Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Академия Security

  Все выпуски  

Академия SECURITY


Служба Рассылок Subscribe.Ru

БИБЛИОТЕКА БЕЗОПАСНОСТИ

АКАДЕМИЯ 
SECURITI

 N 4   ( 8 декабря 2001г.)

 

ПОДГОТОВКА ДОЛЖНА БЫТЬ И ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ

 

Фактически к моменту выхода в свет Закона учебные заведения указанного профиля готовили три основные категории выпускников: охранников, телохранителей и сотрудников непосредственно служб безопасности. И как бы не именовались эти работники в Законе, требования рынка подсказали спрос именно на эти категории профессионалов, на эти три специальности.

Статья 15 указанного Закона регламентирует создание негосударственных образовательных учреждений и разработку для них программ. И видимо, не случайно эта статья оказалась в разделе IV Закона, который озаглавлен "Смешанные формы детективной и охранной деятельности".

Именно из потребностей деловых структур-заказчиков в подготовке кадров для защиты коммерческой, научно-технической и производственной деятельности складывались "стихийные" учебные программы.

На заре появления школ (курсов, центров) по подготовке специалистов в области безопасности бизнеса решались следующие основные задачи: обучение основам организации и методам работы служб безопасности на предприятиях с различной деловой ориентацией и особенностями охранной деятельности по защите объектов (территорий, зданий, помещений, складов, грузов, транспортных средств, материальных ценностей и лиц). И сразу же остро встала проблема: как привить слушателям желание выбрать в качестве основной профессию "сотрудник службы безопасности" с профилированием ее по трем основным специальностям.

За год функционирования школы безопасности предпринимательской деятельности география направляемых на учебу слушателей охватывает более полусотни городов, в первую очередь крупных, от Владивостока до Риги и от Мурманска до Владикавказа. Слушатели прибывают из производственных структур (нефтедобывающих и перерабатывающих химических, металлургических, горнодобывающих и угольных предприятий, индустрии ширпотреба и продовольственных предприятий), коммерческих банков и страховых обществ, из МНТК, НИИ, торговых домов, спортивных, строительных и информационных и, наконец, из частных охранных бюро.

Различен диапазон должностей: от коммерческого директора, которому поручено создать и возглавить службу безопасности, до частного охранника. Причем процент слушателей с опытом работы в правоохранительных органах весьма мал. Образование их в основном среднее и среднее специальное. Но слушатели, претендующие на роль руководителей и сотрудников службы безопасности, как правило, обладали базовой подготовкой в учебных заведениях правоохранительных органов, органов госбезопасности или спецназовской.

Основной возраст слушателей колеблется в пределах 25-35 лет, по категории охранной деятельности - ниже. Слушатели идут в Школу с надеждой приобрести надежную профессию. Понимая их озабоченность, наша Школа поставила перед собой двуединую задачу - обучения профессиональным знаниям и умениям и воспитания чувства удовлетворения от работы по этой профессии и желания посвятить ей жизнь. Достаточно сказать, что каждый второй выпускник Школы поддерживает с нами деловые отношения и с видимым нетерпением ожидает момента, когда в Школе начнут работать курсы по переподготовке и повышению квалификации. Именно от таких наших бывших слушателей мы узнаем, какие вопросы профессиональной деятельности их беспокоят больше всего и как сотрудников службы безопасности, и как охранников, и как выполняющих функции телохранителей.

Опыт работы Школы со слушателями, разными по образовательному уровню, прошлым профессиям, возрасту и жизненным устремлениям, подсказал основные вехи при разработке учебной программы по направлениям, разделам и темам. Школа исходила из того, что до появления официально зарегистрированных полноценных негосударственных учебных заведений с хорошо скоординированной программой обучения сотрудников для смешанной охранно-сыскной деятельности, то есть для служб безопасности предприятий, существует насущная необходимость заполнения своеобразной "ниши" по целевой подготовке кадров. Деловой мир не может ждать, пока школы (курсы, центры) развернут учебную работу в полном объеме и на законных основаниях начнут учебную работу с учетом их деловых интересов.

Например, одно из нефтехимических предприятий в Сибири имеет службу безопасности ("де-факто") почти из ста человек: 13 сотрудников в службе безопасности ("штабистов"), 80 - в четырех группах охраны при длине периметра территории комбината в 9 километров. В других местах кто-то вынужден с достаточной степенью профессионализма противостоять хищениям продукции и интеллектуальной собственности, потери от которых сегодня носят обвальный характер. Но кто именно способен этим заниматься? И не завтра, а немедленно?

Ориентируясь на разнообразные деловые структуры, Школа ищет оптимальные, как правило, компромиссные решения в связке: предприниматель-заказчик, учебная программа, Закон. В частности, в рамках статей 1, 11 - 12, 13 - 15.

Способствуя созданию атмосферы увлеченности и преданности профессии сотрудника службы безопасности в широком смысле слова, сотрудники и преподаватели Школы усиленно внушают слушателям необходимость уважительного отношения к подобному роду деятельности. Лейтмотивом при этом избран факт высокого престижа людей этой профессии во всем мире, независимо от конкретной специализации. Значимость служб безопасности для деловых структур породила высокую ответственность во взаимоотношениях представителей этой службы и работодателей.

Подчеркивается, что сегодняшний охранник или телохранитель завтра в связи с возрастным цензом станет сотрудником сыскных подразделений службы безопасности. Естественно, что после дополнительной профессиональной подготовки.

Характерно, что идея поэтапного вхождения в профессию в зависимости от возраста, наклонностей и специальной подготовки находит живой отклик среди слушателей, особенно молодежи. Делая ставку на молодых слушателей, которые в сегодняшних сложных условиях рынка ищут свое место в деловом мире, Школа ориентирует преподавателей на всемерную пропаганду этой идеи. И кому, как не сотрудникам с длительным стажем работы в органах госбезопасности и правоохранительных органах, занять подобную позицию в отношении молодых людей - слушателей Школы.

Сегодня учебная программа школы безопасности предпринимательской деятельности рассчитана на частных охранников. Она предусматривает обучение в течение шести недель и составлена на основе трех направлений: общая подготовка, специальная профессиональная подготовка и общая профессиональная подготовка (300 часов, 20 разделов, 100 тем).

Специализация осуществляется за счет организации занятий по профессиональным интересам слушателей, разбиваемых на потоки. Так, охранники получают знания и практические навыки в области средств и методов работы по специфике внешней и внутренней защиты объектов, а сотрудники личной охраны - еще и специальную физическую подготовку по профилю своих основных функциональных обязанностей.

Все категории слушателей проходят курс лекций по общим проблемам безопасности предпринимательской деятельности в условиях становления рыночных отношений.

Общая подготовка частного охранника включает правовые основы его деятельности и минимум криминалистической подготовки в рамках функциональных обязанностей частного охранника. А также раздел медицинской подготовки.

Специальная профессиональная подготовка предусматривает изучение физической охраны объектов, включая ряд по действиям в чрезвычайных ситуациях. Курс технической защиты объекта имеет целью в течение двух десятков часов помочь слушателям разобраться в проблеме и получить отдельные навыки в применении охранником технических средств защиты, средств связи и спецтехники для выполнения охранных функций. Нам видится, что физическую подготовку следует подразделить на занятия общего характера (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей), специального - применительно к деятельности охранника и, как альтернатива специальной физической подготовке, подготовка сотрудников личной охраны, набор в которую ведут с учетом спецподготовки в особых подразделениях армии и внутренних войск.

Завершает специальную профессиональную подготовку курс "Огневая подготовка", который включает в себя обучение правовым основам применения огнестрельного оружия, методам активной защиты и применению специальных средств.

Камнем преткновения при утверждении этой новой рабочей программы может стать третье направление подготовки частного охранника - "Общая профессиональная подготовка". Этот краткий курс рассчитан часов на сорок и имеет целью сориентировать частного охранника в общих вопросах деятельности подразделений деловых структур, занятых обеспечением безопасности.

Курс предусматривает введение в проблемы деятельности службы безопасности объекта, вопросы охраны коммерческой тайны и психологическую подготовку. Все разделы имеют тенденцию увязки функций частного охранника с общими задачами службы безопасности.

И действительно, специально подготовленный по вопросам службы безопасности объекта охранник, несомненно, профессионально более надежен в исполнении своих обязанностей. Он будет ощущать себя частицей общего сложного процесса обеспечения безопасности охраняемого объекта. И неизбежно станет задумываться над перспективой профессионального роста в рамках этой службы.

Оптимальным набором тем по общим проблемам службы безопасности могли бы стать проблемы защиты предприятия в целом, место службы безопасности в системе деловых структур и основы управления ею, работа службы с персоналом, партнерами и клиентами, противодействие конкурентам и криминальным элементам. Эффективность деятельности частного охранника станет выше, если он будет сориентирован на сознательное поддержание режима конфиденциальности и на оказание действенной помощи в ее защите.

Думается, что просветив охранника относительно его функций по охране коммерческой тайны, деловая структура в целом сможет приобрести сознательного союзника по выявлению и противодействию ее нарушителям.

В этой связи охраннику следует шире представлять себе сущность режима конфиденциальности в деловых структурах, например, при защите информационной техники или при обеспечении безопасности работы каналов связи от перехватов.

Исходя из вышесказанного, Школа считает, что такие занятия по общей профессиональной подготовке по могут многим слушателям не только более осмысленно нести охранную службу, но и утвердиться в намерении сделать профессиональную карьеру в службах безопасности.

И наконец, о психологической подготовке. Сейчас ни одно мало-мальски уважающее предприятие (будь то государственное или частное) не обходится без учета возможностей психологии в интересах дела. Особенно это проявляется в условиях коллективной работы, в деловом общении с партнерами и клиентами. Психологическая подготовка уже давно переросла рамки только специализированных учебных заведений и имеет право стать самостоятельным разделом в учебных программах школ нашего типа.

В какой бы жизненной ситуацией не оказался охранник с такой широкопрофильной подготовкой в вопросах права и медицины, психологии и соблюдения конфиденциальности, он сможет применить полученные знания и навыки в интересах дела.

С появлением первых школ по подготовке кадров для охранной деятельности обозначилась тенденция скрывать свои учебные программы друг от друга. Дело дошло до того, что одна из школ застраховала свою учебную программу на сумму с шестью нулями. Однако со временем стало ясно, что программы различных частных учебных заведений в основном имеют одинаковое содержание. И это логично - заказчик-то у нас один, один и источник подобных программ - МВД т другие органы.

Сегодня соответствующие подразделения Министерства образования и МВД РФ ведут интенсивную работу по созданию типовой программы обучения частного охранника, а в дальнейшем - детектива.

Но трудно не согласиться с тем, что учебная программа сильна не только своим содержанием. Ее душу составляет методика обучения, привносимая преподавательским составом. Наша Школа отвергает идею конкурентной борьбы за счет скрытности действий в процессе обучения.

Сделав ставку на подбор лучших преподавателей по всем дисциплинам с оптимальным дифференцированием предметов, Школа привлекла для работы со слушателями, в том числе и по профилирующим предметам, преподавательские кадры из высших учебных заведений. Золотой фонд Школы составляют препоадаватели-практики и практические работники. Среди них - доктора наук, высококлассные специалисты, в том числе и уникальные, тяготеющие к преподавательской деятельности, или уже сказавшие свое слово в специальных изданиях, естественно, применительно к проблемам подготовки охранных кадров. Многие из них владеют эффективными методическими приемами и средствами наглядности обучения.

Рынок охранников столько велик, что работы по подготовке кадров хватит не на один десяток школ нашего профиля. Сегодня нужно искать возможности по объединению усилий в области методики преподавания с опорой на серьезные учебные пособия, эффективные технические и другие средства наглядности в учебном процессе.

 

Рассылка "Академия SECURITY
Автор: Юрий Тарасов jtarasov@peterlink.ru 
Периодичность:
1-2 раза в месяц
Количество подписчиков: 30

 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное