поведения, этика банковского дела, обмен информацией, повышение квалификации руководящих кадров и другое. Это все и так осуществляется банковскими ассоциациями в рамках действующей законодательной базы, и для этого не нужен отдельный закон.

    — Если предположить, что ваша давешняя идея о создании единой банковской ассоциации будет реализована и на рынке появится одно банковское объединение, которое соберет в свои ряды практически всех участников рынка, — в этом случае возможно продвижение идеи саморегулирования в том виде, как это сейчас предлагается в проекте закона?

    Продолжение >>>
    http://bo.bdc.ru/2005/8/posuti.shtml



    За борьбу с отмыванием денег банки платят 8 млрд рублей
    Виктор Кузьмин: Красбанк тратит на выполнение закона о борьбе с отмыванием доходов более 8 млн рублей; вся банковская система — не менее 8 млрд
    Впервые на рынке по просьбе «Банковского обозрения» конкретный банк согласился опубликовать информацию о своих расходах на борьбу с отмыванием денег. Подсчеты показали, что в целом банковская система России потратила в прошлом году на выполнение «противоотмывочного» законодательства около 8 млрд рублей. До суда было доведено 6 дел. Выходит, что разоблачение каждого случая стоило российским банкам более 1,3 млрд рублей. Дороговато.
    В Банке России считают, что расходы кредитных организаций на выполнение закона о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма окупаются — снижением рисков операций, повышением лояльности со стороны международных партнеров. Но эти выгоды пока не очень ощутимы для большинства банков. И потому свои расходы на эти цели они воспринимают как своего рода дополнительный налог.
    О структуре расходов коммерческого банка на противодействие легализации доходов «Банковскому обозрению» рассказал руководитель службы финансового мониторинга ООО КБ «Красбанк», советник председателя правления по противодействию отмыванию доходов Виктор Кузьмин.
    — Виктор Васильевич, противодействие отмыванию доходов названо руководством Банка России одним из самых затратных направлений для коммерческих банков в настоящее время. Как вы оцениваете изменение расходов Красбанка на эти цели за последние два года? Сколько банк тратит сегодня на противодействие легализации доходов?
    — В прошлом году произошло увеличение затрат на эти цели на 70%. Если говорить в абсолютных цифрах, в 2003 году операционные расходы банка составили 240 млн рублей. Из них на противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОДФТ) пришлось 3%, или 7,2 млн рублей. В 2004 году операционные расходы банка выросли до 270 млн рублей, а затраты на ПОДФТ — до 8,1 млн рублей.
    — Из чего складываются эти суммы, каковы расходные статьи?
    — Из 8,1 млн рублей 75%, или 6,1 млн рублей, составляет зарплата работникам банка. Остальная часть суммы, 2,0 млн, — это расходы на IT, связь, расходные материалы и т.д. Кстати, расходы по статьям в 2004 году остались в той же пропорции, что и в 2003-м. То есть в 2003 году тоже 75% приходилось на зарплаты, а 25% — на остальные расходы.
    — С чем связан такой существенный рост затрат на противодействие легализации доходов?
    — Со вступлением в силу новых нормативных актов, содержащих расширенные требования к организации служб внутреннего контроля и перечень операций, подлежащих обязательному контролю. Летом прошлого года вступил в силу ФЗ 88, который содержит дополнения к основному ФЗ 115 «О противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма». К августу Центробанк РФ оперативно принял дополнения к некоторым инструктивным документам, которые регулируют порядок предоставления информации и вопросы организации служб внутреннего контроля.

    Сравните: в 2002 году мы направили в ФСФМ 347 информационных сообщений, содержащих сведения по 584 операциям. В 2003 году уже 634 сообщения по 1829 операциям. А в прошлом году — 870 сообщений по 5824 операциям. Если смотреть по количеству отслеженных операций, то с 2002 года произошел рост в 10 раз!

    К операциям, подлежащим обязательному контролю, на сумму, превышающую 600 тыс. рублей, и «подозрительным» операциям добавился целый блок других операций: отслеживание сделок с недвижимостью, в том числе и по аренде, операций по беспроцентным займам, идентификации выгодоприобретателей по договорам поручения, комиссии, доверительного управления и агентского соглашения.

    — На что именно вы обязаны обращать внимание?
    — Мы обязаны предоставлять в ФСФМ информацию по сделкам с недвижимостью, если сумма сделки превышает 3 млн рублей. Это один из самых сложных вопросов в сегодняшней практике, поскольку ни Банк России, ни Служба финансового мониторинга не выработали единого мнения, как учитывать эти 3 млн рублей. Сделка с недвижимостью, особенно арендная, предполагает совершение большого количества банковских операций. Каждая из этих операций может быть гораздо меньше, чем на 3 млн. Так, арендный платеж, независимо от того, является наш клиент арендатором или арендодателем, может составлять, например, 100 тыс. рублей. Как вычислить объем всей сделки? Требовать арендный договор? Ждать, пока по совершению нескольких платежных операций в сумме не накопится 3 млн рублей? Или сразу сообщать в ФСФМ о любой сделке с недвижимостью? Регуляторы этот вопрос не решили, на семинарах независимые платные эксперты тоже говорят разное. А «крайними» будут банки, в результате их признают нарушителями закона о противодействии отмыванию доходов.

    По операциям беспроцентного займа мы обязаны контролировать случаи, когда юрлица предоставляют физлицам или другим организациям более 600 тыс. рублей. Таких операций проводится немного, но в октябре-декабре прошлого года нам пришлось каждому клиенту разъяснить, чтобы по любым заемным операциям они сразу предоставляли банку договор займа. Банк в таком случае может установить, например, что договор возмездный и не подлежит контролю. В противном случае приходится рассылать запросы. На что тоже уходит время сотрудников и средства банка.

    Наибольшие ресурсы отвлекает работа по установлению выгодоприобретателей по договорам поручения, комиссии, доверительного управления и агентского соглашения. Банк в данном случае обязан знать не только своего клиента, но и его партнера. Например, наш клиент платит кому-то комиссионные, соответственно, тот, кто получает комиссионные, является выгодоприобретателем. Мы в соответствии с новыми требованиями обязуем нашего клиента-плательщика предоставить в банк анкету выгодоприобретателя, своего рода досье, в котором содержится информация о регистрационных данных выгодоприобретателя, номера лицензий, сертификатов — целый перечень вопросов из 10—12 пунктов. На заполнение анкеты дается 7 дней. Если анкета за это время не предоставлена или не полностью заполнена, банк обязан отправить информацию в ФСФМ независимо от суммы комиссии — хоть 3 рубля.

    Ну и, наконец, необычные или подозрительные сделки. Их трудно формализовать, хотя в рекомендациях ЦБ РФ 137 Т от 2001 года есть критерии признания подозрительных сделок. С моей точки зрения эти сделки более всего похожи на способы минимизации налогообложения.

    — Как вы справляетесь с увеличившимся объемом работы с точки зрения кадрового обеспечения?

    Продолжение >>>
    http://bo.bdc.ru/2005/7/buro.shtml


    А ТАКЖЕ В ЭТОМ НОМЕРЕ ЖУРНАЛА ЧИТАЙТЕ
    Достаточность капитала — достаточно 6%
    Александр Мурычев считает, что слишком резкое повышение норматива достаточности ударит по кредитованию
    Президент Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев считает, что слишком резкое повышение норматива достаточности капитала ударит по кредитованию
    Выход на IPO: уже моден, но еще недостижим
    Инвестиционные банкиры готовятся к буму на рынке корпоративных финансов. Но сами банки на IPO не торопятся
    Инвестиционные банкиры готовятся к буму на рынке корпоративных финансов. Но сами банки на IPO не торопятся
    Уровень защиты вкладов неизвестен: нужен прецедент
    Зато система страхования вкладов позволила почистить банковскую систему
    Зато система страхования вкладов позволила почистить банковскую систему
    Система страхования вкладов ущемляет VIP-клиентов
    Региональные банкиры недовольны тем, что гарантированы только 100 тыс. рублей, а отчисления берутся с полной суммы вкладов
    Региональные банкиры недовольны тем, что гарантированы только 100 тыс. рублей, а отчисления берутся с полной суммы вкладов
    Снимаем маски, господа!
    Собственники банков показывают лицо под давлением не только регуляторов, но и рынка
    Собственники банков показывают лицо под давлением не только регуляторов, но и рынка
    За борьбу с отмыванием денег банки платят 8 млрд рублей
    Виктор Кузьмин: Красбанк тратит на выполнение закона о борьбе с отмыванием доходов более 8 млн рублей; вся банковская система — не менее 8 млрд
    Виктор Кузьмин: Красбанк тратит на выполнение закона о борьбе с отмыванием доходов более 8 млн рублей; вся банковская система — не менее 8 млрд
    Банкиры осваивают профессию стилистов
    Lifestyle management становится неотъемлемой частью private banking
    Lifestyle management становится неотъемлемой частью private banking
    Кредит на ослепительную улыбку
    Медицинские кредиты — только на стоматологию и косметологическое лечение
    Медицинские кредиты — только на стоматологию и косметологическое лечение
    Скоринг обмануть можно. Но лишь на какое-то время
    Критерии эффективности системы скоринга — прибыльность кредитного портфеля и количество невозвратов
    Критерии эффективности скоринга — прибыльность кредитного портфеля и количество невозвратов
    Удаленное обслуживание: «де факто» и «де юре»
    Основная проблема, возникающая при дистанционных способах взаимоотношений банка с клиентом, — обеспечение безопасности информации и транзакций
    Основная проблема, возникающая при дистанционных способах взаимоотношений банка с клиентом, — обеспечение безопасности информации и транзакций
    Пиратский клад «Банковского обозрения» пока не найден
    Для участников банковской регаты «БО» зарыло клад на берегу Пестовского водохранилища. Рекламные менеджеры банков еще могут за ним поохотиться. Награда – реклама в «Банковском обозрении»



    Подписаться на журнал можно:

    • по телефону (095) 101-2334, связавшись с менеджером отдела подписки
    • на нашем интернет-сайте: www.bdc.ru/podpiska/
    • по e-mail: podpiskabo@bdc.ru

    Издательская группа "БДЦ-пресс": Подписка на издания в 2005 году

    Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке Банковский дайджест КАПИТАЛ
    Расчеты и операционная работа в коммерческом банкеРегламентация банковских операций
    Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности в кредитной организацииБанковское обозрение
    Международные банковские операцииНалогообложение, учет и отчетность в страховой компании
    Оперативное управление и стратегический менеджмент в коммерческом банкеОрганизация продаж страховых продуктов
    Банковское кредитование Юридическая и правовая работа в страховании
    Юридическая работа в кредитной организации Финансовый менеджмент в страховании

    Адресная подписка


    КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ "БДЦ-ПРЕСС"

    Subscribe.Ru
    Поддержка подписчиков
    Другие рассылки этой тематики
    Другие рассылки этого автора
    Подписан адрес:
    Код этой рассылки: insurance.insnew
    Отписаться
    Вспомнить пароль

    В избранное