Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Библиотека Вебстроительства - новости, статьи, обзоры


лого сайта www.i2r.ru

БИБЛИОТЕКА CАЙТОСТРОИТЕЛЬСТВА

новости, статьи, обзоры
::: в ы п у с к    193 :::18 февраля 2006г.

И снова здравствуйте, уважаемые мои читатели! Представляю вам 193-й выпуск нашей рассылки. Надо же - всего через семь выпусков нужно будет отметить юбилейный, 200-ый. Последнее время мы получаем довольно много писем от подписчиков, благодарных читателей, это радует, значит - информация в рассылке нужная и востребованная. Я периодически предлагаю обсудить качество выпусков, приглашаю к обсуждению и сейчас (в авторском блоге).
Можно не только покритиковать содержание-оформление нынешних выпусков, можно так же предлагать темы, которые хотелось бы осветить, о чем хотелось бы узнать. Потому что как-то по большей частью молча все, тихо (у Клюева в сказке "Между двух стульев" был герой - муравей (или его не было) - которого никто не видел. Злющий. На глаза не показывается, не ругается, злится и молчит).

Сегодня мы вернемся к основной теме наших выпусках - о дизайнерах и создаваемых ими интерфейсах. А так же о взаимодействии и комплексных услугах. Кстати мои знакомые программисты очень потешаются, когда я озвучиваю фразу "дизайнер занимается проектированием и разработкой интерфейсов", и меня ехидно так называют "проектировщик интерфейсов", и на самом деле считают, что задача дизайнера - кнопочку нарисовать. Ну, или логотип, чего уж там. Отношение программистов к дизайнерам известно, однако и сами дизайнеры в немалой степени способствуют тому, чтобы им в процессе разработки определяли именно такое место.

Обидная, но часто встречающаяся ошибка дизайнера - непонимание сути своей работы.
С каждым годом, с каждым месяцем сетевые сервисы все больше становятся частью нашей жизни, все больше доступными каждому человеку, а вовсе не только небольшой группе избранных и посвященных. Узнать прогноз погоды или расписание маршрутов, совершить покупку, договориться о встрече или оповестить весь мир о собственных услугах. Рядовой пользователь Интернета становится все более просвещенным, а каждый пользователь - это и есть потенциальный заказчик веб-сайта, работодатель для дизайнера. И давно ушли в прошлое времена, когда фирма заказывала сайт, по большому счету не понимая, зачем он им нужен, поддаваясь моде или следуя примеру конкурентов. Руководители фирм в большинстве своем совершенно четко осознают, на что выделяется бюджет, какие цели и задачи должен выполнять сайт и за что платятся деньги веб-разработчику.

Все большее количество веб-студий объявляют свои услуги примерно так: "...предоставляем комплекс услуг по разработке и продвижению веб-сайта..." - именно комплекс. Клиенту не нужен сайт "чтобы был", ему нужен работающий инструмент, сервис, каким-то образом способствующий развитию его бизнеса. Не нужен дизайн как таковой, нужна прибыль. Не нужен красивый, креативный визуал, нужен такой дизайн интерфейса, который поможет посетителю этого конкретного сайта быстро найти необходимую информацию, услугу, товар, зарегестрироваться и совершить покупку.

Казалось бы - все понятно, прописные истины. Однако - уж сколько раз твердили миру... а уверенность многих веб-дизайнеров в своем особенном предназначении непоколебима. И они упорно продолжают утверждать, что разработка дизайна сайта и его последующие оптимизация и продвижение - вещи никак не связанные, требующие отдельных бизнес-планов с разной логикой. И в результате в сети появляется еще один красивый, но нежизнеспособный веб-сайт, жизненный цикл которого заканчивается, как только заканчивается период, когда хостинг и доменное имя проплачены и приходит время еще раз вложить в сайт пусть и не большие, но все же - деньги. И тогда тот самый заказчик, теперь уже полноправный владелец сайта, задается закономерным вопросом - зачем? Зачем платить за сайт, который не работает?

Пускай в реальной жизни все не всегда так критично, суть от этого не меняется - сайт должен приносить прибыль, прямую (как в случае Интернет-магазинов), или опосредованную - когда сайт создается для дополнительной рекламы какой-то торговой марки или представляет собой информационный портал, популяризирующий сервис и способствующий созданию community, Фан-клуба и т.д. Это означает, что еще перед началом разработки дизайна интерфейса обязательно нужно спланировать тот самый озвученный выше "комплекс", и бизнес-план на самом деле нужен один - на весь проект, на логику проекта, в соответствии с его целями и задачами. И тогда не будет необходимости срочно переверстывать страницы, перерисовывать дизайн в соответствии с рекомендациями маркетолога, который будет курировать процесс оптимизации и продвижения этого проекта.

Да на сегодняшний день реально у дизайнеров больше заказов именно на редизайн, а не на разработку нулевого проекта именно поэтому - потому что бизнес-логика первоначальной разработки не предусматривала ни оптимизации, ни раскрутки. Кстати, возможно эта проблема способствует тому, что клиенты все чаще обращаются именно в веб-студии, а не к фрилансерам - когда в команде присутствуют все специалисты, необходимые для реализации комплекса - тогда хотя бы есть шанс, что для клиента данный веб-проект - не выброшенные деньги. Есть шанс, что если клиент, даже при наличии печального опыта с неработающим веб-сайтом, не разочаровался в Интернет-бизнесе и все же решился продолжать искать пути создания и развития прибыльного шанса - он получит свой "веб-сайт версия 2.0" не только с красивой мордашкой, но и с продуманным (спецами по юзабилити) удобным интерфейсом, наглядной навигацией, отличной системой управления содержанием, грамотной версткой, правильным контентом. Сайт, оптимизированный для посетителей и поисковых систем.

Кстати и фрилансеры все реже работают "по-одиночке", стремятся к кооперации, чаще - это временное сотрудничество на один-два проекта, изредка - такая распределенная команда со временем начинает становиться устойчивой, уверенной в себе "виртуальной веб-студией"; а все именно для того, чтобы была возможность предоставить клиенту так необходимый ему *комплекс услуг*. И то верно - много ли вы лично встречали дизайнеров, которые спокойно отнесутся к тому, что сайт, для которого тот делал визуальный интерфейс, в мир выставляется совсем с другим дизайном, или - с его же дизайном, но - исковерканным, перекрученным, переделанным. Всегда хочется сделать что-то нужное, если не вечное - то хотя бы долговременно востребованное. Как следствие - либо дизайнер работает в команде, где аналитики (менеджеры проекта, специалисты по юзабилити, оптимизаторы и т.д.) ставят ему конкретную, узкую задачу, вплоть до цветовой гаммы, разметки модульной сетки и стиля иконок, либо - дизайнеру приходится много учиться, в теории и на собственном опыте познавать истинную суть своей работы. И редко, очень редко присутствует интуитивное понимание того, что требуется для разработки правильного дизайна. И не зря мы периодически возвращаемся к теме юзабилити на веб-сайтах, не зря пишем о том, какое отношение имеют дизайнеры к SEO - дизайнер должен знать, что нужно для грамотной реализации, для того, что бы его творение не пришлось через два месяца отдавать на переделку другим разработчикам. Что поделать - не получается определить дизайнеру узкую задачу "картинку нарисовать". Потому что задача его - разработать интерфейс взаимодействия пользователя с сайтом, максимально удобный и наглядный.

А пока этого нет - мы продолжаем искать ответы на вопросы - "за что оптимизаторы не любят дизайнеров?" - за то, что не предусмотрена возможность использовать в документе заголовок первого уровня, а завлекательный слоган, размещенный на самом видном месте, выполнен картинкой. За то, что весь этот переливающийся дизайн сверстан так, что на первых трех экранах исходника страницы - скрипты и вложенные таблицы, необходимые для визуализации сложной модульной сетки, да еще и с кучей хитрых бордюрчиков и уголочков (а и правда, зачем дизайнеру изучать CSS, ему главное - эффектную картинку нарисовать, да как-нибудь бы порезать в код). За флешевую или java-script`овую навигацию, в которой ссылки запрятаны от всех возможных поисковиков. За неэффективную красоту.

Программисты тоже не любят дизайнеров. Программисты пишут сервисы, пишут системы управления содержанием, в общем - делом занимаются, и тут к программисту приставляют дизайнера "для красоты". И у программиста тут же перестает работать все, дизайнерские фишички, фенечки-цветочки усложняют ему жизнь, код, весь проект. Программист старается держаться подальше от дизайнера и его фишечек, собирает лаконичный функциональный и вполне так себе работающий сайт, может быть и без рисуночков и оригинальных авторских иконочек, зато никто не стоит у него за спиной и не шепчет - "здесь вот нужно убрать твою уродскую кнопку "отправить" и поставить вот эту картинку...". Кстати, если у программиста чувство прекрасного присутствует хотя бы в зачаточном состоянии, как правило визуально созданный им интерфейс очень неплохо смотрится, но ведь чаще мы сталкиваемся с ситуацией, когда довольный собой разработчик считает так: "А работает - и достаточно. Серферы приходят, читают, выбирают, покупку - совершают, а значит цель достигнута, и менять ничего не надо". Это другая крайность. Плохой визуальный дизайн, грубые несовместимые цвета, налезающие друг на друга кнопки - это как дурной тон. Так же неприятно, как небритое чудо с нестриженными грязными ногтями в мятой подранной одежде. Не является же каждый первый из вас модельером одежды, швеей, портным? Однако каждый стремится выглядеть красиво (в рамках своего вкуса и, конечно же, бюджета на визуал самого себя). Нет денег - сам себе ногти постриг, есть деньги - сделал маникюр в салоне красоты. Постригся. Дано от природы - красивые, длинные, густые волосы - так и оставим, не дано - возимся с прическами, тратимся на бальзамы. И все равно стремимся к тому, чтобы выглядеть если не суперэффектно, то как минимум аккуратно и прилично. Почему же должно быть другое отношение к своему детищу, к своему проекту?

В общем, дизайнеры могут сколько угодно утверждать, что их работа никак не связана с оптимизацией сайта, что это два разных процесса, имеющие разную бизнес-логику; суть в том, что для создания успешного веб-сайта дизайнер и оптимизатор должны хорошо понимать друг друга, стремиться к одной цели; будет это продвинутый одиночка, фрилансер-многостаночник или команда специалистов в веб-студии, у них должно быть ясное представление о том, что в итоге должно у них получиться.

Как оценить эффективность проделанной работы? Некоторое время назад базовым критерием оценки качества была статистика посещений сайта. Сейчас даже начинающие сайтостроители и бизнесмены понимают, что все на самом деле немного сложнее. Для интернет-магазина более реальным критерием будет количество продаж. Оно есть или его нет. Если нет - то почему? Может, в интерфейсе не предусмотрена форма быстрого поиска по товарам? Может, для того, чтобы совершить покупку, посетитель вынужден заполнять длинные сложные регистрационные формы, и именно это останавливает его? Или громоздкий флешевый баннер, который грузится в первую очередь - и очень надолго задерживает загрузку информационной части страницы - тот самый красивый, но бесполезный элемент дизайна?
А если продажи есть, но нет роста продаж, как найти причины? Сайт живет из месяца в месяц, серферов, так или иначе попадающих на сайт, с каждым днем становится все больше, а продажи не растут. В чем дело? Человек, совершивший первую покупку, никогда не возвращается?

Ответить на многие из этих вопросов помогает анализ статистики. Даже если оставить пока тему продвижения в поисковых системах по заданным ключевым словам, не важно, откуда - из поисковика или из массовой рассылки пришел посетитель, анализ логов покажет, на какую страницу он пришел и какие действия дальше совершал. Как долго оставался на первой странице, изучал, пытался сориентироваться - куда он попал и что он может здесь получить, на какую ссылку, кнопку кликнул далее, что просматривал. Если не зарегестрировался - какая информация его оттолкнула? На одном из проектов, помнится, именно анализ логов показал, что в дизайне главной страницы излишне выделялся блок со вторичной навигацией, и практически незаметен - основной, ведущие ссылки были неочевидны - дизайнер постарался оформить их так, чтобы они почти не отличались от обычного текста, и серфер просто не понимал, как быстро попасть в каталог товаров. Путал, переходил по вторичной навигации на страницу с дискляймером, где ему показывали текст, написанный в достаточно вызывающей манере, мол, мы тут вам ничего не должны и ничем не обязаны - и на этой странице путешествие пользователя по сайту заканчивалось - страница закрывалась, пользователь на сайт не возвращался. Пришлось задействовать дизайнера и копирайтера - первый переделал визуальный интерфейс таким образом, чтобы главная панель навигации была заметна, отдельные элементы каталога по каким-то критериям публиковались в дополнительном блоке на главной же странице, а вторичная панель навигации с дискляймером, авторскими правами и соглашениями был перенесен вниз страницы и оформлен скромнее; копирайтеру же было поручено переписать текст дискляймера на менее агрессивный. Ситуация изменилась на глазах, путь серфера по сайту не заканчивался в три хода, заметно увеличилось количество регистраций новых пользователей. И это не еденичный пример комплексного подхода к разработке и продвижению веб-сайта.

Кстати, помнится, встречала несколько месяцев назад в блоге одного оптимизатора сетования на тяжкую судьбу оптимизаторскую - работал он с дизайнером, несколько лет, несколько лет интенсивной "заточки" дизайнера под его оптимизаторские требования, обучения, вышкаливания, и вдруг - кошмар, дизайнер по каким-то причинам от него уходит! Приходит новенький. И опять заново - объяснять, спорить, браковать эскизы, обучать. Бороться с норовом и снобизмом, мириться с ущемленной дизайнерской гордостью, дабы в конечном счете воспитать таки специалиста, дизайнера, который сделает сайт, не требующий немедленного редизайна, удовлетворяющий всем критериям - красивый, удобный, доступный, оптимизированный.



Н O B O C T И

:: На движке Gecko соорудили 3D-браузер
Программа uBrowser представляет страницы в виде текстур, которые можно «натянуть» на различные 3D-объекты. Например, придать им форму шара или куба. ...>>

:: Adobe устранила ошибку в графическом пакете
Уязвимость присутствовала в таких продуктах, как Adobe Creative Suite 2, Adobe Photoshop CS2 и Adobe Illustrator CS2. ...>>

:: Ленивый серфинг входит в моду
Каждый третий американец выходит в интернет без какой-либо определенной цели. Просто для того, чтобы поразвлечься и убить время....>>

:: Веб 2.0 сравнивают с коммунизмом
Влиятельный американский журнал сравнил Веб 2.0 с коммунизмом. Пожалуй, еще никто не описывал Веб 2.0 столь поэтично, как этой сделал обозреватель Эндрю Кин из журнала Weekly Standard. ...>>

:: Вышла первая версия "Персонального поиска Яндекса"
Компания "Яндекс" выпустила первую версию программы "Персональный поиск", предназначенной для поиска информации на жестких дисках компьютеров пользователей. ...>>

:: Сколько стоит корпоративный веб-сайт
Осенью 2005 года интернет-агентство "Alt-Media Web" провело исследование предложения на рынке разработки веб-сайтов. ...>>

:: Oracle пыталась купить MySQL
Oracle предприняла попытку приобрести производителя СУБД open-source MySQL, что указывает на стремление к глубоким переменам софтверного гиганта. ...>>

:: Дизайнеров и копирайтеров призывают спасти Байкал
«Гринпис России» совместно с Агентством «Лаборатория Идей» объявляют конкурс среди копирайтеров на лучший слоган и графическое изображение в защиту озера Байкал....>>

:: Разработан поисковик для программисто
Авторы проекта Krugle сообщают о создании технологии, которая сможет помочь программистам в поиске по исходным кодам. ...>>

:: W3C открыл Incubator Activity
W3C, организация, ведающая стандартами Сети, представила новую инициативу помощи разработчикам новых технологий веба с последующей стандартизацией — Incubator Activity. ...>>

:: Семинар ADOBE FULLY LOADED в Москве
На семинаре впервые после слияния компаний Adobe и Macromedia будет продемонстирован весь спектр возможностей объединенного программного ряда двух разработчиков. ...>>

:: Лебедев открыл интернет-магазин
Как сказано на сайте, стоимость доставки включается в счет автоматически и зависит от общей массы товаров в заказе и расстояния до пункта назначения. ...>>

:: «Умный сайт» — уважение с первого взгляда
Умный сайт — смелое и не самое скромное название системы управления сайтом. Иными словами, главная задача создателей «Умного сайта», положенная в основу проекта и весьма успешно решённая, сделать процесс управления сайтом достуным для обычного пользователя. ...>>



С Т A T Ь И

:: Исследование рынка услуг по оптимизации, 2005 [оптимизация]
По итогам исследования, проводившегося в сентябре-октябре 2005 года, был сделан доклад на 4 международной конференции «Поисковая оптимизация и продвижение сайтов в Интернете», в котором была изложена часть результатов исследования. ...>>

:: Link Development vs. Traffic Development and Staying with the Times [оптимизация]
Топик c таким названием появился в форуме Webmasterworld.com - автор очень популярно расписал эволюцию основных способов получения трафика на сайт, плюсы и минусы каждого. Настоятельно рекомендую к изучению молодым продвигаторам! ...>>

:: Google учит русский язык [поисковые системы]
Новость о том, что Google начал распознавать морфологию русского языка, прошла как-то незаметно. Пока не существует ни официальной, ни полуофициальной, ни даже какой-либо достоверной информации об этом, безусловно, важном событии... ...>>

:: Откуда взялся Firefox? [инструменты]
Firefox настолько популярен сегодня, что привлекает поддержку отовсюду. Неважно, кто участник проекта и как давно им является, неважно, какова его мотивация, — он никогда не должен забывать историю развития Mozilla. ...>>

:: Этнические стили. Введение [дизайн]
В одной статье никак нельзя осветить этнический стиль в достаточной мере, но эта серия обзоров имеет цель сориентировать Дизайнера в определенной этнической культуре. ...>>

:: Илья Сегалович: Мы умеем обходить, строить и отвечать на запросы примерно по 1 миллиарду документов [поиск]
Интервью редакции ежедневного электронного журнала "Вебпланета". ...>>



У Л Ы Б Н И Т Е С Ь ! :-))

Аукционист вдохнул и оттарабанил:
- Лот номер три!! Музыкальный инструмент Василия Теркина. Па-а-прашу показать.
Помошник водрузил инструмент на помост и в зале началась буря.
- Это же баян, сцуко!!! 90 лет уже баяну!!! Убей себя!! Йаду выпей!! С разбегу ап стенку ударься!! - орала публика.
Напрасно кричал аукционист, пытаясь успокоить зал:
- Жывотные!!! Это - Гармошка!!!



Предложение авторам: Если вы хотите публиковаться, если вы хотите, чтобы ваше имя стало более известным, а ваш сайт - более посещаемым - присылайте ваши статьи о веб-дизайне, компьютерной графике, методах раскрутки сайтов, технологии флеш и на другие темы, имеющие отношение к Сайтостроительству, редактору раздела.


::: рассылку ведет:     Татьяна Вукс      http://www.i2r.ru     копирайт 2006 :::


В избранное