Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Страховка!

  Все выпуски  

Страховка! 42


Памятники Москвы застрахуют по рыночной стоимости

 

Первый заместитель мэра Москвы в правительстве Юрий Росляк заявил, что все объекты исторического наследия будут застрахованы по рыночной стоимости после перехода их в собственность Москвы.
"Пока мы не готовы говорить о том, чтобы застраховать все городское имущество по рыночной стоимости. Однако, в вопросе, касающемся памятников исторического наследия федерального значения, после оформления их в городскую собственность мы сможем 100% памятников застраховать по их рыночной стоимости",- отметил Росляк.
Власти Москвы уже приняли решение по страхованию памятников по рыночной стоимости. Примером является пожар в Манеже, произошедший 14 марта 2004 года. Это происшествие
показало сколько денег необходимо на восстановление такого исторически значимого памятника культурного наследия.

 

Итальянская страховая группа Generali и чешская PPF поделят украинский страховой рынок

 

Итальянская страховая группа Generali и чешская финансово-страховая группа PPF ведут сейчас переговоры о своей дальнейшей стратегии на украинском рынке.

В Украине Generali владеет по 51% акций СК «Дженерали Гарант» и «Дженерали Гарант Страхование жизни». PPF является учредителем лайфовой СК «Хоум Kредит Cтрахование», а также заканчивает приобретение днепропетровских Агробанка и кредитного союза «Приват Кредит».

Generali и PPF в апреле этого года подписали предварительное соглашение об объединении страхового бизнеса в Центральной и Восточной Европе. По соглашению, 51% акций объединенной компании получит Generali, 49% — сконцентрирует в своих руках PPF. За контроль над объединенной компанией итальянская группа заплатит чехам EUR1,1 млрд. Закрытие сделки ожидается во второй половине 2007 г.

А пока Generali и PPF обсуждают целесообразность объединения бизнеса в Украине. Представитель отдела маркетинга PPF Дета Фуксова сообщила, что правление компаний Generali и PPF, а также будущий исполнительный комитет пока еще не решили вопрос о деятельности совместного предприятия в каждой стране своего присутствия. «Пока договор не будет окончательно подписан, PPF и Generali будут продолжать работать абсолютно независимо друг от друга»,— сказала «i» госпожа Фуксова. Пресс-секретарь итальянского офиса Generali Ирен Комбьян также подчеркнула, что пока подписан только предварительный договор, следовательно, говорить о схеме сотрудничества в Украине рано. Но она предположила, что, вероятнее всего, украинские СК будут объединены в одно предприятие (это касается компаний по страхованию жизни.— Авт.).

Созданная в апреле 2006 г., СК «Хоум Кредит Страхование» практически существует пока только на бумаге. Но украинские страховщики считают PPF серьезным конкурентом с качественными технологиями, успешно зарекомендовавшими себя при выходе чешской группы на восточноевропейские рынки, в частности на российский.

Украинские компании идею слияния поддерживают, так как в результате выигрывают все: «Хоум Kредит Cтрахование» получает готовую клиентскую базу, а «Дженерали Гарант Страхование жизни» — дополнительные инвестиции. Хотя не исключается и возможность независимой работы компаний. В этом случае, вероятно, «Дженерали Гарант Страхование жизни» продолжит развиваться как универсальная компания, а «Хоум Kредит Cтрахование» будет использовать нишевую стратегию.

 

Росии страхование туристов, выезжающих за рубеж может стать обязательным

 

Депутаты Мосгордумы намерены подготовить федеральный закон о правовой защите российских граждан за рубежом. По мнению экспертов, это может привести к принудительному страхованию туристов и увеличению стоимости путевок.
По словам председателя комиссии Мосгордумы по безопасности Инны Святенко, российские туристы при возникновении форс-мажорных ситуаций за рубежом оказываются беззащитными, и об этом говорят многочисленные жалобы в адрес комитета по туризму и депутатов Мосгордумы. «Оставшиеся без средств к существованию или попавшие под подозрение полиции граждане не знают языка и местных законов и при этом не могут достучаться ни до своих туроператоров, ни до консульства, – заявила Инна Святенко. – Они несут колоссальные моральные и финансовые потери. Говорить о какой-то компенсации по возвращении домой тоже не приходится».
На заседании отметили, что в целом, страховые механизмы, предлагаемые российским туристам, в настоящее время сводятся лишь к медицинской страховке.
В результате члены комиссии пришли к выводу, что за образец обеспечения комплексной безопасности российских граждан за рубежом следует принять немецкий вариант туристической страховки. В Германии туроператор страхует выезжающих за рубеж как, минимум, по четырем позициям: экстренные медицинские расходы, страхование потери багажа, страхование форс-мажорных ситуаций, возникающих в аэропорту (если турист по ошибке сел не в свой самолет и прочее), а также страхование юридической помощи, включающей в себе услуги консульского работника, местного адвоката присяжного переводчика и проведение необходимых экспертиз.
По мнению экспертов, страховка может защитить туриста за рубежом, но важен и процесс ее реализации. Возможно, обязательная страховка повлечет за собой увеличение цен на турпакеты, но на сколько, пока не ясно. 

 

Страховые резервы пустят в регионы - страховщиков могут освободить от покупки ценных бумаг на ПФТС

Антимонопольный комитет может принять решение относительно распоряжения Госфинуслуг, ограничивающего конкуренцию на рынке организаторов торгов ценными бумагами. АМКУ выступает против обязательного размещения части страховых резервов лишь в ценные бумаги, которые котируются на бирже ПФТС. Страховщики считают, что отмена спорной нормы вряд ли положительно отразится на развитии рынка, так как возможность покупки ценных бумаг на региональных биржах может возродить теневые схемы перетока капиталов через покупку акций аффилированных компаний.
В пятницу стало известно, что Антимонопольный комитет (АМКУ) завершил расследование против Госкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг). По мнению комитета, комиссия ограничила количество организаторов торгов, уполномоченных предлагать страховым компаниям (СК) услуги по размещению их резервов, создав привилегированное положение для Первой фондовой торговой системы (ПФТС). Дело против Госфинуслуг было возбуждено летом 2006 года после обращения в АМКУ Южноукраинской торговой информационной системы (см. Ъ от 29 августа 2006 года). Напомним, что в 2004 году Госфинуслуг потребовала от СК размещать часть своих резервов (до 40%) в ценные бумаги, которые котируются на фондовых площадках с объемом операций свыше 25% от всех торгов акциями и облигациями. Позже регулятор обязал СК формировать резервы за счет акций, которые находятся в первом и втором уровнях листинга бирж. Этим требованиям на Украине соответствует только ПФТС, на которую в 2006 году пришлось 96,4% торгов.
Завтра АМКУ проведет заседание, на котором будет принято решение "по делу о признаках антиконкурентных действий со стороны Госфинуслуг". "В ходе мероприятия будут обнародованы выявленные в процессе рассмотрения дела результаты ограничения конкуренции между организаторами торгов ценными бумагами",- говорится в сообщении комитета. Как рассказали Ъ в пресс-службе АМКУ, комитет может принять решение о предоставлении Госфинуслуг рекомендаций, "попросить учесть замечания и признать нарушения" или обязать комиссию в определенные сроки внести изменения в соответствующие документы. В Госфинуслуг и ПФТС комментировать заявления АМКУ отказались.
Гендиректор Лиги страховых организаций Наталья Гудыма считает, что требования Госфинуслуг не позволяют развиваться другим фондовым площадкам, в то время как ряду региональных страховщиков проще работать с местными биржами. "Именно им после принятия распоряжений комиссии пришлось те бумаги, которые обращались, например, на Донецкой и Днепропетровской биржах, котировать еще и на ПФТС",- сказала госпожа Гудыма. По информации Ъ, требованиями комиссии были недовольны СК "Орандон" (Донецк) и ДАСК (Днепропетровск). Получить комментарии компаний Ъ не удалось.
Представители региональных бирж уверяют, что если 25-процентное ограничение будет снято, то они вместе с торговцами ценными бумагами готовы предлагать страховщикам "интересные инструменты". "Торговцы сами решат, где им проводить сделку. Сегодня они вынуждены проводить ее на ПФТС, чтобы страховые компании могли сформировать этими ценными бумагами свои резервы,- возмущается председатель правления биржи 'Иннэкс' (ранее Донецкая фондовая биржа.-Ъ) Елена Скляр.- Биржи не могут развиваться за счет страховщиков". Впрочем, фондовики сомневаются в конкурентоспособности мелких бирж. "Они ничего не могут предложить. Если я хочу купить любую акцию, я не вижу возможности, где ее купить, кроме как на ПФТС,- говорит Ъ гендиректор инвесткомпании 'Конкорд Капитал' Игорь Мазепа.- На других биржах они не торгуются и не котируются".
Страховщики сомневаются в целесообразности отмены распоряжения Госфинуслуг и говорят, что АМКУ, желая не допустить ограничения конкуренции, может вызвать появление теневых финансовых схем. "Некоторые страховщики не могут выполнять свои обязательства, которые закреплены распоряжением комиссии, потому что связаны с аффилированными финансово-промышленными группами (акции которых не котируются на ПФТС.-Ъ),- объяснил председатель правления СК 'Крона' Анатолий Иванцив.- Через страховые компании будет возможно проведение различных схем с переоформлением собственности, выводом капитала из одного предприятия в другое". А президент СК "АСКА" Александр Сосис обращает внимание на то, что компании, которые не намерены проводить схемную деятельность, однако начнут работать с региональными биржами, могут столкнуться с рисками недополучения доходности от купленных ценных бумаг из-за их спекулятивной цены.

 

 

Отечественные и иностранные страховые компании уже начали гонку за клиентами-физлицами

Страховщики уверены, что главный клиент, за счет которого в будущем можно будет активно увеличивать страховые сборы, - население. Именно клиенты-физлица в скором времени станут предметом борьбы между страховыми компаниями (СК). Тем более что уровень выплат по договорам с физлицами не сильно отличается от уровня выплат на страховом рынке в целом и составляет 33,6%. При этом рынок физлиц, в отличие от рынка корпоративных клиентов, еще не то что не поделен, но даже не освоен местными игроками. По данным Госкомстата, на 1 марта 2007 г. численность населения нашей страны составляла 46,59 млн чел., из которых 31,75 млн чел. - городское население - наиболее вероятное поле для конкуренции страховщиков. В то же время, по данным Госфинуслуг, чистые страховые премии, полученные от физлиц, составили по итогам 2006 г. всего 33,6% (2,95 млрд грн.). О том, что борьба за клиентов-физлиц начинает наращивать обороты, свидетельствует и отчет Госфинуслуг. В 2006?г. рост страховых премий, собранных по договорам с физлицами, составил 182,3% (в 2005-м - 154,5%). Выгода от работы с физлицами настолько очевидна, что о выходе на этот рынок уже заявила даже СК "Лемма", традиционно специализирующаяся на обслуживании корпоративных клиентов.

Для того чтобы получить преимущества на рынке страхования физлиц и иметь больше шансов достучаться до клиентов, как местные, так и западные компании постоянно ищут способ расширить свое территориальное и институциональное присутствие.

В окружении

Пока что наиболее эффективными каналами продаж страховых продуктов на местном рынке остаются банки, а также различные госучреждения, такие как МРЭО ГАИ и ОВИР. "В Украине продвижение страховых продуктов через банковские сети, МРЭО, ОВИР, пункты пропуска через границу, автосалоны, туристические агентства и т.д. очень широко распространено, и по некоторым видам страхования достигает 95% от всего портфеля заключенных договоров страхования", - утверждает первый зампредседателя правления СК "Кремень" (г.Донецк; с 1996 г.; около 100 чел.) Игорь Феленко. В данном случае речь идет о добровольно-принудительной продаже страховых полисов. Парадокс заключается в том, что предлагаемые клиентам виды страхования, как правило, не относятся к обязательным. Тем не менее посетителям упомянутых учреждений никуда не деться от страховщиков. Без заключения договора со страховой компанией человек не сможет получить кредит, водительские права, паспорт для выезда за границу, визу в иностранном посольстве и многое другое. Действительно, страховщикам грех отказываться от использования банковских учреждений для привлечения клиентов-физлиц. По данным НБУ, в апреле 2006 г. банки располагали 17,7 тыс. подразделений. На 100 тыс. жителей приходилось 37,8 банковских подразделений. Банки постоянно наращивают свои региональные сети, порой увеличивая их вдвое в течение года. Неудивительно, что при таком плотном региональном присутствии банков страхование операций по кредитованию физлиц приносит страховщикам около 1,5 млрд грн. в год, или почти 11% валовых страховых премий.

Основные продукты, продаваемые СК в связке с банком, - это договоры имущественного страхования, страхования КАСКО, "автогражданки", а также договоры страхования жизни заемщика, если речь идет об ипотечных кредитах. В то же время через паспортные столы активно распространяются полисы страхования лиц, выезжающих за границу. В свою очередь МРЭО ГАИ позволяют страховщикам навязывать клиентам полисы страхования от несчастного случая и потери трудоспособности, которые часто приходится оплачивать при получении водительских прав. При этом никто не скрывает, что полисы страхования "автогражданки" автовладельцы покупают в основном при прохождении техосмотра или пересечении госграницы. Во всех указанных случаях клиентам редко объясняют смысл заключения договора страхования. Единственное, что требуется от них, - оплатить врученную квитанцию наряду с совершением других обязательных платежей.

Очевидно, что клиенты не получают от такой страховки практически никакой пользы, тогда как компании имеют дополнительный объем страховых премий. "Законодательство запрещает продавать страховые продукты на территории подразделений МВД. Сегодня же некоторые страховые компании продают свои полисы в МРЭО и ОВИР, что является прямым нарушением действующего законодательства. Я считаю, что человек не должен страховаться по принуждению", - считает Олег Спилка, председатель правления НАСК "Оранта" (г.Киев; с 1993 г.; более 9 тыс.чел.).

Существует вероятность, что пришедшие в Украину западные СК не будут вмешиваться в накатанные схемы распространения страховых продуктов. В частности, крупная австрийская СК "Wiener Staedtische" не стала отказываться в 2005 г. от покупки акций СК "Княжа", которую АМКУ оштрафовал за нарушения на рынке "автогражданки". Более того, представители Wiener Staedtische не раз подчеркивали, что заинтересованы в использовании опыта и наработок украинских акционеров и менеджмента компании на местном рынке.

Рынок сверхприбылей

Если в странах Европы и США страховые выплаты порой достигают 70% и более, то в Украине данный показатель- 26,5%

Украинский страховой рынок остается привлекательным как для местных страховых компаний (СК), так и для западных игроков. И это не удивительно, так как страхование в Украине является высокодоходным бизнесом. По итогам 2006 г. СК собрали 8,77 млрд грн. чистых страховых премий, тогда как выплаты составили всего 2,33 млрд грн. Соответственно, уровень выплат на местном страховом рынке составил 26,5%, что намного меньше, чем в странах Западной Европы и США, где данный показатель порой достигает 70% и более. Такое положение дел позволяет местным компаниям получать сверхприбыли. Тем более что в Украине СК облагаются 3%-ным налогом с валовых сборов, а не 25%-ным налогом на прибыль, как остальные предприятия. Естественно, условия ведения бизнеса и соотношение страховых сборов и выплат в Украине не могли не заинтересовать западные страховые компании, желающие заработать на развивающемся рынке.

Возможности быстрого заработка и широкое поле для захвата доли рынка уже привели в Украину многих иностранных страховщиков. В частности, дочерними компаниями в Украине располагают такие крупные страховщики, как AIG (ALICO AIG LIFE), PZU SA ("PZU Украина" и " PZU Украина Страхование жизни"), QBE, UNIQA ("Кредо-Классик" и "UNIQA-Жизнь"), Wiener Staedtische ("Юпитер", "Глобус", "Княжа"), Allianz ("РОСНО Украина" и "Allianz РОСНО Жизнь"), Generali Group ("Дженерали Гарант" и "Дженерали Гарант Страхование жизни"), Fortis ("Fortis Страхование Жизни Украина") и др.

Местные инвесторы также активно интересуются страховым рынком и регистрируют новые СК. Если в 2005 г. в реестре Госфинуслуг насчитывалось 398 СК, то по итогам 2006 г. - 411 СК. В общей сложности на 01.10.06г. в Украине присутствовало 66 СК с иностранным капиталом, тогда как по итогам 2005г. Госфинуслуг было зарегистрировано 58 таких компаний. При этом каждый приходящий в Украину иностранный страховщик заявляет о планах по вхождению в десятку лидеров страхового рынка.

Страховой спрут

Упомянутые выше каналы продаж страховых продуктов хотя и приносят компаниям стабильные поступления, однако ставят их в зависимость от банков или местных органов власти. Вследствие этого страховщики продолжают активно наращивать собственные региональные сети. По данным регулятора, на 03.05.07 г. в реестре Госфинуслуг насчитывалось 1462 отдельных подразделения СК, которые имеют право предоставлять финансовые услуги. "Кроме того, компании располагают представительствами и другими подразделениями, численность которых достигает 3 тыс., - отмечает Сергей Корень, директор департамента страхового надзора Госфинуслуг. По его словам, наибольшую активность в наращивании филиальных сетей проявляют СК с иностранным капиталом и крупные местные страховщики. В то же время мелкие компании часто вынуждены сворачивать или реорганизовывать региональные сети. "Вести баланс отдельного подразделения довольно дорого. Многим местным СК не хватает ресурсов для поддержания филиальной сети, и они реорганизуют филиалы в безбалансовые представительства", - поясняет Сергей Корень.

Нежелание населения связываться со страховой компанией часто приводит к тому, что наибольшие результаты в Украине показывают западные игроки, использующие обширную сеть страховых агентов, а также продажи по системе MLM (Multi Level Marketing), которой активно пользуются распространители косметики и средств для похудения. Некоторые украинские страховщики полагают, что иностранные компании уже в ближайшем будущем сделают основную ставку на развитие обширной агентской сети и MLM-технологии продаж. "Ритейловые страховые компании будут бороться за потребителя путем создания агентских сетей. Какие-либо более инновационные способы продвижения своих услуг на украинском рынке западные страховщики вряд ли смогут предложить", - уверяет Олег Спилка.

На рынке страхования жизни уже имеются примеры использования в Украине западными страховыми компаниями агентов и сетевых технологий продаж. В частности, на активном использовании агентских сетей свой бизнес в Украине строят такие иностранные компании, как GRAWE и ALICO AIG LIFE. "До настоящего момента сетевой маркетинг показал себя как единственный эффективный канал сбыта на украинском рынке страхования жизни. По мере изменения качества спроса от крайне пассивного к более активному в Украине будут развиваться другие методы продаж", - считает Роман Дэнис, национальный менеджер GRAWE Group в Украине (СК "Граве Украина"; г.Киев; с 1998 г.; 20 чел.). Впрочем, не все участники рынка готовы полагаться на сети страховых агентов и других посредников. "Агентская сеть более рентабельна в краткосрочной перспективе и менее затратна с позиций обеспечения функционирования. Вместе с тем она значительно менее стабильна с точки зрения долгосрочного присутствия страховой компании на региональных рынках, - полагает Василий Фурман, генеральный директор АСТ "Вексель" (с 1994 г.; около 500 чел.).

Наибольшую сеть региональных подразделений и агентов на сегодняшний день имеет НАСК "Оранта", правопреемница "Укргосстраха". В частности, компания располагает штатом страховых агентов в 7 тыс.чел. В то же время активно агентские сети используют такие СК, как "Универсальная" - 1,05 тыс. чел., "АСКА" - 1,2 тыс. чел., " PZU Украина" - 1,5 тыс. чел., СГ "ТАС" - более 2,8 тыс. чел. На рынке страхования жизни наиболее активно страховых агентов используют GRAWE, ALICO AIG LIFE, "Fortis Страхование жизни Украина".

Несмотря на мобильность и относительно малую затратность агентской сети по сравнению с сетью филиалов и отделений, страховые агенты могут принести немало проблем страховой компании. Слабое место страхового агента - отсутствие ответственности перед клиентами, так как его единственная задача - продать полисы страхования. Нередки даже случаи, когда страховые агенты оказываются замешанными в продаже фальшивых страховых полисов.

Проблемы качества агентских сетей и квалификации агентов являются настолько острыми, что некоторые компании пошли на создание собственных школ по подготовке страховых агентов. В частности, школы страховых агентов уже работают при СК "PZU Украина", "АСКА", "НОВА", "ВЕСКО", "Провідна", СГ "ТАС", а также "Fortis Страхование Жизни Украина".


 

С Уважением,

Мельников Константин (Bormaley)

bormaley@finans.net.ua


Сайт предназначен для облегчения жизни тем, кто хочет разобраться в бурном финансовом мире.

На сайте полезная и интересная информация, которая поможет Вам максимально быстро сориентироваться в финансовом мире.

http://finans.net.ua/

 


В избранное