Долгое
время у меня в голове не было четкого разделения понятий «структура
сайта» и «система навигации». Дело не в том, что это какой-то большой
секрет или высокая материя, нет. Просто я никогда об этом не
задумывался. Подобное случается сплошь и рядом: мы не берем в расчет
очевидные вещи из-за того, что в голове нет четкого образа.
То же самое со структурой и навигацией. Важно понять, что навигация прикручивается к структуре, а не наоборот.
Раньше я чуть ли не начинал разработку сайта с создания меню. Причем
думал сразу о наименовании разделов, иерархии, о том, как же сделать
выпадающее меню, каким шрифтом выводить в нем текст, и чтобы во всех
браузерах выглядело одинаково. А ведь так нельзя.
Меню — это одна из видимых проекций системы навигации. А система
навигации в свою очередь обслуживает структуру сайта, предоставляя
доступ к информационному наполнению. И понятно, в каком порядке
элементы этой цепочки нужно разрабатывать.
Система навигации сайта должна быть придумана до начала воплощения
средств навигации в действительность и описана достаточно абстрактно.
То есть это описание может не включать, например, конечные названия
разделов, но должно содержать информацию о важности страниц для
пользователя, чтобы потом точно знать, насколько глубоко можно тот или
иной контент прятать.
Через некоторое время я попробую рассказать о том, как я понимаю «конструирование абстрактной системы навигации».
А в этом материале описан и даже показан на фотографиях реальный жизненный пример. Вы вполне можете проделать этот трюк со своими сайтами и блогами. Если действительно соберетесь повторить эксперимент,
расскажите, пожалуйста, что у вас получилось.
Когда записей в моем блоге было в два раза меньше, чем сейчас, я предпринял первую попытку категоризации контента.
На 16 статей у меня получилось 10 категорий, количество которых со
временем выросло до 14. Еще на прошлой неделе соотношение теоретически
было таким: на одну категорию приходилось две статьи. На самом деле в
одних категориях было по 2—3 материала, а в других по 8—10. Многие
статьи включались в несколько разделов одновременно.
Например,
в категорию «Примеры» помещались любые статьи со словом «например».
Абсурдно, не правда ли? Не знаю, о чем я думал, создавая этот раздел.
Кстати, в декабре по количеству внутренних переходов он был лидером. И
вот я задумался: «А что посетитель, выбравший из списка именно эту
категорию, надеется в ней найти? Ведь он наверно ждет примеры проектов,
серьезно и подробно описанные. Но там же внутри совсем не то. Выходит,
я обманщик и негодяй?»
Но довольно стихов, к делу. К первому
циклу категоризации я отнесся халатно, посчитав, что 16 статей легко
разложатся по категориям прямо в голове. Похоже, ошибся. В этот раз я
применил упрощенный вариант метода «сортировки карточек».