Прошли
те времена, когда техническое задание на сайт было диковинкой. Сейчас
разработка интернет-проекта без хотя бы плохонького ТЗ является
признаком несерьезного подхода, не правда ли? Чудо происходит на наших
глазах: люди начинают признавать важность проектной документации. Пока
еще писать дельные технические задания на сайты умеют единицы, но
сегодня не об этом.
Слышали вы о ТЭО?
Чаще всего в русском Интернете встречается такое определение: «Технико-экономическое обоснование (ТЭО)
— это расчет экономической целесообразности осуществления проекта,
основанный на сравнительной оценке затрат и результатов, эффективности
использования, срока окупаемости вложений».
Для среднего сайта не нужно писать настоящее ТЭО. Например,
обоснование выбора аппаратного и программного обеспечения для проекта
вряд ли сильно поможет. Набросайте на листочке пессимистичный сценарий
развития. Оцените вложения в создание и обслуживание сайта и
потенциальные выгоды. Учитывайте не только финансовые ресурсы. Все
расходы и доходы выразите в денежном эквиваленте и посмотрите, что
получается.
Если сайт явно не окупается, не печальтесь. Скорее всего придется
модифицировать существующий проект, придумать нечто, способное изменить
соотношение затрат и прибылей в лучшую сторону. В первую очередь
постарайтесь повысить отдачу, а уж потом сократить издержки.
Итак, до начала разработки должен появиться документ, ясно
показывающий выгоду от сайта. Прибыль необязательно должна быть
финансовой, нематериальные активы тоже требуют вложений. Но нужно четко
уяснить, что «построение сообщества лояльных потребителей» или
«формирование положительного образа компании» — слишком общие
формулировки.
Необходим здравый, пусть и очень условный расчет. Спросите себя:
«Действительно ли сообщество из двадцати лояльных потребителей вернет
5000 $, вложенных в сайт?» И попробуйте честно себе ответить.
Допустим,
открывается магазин постельного белья в Калуге. Ассортимент неширокий,
но товар качественный, подобранный со знанием дела. У владельца
магазина появляется мысль сделать сайт. Он сам себе удивляется, потому
что идея бредовая, но всё же решает прикинуть, что выходит «по
деньгам». Оригинальный предприниматель не умеет делать сайты, но
является вполне опытным пользователем Интернета. Итак, он начинает не с
расходов, а с доходов.